Урок по краеведению
план-конспект урока по истории (10 класс)
75-летия Великой Победы над фашизмом актуальным становится вспомнить страшные годы войны, чтобы не забывать, какой ценой далась нам победа. Хотя линия фронта, к счастью, была достаточно далека от нашего района , всё же война оставила свой глубокий след в судьбах наших земляков. Мы обязаны знать и помнить о тех людях, которые подарили нам жизнь под мирным небом, которые день и ночь своим трудом ковали нашу победу.
|
Цель: 1. углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории родного края ; 2. привитие навыков научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками. Задачи:1. Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны. 2. На примерах материала школьного музея показать вклад односельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной войне; Развивающие: 1. Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности; 2. Развивать умение публичного выступления, навыки работы в группе. Воспитательные: 1. На примерах биографий и судеб героев воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру и уважение к истории страны и "Малой Родины"
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4»
Конспект урока краеведению
"История Илима-история Сибири"
в 11 классе
""Великая Отечественная война и наш район"
Разработала учитель
истории и обществознания
высшей квалификационной
категории:
Стройкина Светлана Анатольевна
г. Железногорск – Илимский – 2021
Пояснительная записка
ФИО | Стройкина Светлана Анатольевна | |
Место работы | МБОУ «Железногорская СОШ № 4» | |
Должность | Учитель | |
Направление | История и краеведение | |
Класс | 11 | |
Тема урока | Великая Отечественная война и наш край | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | |
УМК | Урок по краеведению "История Илима- история Сибири" | |
Раздел | Раздел 3. « Илимские земли к годы гражданской и Великой Отечественной войны" | |
Количество часов | В неделю 1 час, в год 34 часа | |
Актуальность материала | 75-летия Великой Победы над фашизмом актуальным становится вспомнить страшные годы войны, чтобы не забывать, какой ценой далась нам победа. Хотя линия фронта, к счастью, была достаточно далека от нашего района , всё же война оставила свой глубокий след в судьбах наших земляков. Мы обязаны знать и помнить о тех людях, которые подарили нам жизнь под мирным небом, которые день и ночь своим трудом ковали нашу победу. | |
Цель и задачи урока | Цель: 1. углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории родного края ; 2. привитие навыков научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками. Задачи:1. Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны. 2. На примерах материала школьного музея показать вклад односельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной войне; Развивающие: 1. Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности; 2. Развивать умение публичного выступления, навыки работы в группе. Воспитательные: 1. На примерах биографий и судеб героев воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру и уважение к истории страны и "Малой Родины" | |
Формы работы | - индивидуальная - фронтальная - групповая | |
Применяемые технологии | Кейс- технология | |
Техническое оборудование | Компьютерная презентация, тексты рассказов местных писателей, выдержки из местной печати газета "Приилимья" времен Великой Отечественной войны напечатанный по частям, рабочий лист, оценочный лист. | |
Характеристика класса | Класс химико-биологического профиля, 8 учащихся с 5 по 9 класс обучались в классе опережающего введения ФГОС ООО. В классе 14 человека, из них 7 мальчиков. Класс средних способностей: 1- отличник, на «4» и «5» учатся 6 человек, слабоуспевающих – 2 человека |
Технологическая карта урока
.
Приложение 1
Планируемые результаты:
| Личностные: -готовность и способность обучающихся к саморазвитию, -сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; -сформированность основ российской, гражданской идентичности; Предметные: -умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Метапредметные:
• генерировать идеи; • находить не одно, а несколько вариантов решения; |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4»
Конспект урока краеведению
"История Илима-история Сибири"
в 11 классе
""Великая Отечественная война и наш район"
Разработала учитель
истории и обществознания
высшей квалификационной
категории:
Стройкина Светлана Анатольевна
г. Железногорск – Илимский – 2021
Пояснительная записка
ФИО | Стройкина Светлана Анатольевна | |
Место работы | МБОУ «Железногорская СОШ № 4» | |
Должность | Учитель | |
Направление | История и краеведение | |
Класс | 11 | |
Тема урока | Великая Отечественная война и наш край | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | |
УМК | Урок по краеведению "История Илима- история Сибири" | |
Раздел | Раздел 3. « Илимские земли к годы гражданской и Великой Отечественной войны" | |
Количество часов | В неделю 1 час, в год 34 часа | |
Актуальность материала | 75-летия Великой Победы над фашизмом актуальным становится вспомнить страшные годы войны, чтобы не забывать, какой ценой далась нам победа. Хотя линия фронта, к счастью, была достаточно далека от нашего района , всё же война оставила свой глубокий след в судьбах наших земляков. Мы обязаны знать и помнить о тех людях, которые подарили нам жизнь под мирным небом, которые день и ночь своим трудом ковали нашу победу. | |
Цель и задачи урока | Цель: 1. углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории родного края ; 2. привитие навыков научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками. Задачи:1. Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны. 2. На примерах материала школьного музея показать вклад односельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной войне; Развивающие: 1. Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности; 2. Развивать умение публичного выступления, навыки работы в группе. Воспитательные: 1. На примерах биографий и судеб героев воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру и уважение к истории страны и "Малой Родины" | |
Формы работы | - индивидуальная - фронтальная - групповая | |
Применяемые технологии | Кейс- технология | |
Техническое оборудование | Компьютерная презентация, тексты рассказов местных писателей, выдержки из местной печати газета "Приилимья" времен Великой Отечественной войны напечатанный по частям, рабочий лист, оценочный лист. | |
Характеристика класса | Класс химико-биологического профиля, 8 учащихся с 5 по 9 класс обучались в классе опережающего введения ФГОС ООО. В классе 14 человека, из них 7 мальчиков. Класс средних способностей: 1- отличник, на «4» и «5» учатся 6 человек, слабоуспевающих – 2 человека |
Технологическая карта урока
.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |||||||||||
1 | Организационно-мотивационный этап. | Учитель приветствует учащихся, эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к включению в деятельность Видео фрагмент песни "Я сегодня до зари встану " | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; - слушать и понимать речь учителя. Личностные: - мотивация к творческому труду, к работе на результат. | ||||||||||
2 | Актуализации знаний. | Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Почему? - Что Вы знаете об этом периоде в истории нашей Родины? -Как жители нашего района могли принимать участие в этих событиях? -Кто из местных писателей посвятил свои произведения этим событиям? - Кого из земляков вы можете назвать, участников этих событий? Вывод: В годы Великой Отечественной войны 174 тысячи жителей Приангарья ушли на защиту Родины, в том числе 4228 человек из Нижнеилимского района. Не все вернулись с полей сражения. Больше всего сибиряков погибло под Москвой и Ленинградом, в - Какая проблема высвечивается? Попробуйте сформулировать тему урока Слайд 2 Свойственна сибирякам Сила и отвага. Благодарна землякам И Москва, и Прага. Был на Волге сущий ад Днями и ночами - Защищали Сталинград Наши илимчане. - Как вы понимаете эпиграф к уроку? | Запишите в тетрадь, тему урока "Великая Отечественная война и наш район", отвечают на вопросы, | Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, Личностные: - способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов. | ||||||||||
3 | Постановка учебной цели и задачи | - Какова же будет цель урока? 1. Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны. - Сегодня мы познакомимся с некоторыми событиями нашего района. - Чем помогал наш район фронту ? -Какую роль играл наш аэродром в годы войны? - Вспомним наших земляков, участников Великой Отечественной войны. - Познакомимся с их воспоминаниями. Слайд 3 | Записывают в тетрадь ассоциации. Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы. | Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение, выделять нужную информацию. Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; - слушать и понимать речь других, уметь выражать свои мысли. Личностные: - способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов. | ||||||||||
4 | Изучение нового, мотивация к дальнейшей деятельности | Слайд 4 Работа в группах 1 группа- анализ статей времен Великой Отечественной войны. Обобщить материал роль наших земляков в этом событии. 2 группа- Познакомить одноклассников с авиатрассой "Алсиб" и показать роль нашего района в участие перегонки самолетов с США. 3. Познакомиться с литературными произведениями наших земляков, как они описывают эти годы. 4. Познакомить одноклассников с участниками ВО войны - наших земляков. | Учащиеся работают в группах используя различные источники, анализируют и делают выводы. Готовят выступления. | |||||||||||
Работа в группах | 1 группа 1. проанализировать статьи газеты "Илимский партизан " 1942г. и 1944г. 2. Дать характеристику жизни и труда наших земляков в годы войны. 3. Познакомить с этой информацией своих одноклассников. 2 группа. 1. Дать определение понятию "Алсиб" 2. Приготовить информацию какую роль сыграла данная авиатрасса в годы войны 3. Познакомиться с воспоминаниями этих событий, строительство аэродрома в Илимске, а так же о его роли . 4. Рассказать об этих событиях 3 группа 1. Прочитать фрагменты из литературных произведений наших земляков 2. Дополнить информацию 1 группы опираясь на литературные произведения 3. Привести примеры( зачитать отрывки) 4 группа 1. Назвать участников Великой Отечественной войны наших земляков 2. Познакомиться с их биографией 3. Оформить презентацию | - Читают тексты, анализируют источники, работают с интернетом. Используют прием "Пометки на полях", Прием "Сюжетная таблица"
Класс разделён на 4 группы Каждая группа выполняет соответствующее задание. | Познавательные: - структурировать материал; выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Коммуникативные: - уметь строить монологическое высказывание, овладеть умениями диалогической речи; - формулировать и от стаивать свое мнение, - проявлять уважительное отношение к мнению другого человека; - участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: - хранить в памяти учебную задачу; - оценивать правильность выполнения задания; - контролировать и оценивать свои действия. Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |||||||||||
5 | Рефлексия | - Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я приобрёл… Мне захотелось…
| Отвечают на вопросы. Обсуждение и сопоставление собственных результатов работы с результатами одноклассников. Прочитать стих "Илимчане" Свойственна сибирякам Сила и отвага. Благодарна землякам И Москва, и Прага. Был на Волге сущий ад Днями и ночами - Защищали Сталинград Наши илимчане. Шли с гранатами в руке, Шли сквозь смерть и горе, Гибли в Курске на дуге И тонули в море. В мерзлых северных краях, В суховеях Крыма Отличились Вы в боях, Воины Илима, Сколько их ушло, мужчин, Ведь район не малый, А погиб - то не один, Тысяча, пожалуй. Слезы - это не сироп, Солонее малость, Сколько вдов-то и сирот Горевать осталось! | Познавательные: - сравнивать и делать выводы. Регулятивные: - овладевать способностями оценивать, свои достижения на уроке. Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению; - слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | ||||||||||
6 | Заключительный этап. Домашнее задание | - Сегодня мы с вами проанализировали события Великой Отечественной войны Домашнее задание по выбору 1. Напишите эссе по теме "Великая Отечественная война и наш район" 2. Приготовить презентацию по данной теме Оценивают в группе работу каждого учащегося сами учащиеся. | Записывают домашнее задание. Заполняют оценочный лист | Познавательные: - уметь определять уровень усвоения материала. Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - понимать определяющую роль личности , творческих способностей и моральных качеств личности. |
Приложение 1
Планируемые результаты:
| Личностные: -готовность и способность обучающихся к саморазвитию, -сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; -сформированность основ российской, гражданской идентичности; Предметные: -умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Метапредметные:
• генерировать идеи; • находить не одно, а несколько вариантов решения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"
Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...
Урок литературы (краеведение)
Урок для 5 класса. Краеведческий материал о Посиделках....
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...
Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности".
Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности"....
Использование ЭОР на уроках географического краеведения
Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...
Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....