Начальный этап Великой Отечественной войны (лето-осень 1941г.)
план-конспект урока по истории (10 класс)

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Конспект урока Истории России в 10 классе. Конкурсное задание «Урок».Сформировать представление об основных событиях начального периода Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._nachalnyy_etap_vov.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

 НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (лето-осень 1941г.)

Конспект урока Истории России в 10 классе. Конкурсное задание «Урок»

п.Саланчик

31.03.2021


Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок-лекция с элементами самостоятельной и групповой работы.

Цель урока: сформировать представление об основных событиях начального периода Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)

Задачи: дать сведения, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер; формировать представление о начале Великой Отечественной войны; раскрыть причины неудач Красной армии в начальный период войны и провала германского плана «Барбаросса».

Планируемые результаты урока:

  • Учащиеся смогут охарактеризовать место, обстоятельства, участников, результаты начального периода Великой Отечественной войны;
  • Уметь работать с историческими документами;
  • Учащиеся должны соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
  • Должны использовать статистическую (информационную) таблицу, как источник информации;
  • Учащиеся должны уметь составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций;
  • Уметь работать с картами, схемами,  читать легенду исторической карты;
  • Учащиеся должны продемонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике.

Информационные ресурсы: учебник Никонов В.А., Девятов С.В., 2020 год, карта «Великая Отечественная война», карта для индивидуальной работы «Отечественная война. Июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.», контурная карта «Военные действия 1941 – 1942 гг.», компьютер, проектор, экран, фотоматериалы для групповой работы, текстовой материал для индивидуальной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Ученики приветствуют учителя.
  2. Проверка пройденного материала.

 - Когда началась Вторая мировая война?

 - Назовите страны, поддерживавшие идеи фашизма?

 - Назовите имена  и фамилии тех, кто изображен на этих фотографиях?

 - Какие территории были присоединенных к СССР в 1940 году? (Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия, Буковина, Западная Украина, Западная Белоруссия)

  1. Актуализация знаний.

Напрягая все силы, Советский Союз готовился к войне. За десятилетие, предшествовавшее нападению Германии, выросло промышленное производство, производство вооружения выросло в 70 раз. Численность Красной армии выросло почти в три раза. Сотни тысяч командиров проходили переподготовку. Вновь назначенные командующие и начальники штабов имели опыт боевых действий в Испании, на Халкин-Голе, в Финской кампании. Страна обладала большим количеством современного вооружения: танки, новейшие самолеты, системы залпового огня; был сильный флот.

6 мая 1941 года И.В.Сталин стал председателем совнаркома, взяв в свои руки все нити власти в преддверии надвигавшейся войны.

  1. Мотивационный этап.

Никто и никогда еще не был полностью готов к любой войне, даже величайшие военные империи в истории планеты. И им случалось терпеть поражения. Но степень готовности страны  к войне, как правило, определяется по ее результату. СССР войну выиграл.

 - Как вы думаете, какое событие запечатлено на этих фотографиях? (нападение Германии на СССРР) РАБОТА С ФОТОГРАФИЯМИ СО СЛАЙДА

 Наш сегодняшний урок мы с вами посвятим первым месяцам Великой Отечественной войны.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА НА ДОСКЕ И В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ УРОКА.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ЛЕТО-ОСЕНЬ 1941 Г.)

  1. Изучение нового материала.
  1. Нападение Германии на СССР. Рассказ учителя.

На рассвете 22 июня 1941 года Германия вероломно без объявления войны напала на СССР, вторгшись в ее пределы на протяжении всей западной границы. Бомбовые удары были нанесены  по железнодорожным узлам, аэродромам, мирно спящим городам. Одновременно СССР объявили войну Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия.

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА – НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Запись на доске и в индивидуальной карте урока.

 В полдень министр иностранных дел В. М. Молотов сделал радиообращение к гражданам Советского Союза.

  1. Комментированное /Самостоятельное чтение учащихся.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО В. М. МОЛОТОВА 22 июня 1941 г.

Граждане и гражданки Советского Союза!

Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — ЖитомирКиевСевастопольКаунас . …Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.

… Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны (…) отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. (…) Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом…


Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами! 

- Какие территории были обстреляны?

 -  Как оценивается нападение Германии Советским правительством? 

- Как в обращении Молотова характеризуется начавшаяся война?

 - К чему призывал  граждан Советского Союза в своем обращении  Молотов?

 - Как вы думаете, каковы были причины нападения Германии на СССР? 

В Москве осознавали угрозу близкой войны.  К 1941 году Гитлер намеревался осуществить свою  «главную цель»  - разгромить Советский Союз. Программа Гитлера предусматривала установление «мирового господства германо-арийской расы», и провозглашала одной из целей захват и колонизацию СССР и истребление большей части его «расового неполноценного населения».

 - Что предусматривала программы установления «мирового господства германо-арийской расы»?

  1. План Гитлера. Рассказ учителя. Работа с картой на экране, ученики с индивидуальными картами.

Согласно плану «БАРБАРОССА» немецко-фашистские войска, готовившиеся к наступлению, составляли четыре группы армий «Норвегия», «Север», «Центр», «Юг»- перед каждой из которых стояли свои особые задачи.

ПЛАН «БАББОРОСА» - ГИТЛЕРОВСКИЙ ПЛАН МОЛНИЕНОСНОЙ ВОЙНЫ. Запись на доске и в индивидуальной карте урока.

Это план предусматривал внезапное нанесение серии мощных ударов крупными силами танковых, механизированных войск и авиации с целью расколоть, окружить и уничтожить силы красной армии, дислоцированные на западных границах и выйти на линию Архангельск - Куйбышев – Астрахань.

  • Группа армий «Север»  - должна была наступать из Восточной Пруссии в направлении на Прибалтику, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море.
  • Группа армий «Центр» - наиболее оснащенная из всех трех, должна была нанести мощный удар на флангах советских войск, соединиться в районе Минска и продолжить наступление через Смоленск на Москву.
  • Группа армий «Юг», уничтожив силы Красной Армии в Западной Украине и к западу от Днепра, должна была захватить Киев, продолжить наступление на Харьков, Ворошиловград, Крым.
  • Немецкая армия «Норвегия» - с территории Норвегии и Финляндии, которые должны были захватить Мурманск, и две финские армии, нацеленные на овладение Ленинградом с севера.
  1. Работа с картой у доски одного учащегося. Остальные учащиеся следят по настольным цветным картам.

 - Покажите западную границу СССР к началу войны.

 - К какой линии должны были выйти немецкие войска по плану «Барбаросса»?

 - Покажите направление движения группы армий «Север». Какие территории он должен был захватить? Назовите их.

 - Покажите движение группы армий «Центр». Основные цели этой группы армий? Назовите их.

 - Покажите движение группы армий «Юг». Основные цели этой группы армий? Назовите их.

 - Каковы были планы немецкой армии «Норвегия» и двух финских армий? Покажите и назовите их.

  1. Самостоятельная работа с контурными картами. Нанести на контурную карту основные направления ударов, наступающих немецких  групп армий «Норвегия», «Север», «Центр», «Юг»
  2. Рассказ учителя. Готовность  Германии и СССР к началу войны.

Для осуществления плана немецкое командование сконцентрировало на границе с СССР почти 5 млн человек, 190 дивизий, более 4 тысяч танков, 47 тыс. орудий и минометов, около 4,5 тыс.самолетов.

Советские вооруженные силы также обладали огромным потенциалом. Более половины частей армии были развернуты в западных приграничных военных округах.

  1. Групповая практическая работа. Сравнительная характеристика Вооруженных сил Красной армии и Германии. Разделение учеников на две команды расчетом 1-2. Обустройство рабочего места группы (две парты лицом друг к другу).
  1. Каждой команде выдается папка с историческими фотодокументами. Задача выявить и исключить документы, не относящиеся к Великой Отечественной войне. ПРАВИЛЬНЫЕ НОМЕРА: 1, 3, 4, 5, 6, 9, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 20 ,22, 23, 25. ВСЕГО 16 НОМЕРОВ.
  2. Распределить фотодокументы, относящиеся к Вооруженным силам ССССР и Вооруженным силам Германии. ПРАВИЛЬНЫЕ НОМЕРА ДЛЯ СССР: 1, 3, 4, 7, 9, 12, 14, 15, 19, 22, 23. ПРАВИЛЬНЫЕ НОМЕРА ДЛЯ ГЕРМАНИИ: 5, 6, 16, 17, 18, 20, 25.
  3. Используя фотодокументы, найти и записать  информацию о вооружении Германии и СССР на начальном этапе Великой Отечественной войны.

 - Какие  виды вооружения применялись воюющими сторонами на начальном этапе Великой Отечественной войны?

  1. Работа со слайдом «Сравнительная характеристика готовности германии и СССР и Германии  к войне».

Германия

190 дивизий

 (5 млн человек)

47 тыс. орудий и минометов

4 тыс. танков

4,5  тыс.самолетов

СССР

186 дивизий

 (3 млн  человек)

39 тыс. орудий

и минометов

11 тыс.танков

9,1 тыс.самолетов

 - Почему, несмотря на численный перевес в технике в начале войны, советские войска отступали?

  1. Мобилизация сил на отпор врагу. Рассказ учителя.

 - Какие действия были предприняты после нападения? 30 июня вся полнота власти в стране перешла в руки Государственного Комитета Обороны (ГКО), председателем которого стал И. В. Сталин. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен И. В. Сталин.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГКО) – ВЕРХОВНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО, ВОЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА СТРАНОЙ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ. Запись на доске и в индивидуальной карте урока.

ГКО  - назначал и смещал высшее военное командование, готовил ресурсы для действующей армии, решал военно-стратегические вопросы, обеспечивал работу промышленности, транспорта, сельского хозяйства,  занимался снабжением населения и армии.

 - Кто возглавлял  ГКО?

 - Какие вопросы решал ГКО?

С первых же минут войны советские воины проявили величайшие образцы мужества, героизма. Тысячи людей пришли в военкоматы, чтобы просить об отправке на фронт. Все население страны готово было встать на защиту своего Отечества. Уже к 1 июля 1941 года в Вооруженные силы было мобилизовано 5,3 млн человек.

РАБОТА С ПЛАКАТОМ Родина-мать зовет! Работа художника Тоидзе.1941 год

За первые недели наступления противник продвинулся на 500 – 600 км вглубь советской территории. Были потеряны Литва, Латвия, значительная часть Эстонии, Белоруссии, Украины, Молдавии. 9 июля пал Псков, началась битва за Ленинград. Окруженные части пробивались на восток. Их героическое сопротивление помогло сковать силы врага. Никогда прежде войска нацистской Германии и ее союзников не встречали такого упорного сопротивления и никогда не несли такие большие потери. Гитлеровский план молниеносной войны терпел крах. Советские войска научились наносить болезненные удары. Но Гитлер гнал своих генералов вперед, все еще надеясь на блицкриг.

  1. Закрепление.

 - Используя карту, объясните, какие задачи ставились в германском плане «Барбаросса»? РАБОТА С КАРТОЙ У ДОСКИ.

 - Чем объяснялись причины отступления советских войск в первые месяцы войны?

 - Посмотрите на плакат «Родина-мать зовет!». О каких событиях Великой Отечественной войны он может рассказать?

 - Почему войну с фашистской Германией называют Великой Отечественной?

Работа с тестовым материалом:

 - Начало  Великой Отечественной войны?

 - Причина  неудач Красной Армии?

  1. Рефлексия.

Учитель предлагает продолжить фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня мне понравилось больше всего…», «Мне было сложно…».

  1. Подведение итогов.

Ученики, активные в течение урока получают орден Красной Звезды. Вводилась она для поощрения отличившихся солдат и офицеров-красноармейцев. 

  1. Домашнее задание.
  • Прочитать 21 параграф учебника и ответить на вопросы к нему.
  • Сообщения о героической обороне в первые месяцы войны. Регламент: 1,5 минуты, 2-3 фотографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...

Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)

Запомните:От этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в 41 началась дорогаВ победоносный 45 год…Р. РождественскийУрок на тему «Начальный период  Великой Отечественной войны (ле...

Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)

Запомните:От этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в 41 началась дорогаВ победоносный 45 год…Р. РождественскийУрок на тему «Начальный период  Великой Отечестве...

Презентация "Этапы Великой Отечественной войны"

Основные этапы и операции Великой Отечественной войны...

Начальный этап Великой Отечественной войны.

Методическая разработка к уроку "Начальный этап Великой Отечественной войны"...

Конспект "Первый этап Великой Отечественной войны"

Краткий конспект лекции по теме "Первый этап Великой Отечественной войны"...