Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii_narodnye_dvizheniya._vosstanie_e._i._pugachyova.docx | 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания Михайлов А.А. с.Овгорт
Предмет: История
Класс: 8
Тема урока: Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва
Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с личностью Е.И. Пугачева; выяснять причины восстания;уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку данным событиям.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
- самостоятельно оценят достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- научатся находить информацию в тексте;
- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;
- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.
Коммуникативные УУД:
- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор
Тип урока: открытие нового знания.
ХОД УРОКА
Этапы | Содержание |
Организационный этап
|
Учитель: Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Мы изучали внутреннюю политику Екатерины. 1.Правление Екатерины II - 1762 - 1796 гг. (да, нет) 2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет) 3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет) 4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да, нет) 5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет) 6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет) 7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет) 8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет) 9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет) 3. Целепологание Учитель: -Я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока. Я предлагаю вам 2 высказывания: 1.«Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остается, как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс 2.«Когда все остальные права человека будут нарушены, право на восстание становится бесспорным» У. Пейч Учащиеся: называют получившиеся темы и аргументируют их. Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопросы ответить. (Версии детей) Цель нашего урока познакомиться с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева. - История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня мы с одной из страниц истории Российской империи 18 века - крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева Проблемное задание: оценить восстание с позиции двух основных нравственных критериев добра и зла «Восстание это добро или зло?» |
Деятельностный этап |
Перед нами портрет новой для нас личности в истории нашего государства – Емельяна Пугачева 4.1.Составляют исторический портрет, опираясь на портрет Е. Пугачёва и его биографию Емельян Пугачев – донской казак, смелый и энергичный, обладавший военными способностями объявляет себя «спасшимся» царем Петром Федоровичем, Петром III. Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский престол. В период с 1773 по 1775 годы Пугачев – лидер самого крупного самого массового народного выступления в истории России. Подскажите мне, пожалуйста, по какому плану мы будем изучать восстание Пугачева? Учащиеся высказывают свои мнения. - Итак, во-первых, мы должны определить причины народного выступления. Во-вторых, состав участников и лидеров; в-третьих, хронологические рамки. После мы должны проследить основные этапы и события в ходе восстания. И наконец, выяснить основные итоги и значение этой войны. - Восстание Пугачева, потрясшее всю Россию, нашло широкое отражение в культуре. Этому событию посвящен ряд фильмов, например «Пугачев» 1937 Г., а также ряд литературных произведений. Чтобы разобраться в причинах этой войны обратимся к первой главе «Капитанской дочки»: 4.2.Работа в парах с отрывками литературных произведений (раздаточный материал) 1. «с самого 1762 года ...яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить". 2.«Башкирцы ? народ напуганный, да и киргизцы проучены» - говорит капитан Миронов. - Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… Эхе! ? сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ? Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах» 3. Следующая причина, которую можно увидеть в сочинениях Пушкина, посвященных пугачевскому бунту, это харизматичность предводителя восставших, сила его характера, соответствие характера Пугачева народным представлениям о том, каким должен быть истинный атаман, который борется за "волю". "Ты взбунтовал нас", - говорят ему башкиры. Пугачев рассылает "возмутительные письма", которые, по мнению Пушкина написаны грубым, но очень ярким языком: "воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на простых людей", - пишет Пушкин в "Капитанской дочке." В замечаниях к "Пугачеву" он отмечает: "возмутительное воззвание Пугачева есть удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного". Запись в тетради: Причины восстания по руководством Пугачева были следующие: 1.Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами. 2.Ликвидация казачьего самоуправления на Дону. 3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья. 4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах. - Опираясь на эти причины Вы сами сможете выделить социальный состав участников восстания Учащиеся определяют: Основу восстания Пугачева составили: крестьяне, казаки, работные люди, нерусские народы (башкиры, татары, калмыки). -Самыми известными его помощниками были И. Зарубин (Чика), И. Белобородов, А. Соколов, по прозвищу “Хлопуша”, Салават Юлаев. - Итак, народная война под руководством «чудом спасшегося» царя Петра Федоровича охватывает период с сентября 1773 года по январь 1775 года. Какие этапы прошла в своем развитии эта война? 4.3.Работа с картой 1.Показать территорию, охваченную восстанием. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье. 2.Где началось восстание? Началось оно в районе реки Яик, сегодня это река Урал, впадающая в Каспийское море. 3.Путь продвижения восставших. 4.Какие населённые пункты были осаждены восставшими? Физкультминутка 4.4.Работа в группах (на основании материала учебника - стр. 27-28 ) 3 периода восстания – 3 группы учащихся Учащиеся составляют схему передвижения войск восставших 1этап: 17.09.1773-апрель1774г. Неудачная осада Оренбурга, поражение пугачевцев от войск А.И. Бибикова. С отрядом в 500 человек Пугачев ушел на Урал. 2 этап: Апрель-июль 1774 г От Оренбурга Пугачев движется на восток на территорию Урала. В июле 1774 года он осаждает Казань. Ему удается взять окрестностей Казани, но кремль взять ему не удается. На помощь осажденному гарнизону подоспели царские войска во главе с Михельсоном. В решающем сражении 15 июля 1774 г. повстанцы были разбиты, потеряв много убитыми и пленными. Остатки армии восставших переправились на правый берег Волги и ступили на территорию, охваченную в это время массовыми крестьянскими волнениями. Армия Пугачева достигает 20000 человек. Пугачев идет на Москву. Екатерина II собирается бежать за границу. 3 этап: Июль-сентябрь 1774 г. Самый массовый этап восстания. Взяты Курмыш, Алатырский уезд, сожжены помещичьи земли, убиты дворяне и чиновники. И Симбирск (Царицын) мог быть взят восставшими, если бы вовремя не пришло подкрепление, с помощью которого восставшие были разбиты. Преследуемый отрядом Михельсона Пугачёв с восставшими ушёл в Нижнее Поволжье. Пугачев в июле 1774 года издает «Манифест». Давайте обратимся к тексту. 4.5.Работа учащихся с текстом «Манифеста» Манифест во всенародное известие жителям Пензы и Пензенской провинции Божиею милостию, мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский и протчая, и протчая, и протчая. Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне; и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку; и свобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии. А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, — оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет. Дан июля 31 дня 1774 году.Петр. - Пожалуйста, подскажите мне, что было провозглашено согласно этому Манифесту? Учащиеся дают ответы - Крестьянам предоставлена свобода и вольность, земля , освобождение от налогов и податей. - Итак, крестьянам предоставлено то, чего так долго они добиваются. Но нет ли противоречия в этом Манифесте? Знал ли Пугачев, как управлять страной? Запись в тетради: «Манифест» Е. Пугачева Противоречия Быть рабами нашей короне (всё равно рабы) Не брать налоги (а как же казна, бюджет) Наградить землями (а кто будет работать на них) Он ничего не меняет в структуре государства, т.е он не знает как устроено государство. Учащиеся делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время их нарушает, он разжигает в восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие Учитель: Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его супругу, детей и даже гувернанток. Господское имущество делили между собой. Прибывавшие на какой-нибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок разрушали сами заводы, лишая сотни людей основного источника заработка. - Каков же был итог восстания донского казака Е. Пугачева? - В сентябре 1774 года Пугачев был схвачен казачьей верхушкой и выдан царским властям. Почему они предали Пугачева? Таким образом, они надеялись заработать себе прощение за участие в крестьянской войне. Однако, несмотря на поражение Пугачева очаги восстания вспыхивали еще почти год. Через всю страну Пугачева в клетке везут в Москву на суд. 10 января 1775 г. Емельян Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве. Многие пугачевцы после подавления восстания были биты кнутом, прогнаны сквозь строй, сосланы на каторгу. Всего же в сражениях с регулярными войсками в ходе восстания погибло не менее 10 тыс. человек, примерно вчетверо больше людей было ранено и искалечено. С другой стороны, жертвами повстанцев стали тысячи дворян и члены их семей (не щадили ни детей, ни женщин), священников, горожан, простых солдат и даже крестьян, не пожелавших подчиниться самозванцу. Вывод: Итак, выступление крестьян потерпело поражение. Каковы же были причины? (Учащиеся высказывают свои предположения - учитель корректирует) Причины поражения восставших: 1. Нет чёткой программы и плана действий. 2. Плохое вооружение. 3. Слабая военная подготовка, нет опыта боевых действий. 4. Локальный характер. 5. Разрозненность, несогласованность. 6.Применение для подавления восстания регулярной армии. 7.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение. (записать в тетрадь) Вывод: Крестьянская война под руководством Пугачева окончилась неудачей. Но будет ошибкой не оценить значение этой войны. Были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих на мануфактурах. К сожалению, война не изменила к лучшему положение крестьян, казачества. Но потрясшая все российское общество народная война заставила власти задуматься и искать пути решения крестьянского вопроса. |
Рефлексивный этап | 5.Подведение итога урока 6.Рефлексия Учитель предлагает ответить на вопросы: - сегодня я узнал… -было интересно… -я научился… -мне захотелось….. 7.Домашнее задание: 1. Параграф 21;ответить на вопросы и выполнить задания по карте стр.31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...
Урок истории в 7 классе "Народные движения в первой четверти XVIII века"(10.10.13г.)
Урок истории России в 7 классе "Народные движения в первой половине 18 века" можно провести как открытый урок на неделе истории и обществознания. Красочная презентация и разработка урока поможет прове...
урок истории в 7 классе по теме: Народные движения в XVII веке
Урок проводится с использованием элементов технологии критического мышления (стадии «вызов» - «осмысление» - «рефлексия»), информационно – коммуникационной технологии. Обучающийся является субъектом о...
урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...
Бинарный урок «Народные бунты XVII в. Составления писем о народных движениях»
Бинарный урок (история + русский язык + обществознание) по теме «Народные бунты XVII в. Составления писем о народных движениях» Рыкова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и...
Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." (7 класс)
Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." для 7 классов.урок с использованием новых информационных технологий...
Тест по истории. Восстания Булавина и Пугачёва
Тест по материалам "Социально экономическое развитие России в XVII и XVIII веках"...