Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в 41 началась дорога
В победоносный 45 год…
Р. Рождественский
Урок на тему «Начальный период Великой Отечественной войны
(лето-осень 1941 г.)» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 17- 18 лет (11 класс), соответствует их познавательным возможностям.
Предмет: литература, история
Тип урока: интегрированный
Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы, ИКТ
Цели
1. Воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной истории как части национальной культуры.
2. Развитие представления о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие эстетических и творческих способностей учащихся, устной речи; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы.
3. Формирование общего представления об историко-литературном процессе, отражённом в ходе истории.
4. Развитие у обучающихся умения планировать, контролировать, регулировать, анализировать собственную учебную деятельность; умения работать с историческими картами, художественными произведениями.
5. Создание у обучающихся положительной мотивации к урокам истории и литературы.
Материально – техническое обеспечение урока: учебник истории Отечества под редакцией Н.В. Загладина, С.И. Козленко, карта «Великая Отечественная война СССР 1941-1943г.», портреты известных личностей, проектор и компьютер, художественные произведения К.М. Симонова, В.В. Быкова, презентация «Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)» http://yadi.sk/d/3bJsaFV33jhIy.
(Материал на сайте http://www.proshkolu.ru/user/ninagavrilovna/file/4062840/)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnyy_period_velikoy_otechestvennoy_voyny6n7657.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка бинарного урока по литературе и истории
для учащихся 11 – го класса
Начальный период Великой Отечественной войны
(лето-осень 1941 г.)
Авторы разработки: Шерстюк Нина Гавриловна,
учитель русского языка и литературы,
Шерстюк Анастасия Васильевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа»
с. Городки
Технология интегрированных уроков
Данная технология меня интересует давно. В моей методической копилке есть такие уроки и внеклассные мероприятия.
Интересен современный методический подход к технологии интегрированных уроков. Мы привыкли, что интегрированный урок - это продукт совместной работы двух или трех учителей разных учебных дисциплин. Но на сегодняшний день методисты считают, что бинарный урок – это учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке. Его особенности: изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом, межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.
А интегрированный урок – это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения средствами нескольких предметов (курсов) или различных технологий, используются внутрипредметные связи.
Почему же так интересен интегрированный урок?
С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации. Интегрированные уроки способствуют целостному восприятию мира, формированию знаний об окружающем мире и его закономерностях, учат ребят применять знания, полученные при изучении одного или нескольких предметов, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.
Цели интегрированных уроков
- Познавательные: научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
- Развивающие: научить анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Воспитательные: научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами.
Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.
Результативность: знания становятся системными, умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, появляется возможность альтернативности и вариативности мышления, более эффективно формируются убеждения учащихся и достигается всестороннее развитие личности.
Урок на тему «Начальный период Великой Отечественной войны
(лето-осень 1941 г.)» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 17- 18 лет (11 класс), соответствует их познавательным возможностям.
Предмет: литература, история
Тип урока: интегрированный
Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы, ИКТ
Цели
1. Воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной истории как части национальной культуры.
2. Развитие представления о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие эстетических и творческих способностей учащихся, устной речи; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы.
3. Формирование общего представления об историко-литературном процессе, отражённом в ходе истории.
4. Развитие у обучающихся умения планировать, контролировать, регулировать, анализировать собственную учебную деятельность; умения работать с историческими картами, художественными произведениями.
5. Создание у обучающихся положительной мотивации к урокам истории и литературы.
Материально – техническое обеспечение урока: учебник истории Отечества под редакцией Н.В. Загладина, С.И. Козленко, карта «Великая Отечественная война СССР 1941-1943г.», портреты известных личностей, проектор и компьютер, художественные произведения К.М. Симонова, В.В. Быкова, презентация «Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)» http://yadi.sk/d/3bJsaFV33jhIy.
Начальный период Великой Отечественной войны
(лето-осень 1941 г.)
Цели:
- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;
- выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов;
- закреплять умение работать с картой;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, исторической памяти;
- уметь сопоставлять реальные события с их изображением в художественной литературе.
Эпиграф:
Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в 41 началась дорога
В победоносный 45 год…
Р. Рождественский
Тип урока: интегрированный (литература и история)
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы, ИКТ
Оборудование: учебник, карта «Великая Отечественная война СССР 1941-1943г.», портреты известных личностей, проектор и компьютер, художественные произведения, презентация «Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)» http://yadi.sk/d/3bJsaFV33jhIy.
Основные понятия: блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, ГКО, СВТК
Персоналии: И. В. Сталин, А. Гитлер, Г. К. Жуков, С. К. Тимошенко, К. Е. Ворошилов, Ф.М.Молотов, В. Талалихин, Н. Гастелло, П.М.Гаврилов, В.В. Быков, К.М. Симонов
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
момент | Проверяет подготовленность к уроку, наличие всех учащихся на уроке | Приветствуют учителя | |
| Просит сформулировать тему и цели урока | Формулируют тему, ставят цели урока, записывают в тетради | Регулятивные: целепологание |
| Слово учителя истории (см. приложение) | Слушают учителя | Общеучебные: структурирование собственных знаний Коммуникативные: умение произвольно и выразительно строить монологическую речь Личностные: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, исторической памяти Логические: умение анализировать, строить причинно-следственные отношения Познавательные: осмысленное использование полученных знаний |
Предлагает послушать сообщения учащихся (см. приложение) | Слушают сообщения учащихся, работают с картой | ||
Слово учителя истории (см. приложение) | Конспектируют | ||
Предлагает послушать сообщения учащихся (см. приложение) | Слушают сообщения | ||
Слово учителя литературы (см. приложение) | Слушают учителя | ||
Предлагает послушать сообщения учащихся | Отвечают на вопросы учащихся, анализируют эпизод из произведения, делают вывод (см. приложение) | ||
IV. Физминутка | Учитель литературы создает эмоциональный настрой и предлагает посмотреть и послушать видеоклип «Журавли» (см. приложение) | Воспринимают видеоклип и сопереживают | Личностные: установка на здоровый и безопасный образ жизни |
V. Продолжение усвоения учебного материала | Учитель истории задает вопрос (см. приложение) | Учащихся обоснованно высказывают свое мнение | Логические: умение анализировать, строить причинно-следственные отношения |
Слово учителя истории (см. приложение) | Конспектируют | ||
VI. Подведение итогов урока | Учитель задает вопрос | Отвечают на вопрос (исходя из целей урока), слушают видеоклип (см. приложение) | Коммуникативные: умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других, умение вступать в диалог |
VII. Рефлексия | Предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке | Анализируют свою работу на уроке | Познавательные: осмысленное использование полученных знаний |
| Задает домашнее задание | Записывают домашнее задание | Регулятивные: умение учиться и способствовать организации своей деятельности, действовать по плану |
Приложение
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивация и целеполагание
Вступительное слово учителя (Слайд 1, звуки бомбежки)
Учитель истории
Мы приступаем к изучению самой трагичной и в то же время самой величественной страницы истории нашего государства – Великой Отечественной войне. Сегодня поговорим о начальном периоде Великой Отечественной войны. Это лето – осень 1941 года.
Учитель литературы (Слайд 2)
Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в 41 началась дорога
В победоносный 45 год…
Р. Рождественский
Учитель истории (Слайд 3- 4)
Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
Цели:
- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;
- выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов;
- закреплять умение работать с картой;
- уметь сопоставлять реальные события с их изображением в художественной литературе;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, исторической памяти.
- Осознание, осмысление учебного материала
Основная часть
Учитель истории (Слайд 5-7)
22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия и войска её союзников вторглись на территорию Советского Союза.
Фашистские войска перешли в наступление по всей западной границе СССР от Северного Ледовитого океана до Черного моря.
Наступление проходило в трех направлениях:
группа армий «Север» должна была через Прибалтику выйти к Ленинграду;
группа армий «Центр» имела конечной целью наступление на Москву и захват советской столицы;
группа армий «Юг» нанесла удар по Украине в направлении Киева.
По плану «Барбаросса» немецкие войска должны были до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.
Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженную 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.
Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.
(На экране дается сравнительная таблица)
Давайте поговорим о том, как развивались события в местах главных ударов. Послушаем ваши сообщения. (Слайд 8)
Ученик 1 (Слайд 9 – 12)
Западный фронт. Белостокско-Минское сражение (22 июня – 28 июня 1941г.)
Павлов Д. Г.
Смоленское сражение
Ученик 2 (Слайд 13- 15)
Северо-западный фронт
Начало блокады Ленинграда
Ученик 3 (Слайд 16 – 19)
Юго-западный фронт. Битва за Дубно — Луцк — Броды
Кирпонос М. П.
Катастрофа на Украине
Киев в 1941 году
Учитель истории (Слайд 20)
В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.
Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои.
Ученик 4 (Слайд 21 – 24)
Враг сковал наземные силы, приграничные округа не были приведены в боевую готовность. Лишь Военно-Морской флот благодаря действиям своего главнокомандующего адмирала Н.Г. Кузнецова понес минимальные потери.
Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.
11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина (фото)
Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М.Гаврилова (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.
На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».
Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.
Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику.
Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.
Учитель истории (Слайд 25)
А сколько еще было таких безымянных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро.
Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.
Ученик 5 (рассказывает о земляках, погибших в первый месяц войны)
Учитель литературы
Количество дивизий, участвовавших в сражениях, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме разрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.
Главное место на войне занимает человек, его чувства, его судьба. Кто как не писатели-фронтовики могут нам рассказать об этом! (Слайд 26)
Об истинном лице войны К. Симонов вновь заговорил в конце 50-х годов, и открытием, откровением стал его роман «Живые и мертвые». Роман Симонова - это трагедия сорок первого года, разворачивающаяся не только перед глазами Симонова-военного корреспондента в сумятице отступления, бомбежек, танковых прорывов ставшего адъютантом комбрига, выводящего остатки дивизии из фашистского кольца. Это была трагедия, открывающаяся перед потрясенным читателем, не знакомым с подобными книгами.
Опираясь на точное знание реалий войны, автор романа разрушал миф о единодушии советского общества, противостоящего врагу, о продуманности и оправданности наших операций 41-го года. Он раскрыл страшный след предвоенных репрессий в судьбе армии.
Книга К. Симонова вызвала широкий интерес и бурные споры, в том числе среди военных историков.
Трилогия о последней войне была связана с предыдущими произведениями Константина Симонова и общностью материала, и отдельными героями; в особенности же их роднит изображение войны как «жестокой работы». В «Живых и мертвых», «романе о неслыханных потерях и неслыханном самопожертвовании людей в первый год войны», как определил его сам автор, до боли в сердце волнует рассказ о трагической смерти генерал-лейтенанта Козырева, уходящего из жизни с «тоской, что он никогда не узнает, как все будет дальше». Эта тоска, однако, не колеблет даже в самые тяжелые дни поражений веры его, что победа будет за нами: «Да, война застала врасплох; да, не успели перевооружиться, да, и он и многие другие сначала плохо командовали, растерялись.
Но страшной мысли, что немцы и дальше будут бить нас так, как в первые дни, противилось все его солдатское существо, его вера в свою армию, в своих товарищей, наконец, в самого себя, все-таки прибавившего сегодня еще двух фашистов к двадцати девяти, сбитым в Испании и Монголии. Если б его не сбили сегодня, он бы им еще показал. И им еще покажут!»
В этом ни разу не усомнился и политрук Синцов, ни тогда, когда вырывался из окружения на Западном фронте, ни когда проходил скорбный путь проверок, к счастью закончившийся возвращением на фронт. Через этого героя, военного газетчика, неброского в своем подлинном героизме, автор смог максимально приблизить читателей к тому, что происходило в трудные для нас первые месяцы войны в дивизиях, полках, ротах, взводах, часто разрозненно, но беззаветно пытавшихся сдержать, остановить наступление фашистских армий.
Образ Серпилина, прошедшего во время войны путь от командира полка до командарма, считается открытием Симонова. С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы — те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Федор Серпилин был осужден без суда и следствия на десять лет, несмотря на то что не признал предъявленных ему обвинений.
«Фигура комбрига Серпилина сложилась у меня из воспоминаний двоякого рода, — писал Симонов, — во-первых, у меня в памяти осталось несколько встреч в разные годы войны с людьми, превосходно воевавшими и имевшими... ту же самую нелегкую биографию... Во-вторых, мне врезались в память некоторые эпизоды обороны Могилева в июле 1941 года и облик командира одного из полков... человека, не желавшего отступать. И внешний, и внутренний облик этого человека лег в первооснову образа Серпилина».
Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны — он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, и пытается помочь этим людям. Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть его дело: «Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте, здесь, где я, а если Вы мне не верите, то, значит, нам обоим место там, где он».
Серпилин, всем сердцем преданный своей стране, тяжело переживает неудачи армии. Он пытается осознать, почему это произошло. Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина.
Ученик 1
- Синцов в первые недели войны (чувство растерянности, неизвестности, страха, боли) (Эпизоды из романа «Живые и мертвые»)
- Синцов на позициях полка Серпилина (Эпизоды из романа «Живые и мертвые»)
- Танковая бригада Климовича под Ельней (Эпизоды из романа «Живые и мертвые»)
Ученик 2 (Слайд 27)
В. В. Быков. Повесть «Сотников»
Главный герой повести – Сотников. Давайте вместе с ним прошагаем по скорбным дорогам Белоруссии лета 1941 года. (Работа с текстом)
«Сотников, однако, в то время был далеко отсюда и едва ли помышлял о партизанах. Он делал третью попытку пробиться через линию фронта и не допускал мысли, что может оказаться вне армии. Двенадцать суток пробиралась из-под Слонима на восток небольшая группа артиллеристов — тех, кто уцелел из всего когда-то мощного корпусного артиллерийского полка. Но на Березине во время переправы почти вся она была расстреляна из засады, а кто уцелел или не пошел ко дну, очутился в плену у немцев. В числе этих последних, на счастье или беду, оказался и Сотников.
Да, это были отличные ребята, его артиллеристы, разведчики, огневики и связисты. Круглый год он получал с ними только пятерки и благодарности от начальства за боевую подготовку, мастерство и меткую стрельбу на полковых, армейских и показных учениях. Думалось, разразится война, и им будут обеспечены блестящая победа, ордена, газетная слава и все прочее, к чему они были вполне подготовлены и чего, безусловно, заслуживали. По крайней мере, больше других.
Но на войне все получилось иначе. Случилось так, что в распоряжении батареи осталось несколько считанных секунд, и наибольший результат дали те, кто скорее сориентировался, проворнее успел зарядить, кто просто оказался ловчее и не растерялся в момент, когда у него самого задрожали руки.
Наихудшее из всего состояло для Сотникова в том, что это был его первый и его последний фронтовой бой, к которому комбат готовился в течение всей своей службы в армии. К сожалению, этот злосчастный бой еще раз засвидетельствовал тот непреложный, но нередко игнорируемый факт, что в усвоении опыта предыдущей войны не только сила, но, наверное, и слабость армии. Наверно, характер каждой следующей войны слагается не столько из типических закономерностей предыдущей, сколько из незамеченных или игнорированных ее исключений и неожиданностей, что и формирует как ее победы, так и ее поражения. Жаль, что Сотников понял это слишком для себя поздно, когда уроки его короткой фронтовой науки были для него уже бесполезны, а вся его батарейная мощь превратилась в груду покореженного металла на булыжном шоссе под Слонимом.
Все это представлялось теперь как страшный, кошмарный сон, и, хотя и потом на его долю выпало немало чудовищных испытаний, тот первый бой никогда не изгладится в его памяти.
…Четвертый день грохочущая колонна полка тащилась по лесным и проселочным дорогам на запад, потом свернула на юг, но не проехала и десятка километров, как ее повернули на север. Трактора своим неумолчным ревом оглушали окрестность, от перегрева кипела вода в радиаторах, пот и пыль разъедали лица бойцов. С раннего утра до темноты над ними висела немецкая авиация, «юнкерсы» непрерывно осыпали колонну бомбами. Все на дороге было завалено песком и землей, смрадно горели тягачи, уцелевшие безостановочно объезжали их: колонна не прекращала движения. Бойцы со станин беспорядочно палили вверх из винтовок, но пользы от такой их стрельбы было мало. Они даже не могли заставить самолеты подняться выше, и те носились над дорогой, едва не задевая верхушки посадок.
Сотников сидел на головном в батарее тракторе и как избавления, как самого большого счастья жаждал команды съехать с этой проклятой дороги и развернуться. Уж он бы тогда встретил немцев. Он бы обрушил на их головы такое, что им и не снилось. Но не было даже команды остановиться, полк все двигался и двигался, и каждые два часа над ним разгружались обнаглевшие «юнкерсы» и «хейнкели», перед которыми вся эта огневая мощь была беззащитной.
Так наступила последняя ночь их блуждания по западнобелорусским дорогам.
Полк был уже далеко не тот, что вначале: несколько расчетов погибло, в его батарее почти прямым попаданием бомбы разворотило на дороге орудие. Правда, три еще оставались исправными, разве что со вмятинами на щитах, с изодранной гусматикой колес и множеством осколочных шрамов на стволах и станинах. У второго орудия потек пробитый накатник. Четверых погибших батарейцы везли, в прицепе на снарядных ящиках, семерых раненых отправили в тыл. Впрочем, это были еще не самые большие потери — другим батареям досталось хуже. Полковая колонна сократилась едва не наполовину, несколько орудий осталось на дороге: поврежденные трактора не могли их тянуть, а запасных не было. Теперь почти всю ночь двигались на восток, и в этом был плохой признак: ПНШ, закуривший из его пачки, намекнул на окружение, оно и в самом деле было похоже на то. Бойцы не спали все четверо суток, некоторые, сидя на станинах, немного вздремнули под утро — ночь была самой спокойной порой, если бы не эта неопределенность в обстановке, черной плахой нависшая над полком. Перед рассветом сделали короткую остановку в какой-то деревне, навстречу шли пехотинцы; невдалеке, видно было в ночи, зажженное авиацией, что-то горело ярким, на полнеба, пламенем — говорили, станция. Никто им не объяснил ничего, видно, командиры знали не больше бойцов, но людям как-то само собой передалось, что совсем близко ненцы. Вскоре командир полка майор Парахневич повернул колонну на боковую, обсаженную вербами дорогу. Поехали куда-то на юг. Ночью было спокойнее без авиации, зато они были слепы и глухи: за ревом тракторов ничего невозможно было услышать, а в летней ночной темноте не много увидишь. Перед самым рассветом Сотников не выдержал и только задремал на сиденье, как громовой взрыв на обочине вырвал его из сна. Комбата обдало землей и горячей волной взрыва, он тут же вскочил: «Комсомолец» сильно осел на правую гусеницу. И тут началось…
Как раз светало, за вербами ярко синел край неба и серело овсяное поле, а откуда-то спереди, от головы колонны, их начали расстреливать танки. Не успел Сотников соскочить с трактора, как рядом запылал тягач третьей батареи, провалилась в воронку гаубица. Оглушенный близкими ударами взрывов, он скомандовал батарее развернуться вправо и влево, но не так просто было вывернуться с громоздкими орудиями на узкой дороге. Второй расчет бросился через канаву в овес и тут же получил два снаряда в трактор, гаубица опрокинулась, задрав вверх колесо. Утро осветилось ярким пламенем горящих тракторов, посадки застлало соляровым дымом — танки расстреливали полк на дороге.
Это было наихудшее, что могло случиться, — они погибали, а вся их огневая мощь оставалась почти неиспользованной. Поняв, что им отведено несколько скупых секунд, Сотников с расчетом кое-как развернул прямо на дороге последнюю уцелевшую гаубицу и, не укрепляя станин, едва успев содрать чехол со ствола, выстрелил тяжелым снарядом. Сначала нельзя было и разглядеть, где те танки: головные в колонне машины горели, уцелевшие бойцы с них бежали назад, дым и покореженные трактора впереди мешали прицелиться. Но полминуты спустя между вербами он все же увидел первый немецкий танк, который медленно полз за канавой и, свернув орудийный ствол, гахал и гахал выстрелами наискосок по колонне. Сотников оттолкнул наводчика (орудие было уже заряжено), дрожащими руками кое-как довернул толстенный гаубичный ствол и наконец поймал это еще тусклое в утренней дымке страшилище на перекрестие панорамы.
Выстрел его грохнул подобно удару грома, гаубица сильно сдала назад, больно ударила панорамой в скулу; внизу, из-под незакрепленных сошников, брызнуло искрами от камней, одна станина глубоко врезалась сошником в бровку канавы, вторая осталась на весу на дороге. Сквозь пыль, поднятую выстрелом, он еще не успел ничего разглядеть, но услышал, как радостно закричал наводчик, и понял, что попал. Он тут же опять припал к панораме — едва не закрывая собой все ее поле зрения, за дорогой двигался второй танк, комбат вперил гаубичный ствол в его серое лбище — так близко тот казался в оптике — и крикнул: «Огонь!» Замковый отреагировал вовремя, выстрел опять оглушил его, но в этот раз он успел уклониться от панорамы и за пылью перед стволом увидел, как то, что за секунду до выстрела было танком, хрястнуло, будто яичная скорлупа, и от мощного внутреннего взрыва частями развалилось в стороны. Неповоротливая, тяжелая, предназначенная для стрельбы из далекого тыла гаубица своим мощным снарядом разнесла танк вдребезги.
Неожиданно их охватил азарт боевой удачи. Уже не обращая внимания на потери, на убитых и раненых, что, истекая кровью, корчились на пыльном булыжнике, на огонь, пожиравший их технику, и град пуль оттуда, из танков, несколько уцелевших расчетов вступили в неравный бой с танками. Тем временем рассвело, уже стало видать, куда целиться. Несколько пожаров дымно пылали за дорогой: немецкие машины горели.
Сотников выпустил шесть тяжелых снарядов и разнес вдребезги еще два танка. Но какое-то подсознательное, обостренное опасностью чувство подсказало ему, что удача кончается, что судьбой или случаем отпущенные секунды использованы им полностью, что следующий, второй или третий снаряд из танка будет его. Впереди живых, наверное, уже не осталось, последним притащился оттуда и упал, обливая кровью станину, командир полка; рядом в канаве бахали из карабинов несколько бойцов — метили в танковые щели. Возле ящиков уткнулся головой в землю заряжающий Коготков, сзади никого больше не было. Тогда Сотников на четвереньках сам бросился к снарядному ящику. Однако он не успел доползти до него, как сзади оглушающе грохнуло, тугая волна взрыва распластала его на булыжнике, и черное удушливое покрывало на несколько долгих секунд закрыло собой дорогу. Задохнувшись от земли и пыли, он краешком сознания все же почувствовал, что жив, и тут же под лавой земляной трухи, которая низринулась сверху, рванулся к орудию. Но гаубица уже немощно скособочилась на краю воронки, ствол взрывом свернуло в сторону, смрадно горела резина колесного обода. И тогда он понял, что это конец. Он плохо еще соображал, сам уцелел или нет, но чувствовал, что оглох: взрывы вокруг ушли за непроницаемую толстую стену, другие звуки все разом исчезли, в голове стоял протяжный болезненный звон. Из носа показалась кровь, он грязно размазал ее по лицу и сполз с дороги в канаву. Напротив, за вербами, тяжело переваливаясь на гусеницах, шел, наверно, тот самый, подбивший его танк. Свежий утренний ветер стлал черные космы дыма от пылающего трактора, жирно воняло соляркой и тротилом от взрывов, дымно тлела гимнастерка на плече уже неживого командира полка.
Потрясенный неожиданностью разгрома Сотников минуту осоловело смотрел на ползущие за дорогой немецкие танки, их номера и черно-белые, выбитые по трафарету кресты. И тогда кто-то дернул его за рукав, он повернул голову — рядом появилось запачканное сажей и кровью лицо старшины батареи, который что-то кричал ему и показывал рукой в тыл, куда по канаве бежали бойцы.
Они вскочили и сквозь вонючий дым над дорогой, пригнувшись, также побежали туда…»
Как чувствует себя человек, находясь в таких бесчеловечных условиях?
Учитель литературы
Ю. В. Бондарев писал: «Для меня ясно одно: главные участники истории -это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время».
IV. Физминутка
Нет, солдаты не умирают, они уходят в бессмертие. (Клип «Журавли»)
V. Продолжение усвоения учебного материала
Учитель истории
Как вы думаете, почему наша армия несла большие потери в первые дни войны?
Ученик 3
Причины поражения Красной Армии в первые дни войны:
- военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР;
- гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе;
- Красная Армия уступала в профессионализме – сказались репрессии в армии накануне войны;
- просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности;
- запаздывание стратегического развертывания Советских Вооруженных Сил на западных границах СССР;
- ущербность военной доктрины СССР, отвергавшей возможность стратегического отступления.
Учитель истории (Слайд 28 – 29)
Нападение Германии оказалось неожиданным для советского правительства, однако через несколько часов после начала войны с обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В стране была объявлена всеобщая мобилизация, люди шли на фронт добровольно. Приступили к эвакуации людей и промышленного оборудования из районов, которым угрожала оккупация. В районах боевых действий и прифронтовой полосе вводилось военное положение. Особое значение приобрел Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) под руководством Л. П. Берии. В июле 1941 года ГКО принял постановление о формировании народного ополчения, в которое за короткое время записалось около 1 млн. человек.
В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.
В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:
- расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;
- их семьи арестовывать;
- части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
- создать заградительные отряды;
- разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага.
Душевный настрой народа страны отразился в прозвучавшей в первые же дни войны песне: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, с проклятою ордой».
VI. Подведение итогов урока
Учитель истории (Слайд 30)
Итак, оборонительные сражения июля – сентября 1941 года сорвали осуществление плана «Барбаросса». Новое наступление немцы уже планировали только в одном направлении – московском.
Учитель истории
Какую же мы можем дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)?
(Ответы учащихся)
ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ:
- большие людские и материальные потери СССР;
- оборонительные сражения;
- перевод экономики на военные рельсы;
- провал плана «молниеносной войны»;
- первый контрудар под Ельней.
Учитель литературы
Человек! Это тебе послание от тех, кого уже нет на земле. Клип «Ты помни» на песню О. Дубовой
- Рефлексия
Что мы узнали нового на уроке? Что вы чувствовали? Какие выводы сделали?
- Домашнее задание
- Задания по группам.
Битва за Москву (оборонительный этап (30 сентября — 4 декабря 1941 г.) (1 группа)
Битва за Москву (контрнаступление советских войск (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942 г.) (2 группа)
- Эссе «Человек на войне»
Библиография
- http://aleho.narod.ru/book2/ch14.htm
- http://area7.ru/maps_vov.php
- http://voynablog.ru/2012/10/05/velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-godov-kratko/
- http://school7.krsnet.ru/Pobeda/voina2.htm
- http://www.litra.ru/composition/get/coid/00035801184864024622/woid/00026901184773070703/
- http://litmisto.org.ua/?p=1457
- http://resoch.ru/obrazy-sotnikova-i-rybaka-v-povesti-bykova-sotnikov/
- http://literra.ucoz.ru/publ/literaturovedenie/voennaja_proza/sjuzhet_osnovnoj_konflikt_i_sistema_obrazov_v_povesti_v_bykova_quotsotnikovquot/8-1-0-14
- Анфилов В.А. Грозное лето 41 года. - М.: Воениздат, 1995. - 264 с.
- Анфилов В.А. Начало Великой Отечественной войны (22 июня - середина июля 1941 г.): Военно-исторический очерк. - М.: Воениздат, 1962. - 222 с.
- Анфилов В.А. Провал "Блицкрига". - М.: Наука, 1974. - 279 с.
- Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - М., Советская энциклопедия, 1985. - 529 с.
- Симонов К. М. Живые и мертвые. Трилогия. М., «Художественная литература», 1989.
- Быков В. В. Сотников. Повесть. М., «Художественная литература», 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая Отечественная война 22 июня 1941 г – 9 мая 1945 г.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВОв.Причины войны:стремление Германии к мировому господству.борьба империалистических блоков за рынкисбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.Характервойна была империалистическ...
Авторская программа . "Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 гг.) в экспозициях музеев г.Москвы и Московской области". Предмет-Музееведение (дополнительное образование).
Данная программа опробируется автором уже несколько лет в личном преподавании как во внеклассной работе в качестве классного руководителя, так и в дополнительном образовании в смешанных возрастных гру...
методическая разработка по истории на тему "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 г.г.
Методическая разработка включает в себя программный материал по истории России для 11-го класса начального периода Великой Отечественной войны в расширенном объеме. Он рассчитан на 2 урока по 45 минут...
Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"
Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...
разработка урока истории для 11 класса с использованием ЦОР "Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г"
1. Цель урока: охарактеризовать начальный период Великой Отечественной войны (планы сторон, степень готовности, ход военных действий), выявить причины катастрофичес...
Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)
Запомните:От этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в 41 началась дорогаВ победоносный 45 год…Р. РождественскийУрок на тему «Начальный период Великой Отечестве...
Начальный этап Великой Отечественной войны (лето-осень 1941г.)
Конспект урока Истории России в 10 классе. Конкурсное задание «Урок».Сформировать представление об основных событиях начального периода Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)...