Календарно - тематическое планирование по истории России 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс)
КТП разработано по программе "История России" для 6-9 классов общеобразовательных организаций. Авторы - составители Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина, В. Н. Захаров, П. В. Лукин и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_istorii_rossii_8_kl.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по истории России XVIII века. (42 ч)
Составлено к учебнику Е.В. Пчелова, В.Н. Захарова, «История России» для 8 класса общеобразовательных организаций
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту,
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории,
Историко-культурному стандарту
п/п | № урока | Дата выполнения | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | |
по пр-ме | по факту | ||||
Ведение. Россия в XVIII веке: от царства к империи.1 час | |||||
1 | 1 | Вводный урок. | Определение хронологических рамок курса. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение основных противоречий и задач развития России в XIX — начале XX в. Составление классификации источников по отечественной истории данного времени в виде схемы. | ||
Раздел I. Эпоха реформ Петра I. (9 часов) | |||||
2 | 1 | Начало правления Петра I (§ 1) | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление развёрнутого плана характеристики правления царевны Софьи, высказывание оценочных суждений о её деятельности. Объяснение сущности конфликта Петра и Софьи. Определение цели Азовских походов 1695—1696 гг. и Великого посольства, работа с исторической картой. Оценка первых внешнеполитических шагов Петра Алексеевича. Составление рассказов о деятельности Петра во время заграничного путешествия и Стрелецком бунте 1698 г. от имени участников этих событий. Формулирование общих выводов о личности и деятельности Петра I в начале царствования | ||
3 | 2 | Начало Северной войны (§ 2) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение причин Северной войны, цели России. Заполнение таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Формулирование вывода об итогах начального этапа войны. Характеристика военной реформы, оценка её значения. Объяснение значения основных понятий темы урока. Описание процесса строительства Санкт- Петербурга. | ||
4 | 3 | Победа в Северной войне. (§ 3) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Продолжение заполнения таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Высказывание оценочных суждений о значении Полтавской битвы и других крупных сражений на суше и на море. Определение причин и результатов Прутского и Каспийского походов Петра I. Формулирование общих выводов об итогах внешней политики Петра I. Высказывание оценочных суждений о полководческих способностях Петра I. | ||
5 | 4 | Преобразования Петра I (§ 4) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение предпосылок и основных направлений преобразований. Заполнение таблицы «Преобразования Петра I». Составление схем «Органы центрального управления России при Петре I», «Административно-территориальное деление России при Петре I». Характеристика религиозной и социальной политики Петра Алексеевича. Объяснение значения основных понятий темы урока. Высказывание оценочных суждений о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах. | ||
6 | 5 | Экономика при Петре I (§ 4) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Выявление предпосылок ускорения экономического развития в России в первой четверти XVIII в. Продолжение заполнения таблицы «Преобразования Петра I». Характеристика и оценка развития промышленности и торговли в данное время на основе текстов учебника, исторического источника и данных исторической карты. | ||
7 | 6 | Нижегородский край в эпоху реформ Петра I | Петр I и Нижегородский край | ||
8 | 7 | Народные движения в начале XVIII в. (§ 5) | Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии | ||
9 | 8 | Преобразования в области культуры и быта. (§ 6) | Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Выявление черт влияния европейской культуры на российскую культуру в начале XVIII в. Характеристика нововведений в области культуры и быта. Сравнение старой и новой систем просвещения. Подготовка кратких сообщений о развитии архитектуры и искусства в первой четверти XVIII в. (работа в группах). Выступление перед классом с сообщениями. Объяснение значения основных понятий темы урока. Поиск информации для написания рассказа о путешествии в Петербург первой четверти XVIII в. | ||
10 | 9 | Династия Романовых в первой чет верти XVIII в. (§ 7) | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение причин и сущности «дела царевича Алексея». Высказывание оценочных суждений о конфликте между императором и его сыном, поведении Петра I. Оценка положений «Устава о наследии престола» на основе анализа текста учебника и исторического источника | ||
11 | 1 | Обобщение по теме «Эпоха реформ Петра I» | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Проведение дискуссий по проблематике раздела. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов. | ||
Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов. (7 ч) | |||||
12 | 1 | Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов. (§ 8) | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение политической обстановки, сложившейся после смерти Петра I, прогнозирование развития ситуации. Определение причин и характеристика сущности дворцовых переворотов. Высказывание суждений об эпохе дворцовых переворотов, феномене фаворитизма, их историческом значении. | ||
13 | 2 | Екатерина I и Пётр II (§ 9) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Высказывание мнения о личностях Екатерины I и Петра II. Сравнение стилей правления Петра I и его ближайших преемников (Екатерина I, Пётр II). Определения причин взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова. Формулирование вывода об итогах правления Екатерины I и Петра II. | ||
14.15 | 3-4 | Правление Анны Иоанновны (§ 10-11) |
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснение значения основных понятий темы. Определение основных направлений и оценка результатов внешней политики России в 1730—1740-х гг. Характеристика национальной политики правительства императрицы. Выявление причин переворота 1741 г., рассказ о его ходе и результатах. Подбор материалов для составления исторического портрета Анны Иоанновны. | ||
16 | 5 | Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война (§ 12) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение основных задач внешней политики России в середине XVIII в. Обсуждение вопроса о месте России в системе международных отношений в этот период. Заполнение таблицы «Русско-шведская война 1741—1743 гг.». Объяснение целей участия России в Семилетней войне. Составление хронологии военных действий Семилетней войны с участием России на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание оценочных суждений об итогах Семилетней войны. | ||
17 | 6 | Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III (§ 13) | Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Разделение на группы, характеризующие: 1) личность Елизаветы Петровны; 2) сословную политику императрицы; 3) экономическую политику Елизаветы Петровны; 4) личность Петра III и его правление; 5) события 28 июня 1762 г. Распределение функций между членами групп. Составление характеристики личности и сословной политики Елизаветы Петровны. Структурирование информации о мероприятиях правительства Елизаветы Петровны по развитию экономики страны в виде таблицы. Оценка деятельности П.И. Шувалова. Составление плана-перечисления внутриполитических реформ Петра III. Оценка личности и деятельности императора. Определение причин и последствий переворота 1762 г. Представление результатов работы каждой группы. Формулирование общих выводов. | ||
18 | 7 | Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов. | Нижегородский край в 1725 – 1741 гг. Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны. | ||
19 | 8 | Обобщение по теме «Россия в эпоху дворцовых переворотов» | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов | ||
Раздел III. Расцвет Российской империи. (15 ч) | |||||
20 | 1 | Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм (§ 14) | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Актуализация знаний идей Просвещения и определение степени их влияния на деятельность Екатерины II. Характеристика политических взглядов императрицы на основе текста учебника и исторического источника («Наказ» Екатерины II). Формулирование вывода об особенностях просвещённого абсолютизма в России. Анализ церковной политики Екатерины II. Составление развёрнутой характеристики деятельности Уложенной комиссии. | ||
21 | 2 | Губернская реформа и сословная политика Екатерины II (§ 15) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Составление схемы губернского управления по реформе 1775 г. Систематизация материала о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Формулирование вывода о характере сословной политики. Объяснение значения основных понятий темы. Формулирование общих выводов о характере и результатах мероприятий внутренней политики Екатерины II. | ||
22 | 3 | Крепостное право в России во второй половине XVIII в. (§ 16) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Анализ данных исторической карты: определение территории и масштабов распространения крепостного права в России. Написание научно-популярного, художественного или публицистического текста, характеризующего условия жизни в крепостной деревне, отношения помещиков и крепостных крестьян во второй половине XVIII в. Формулирование общего вывода о развитии крепостного права и роли крепостного строя в экономике России во второй половине XVIII в. | ||
23,24 | 4-5 | Экономическая жизнь России во второй половине XVIII в. (§ 17—18) Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина ХVIII века. | 1. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и целью. Составление развёрнутого плана-характеристики экономики российской деревни. Формулирование выводов о проблемах и характере развития сельского хозяйства в России во второй половине XVIII в. Разделение класса на группы, характеризующие промышленное развитие, торговлю, денежное обращение, транспортную систему России данного времени. Распределение функций между членами каждой группы. Составление плана работы и определение формы представления её результатов. 2. Поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Составление развёрнутого плана, тезисов выступления. Оформление результатов работы каждой группы в виде презентаций, стенгазет, кластеров и т.п. Выступление перед классом. Формулирование общих выводов об экономическом развитии России во второй половине XVIII в. | ||
25 | 6 | Восстание Е.И. Пугачёва (1773— 1775) (§ 19) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение причин восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Характеристика личности предводителя восстания на основе текстов учебника и исторических источников («Манифест» Е.И. Пугачёва крестьянам и др.). Составление и заполнение таблицы «Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773— 1775)» на основе текста учебника и данных исторической карты. Формулирование выводов о результатах и значении восстания. Поиск информации для рассказа/сообщения об отдельных эпизодах восстания Е.И. Пугачёва (в том числе материалы региональной истории) | ||
26 | 7 | Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. (§ 20) | Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение целей и направлений внешней политики Екатерины II. Выявление причин русско-турецких войн 1768—1774, 1787—1791 гг. Систематизация информации о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. в форме таблицы на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание суждений о действиях русских полководцев, причинах побед русского оружия. Оценка результатов русско-турецких войн второй половины XVIII в., политики России на Кавказе. | ||
27 | 8 | Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в. (§ 21) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем об отношениях России и Речи Посполитой в XVIII в. Выявление причин разделов Речи Поспо- литой. Оценка связанных с разделами событий, значения для России вхождения в её состав бывших владений Речи Посполитой. Определение позиции российского правительства по отношению к Войне за независимость североамериканских колоний и революционным событиям во Франции. Характеристика русско-шведской войны 1788—1790 гг. по примерному плану. Формулирование обобщающих выводов об итогах внешней политики Екатерины II. | ||
28 | 9 | Народы Российской империи в XVIII в. (§ 22) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение по исторической карте национального состава Российской империи, анализ статистических данных. Выявление возможных проблем, связанных с национальной неоднородностью страны, и задач правительства по их решению. Составление развёрнутого плана характеристики национальной и религиозной политики российского правительства в XVIII в. Высказывание оценочных суждений о расселении колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах, положении русских в Российской империи. Формулирование общих выводов о характере межнациональных отношений в Российской империи, политики государства в этой области. | ||
29 | 10 | Освоение Новороссии. (§ 23) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Работа с исторической картой. Составление схемы управления Новороссией. Оценка деятельности Г.А. Потёмкина по развитию региона. Анализ политики российского правительства по привлечению населения в Новороссию. Характеристика экономического развития региона. Формулирование выводов о значении Новороссии, результатах её развития. | ||
30 | 11 | Правление Павла I (§ 24) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика личности Павла I. Составление развёрнутого плана-характеристики внутренней политики императора. Анализ текста исторического источника (Указ о трёхдневной барщине). Высказывание оценочных суждений о внутриполитических мероприятиях этого времени. Определение цели и задач внешней политики Павла I, оценка её результатов. Сопоставление мнений историков о личности и правлении Павла I, высказывание своей точки зрения. Формулирование обобщающего вывода по теме урока | ||
31 | 12 | Обобщение по теме «Расцвет Российской империи» | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов. | ||
Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого. (9 ч) | |||||
32 | 1 | Школа, образование и воспитание в XVIII в. (§ 25) | Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Представление структуры сословных учебных учреждений в наглядно-символической форме (схема, таблица и т.п.). Актуализация знаний о теориях воспитания эпохи Просвещения и определение их влияния на педагогическую мысль в России. Составление словесного портрета «новой породы» людей. Формулирование выводов о развитии домашнего, начального и высшего образования в России. | ||
33 | 2 | Российская наука в XVIII в. (§ 26) | Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие развитие различных областей российской науки в XVIII в. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана работы и определение формы представления её результатов. Поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Составление развёрнутого плана, тезисов выступления. Выступление перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем | ||
34 | 3 | Михаил Васильевич Ломоносов (§ 27) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Написание научнопопулярного, художественного или публицистического текста о детстве и юности М.В. Ломоносова. Составление развёрнутого плана-перечисления достижений М.В. Ломоносова на основе текста учебника и исторического источника («Отчёт о завершённых и незавершённых научных и литературных работах»). Оценка личности и деятельности М.В. Ломоносова. | ||
35 | 4 | Общественная мысль второй половины XVIII в. (§ 28) | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Актуализация знаний об идеях Просвещения, оценка их влияния на российскую общественную мысль. Анализ и оценка идей и деятельности Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Объяснение причин их преследования со стороны правительства. Характеристика российского масонства. Анализ и оценка мнений о крепостном праве, распространённых в российском обществе во второй половине XVIII в. Объяснение значения основных понятий темы. | ||
36 | 5 | Русская литература, театральное и музыкальное искусство (§ 29) | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Определение принадлежности к тому или иному стилю отрывков литературных произведений. Составление развёрнутого плана-характеристики развития театра и музыки в XVIII в. Поиск информации для сообщений о выдающихся русских писателях и поэтах | ||
37,38 | 6-7 | Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись (§ 30—31) | 1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации/проекта. Подбор критериев и источников для характеристики памятников архитектуры и произведений искусства XVIII в. 2. Представление результатов работы: выступление перед классом с подготовленной презентацией. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. | ||
39 | 8 | Культура и быт российских сословий (§ 32) | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ изменений в российской культуре и быту, произошедших в результате Петровских реформ и проникновения европейской культуры. Объяснение причин сохранения быта крестьян в неизменном виде. Характеристика повседневной жизни российского дворянства. Описание одежды различных сословий, внутреннего и внешнего устройства дворянской усадьбы. | ||
40 | 9 | Культура и быт российских сословий (§ 32) Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в ХVIII веке | Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Распределение функций и ролей между участниками представления. Разработка плана и сценария выступления. Поиск необходимых для постановки материалов, подготовка реквизита, исторической атрибутики. Выступление перед другими классами. Определение критериев оценки деятельности всех участников представления. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. | ||
41 | 10 | Обобщение по теме «Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого» | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов. | ||
42 | 11 | Обобщающее повторение по курсу «История России» | Выполнение итоговых контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Защита проектов. | ||
Резерв 2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории России 7 класс
учебник: Данилов А.А., Косулина...
Календарно-тематическое планирование по истории России. 7 класс
Календарно - тематическое планирование по истории России. 7 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории России 10 класс (коррекционная школа)
Курс "История Отечества" для 10 классов решает следующие задачи:- воспитание патриотизма, гражданственности. уважения к истории и традициям нашей Родины;- освоение знаний о важнейших событиях отечеств...
Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории 10 кл....
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории XX- начало XXI века в 11 классе по учебникам О.В.Волобуева, С.В.Кулешова; О.В.Волобуева, М.В.Пономарёва
Календарно- тематическое планирование для интегрированного курса изучения истории...
Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы
Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы позволит начинающему педагогу освоить непростое искусство планирования своей учитель...