Урок истории « Чему учил китайский мудрец Конфуций»
план-конспект урока по истории (5 класс)
1.Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
2.Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
3.Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события, доказывают проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительная, мудрая, уникальная страна»;
1. Учащиеся должны:
А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.
Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы.
2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.
3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории на тему: « Чему учил китайский мудрец Конфуций»
Тема урока | «Чему учил китайский мудрец Конфуций» |
Тип урока | Комбинированный, изучения нового материала |
Технология урока | Технология проектного обучения |
Цель урока. |
|
Задачи | Познавательные задачи: освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт; формирование исторического подхода к событиям; создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов Развивающие задачи: развитие творческого мышления учащихся; развитие самостоятельности; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий; развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения. Воспитательная задача: воспитание интереса учащихся к культуре стран Древнего Востока и уважения людей друг к другу. |
Планируемые образовательные результаты. | 1.Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей. 2.Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов); 3.Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события, доказывают проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительная, мудрая, уникальная страна»; 1. Учащиеся должны: |
Оборудование: | Компьютер, проектор, презентация. Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2016) Мультимедиа-проектор, доска-экран; Карта «Китай в древности» |
Основные термины, понятия на доске: | Мораль, добро, философия, любовь, мудрость, манера, циновка, прическа, заискивать, бамбуковая книга, иероглиф, мудрец Конфуций Великая Китайская равнина, река Хуанхэ, река Янцзы |
План урока: | 1. Оргмомент – 2 мин. 2. Проверка домашнего задания – 5 мин. 3. Изучение нового материала. – 20 мин. 4. Закрепление материала. - 8 мин. 5. Рефлексия – 2 мин. 6. Объяснение домашнего задания. 2 мин. 7. Итог урока – 1 мин. |
Ход урока
Эпиграф урока: «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало.
Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше»
Конфуций.
Дидактическая структура урока | Расчет времени | Содержание и приемы работы учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Организационный момент беседа | 2 мин. | Здравствуйте! Подготовьтесь и настройтесь к сегодняшнему уроку. Сегодня мы познакомимся с новыми терминами, понятиями, (название рек, понятия: философия, циновка, манера), с картой Китая. | Формулируют тему урока на основании наглядности. | Подготовка своего рабочего место: учебник, тетрадь, ручку, дневник |
Проверка домашнего задания: Работа с классом (индивидуальный и фронтальный опрос) | 5 мин. | Актуализация знаний по теме «Индийские касты» - контроль домашнего задания. Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с древними государствами Древнего мира и впереди нас ждет встреча с еще одной древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним все, что мы узнали с вами об Индии. Проверка таблицы «Индийские касты» Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» Для этого вспомни: 1. Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги, которых, по легенде Брахма создал из частей своего тела? 2.. Как эти группы людей отличались внешне друг от друга? 3.. Какие права имела каждая из этих групп? Учитель: предлагает учащимся в беседе кратко ответить на вопросы. - Когда произошло объединение Индии? - Какой царь объединил Индию? - Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? - У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? | (Примерный ответ учащихся) В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у которых были строго определенные права и обязанности. Самыми почтенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брахманом, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать на земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия. (В III в. до н. э.) (Царь Ашока).
(Когда сущестует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.) (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.) | Учащиеся отвечают домашний материал, подводят выводы к изученной теме Где расположена Индия? Назовите 2 главные реки Индии. Кого они почитали? Работа с картой. Кто такой Будда? Чему он учил? Назовите касты в Индии. В чем их особенность? Могли ли создавать семьи представители разных каст друг с другом? Кто такие «неприкасаемые»? Какой можно сделать вывод по домашнему заданию? Включаются в беседу, отвечают на вопросы домашнего задания |
Изучение нового материала Метод работы: словесно-наглядный, иллюстративный, поисково-проблемный, репродуктивный, метод формирования познавательного интереса. Прием: беседа, дискуссия, демонстрация презентационного материала, работа с картой, с цитатами, просмотр видеофильма, смысловое чтение высказываний в учебнике, ролевая игра, составление словесного портрета. | 20 мин. | Деятельность учителя: Учитель сообщает тему урока и план работы: 1.Географическое положение и природные условия Китая. 2.Конфуций – древнекитайский мыслитель. 3.Учение Конфуция. Ребята, мы с вами продолжаем путешествие на Восток. Прослушайте текст и определите, о какой стране будем говорить сегодня (карта, видеофильм, на доске высказывания Конфуция). Посмотрим на карту и определим географическое положение Китая. Отметим расселение древних китайцев. Эта страна расположена в Восточной Азии, она имеет выход к Мировому океану. Это государство самое густонаселенное в мире. Сегодня мы поговорим о жизни китайского общества, о философском учении Конфуция, которого очень почитали китайцы. Мы должны доказать, что «Китай – уникальный, мудрый, удивительный край». Также мы познакомимся с географическим положением Китая и особенностями климатических условий. Рассматривая новый материал, мы будем постоянно возвращаться к поставленной проблеме, и стараться её доказывать. Где находится Китай? Какие крупные реки протекают на территории Китая? Какой город сегодня является столицей Китая? А теперь обратимся к духовной жизни древнекитайского народа. Поговорим о религии и философии. Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему страну – «Поднебесной». Учитель: Сейчас мы познакомимся с китайским мудрецом Конфуцием, который жил в Китае в V веке до н.э. - Откройте учебник, страница 105, посмотрите портрет Конфуция. Мы будем говорить с вами о мудрости китайцев, учтивости и об уважении к старшим, как о высшей добродетели (с 105 - 108). Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеофильм о жизненном пути и учении этого человека, а затем приступить к обсуждению. Родился Конфуций в городке Цюйфу, в семье военного из обедневшего рода аристократов Кун. Мать его была наложницей, и после смерти отца Конфуция воспитывала сына одна. Семья жила в бедности, и с раннего детства Конфуций начал работать и занимался самообразованием для того, чтобы занять достойное место в жизни и не опозорить свой знатный род. Обучение давало свои результаты, и вскоре он получил работу чиновника, заведующего амбаром, а затем – скотом. Однако, истинное призвание Конфуция было в том, чтобы передавать свои знания и обучать других людей. Так, в возрасте 22 лет он стал практиковать частные уроки. Конфуций усердно работал и вскоре стал самым знаменитым преподавателем в Китае. В частной школе, открытой им, преподавались четыре дисциплины: литература, язык, мораль и политика. А учеников принимали туда, невзирая на их материальное положение и происхождение. В возрасте 50 лет Конфуций начал карьеру в государственной службе, стал первым советником в царстве Лу. Но имея расхождения во взглядах на государственную политику, он вынужден был подать в отставку и покинуть службу. После этого Конфуций путешествовал со своими учениками по Китаю на протяжении 13 лет. В 484 г. до н.э. он вернулся в Лу, где продолжил преподавательскую деятельность. У Конфуция было много учеников, однако, самых близких и самых преданных, чьи имена достоверно известны, насчитывается всего 26. Работа с книгой. Из высказываний Конфуция. С. 107. Как характеризует Конфуций благородного человека, ничтожного, богатство? Как нужно относиться к людям, к труду? Конфуций: «Чтобы обладать любовью к людям, нужно преодолеть себя и возвратиться к правилам». Ученик 1: «Как это?» Конфуций: «Представьте себе, как вы выходите за ворота дома, чтобы встретить дорогих гостей. Представьте себе, что все люди – дорогие гости. У вас дух захватывает от чувства любви к ним». Ученик 2: «Все равно непонятно». Конфуций: «Хорошо, объясню на примерах. Любить людей – значит не желать человеку того, чего не желаешь себе. Когда разговариваешь, не быть торопливым. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым, добрым». Ученик1: «Учитель, а нужно человеку трудиться?» Конфуций: «Дай человеку рыбу, и ты сделаешь его сытым на один день. Научи человека рыбачить, и он будет сыт всю свою жизнь». | Обсуждение высказывания. Дополнительное задание. На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами. Ху¬анхэ, Янцзы. Пекин | Слушать информацию по теме. Ответить на вопросы с опорой на описания. Работа с текстом. |
Закрепление нового материала: | 8 мин. | О какой стране мы сегодня говорили? В долинах каких рек возникли первые китайские поселения? Кто такой Конфуций? Чему он учил? | Китай. реки Хуанхэ и Янцзы мудрец Конфуций Особое внимание Конфуций уделял образованию. Он считал, что нужно как можно больше обращать к книге. Он говорил, что мудрость – в знании старинных книг. Писали тогда на бамбуковых узеньких дощечках, которые соединялись потом, и получалась бамбуковая книга. Конфуций много говорил и писал о совершенном человеке, который должен быть скромным, справедливым, а главное – исполнять долг перед обществом | Работа с картой. Ученики показывают границы государства Сообщают о китайском мудреце Конфуции и о его учениях: о мудрости, почитании старших, и о поведении учтивых людей. |
Объясните, как вы понимаете слово «манеры» Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам» Поясните это высказывание. Объясните, как вы понимаете слово «циновка» | Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему страну – «Поднебесной». (Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения). Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и шел босиком Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично. (Циновка – ковер, сплетенный из тростника) Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями. | |||
Рефлексия | 2 мин. | В тетрадях записать слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям. Выполнение теста из презентации. | Учащиеся записывают слова и названия, которые узнали за урок, выполнить тест – задание из презентации | Дать оценку своей деятельности. Что запомнил на уроке. |
Домашнее задание | 2 мин. | Комментарий домашнего задания. | Записывают в дневники задания. | Параграф 22, Подготовить сообщения «Великая Китайская стена», «Великий шёлковый путь» |
Итог урока | 1 мин. | Вы работали активно, запомнили новые понятия по теме, познакомились с удивительной страной и её представителем древнекитайским философом Конфуцием. Ваши суждения по высказываниям Конфуция были интересными, правильными. Самые активные учащиеся получают оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе на тему "Чему учил китайский мудрец Конфуций".
Урок истории для учащихся 5 класса представлен в игровой форме с использованием ИКТ....
разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...
Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций" Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...
Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций" Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...
РАЗРАБОТКА УРОКА по истории «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
разработка урока...
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года
Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...
Конспект урока истории "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Данный урок позволяет сформировать представление о том, что учение Конфуция актуально и в наши дни....