Первая российская революция 1905-1907 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Урок истории в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_9_pervaya_rossiyskaya_reolyutsiya_1905-1907gg.docx | 297.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907гг.
Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.
Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.
- Какая задача стояла перед правительством?
Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.
20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.
Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».
Причины революции:
Задание:
Обратитесь к тексту учебника с.88 , выпишите в тетрадь.
Исходя из причин определите задачи революции.
С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.
В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.
Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».
3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.
- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?
Работа с документом.
Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.
(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)
Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…
- Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
- Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
- Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
- Ответственность министров перед народом.
- Равенство перед законом всех без исключения…
- Каков характер приведённых требований?
- О чём просят рабочие царя?
- Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
- Можно ли петицию назвать призывом к революции?
- Какой современный документ она вам напоминает?
Посмотрим, как царь ответил на просьбу рабочих? Прочитайте ниже приведенный текст и ответьте на вопрос?
Изменилось ли отношение народа к царю и почему?
Стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».
«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»
Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».
Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.
По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.
Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.
Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской революции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.
Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.
Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.
Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.
Задание: работая с текстом учебника с.89-91 установите ход событий весной –летом 1905г.
В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».(запись в тетрадь)
Работа с документом. Устно.
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
- Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
- …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
- Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
- Какие права получило российское население?
- Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
- Какими полномочиями он наделялся?
- Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
- Оцените значение Манифеста.
Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.
Задание: обратитесь к пункту 6. Формирование либеральных политических партий и составьте кластеры:
Задание: работая с текстом учебника с.93-94 установите ход событий зимой 1905г.
Задание: работая с текстом учебника с.94-95 установите ход событий зимой 1905г.(пункт 8-10) Составьте план данных пунктов
Итоги революции пункт 11 , с. 95
(учащиеся выписывают в тетрадь)
Работа с учебником и в тетради.
Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.
Домашнее задание.
Тест «Революция 1905-1907гг.»
- Назовите дату «Кровавого воскресенья»:
а)9 января 1905 г. б) 10 декабря 1906 г. в) 9 март 1905 г.
- С какого события принято начинать историю первой русской революции:
а) с восстания на броненосце «Потемкин»;
б) с декабрьского вооруженного восстания в Москве;
в) с «Кровавого воскресенья»
- Каковы итоги первой российской революции:
а) социальной переворот в стране;
б) отмена выкупных платежей;
в) свержение самодержавия;
- Какой лагерь из общественно-политических сил выступал за мирные, демократические методы борьбы:
а) Правительственный лагерь; б) Либеральный лагерь;
в) Революционный лагерь.
- Кто не относился к движущим силам первой российской революции:
а) рабочие; б) крестьяне ;
в) мелкая буржуазия; г) интеллигенция.
- Конституционно-демократическую партию возглавлял:
а) П.Н.Милюков; б) Г.А.Гапон;
в) В.М.Чернов; г) Е.Ф.Азеф.
- Председателем I Государственной думы был избран:
а) В.М.Чернов; б) С.А.Муромцев;
в) П.Н.Милюков; г) В.И.Ленин.
- Укажите причину роспуска II Государственной думы:
а) царь видел в нем противовес дворянским и земским собраниям;
б) выдвижение «Проекта 33-х»;
в) обвинение депутатов в заговоре и арест;
г) указ императора.
- Когда 1906 года была распущена I Государственная дума:
а) 9 июля; б) 9 января; в) 20 февраля; г) 3 июня.
- С каким событием связано окончание первой российской революции:
а) роспуск II Государственной думы;
б) Манифест 17 октября;
в) Всероссийская октябрьская стачка
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."
Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Урок проводится в 9 классе. Является пятым темы "Россия на рубеже XIX-XX вв. В ходе урока учащиеся работают в группах, решают проблему, заполняют хронологическую таблицу. Цель урока -сформировать у уч...
Первая Российская революция 1905-1907 г
презентация по истории России на тему "Первая Российская революция 1905-1907 г"...
Тема урока: "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Данная разработка позволит сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противор...
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Урок истории 9 кл. ФГОС Первая российская революция 1905-1907 гг. Основные события Первой русской революции. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг....