Творческий проект "Юные защитники Ленинграда"
проект по истории (5, 6, 7 класс)

Крылова Елена Михайловна

Творческий проект "Юные защитники Ленинграда" разработан и реализован в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_proekta.docx37.26 КБ
Файл yunye_zashchitniki_leningrada_.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г.Ворсма

Творческий  проект по истории

«Юные защитники блокадного Ленинграда»

Учитель истории и обществознания

Крылова Елена Михайловна

г.Ворсма

2021

Не щадя себя, в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны,

Были настоящими героями!

Роберт Рождественский

Тип проекта: информационно-познавательный.

Участники проекта: обучающиеся 6 класса

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 09.01.21 по 27.01.21)

Цель проекта:

Расширять представление обучающихся об истории Родины, города Санкт-Петербурга (Ленинграда)  и его защитниках в период блокады через воспитание чувства патриотизма, сострадания, гордости за свой народ.

Задачи:

1. Узнать о детях – героях, защитниках блокадного Ленинграда;

2. Закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям военных лет, мужеству и героизму детей великого города.

4. Подготовить итоговую презентацию.

5. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, гордость за свою страну; гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

Актуальность проекта:   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня остаётся одной из самых актуальных. Каждая страна обладает своей историей, неповторимым ходом развития. История России – явление уникальное. Одним из сложных периодов развития нашей страны является Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней советских людей. Тема Великой Отечественной войны является актуальной, так как она беспокоит сердца многих людей. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Актуальность выбранной темы определяется тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние не только на поколение, пережившее ее, но и на последующие поколения. Героическая оборона города явилась образцом беспрецедентной человеческой стойкости, героизма, мужества. Именно поэтому история осады Ленинграда привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, как военного, так и послевоенного периодов. Обращение к теме детей-героев в этот непростой для города и страны в целом период обусловлен возрастом обучающихся.

Этапы проекта:

  1. Анализ темы «Юные защитники блокадного Ленинграда»

2.  Создание творческих групп на подготовку проекта:

- «Информаторы» (работа с Интернет-ресурсами, подготовка иллюстраций,  портретов  героев, биографические данные героев, история подвига)

- «Творческая группа» (подготовка рассказа о героях,  презентация результатов проектной работы)

  1. Определение  сроков. Составление плана реализации проекта

I этап

Подготовительный (с 16.02.2017 – 17.02.2017) 1. Определение темы, постановка цели, задач, определение содержания проекта, прогнозирование результата. 2. Мониторинг знаний детей по теме «Великая Отечественная война». 3. Изучение методической литературы. 4. Составление конспекта «Дети блокадного Ленинграда». 5. Подбор иллюстрационного материала, художественных произведений. 6. Подбор песен о войне для разучивания и слушания песен о блокадном Ленинграде.

Задача

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1 этап - Подготовительный

1.

Мониторинг знаний детей по теме

Анкетирование

1 неделя января

2.

Собрать информацию о героях, систематизировать материал

Поисковая работа с Интернет-ресурсами, библиотечным фондом

2-3 неделя января

«Информаторы»

3.

Подготовка иллюстраций к произведениям

Поисковая работа с Интернет-ресурсами, библиотечным фондом

2-3 неделя января

«Информаторы»

II этап - Практический

1.

Подготовка рассказа о герое

Мини-проект «Мое знакомство с героем»

3 неделя января

«Информаторы»

2.

Систематизация материалов проекта

«Юные защитники блокадного Ленинграда»

3- 4 неделя января

Творческая группа под руководством учителя

3.

Презентация проекта

Классный час

27 января

Творческая группа

III этап – Результативный

1.

Анализ обобщение и подведение итогов результатов работы;

Прогнозирование дальнейшей работы.

4 неделя января

Руководитель проекта

Ожидаемые результаты: В процессе реализации проекта формируется чувство гордости за свой народ, за свою Родину, чувство сопереживания и ответственности за других людей.

Перспективы  дальнейшего  развития  проекта

Материалы проекта могут использовать на уроках истории,  для проведения внеурочных и внеклассных мероприятий, для написания творческих работ обучающимися 5-9 классов.

Основное содержание проекта

О блокаде Ленинграда сказано много. На эту тему писали люди, которые жили и работали в осажденном городе, и те, кто в нем никогда не был. Но герои этих историй, как правило, взрослые. О детях и подростках упоминается вскользь. А ведь среди них были настоящие герои: теряя близких, умирая от голода и холода, они всячески пытались помочь взрослым: сбрасывали "зажигалки", строили баррикады, выслеживали немецких сигнальщиков, трудились на заводах.

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек.

Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом…

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

77 лет назад Ленинград бы освобожден от блокады, которая длилась почти 900 дней. В сентябре 1941 года в городе находилось около 400 тысяч детей. Немногие из них дожили до салюта, который был произведен 27 января 1944-го. Михаил Сухачев, МишаТихомиров,  Юра Булатов, Юта Бондаровская, Нина Куковерова, Галя Комлева, Саша Кондратьев, Лида Положенская, Тамара Немыгина, Миша Тихомиров и другие юные ленинградцы, чьи имена забыты, боролись за родной город наравне с взрослыми. Это о них писал Юрий Воронов, поэт, переживший блокаду Ленинграда: «Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом - паспорта»

Михаил Сухачев

Начальник пионерского лагеря, где прошли последние дни детства Миши Сухачева, будущего летчика, педагога и писателя, уверял своих подопечных, что начавшаяся война будет короткой и совсем скоро завершится победой Красной армии. Он не лгал. Он в это верил, как верили в непобедимость советской армии миллионы жителей СССР. -

До сентября 1941-го дети играли в войну - выслеживали вымышленных врагов, изображали из себя ловких разведчиков. С начала блокады игры закончились. Братья Миши Сухачева ушли на фронт. Он с матерью и сестрами остался в городе, который фашисты охватили обручами, чтобы туда, как они говорили, не проскочила и мышь. Впрочем, она и не могла проскочить... Совсем скоро в городе не осталось мышей. Мать и сестры умирали. На улицах люди падали замертво. Смерть была повсюду, и она не шокировала даже детей. Миша и его друзья, истощенные, еле живые, находили в себе силы тушить зажигательные бомбы на чердаках, проверять светомаскировку, выслеживать диверсантов. Почти все друзья Михаила Сухачева погибли. Он выжил чудом. Окончил военное училище, стал летчиком, дослужился до звания полковника, а выйдя на пенсию, занялся литературным творчеством. Одну из книг Сухачев посвятил юным защитникам Ленинграда.

Миша Тихомиров

Всему миру известен дневник Тани Савичевой. Но она была не единственным ребенком, который в те страшные дни вел записи. "В городе повысилась смертность. Гробы везут на саночках в большом количестве", — это из дневника Миши Тихомирова. Он писал обо всем, что происходит, ежедневно в течение пяти месяцев. Перерывы делал только во время болезни. В сентябре 1941-го немецкая авиация начала засыпать Ленинград зажигательными бомбами. Пятнадцатилетний Миша возглавил противопожарное звено. По сигналу ребята занимали свои позиции на чердаках и крышах. После очередного пожара они увидели, что волосы у Миши стали белыми, словно припудренными известью. Но это была не известь, а седина. Несмотря ни на что, дети продолжали учиться. Уроки проходили в бомбоубежище. В январе 1942 года Миша написал: "Трудно выдержать этот месяц, но нужно надеяться...". Это последняя запись в его дневнике. Миша Тихомиров погиб в марте 1942 года, во время артобстрела. В него попал осколок снаряда.

Юра Булатов

Юный ленинградец рыл окопы под Петергофом. Ученик седьмого класса трудился со взрослыми наравне. Спал по несколько часов в сутки где придется. Бывало и под открытым небом. Юре, как и сотням других детей блокады, пришлось совершать слишком много взрослых дел. О том, что детство прошло, он понял уже в начале войны. 

Леонид Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области.Когда его родное село захватили немцы, он ушёл в партизанский отряд. Ходил в разведку, приносил в отряд важные сведения, не раз вступал в неравный бой с врагом. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Лёня сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. Лёня погиб в неравном бою 24 января 1943 г. в селе Острая Лука Псковской области

Юта Бондаровская

Юта Бондаровская родилась в Псковской области, жила в Ленинграде. Училась в средней школе №415 в Петергофе. Великая Отечественная война ленинградскую пионерку Юту Бондаровскую застала в деревне под Псковом. Фашисты заняли деревню, и Юта начала помогать партизанам. С осени 1941 года была связной в 6-й Ленинградской партизанской бригаде, затем разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где находится штаб фашистов, как охраняется, сколько пулемётов. Когда в отряд пришло сообщение, что блокада Ленинграда прорвана, Юта радовалась больше всех. Юта Бондаровская погибла в одном из боёв в феврале 1944 года на территории Эстонии, на хуторе Роостове . В память о юной героине установлена мемориальная доска на станции Новый Петергоф по ул. Юты Бондаровской , д. 2 - «Улица названа именем Юты Бондаровской (1929-1944), пионерки-партизанки, погибшей в бою с фашистскими захватчиками»

Альберт Купша, Маркс Кротов и Коля Рыжов

Альберт Купша вместе с Марксом Кротовым и Колей Рыжовым до войны жили под Ленинградом, в деревне Смердыня . Ходили в школу, учили уроки, проводили пионерские сборы. Когда фашисты ворвались в деревню, мальчики поклялись мстить ненавистным захватчикам. Они установили связь с партизанским отрядом и помогали переправлять в лес одежду и продукты. Собирали оружие, передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии. Но главный свой подвиг они совершили в новогоднюю ночь 1942 года. По заданию командира партизанского отряда, мальчикам удалось, незаметно пробрались к тщательно охраняемому гитлеровцами, аэродрому, находившемуся под Тосно (в Ленинградской области) и подать нашим летчикам световой сигнал. Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов. Гитлеровцы выследили патриотов и после допросов и пыток расстреляли их на берегу Белого озера. На берегу Белого озера установлен памятник юным партизанам

Саша Кондратьев

Саша родился в деревне Голубково . Перед войной он был самым обыкновенным мальчиком, учился в школе, помогал в колхозе, и мечтал стать лётчиком. Когда началась война, вместе с другими сверстниками встал на защиту Родины. Помогал укрывать раненных красноармейцев. Собирал трофейное оружие, мины, а позднее отец Саши переправлял всё это в партизанский отряд. Неподалеку от деревни, где жил Саша располагался вражеский аэродром, с которого взлетали самолёты противника. Однажды, укрывшись поблизости к аэродрому с трофейным ручным пулемётом в руках, Саша ждал появления вражеских самолётов… Когда немецкий « мессершмитт » набирая высоту, стал подниматься в воздух, Саша в упор расстрелял его пулемётными очередями. Самолет рухнул за лесом. Саша был схвачен немцами и расстрелян. В центре деревни Голубково , близ южного берега Череменецкого озера, на доме, в котором жил герой-пионер, партизанский разведчик Саша Кондратьев, установлена мемориальная доска.

Галя Комлева

Когда началась война и фашисты, приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галя Комлева. Веселая, смелая, любознательная девочка шесть раз была награждена книжками с надписью «за отличную учебу». Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с картошкой, хлебом, продуктами, которые доставляли с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не прошёл в срок на условленное место встречи, полузамёрзшая Галя, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть отогревшись, поспешила назад, неся новое задание для подпольщиков. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки, ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили и схватили юных подпольщиков. Два месяца держали их в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на запрос. Ничего не сказала Галя врагу, никого не выдала. Юная патриотка Галя Комлева была расстреляна фашистами. В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой

Нина Куковерова

Ленинградскую пионерку Нину Куковерову Великая Отечественная война застала в деревушке Нечеперть . Как только в деревню вошел враг, Нина начала помогать партизанам. А потом и совсем ушла к партизанам в лес, и стала разведчицей. Однажды ее послали в деревню Горы, где расположился карательный отряд врага. Нина притворилась нищенкой - попрошайкой, вошла в деревню и все подробно разглядела: где штаб, где арсенал, склад горючего. А ночью партизанский отряд разгромил фашистов, Нина указывала командиру всё, что высмотрела днем. Много славных боевых дел совершила девочка, но однажды ушла в разведку и не вернулась

Заключение

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов... Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях, писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
В наше время в моде другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты.
Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 г.Ворсма Юные защитники блокадного Ленинграда г. Ворсма 2021

Слайд 2

Юный ленинградец рыл окопы под Петергофом. Ученик седьмого класса трудился со взрослыми наравне. Спал по несколько часов в сутки где придется. Бывало и под открытым небом. Юре, как и сотням других Детей блокады, пришлось совершать слишком много взрослых дел. О том, что детство прошло, он понял уже в начале войны. Юра Булатов

Слайд 3

Леня Голиков Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За доблесть и отвагу он награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. Леонид Александрович Голиков родился 17 июня 1926 г. в д. Лукино Новгородской области Погиб в неравном бою 24 января 1943 г. в селе Острая Лука Псковской обл. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград.

Слайд 4

Великая Отечественная война ленинградскую пионерку Юту Бондаровскую застала в деревне под Псковом. Фашисты заняли деревню, и Юта начала помогать партизанам. С осени 1941 года была связной в 6-й Ленинградской партизанской бригаде, затем разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где находится штаб фашистов, как охраняется, сколько пулемётов. Когда в отряд пришло сообщение, что блокада Ленинграда прорвана, Юта радовалась больше всех. Юта Бондаровская погибла в феврале 1944 года на территории Эстонии. В память о юной героине установлена мемориальная доска настанции Новый Петергоф по ул. Юты Бондаровской , д. 2 – Улица названа именем Юты Бондаровской (1929-1944). Юта Бондаровская

Слайд 5

Альберт Купша , Маркс Кротов и Коля Рыжов До войны мальчики жили под Ленинградом, в деревне Смердыня . Когда фашисты ворвались в деревню, мальчики поклялись мстить ненавистным захватчикам. Собирали оружие, передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии.

Слайд 6

Саша родился в деревне Голубково . Когда началась война, вместе с другими сверстниками встал на защиту Родины. Помогал укрывать раненных красноармейцев. Собирал трофейное оружие, мины. Неподалеку от деревни, где жил Саша располагался вражеский аэродром, с которого взлетали самолёты противника. Однажды, укрывшись поблизости к аэродрому с трофейным ручным пулемётом в руках, Саша ждал появления вражеских самолётов… Когда немецкий « мессершмитт » набирая высоту, стал подниматься в воздух, Саша в упор расстрелял его пулемётными очередями. Самолет рухнул за лесом. Саша был схвачен немцами и расстрелян. В центре деревни Голубково , близ южного берега Череменецкого озера, на доме, в котором жил герой-пионер, партизанский разведчик Саша Кондратьев, установлена мемориальная доска. Саша Кондратьев

Слайд 7

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с картошкой, хлебом, продуктами, которые доставляли с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не прошёл в срок на условленное место встречи, полузамёрзшая Галя, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть отогревшись, поспешила назад, неся новое задание для подпольщиков. Галя писала листовки, ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили и схватили юных подпольщиков. Два месяца держали их в гестапо. Ничего не сказала Галя врагу, никого не выдала. Юная патриотка Галя Комлева была расстреляна фашистами. Галя Комлева

Слайд 8

Ленинградскую пионерку Нину Куковерову Великая Отечественная война застала в деревушке Нечеперть . Как только в деревню вошел враг, Нина начала помогать партизанам. А потом и совсем ушла к партизанам в лес, и стала разведчицей. Однажды ее послали в деревню Горы, где расположился карательный отряд врага. Нина притворилась нищенкой - попрошайкой, вошла в деревню и все подробно разглядела: где штаб, где арсенал, склад горючего. А ночью партизанский отряд разгромил фашистов, Нина указывала командиру всё, что высмотрела днем. Много славных боевых дел совершила девочка, но однажды ушла в разведку и не вернулась… Нина Куковерова

Слайд 9

Даже в дни блокады артисты давали концерты морякам — это нужно было для поднятия военного духа. Лида Положенская и Тамара Немыгина каждое воскресенье проходили долгий и опасный путь по замерзшей Неве к миноносцу "Строгий". Им было далеко до профессионалов — всего лишь ученицы балетной школы. Но лишь только завидев их, сигнальщик на мостике кричал: "Балерины пришли!", и матросы выбегали им навстречу. Лида Положенская и Тамара Немыгина Концерт был скромным: Лида пела, Тамара аккомпанировала ей на гармошке. А моряки слушали и понимали: если эти истощенные от голода девочки находят в себе силы прийти и выступить перед ними, то они должны победить врага во что бы то ни стало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвиг на высоте". Презентация о подвиге спортсменов- защитников Ленинграда

Презентация о спортсменах - защитниках Ленинграда во время блокады. В основу презентации положена книга Почетного гражданина Санкт-Петербурга, заслуженного работника физической культуры РФ, заслуженно...

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Урок памяти "Героическим защитникам Ленинграда посвящается..."

Презентация создана для проведения Урока мужества, посвящённого памяти защитников города Ленинграда, погибшим в дни блокады. Показ слайдов может сопровождаться музыкой....

"Всем героическим защитникам Ленинграда посвящается"

Внеклассное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда...

Памятник героям-ополченцам и активистам, защитникам Ленинграда

Статья, посвященная разработке проекта памятника простым жителям - защитникам Ленинграда. Работа проводилась в рамках акции по созданию памятного места, посвященного героической защите Ленинграда...

Воспитательский час "Ямальцы - защитники Ленинграда"

Цель воспитательского часа: - патриотическое воспитание подрастающего поколения.Воспитатель познакомил воспитанников своей группы с именами тех героев, кто защищал город на Неве....