Методическая разработка исторического диктанта, посвященного 75 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
методическая разработка по истории

Методическая разработка исторического диктанта,

 посвященного 75 - летию Победы

советского народа в Великой Отечественной войне

 

Цель проведения диктанта: повышение исторической грамотности обучающихся   ИК-5, формирование патриотизма, выявление и развитие у них творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности и противодействие попыткам фальсификации истории.

В диктанте могут принимать участие обучающиеся 5 – 12 классов, реализующих основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, находящихся на территории ИК-5 г. Кемерово, и лица, отбывающие наказание в исправительной колонии.

Подготовка. Подготовлен диктант по теме «75 - летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Это 15 вопросов и 15 ответов.
 

Проведение. Диктант проводится 5 мая в актовом зале школы. Участники диктанта пишут на отдельных листах бумаги только номера вопросов и ответы на них. Всего на диктант отводится 25  минут.
 

Проверка. За каждый правильный ответ участник получает один балл. Половинчатый ответ можно оценить в 0,5 балла и т.п. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных участником. При этом сначала определяется общий уровень ответов, ориентируясь на низшее и высшее количество баллов, набранных участниками. Затем пропорционально баллы переводятся в систему оценок. Как показывает практика, на оценку «2» диктант мало  кто пишет, обычно оценка находится в пределах от «3» до «5».
 

Обсуждение. Поскольку такой диктант имеет соревновательный характер и участники живо интересуются его результатами, то они активно реагируют на предлагаемый         анализ        их     работы. После этого проводится раздача работ.

Особенности исторических диктанта.  Главной методической особенностью исторического диктанта является «погружение» участников в изучаемый исторический период при мысленном, образном реконструировании исторических событий Великой Отечественной войны.
       В самом диктанте важную роль играет его построение. Последовательность вопросов логична и одновременно исключает монотонность восприятия. После зачитывания вопроса учителем у участника диктанта должна возникнуть некая бодрая эмоция: о! это легко! ничего себе! Я могу! и т.п. Поэтому виды вопросов последовательно различны. Например, за вопросом «Какое название носил военный план Германии в войне против СССР?» (вопрос непростой) — следует вопрос: «Назовите дату начала Великой Отечественной войны? (простой вопрос на память).
В историческом диктанте также используются отрывок из сочинения современного историка, отрывок из воспоминаний участников тех событий и  отрывок из немецкого военного донесения.

         Исторический диктант является не только методом контроля знаний обучающихся, но и популяризирует события Великой Отечественной войны, её героев и Великую Победу.

 

 

Учитель истории                                                               Варнавская Л.Л.

 

 

 

Исторический диктант, посвященный 75 - летию Победы

советского народа в Великой Отечественной войне

1. Какое название носил военный план Германии в войне против СССР?

1) «Барбаросса»;

2) «Зеленая папка Геринга»;

3) «Ост».

2. Назовите дату начала Великой Отечественной войны?

1) 21 июня 1941 г.

2) 22 июня 1941 г.

3) 23 июня 1941 г.

3. В какой битве Великой Отечественной войны Германия потерпела первое крупное поражение за всю Вторую мировую войну?

1) битва под Сталинградом

2) Курская битва

3) Московская битва

4. Кем был издан Приказ № 227 «Ни шагу назад!»?

1) СССР

2) Германией

5. Как назывался план Германии наступления под Москвой и ее захвата?

1) «Нептун»

2) «Тайфун»

3) «Блицкриг»

6. В ходе какой битвы произошло самое масштабное танковое сражение под Прохоровкой?

1) под Москвой

2) в Сталинградской

3) в Курской

7. Датой окончания Второй мировой войны считается 9 мая 1945 года?

1) да

2) нет

8. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск

1) под Сталинградом и на Курской дуге                     2) под Москвой

3) в Восточной Пруссии                                                4) на Висле и Одере

9. В Сталинградской битве героически сражалась 62-я армия под командованием генерала

1) В.И. Чуйкова      2) В.К. Блюхера      3) Г.К. Жукова      4) М.В. Фрунзе

10. Выдающимися полководцами Великой Отечественной войны являлись

1) А.А. Брусилов, Д.Ф. Устинов               2) А.Н. Косыгин, А.А. Громыко

3) И.В. Сталин, С.М. Буденный                4) И.С. Конев, К.К. Рокоссовский

11. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о решениях какой международной конференции говорится в нем.

«...Конференция была проведена после капитуляции Германии... Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Конференция определила, что союзники должны проводить общую политику в своих оккупационных зонах в целях превращения Германии в единое миролюбивое государство».

1)Ялтинской                                      3) Тегеранской

2)Потсдамской                                  4) Парижской

12. Во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Багратион» произошло событие

 1)оборона Брестской крепости                                                  

 2)Тегеранская конференция

 3)освобождение Белоруссии                                                      

 4)форсирование Днепра

13. Фашисты придавали особое значение захвату Сталинграда, потому что

1)стремились отрезать транспортные пути для доставки нефти из Баку

2)стремились реализовать план «молниеносной войны»

3)опасались открытия второго фронта в 1941 г.

4)обороной города командовал лично И.В. Сталин

14. Прочтите отрывок из немецкого военного донесения и определите, о каких событиях идет в нем речь.

«26 июня 1941 г. Гнездом сопротивления остался Восточный форт. Сюда нельзя подступиться со средствами пехоты, так как превосходный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и из подковообразного двора скашивал каждого приближающегося.

27 июня. От одного пленного узнали, что Восточный форт защищает около 20 командиров и 370 бойцов с достаточным количеством боеприпасов и продовольствия. Воды недостаточно, но ее достают из вырытых ям. В форте находятся также женщины и дети. Душою сопротивления является будто бы один майор и один комиссар».

1) оборона Ленинграда                     2) оборона Брестской крепости

3) битва за Киев                                4) сражение под Смоленском

15. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите, о положении жителей какого города в годы Великой Отечественной войны в нем говорится.

"Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали "ура". Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится...Но она принесла с собой надежду: будет лучше!

Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни".

 

Ключи к историческому диктанту

 

1-А

2-Б

3-В

4-А

5-Б

6-В

7-Б

8-1

9-1

10-4

11-2

12-3

13-1

14-2

15-Ленинград

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istdiktant.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка исторического диктанта,

 посвященного 75 - летию Победы

советского народа в Великой Отечественной войне

Цель проведения диктанта: повышение исторической грамотности обучающихся   ИК-5, формирование патриотизма, выявление и развитие у них творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности и противодействие попыткам фальсификации истории.

В диктанте могут принимать участие обучающиеся 5 – 12 классов, реализующих основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, находящихся на территории ИК-5 г. Кемерово, и лица, отбывающие наказание в исправительной колонии.

Подготовка. Подготовлен диктант по теме «75 - летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Это 15 вопросов и 15 ответов.

Проведение. Диктант проводится 5 мая в актовом зале школы. Участники диктанта пишут на отдельных листах бумаги только номера вопросов и ответы на них. Всего на диктант отводится 25  минут.

Проверка. За каждый правильный ответ участник получает один балл. Половинчатый ответ можно оценить в 0,5 балла и т.п. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных участником. При этом сначала определяется общий уровень ответов, ориентируясь на низшее и высшее количество баллов, набранных участниками. Затем пропорционально баллы переводятся в систему оценок. Как показывает практика, на оценку «2» диктант мало  кто пишет, обычно оценка находится в пределах от «3» до «5».

Обсуждение. Поскольку такой диктант имеет соревновательный характер и участники живо интересуются его результатами, то они активно реагируют на предлагаемый        анализ        их        работы. После этого проводится раздача работ.

Особенности исторических диктанта.  Главной методической особенностью исторического диктанта является «погружение» участников в изучаемый исторический период при мысленном, образном реконструировании исторических событий Великой Отечественной войны.
      В самом диктанте важную роль играет его построение. Последовательность вопросов логична и одновременно исключает монотонность восприятия. После зачитывания вопроса учителем у участника диктанта должна возникнуть некая бодрая эмоция: о! это легко! ничего себе! Я могу! и т.п. Поэтому виды вопросов последовательно различны. Например, за вопросом «
Какое название носил военный план Германии в войне против СССР?» (вопрос непростой) — следует вопрос: «Назовите дату начала Великой Отечественной войны? (простой вопрос на память).
В историческом диктанте также используются
отрывок из сочинения современного историка, отрывок из воспоминаний участников тех событий и  отрывок из немецкого военного донесения.

         Исторический диктант является не только методом контроля знаний обучающихся, но и популяризирует события Великой Отечественной войны, её героев и Великую Победу.

Учитель истории                                                               Варнавская Л.Л.

Исторический диктант, посвященный 75 - летию Победы

советского народа в Великой Отечественной войне

1. Какое название носил военный план Германии в войне против СССР?

1) «Барбаросса»;

2) «Зеленая папка Геринга»;

3) «Ост».

2. Назовите дату начала Великой Отечественной войны?

1) 21 июня 1941 г.

2) 22 июня 1941 г.

3) 23 июня 1941 г.

3. В какой битве Великой Отечественной войны Германия потерпела первое крупное поражение за всю Вторую мировую войну?

1) битва под Сталинградом

2) Курская битва

3) Московская битва

4. Кем был издан Приказ № 227 «Ни шагу назад!»?

1) СССР

2) Германией

5. Как назывался план Германии наступления под Москвой и ее захвата?

1) «Нептун»

2) «Тайфун»

3) «Блицкриг»

6. В ходе какой битвы произошло самое масштабное танковое сражение под Прохоровкой?

1) под Москвой

2) в Сталинградской

3) в Курской

7. Датой окончания Второй мировой войны считается 9 мая 1945 года?

1) да

2) нет

8. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск

1) под Сталинградом и на Курской дуге                     2) под Москвой

3) в Восточной Пруссии                                                4) на Висле и Одере

9. В Сталинградской битве героически сражалась 62-я армия под командованием генерала

1) В.И. Чуйкова      2) В.К. Блюхера      3) Г.К. Жукова      4) М.В. Фрунзе

10. Выдающимися полководцами Великой Отечественной войны являлись

1) А.А. Брусилов, Д.Ф. Устинов               2) А.Н. Косыгин, А.А. Громыко

3) И.В. Сталин, С.М. Буденный                4) И.С. Конев, К.К. Рокоссовский

11. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о решениях какой международной конференции говорится в нем.

«...Конференция была проведена после капитуляции Германии... Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Конференция определила, что союзники должны проводить общую политику в своих оккупационных зонах в целях превращения Германии в единое миролюбивое государство».

1)Ялтинской                                      3) Тегеранской

2)Потсдамской                                  4) Парижской

12. Во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Багратион» произошло событие

 1)оборона Брестской крепости                                                  

 2)Тегеранская конференция

 3)освобождение Белоруссии                                                      

 4)форсирование Днепра

13. Фашисты придавали особое значение захвату Сталинграда, потому что

1)стремились отрезать транспортные пути для доставки нефти из Баку

2)стремились реализовать план «молниеносной войны»

3)опасались открытия второго фронта в 1941 г.

4)обороной города командовал лично И.В. Сталин

14. Прочтите отрывок из немецкого военного донесения и определите, о каких событиях идет в нем речь.

«26 июня 1941 г. Гнездом сопротивления остался Восточный форт. Сюда нельзя подступиться со средствами пехоты, так как превосходный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и из подковообразного двора скашивал каждого приближающегося.

27 июня. От одного пленного узнали, что Восточный форт защищает около 20 командиров и 370 бойцов с достаточным количеством боеприпасов и продовольствия. Воды недостаточно, но ее достают из вырытых ям. В форте находятся также женщины и дети. Душою сопротивления является будто бы один майор и один комиссар».

1) оборона Ленинграда                     2) оборона Брестской крепости

3) битва за Киев                                4) сражение под Смоленском

15. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите, о положении жителей какого города в годы Великой Отечественной войны в нем говорится.

"Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали "ура". Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится...Но она принесла с собой надежду: будет лучше!

Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни".

Ключи к историческому диктанту

1-А

2-Б

3-В

4-А

5-Б

6-В

7-Б

8-1

9-1

10-4

11-2

12-3

13-1

14-2

15-Ленинград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие к 65-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне

Данное внекласное мероприятие позврляет познакомить детей с трагическими страницами блокады города Ленинграда в поэтической форме....

Презентации к 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Презентации составлены в помощь классному руководителю для проведения классных часов, посвященных 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....

Презентация. Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"

Презентация.Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...

Разработка внеклассного мероприятия в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа  в Великой Отечественной войне...