Календарно - тематическое планирование по истории России 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс)

Файзрахманова Нурия Сунгатулловна

КТП разработано по программе "История России" для 6-9 классов общеобразовательных организаций. Авторы - составители Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина, В. Н. Захаров, П. В. Лукин и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_istorii_rossii_8_kl.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по истории России XVIII века. (42 ч)

Составлено к учебнику Е.В. Пчелова, В.Н. Захарова, «История России» для 8 класса общеобразовательных организаций

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту,

Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории,

Историко-культурному стандарту

п/п

№ урока

Дата выполнения

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

по пр-ме

по факту

Ведение. Россия в XVIII веке: от царства к империи.1 час

1

1

Вводный    урок.

Определение хронологических рамок курса. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение основных противоречий и задач развития России в XIX — начале XX в. Составление классификации источников по отечественной истории данного времени в виде схемы.

Раздел I. Эпоха реформ Петра I. (9 часов)

2

1

Начало правления Петра I (§ 1)

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление развёрнутого плана характеристики правления царевны Софьи, высказывание оценочных суждений о её деятельности. Объяснение сущности конфликта Петра и Софьи. Определение цели Азовских походов 1695—1696 гг. и Великого посольства, работа с исторической картой. Оценка первых внешнеполитических шагов Петра Алексеевича. Составление рассказов о деятельности Петра во время заграничного путешествия и Стрелецком бунте 1698 г. от имени участников этих событий. Формулирование общих выводов о личности и деятельности Петра I в начале царствования

3

2

Начало Северной войны (§ 2)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение причин Северной войны, цели России. Заполнение таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Формулирование вывода об итогах начального этапа войны. Характеристика военной реформы, оценка её значения. Объяснение значения основных понятий темы урока. Описание процесса строительства Санкт- Петербурга.

4

3

Победа в Северной войне. (§ 3)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Продолжение заполнения таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Высказывание оценочных суждений о значении Полтавской битвы и других крупных сражений на суше и на море. Определение причин и результатов Прутского и Каспийского походов Петра I. Формулирование общих выводов об итогах внешней политики Петра I. Высказывание оценочных суждений о полководческих способностях Петра I.

5

4

Преобразования Петра I (§ 4)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение предпосылок и основных направлений преобразований. Заполнение таблицы «Преобразования Петра I». Составление схем «Органы центрального управления России при Петре I», «Административно-территориальное деление России при Петре I». Характеристика религиозной и социальной политики Петра Алексеевича. Объяснение значения основных понятий темы урока. Высказывание оценочных суждений о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах.

6

5

Экономика при Петре I (§ 4)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Выявление предпосылок ускорения экономического развития в России в первой четверти XVIII в. Продолжение заполнения таблицы «Преобразования Петра I». Характеристика и оценка развития промышленности и торговли в данное время на основе текстов учебника, исторического источника и данных исторической карты.

7

6

Нижегородский край в эпоху реформ Петра I

Петр I и Нижегородский край

8

7

Народные движения в начале XVIII в. (§ 5)

Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии

9

8

Преобразования в области культуры и быта.

(§ 6)

Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Выявление черт влияния европейской культуры на российскую культуру в начале XVIII в. Характеристика нововведений в области культуры и быта. Сравнение старой и новой систем просвещения. Подготовка кратких сообщений о развитии архитектуры и искусства в первой четверти XVIII в. (работа в группах). Выступление перед классом с сообщениями. Объяснение значения основных понятий темы урока. Поиск информации для написания рассказа о путешествии в Петербург первой четверти XVIII в.

10

9

Династия Романовых в первой чет верти XVIII в. (§ 7)

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение причин и сущности «дела царевича Алексея». Высказывание оценочных суждений о конфликте между императором и его сыном, поведении Петра I. Оценка положений «Устава о наследии престола» на основе анализа текста учебника и исторического источника

11

1

Обобщение по теме «Эпоха реформ Петра I»

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Проведение дискуссий по проблематике раздела. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов.

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов. (7 ч)

12

1

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов. (§ 8)

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение политической обстановки, сложившейся после смерти Петра I, прогнозирование развития ситуации. Определение причин и характеристика сущности дворцовых переворотов. Высказывание суждений  об эпохе дворцовых переворотов, феномене фаворитизма, их историческом значении.

13

2

Екатерина I и Пётр II (§ 9)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Высказывание мнения о личностях Екатерины I и Петра II. Сравнение стилей правления Петра I и его ближайших преемников (Екатерина I, Пётр II). Определения причин взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова. Формулирование вывода об итогах правления Екатерины I и Петра II.

14.15

3-4

Правление Анны Иоанновны (§ 10-11)

  1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ обстоятельств вступления на престол Анны Иоанновны. Объяснение причин провала «затейки верховников». Высказывание мнения об окружении императрицы. Составление развёрнутого плана характеристики внутренней политики Анны Иоанновны. Формулирование выводов об итогах внутриполитического развития России при Анне Иоанновне.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснение значения основных понятий темы. Определение основных направлений и оценка результатов внешней политики России в 1730—1740-х гг. Характеристика национальной политики правительства императрицы. Выявление причин переворота 1741 г., рассказ о его ходе и результатах. Подбор материалов для составления исторического портрета Анны Иоанновны.

16

5

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война (§ 12)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение основных задач внешней политики России в середине XVIII в. Обсуждение вопроса о месте России в системе международных отношений в этот период. Заполнение таблицы «Русско-шведская война 1741—1743 гг.». Объяснение целей участия России в Семилетней войне. Составление хронологии военных действий Семилетней войны с участием России на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание оценочных суждений об итогах Семилетней войны.

17

6

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III (§ 13)

Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Разделение на группы, характеризующие: 1) личность Елизаветы Петровны; 2) сословную политику императрицы; 3) экономическую политику Елизаветы Петровны; 4) личность Петра III и его правление; 5) события 28 июня 1762 г. Распределение функций между членами групп. Составление характеристики личности и сословной политики Елизаветы Петровны. Структурирование информации о мероприятиях правительства Елизаветы Петровны по развитию экономики страны в виде таблицы. Оценка деятельности П.И. Шувалова. Составление плана-перечисления внутриполитических реформ Петра III. Оценка личности и деятельности императора. Определение причин и последствий переворота 1762 г. Представление результатов работы каждой группы. Формулирование общих выводов.

18

7

Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов.

Нижегородский край в 1725 – 1741 гг.

Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны.

19

8

Обобщение по теме «Россия в эпоху дворцовых переворотов»

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов

Раздел III. Расцвет Российской империи. (15 ч)

20

1

Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм

(§ 14)

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Актуализация знаний идей Просвещения и определение степени их влияния на деятельность Екатерины II. Характеристика политических взглядов императрицы на основе текста учебника и исторического источника («Наказ» Екатерины II). Формулирование вывода об особенностях просвещённого абсолютизма в России. Анализ церковной политики Екатерины II. Составление развёрнутой характеристики деятельности Уложенной комиссии.

21

2

Губернская реформа и сословная политика Екатерины II (§ 15)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Составление схемы губернского управления по реформе 1775 г. Систематизация материала о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Формулирование вывода о характере сословной политики. Объяснение значения основных понятий темы. Формулирование общих выводов о характере и результатах мероприятий внутренней политики Екатерины II.

22

3

Крепостное право в России во второй половине XVIII в.

(§ 16)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Анализ данных исторической карты: определение территории и масштабов распространения крепостного права в России. Написание научно-популярного, художественного или публицистического текста, характеризующего условия жизни в крепостной деревне, отношения помещиков и крепостных крестьян во второй половине XVIII в. Формулирование общего вывода о развитии крепостного права и роли крепостного строя в экономике России во второй половине XVIII в.

23,24

4-5

Экономическая жизнь России во второй половине XVIII в.

(§ 17—18)

Нижегородский край в эпоху расцвета  Российской империи: вторая половина ХVIII века.

1. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и целью. Составление развёрнутого плана-характеристики экономики российской деревни. Формулирование выводов о проблемах и характере развития сельского хозяйства в России во второй половине XVIII в. Разделение класса на группы, характеризующие промышленное развитие, торговлю, денежное обращение, транспортную систему России данного времени. Распределение функций между членами каждой группы. Составление плана работы и определение формы представления её результатов.

2. Поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Составление развёрнутого плана, тезисов выступления. Оформление результатов работы каждой группы в виде презентаций, стенгазет, кластеров и т.п. Выступление перед классом. Формулирование общих выводов об экономическом развитии России во второй половине XVIII в.

25

6

Восстание Е.И. Пугачёва (1773— 1775) (§ 19)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение причин восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Характеристика личности предводителя восстания на основе текстов учебника и исторических источников («Манифест»

Е.И. Пугачёва крестьянам и др.). Составление и заполнение таблицы «Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773— 1775)» на основе текста учебника и данных исторической карты. Формулирование выводов о результатах и значении восстания. Поиск информации для рассказа/сообщения об отдельных эпизодах восстания Е.И. Пугачёва (в том числе материалы региональной истории)

26

7

Русско-турецкие войны второй половины

XVIII в. (§ 20)

Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение целей и направлений внешней политики Екатерины II. Выявление причин русско-турецких войн 1768—1774, 1787—1791 гг. Систематизация информации о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. в форме таблицы на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание суждений о действиях русских полководцев, причинах побед русского оружия. Оценка результатов русско-турецких войн второй  половины XVIII в., политики России на Кавказе.

27

8

Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.

(§ 21)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем об отношениях России и Речи Посполитой в XVIII в. Выявление причин разделов Речи Поспо- литой. Оценка связанных с разделами событий, значения для России вхождения в её состав бывших владений Речи Посполитой. Определение позиции российского правительства по отношению к Войне за независимость североамериканских колоний и революционным событиям во Франции. Характеристика русско-шведской войны 1788—1790 гг. по примерному плану. Формулирование обобщающих выводов об итогах внешней политики Екатерины II.

28

9

Народы Российской империи в XVIII в. (§ 22)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение по исторической карте национального состава Российской империи, анализ статистических данных. Выявление возможных проблем, связанных с национальной неоднородностью страны, и задач правительства по их решению. Составление развёрнутого плана характеристики национальной и религиозной политики российского правительства в XVIII в. Высказывание оценочных суждений о расселении колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах, положении русских в Российской империи.  Формулирование общих выводов о характере межнациональных отношений в Российской империи, политики государства в этой области.

29

10

Освоение Новороссии. (§ 23)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Работа с исторической картой. Составление схемы управления Новороссией. Оценка деятельности Г.А. Потёмкина по развитию региона. Анализ политики российского правительства по привлечению населения в Новороссию. Характеристика экономического развития региона. Формулирование выводов о значении Новороссии, результатах её развития.

30

11

Правление Павла I (§ 24)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика личности Павла I. Составление развёрнутого плана-характеристики внутренней политики императора. Анализ текста исторического источника (Указ о трёхдневной барщине). Высказывание оценочных суждений о внутриполитических мероприятиях этого времени. Определение цели и задач внешней политики Павла I, оценка её результатов. Сопоставление мнений историков о личности и правлении Павла I, высказывание своей точки зрения. Формулирование обобщающего вывода по теме урока

31

12

Обобщение по теме «Расцвет Российской империи»

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов.

Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого. (9 ч)

32

1

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

(§ 25)

Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Представление структуры сословных учебных учреждений в наглядно-символической форме (схема, таблица и т.п.). Актуализация знаний о теориях воспитания эпохи Просвещения и определение их влияния на педагогическую мысль в России. Составление словесного портрета «новой породы» людей. Формулирование выводов о развитии домашнего, начального и высшего образования в России.

33

2

Российская наука в XVIII в. (§ 26)

Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие развитие различных областей российской науки в XVIII в. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана работы и определение формы представления её результатов. Поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Составление развёрнутого плана, тезисов выступления. Выступление перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

34

3

Михаил Васильевич Ломоносов (§ 27)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Написание научнопопулярного, художественного или публицистического текста о детстве и юности М.В. Ломоносова. Составление развёрнутого плана-перечисления достижений М.В. Ломоносова на основе текста учебника и исторического источника («Отчёт о завершённых и незавершённых научных и литературных работах»). Оценка личности и деятельности М.В. Ломоносова.

35

4

Общественная мысль второй половины XVIII в. (§ 28)

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Актуализация знаний об идеях Просвещения, оценка их влияния на российскую общественную мысль. Анализ и оценка идей и деятельности Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Объяснение причин их преследования со стороны правительства. Характеристика российского масонства. Анализ и оценка мнений о крепостном праве, распространённых в российском обществе во второй половине XVIII в. Объяснение значения основных понятий темы.

36

5

Русская литература, театральное и музыкальное искусство (§ 29)

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Определение принадлежности к тому или иному стилю отрывков литературных произведений. Составление развёрнутого плана-характеристики развития театра и музыки в XVIII в. Поиск информации для сообщений о выдающихся русских писателях и поэтах

37,38

6-7

Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись

(§ 30—31)

1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации/проекта. Подбор критериев и источников для характеристики памятников архитектуры и произведений искусства XVIII в.

2. Представление результатов работы: выступление перед классом с подготовленной презентацией. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем.

39

8

Культура и быт российских сословий (§ 32)

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ изменений в российской культуре и быту, произошедших в результате Петровских реформ и проникновения европейской культуры. Объяснение причин сохранения быта крестьян в неизменном виде. Характеристика повседневной жизни российского дворянства. Описание одежды различных сословий, внутреннего и внешнего устройства дворянской усадьбы.

40

9

Культура и быт российских сословий (§ 32)

Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае

в ХVIII веке

Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Распределение функций и ролей между участниками представления. Разработка плана и сценария выступления. Поиск необходимых для постановки материалов, подготовка реквизита, исторической атрибутики. Выступление перед другими классами. Определение критериев оценки деятельности всех участников представления. Выявление затруднений  и ошибок в своей деятельности,  обсуждение способов их преодоления в будущем.

41

10

Обобщение по теме «Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого»

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов.

42

11

Обобщающее повторение по курсу «История России»

Выполнение итоговых контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Защита проектов.

Резерв 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории России. 7 класс

Календарно - тематическое планирование  по истории России. 7 класс...

Календарно-тематическое планирование по истории России 10 класс (коррекционная школа)

Курс "История Отечества" для 10 классов решает следующие задачи:- воспитание патриотизма, гражданственности. уважения к истории и традициям нашей Родины;- освоение знаний о важнейших событиях отечеств...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории

Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории 10 кл....

Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы

Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы позволит начинающему педагогу освоить непростое искусство планирования своей учитель...