Первая российская революция 1905-1907 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Урок проводится в 9 классе. Является пятым темы "Россия на рубеже XIX-XX вв. В ходе урока учащиеся работают в группах, решают проблему, заполняют хронологическую таблицу. Цель урока -сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_urok_pervaya_russkaya_revolyutsiya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Первая Российская революция 1905-1907 гг.
Цели урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся:
- по систематизации, обобщению и анализу исторического материала;
- самостоятельной работы с материалами учебника, документами и дополнительной литературой;
- по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные логические выводы;
- преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации и творческие задания
Воспитательные:
- патриотическое воспитание на материале урока
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
1.Причины революции, её характер.
2. Начало революции. Манифест 17 октября 1905 г.
3. Декабрьское вооружённое восстание.
4. Поражение и итоги революции.
№ этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организация работы | Приветствует учащихся, раздает цветовые указатели и прости занять место согласно полученному обозначению: «Аналитики», «Политологи», «Хронисты», «Практики» Сообщает тему, записанную на доске. Ставит проблему: «Почему революция не привела к падению существующего режима?» | Принимают участие в целеполагании |
Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на вопрос? Нужно изучить события, а значит узнать даты революции, издания Манифеста, значение. Для решения поставленной проблемы мы разбились на группы. У каждой группы будет свое задание. Далее учитель знакомит учащихся с заданиями, с инструкцией по организации работы в группе. Обращает внимание учащихся на то, как будут подводиться итоги работы групп, определяет регламент. | Знакомятся с инструкцией по организации работы в группе, с бланком-заданием, с дополнительным методическим комплектом Распределяют роли организатора, историков- исследователей и высту- пающего в группе (см. инструкцию по организации работы в группе) | ||
2. | Изучение нового материала | Обходит класс, следит за работой в группах, помо- гает учащимся при за- труднениях, напоминает о регламенте | Изучают материал по учебни- ку, ДМК, мультимедиа, запол няют бланки-решения, готовятся к выступлению у доски, оценивают работу каждого из группы |
3. | Ответы групп у доски | Слушает, корректирует ответы, следит за регла- ментом, оценивает работу групп. Предлагает запол-нять по ходу прослушивания таблицу | Демонстрируют бланки- решения, отвечают у доски, в ходе прослушивания ответов заполняют таблицу, отгадывают кроссворд |
4. | Выводы, решение проблемы | Обращает вновь внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет группы за участие в обсуждении. Подводит итог, сообщает результат | Обсуждают в группе свое выступление, выступают с решением проблемы |
5. | Закрепление | Учитель обращает внимание на таблицу | Учащиеся соотносят свою за- полненную таблицу Отвечают на вопросы учителя |
6. | Домашнее задание | Сообщает домашнее задание: § 5, скоррек- тировать таблицу «Революция 1905-1907 гг.», решить кроссворд, выполнить задания в рабочей тетради. | Записывают д/з в дневник |
7. | Рефлексия | Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке | Учащиеся высказывают свое мнение об уроке |
ИНСТРУКЦИЯ
Организация работы в группе
1. Ознакомьтесь с заданием для группы.
2. Выберите организатора обсуждения.
Задача организатора — координировать работу всех членов группы; объективно оценивать работу каждого, заносить результаты в экспертный лист и сообщать учителю о готовности группы.
3. Выберите историков-исследователей, которые должны выполнить задания 1 и 2 из бланка-задания
4. Определите выступающего. Его задача - сообщить результат работы всей группы.
5. Далее обсудите выполненное задание, решите задание 3 и 4 из бланка-задания и подготовьте выступление продолжительностью 2 минуты. (Время работы -5 минут.)
Приложение 1
Бланк-задание «хронистам»
1. Вычленить главные даты, касающиеся:
а) начала революции;
б) Декабрьского вооруженного восстания;
в) заключительного этапа революции.
2. Соотнести даты с событиями.
3. Составить хронологическую таблицу.
(Время для принятия решения - 10 минут, для оглашения решения -2 минуты.)
Приложение 2
Бланк-задание «политологам»
1. Изучить Манифест. Как изменилась система государственных органов власти в ходе первой революции?
2. Как осуществлялось принятие законодательных решений?
3. Мог ли император принимать решения в обход Государственной Думы?
4. Можно ли считать, что после появления Государственной Думы Россия превратилась в конституционную монархию?
(Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения - 2 минуты.)
Приложение 3.
Бланк-задание «аналитикам»
1. Выбрать данные:
а) причин революции;
б) расстановке сил, ход революции;
в) итогов революции.
2. Проанализировать данные.
3. Показать на настенной карте ключевые позиции революции.
(Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения -2 минуты.)
Приложение 4.
Бланк-задание «практикам»
1. Найти новые слова, понятия, термины, фамилии.
2. Определить их значение.
3. Составить кроссворд по теме «Революция 1905-1907 гг.».
(Время для принятия решения - 10 минут. Для оглашения -2 минуты)
Использованная литература.
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт История России XX- начало XXI века. 9 класс - М.: Просвещение, 2010
- Т.А. Корнева Поурочные планы по учебнику А.А. Левандовского, Ю.А.Щетинова История России XX- начало XXI века, - Вологда: Учитель, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."
Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...
Первая Российская революция 1905-1907 г
презентация по истории России на тему "Первая Российская революция 1905-1907 г"...
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Урок истории в 9 классе....
Тема урока: "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Данная разработка позволит сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противор...
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Урок истории 9 кл. ФГОС Первая российская революция 1905-1907 гг. Основные события Первой русской революции. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг....