"Технология смыслового продуктивного чтения на уроках истории"
статья по истории (11 класс)
О техгологии смыслового и продуктивного чтения на уроках истории и обществознания как инстирумента подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_smyslovogo_chteniya_i_kriticheskogo_myshleniya._zadaniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 26 № 1764
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.
Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.
Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования — это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль школы;
2) принципы образовательной политики в РФ;
3) основные направления реформы образования;
4) эффективная модель образования.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Задание 24 № 3503
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Могут быть приведены следующие:
аргументы в подтверждение:
1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху царского режима
2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными;
3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца преобразования Столыпина.
4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй, соответственно ;|
5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания
6) Поражение в русско - японской войне.
7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения рабочих...
Аргументы в опровержение:
1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами;
2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность политических партий;
3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную Думу
4) отменил выкупные платежи.
Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
Задание 21 № 368
На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.
Из сочинения историка.
«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движения". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.
Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.
В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <...> и всеми видами снабжения».
Пояснение.
Могут быть указаны следующие задачи Тарутинского марш-манёвра:
— сохранить армию;
— защитить стратегически важные регионы страны (прикрыть Калугу, где были сосредоточены военные запасы, и Тулу с оружейными заводами);
— обеспечить пополнение и снабжение русской армии (расположиться лагерем в Тарутино)
Задание 24 № 4103
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. были выгодны для России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
-был ослаблен главный противник России на Балканах - Турция;
- Россия была максимально близка к решению проблемы со средиземноморскими проливами.
2) в опровержение, например:
- ухудшаются отношения с Германией и Австро-Венгрией;
- усиливается влияние на балканские страны Австро-Венгрии и Германии;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения на уроках математики
«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии
Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе» конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и...
Технология продуктивного чтения на уроке географии в 8 классе.
Разработка урока "Почва- особое природное тело" с использованием технологии продуктивного чтения....
Приемы смыслового (продуктивного) чтения как основа формирования универсальных учебных действий
В презентации представлены приемы смыслового чтения, которые можно использоать на уроках обучающего чтения...
"Технология смыслового и продуктивного чтения на уроках истории и обществознания"
Методика технологии смыслового и продукттвного чтения на уроках истории и обществознания как инструмента подготовки старшеклассников к ЕГЭ...
Доклад: Технология продуктивного чтения на уроках истории"
Данный опыт работы был представлен на районном семинаре заместителей директоров...