Становление Древнерусского государства
план-конспект урока по истории (6 класс)

Озерова Алла Александровна

Методическая разработка урока истории в 6 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_uroka_istorii_6_klass.doc655 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Становление Древнерусского государства» 

Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

1) образовательные задачи:

  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
  • выяснить систему управления Древнерусским государством.

2) развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
  • развивать умение работать в парах.
  • формирование навыков работы с историческим источником и  трудами  историков

3) воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • воспитание коллективизма, товарищества.

4) здоровьесберегающие задачи:

  • профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности;
  • предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся с помощью физкультминутки;
  • развитие наблюдательности, памяти;
  • создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.

Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, князь дружина, полюдье.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация

Учебник История России. 6 класс\под ред. Н.М.Арсентьева

Параграф 5

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология, технология деятельностного метода.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей); оговаривание условий и методов работы.

  1. Повторение и контроль  Д/З

  1. Работа в парах : разгадывание кроссворда ( 3 карточки)

Кроссворд «Соседи восточных славян»

По горизонтали:

  1. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории

По вертикали:

  1. Кочевые племена, расселившиеся в Причерноморье в IV в.до н.э., занимавшие территорию от Дуная до степной части Крыма и создавшие своё царство
  2. Денежный или вещественный сбор с покорённых народов
  3.  Объединение людей по кровному признаку
  4.  Воинственные кочевники, вторгшиеся в VI в. в степные районы Причерноморья

Кроссворд «Соседи восточных славян»

По горизонтали:

3. Религия, которую приняла верхушка Хазарского государства

4. Глава государства у хазар

По вертикали:

  1. Жители государства, которое сложилось в VII в. в Нижнем Поволжье и подчинило себе многие соседние народы от Днепра до Северного Кавказа
  2. Скотоводческие кочевые племена, которые в III в до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов.
  3. Религия, которую в 922г. приняли волжские булгары.

  1. Фронтальный опрос
  1. Опишите быт и хозяйство восточных славян.
  2. Расскажите о верованиях восточных славян.
  3. Охарактеризуйте   общественное   устройство   древних славян.
  4. Дайте характеристику соседям восточных славян.
  5. Чем привлекала восточных славян Византия?

  1. Изучение нового материала

  1. Организация и мотивация на изучение нового материала

3.1.1. Определение исторической и практической значимости темы и постановка учебных задач:

-Вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.

3.1.2. Видеофрагмент «…Откуда есть и пошла Русская земля» (1мин. 10с.)

  1. Актуализация знаний. Работа с картой.

 «Предпосылки создания Древнерусского государства»

- Внешнеполитические (назвать соседей, представляющих опасность для восточных славян- кочевники, варяги; торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)

- Политические (наличие союзов славянских племен, усиление военной знати, появление системы управления)

- Экономические ( развитие торговли, путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь, рост городов - Русь называли страной городов – Гардарики. С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники - мед. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильменских славян. В города переселились ремесленники.

Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов - степных кочевников. Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь.)

- Социальные (переход от родовой общины к соседской и т.д. (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества (сложилась многоступенчатость общества, т.е. четкая иерархия: князь-дружинники-племенная знать-люди(смерды)-челядь-холопы))

3.3.Практикум на основе упреждающего задания

«Теории появления государства у восточных славян»

( слайд + сообщения учащихся)

- Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства:

Вывод: - Русская государственность возникла как закономерное и самостоятельное развитие общества, но не без участия норманнских вождей (центристская теории)

- Рюрика пригласили княжить, значит, у славян уже сложилась эта форма государственности;

- варяги находились на такой же ступени развития, что и славяне, значит, не могли дать им более высокой формы государственности;

- Рюрика пригласили княжить в город, а наличие городов косвенно указывает на наличие государственности

  1. Работа с историческим документом

-Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в XII в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.

Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

Документ

«Повесть временных лет»

   «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».

Вывод: -Древнерусское государство возникло у восточных славян в IX века, как результат длительного развития.  Двумя центрами, откуда началось государство, были Киев – на юге и Новгород – на севере.

  1. Работа со схемами. Рассказ учителя

«Формирование единого Древнерусского государства»

- В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется.

Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси.

Государство русов стало называться Русью. По названию столицы его также именуют Киевской Русью. Олег совершает ряд походов на древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.

Учитель подводит учащихся к выводу: в результате объединения двух центров восточных славян:

южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.

- Олег принял титул - киевский великий князь.

Он опирался на дружину:

- князь советовался с дружиной,

- дружинники жили с князем в одном доме.

Племена, признавшие власть Киева, заключили с великим князем договор, по которому они обязались платить дань.

С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье.

В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя).

В городских центрах важные вопросы решало вече.

Вывод: Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство? Признаки государства:

1. Единство территории (карта).

2. Власть (князь)

3. Суверенитет (неподчинение власти другого государства).

4. Налоговые сборы. (Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал “дым”, то есть дом, или семейный очаг.)

4. Рефлексия

Подведение итогов изучения нового материала.

-Сегодня на уроке мы:

познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Узнали систему управления Древнерусским государством

4.1. Задание: Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку

  1. Начало неравенства
  2. Выделение знати
  3. Переход к соседской общине
  4. Образование государства
  5. Захват земель, грабительские набеги.
  6. Усовершенствование обработки земли.
  7. Образование излишков.
  8. Складывание частной собственности на землю.
  9. Господство родовой общины.

 4.2.  ЭОР

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50fb91a9-82d9-4bb9-aec3-13773267f26f/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTQ_05%5D.html

Вопросы и задания к уроку по теме «Становление Древнерусского государства»

5.Этап оценки деятельности ученика на уроке

5.1.Оценивание работы учащихся.

5.2.Домашнее задание: 

§ 5, ответить на вопросы. Подготовить сообщения по темам:

1) Деятельность князя Олега (внутренняя и внешняя политика).

2) Деятельность князя Игоря (внутренняя и внешняя политика).

3) Деятельность княгини Ольги (внутренняя и внешняя политика).

4) Деятельность князя Святослава (внутренняя и внешняя политика.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Становление Древнерусского государства в IX–X веках» урок истории России 6 класс

Урок истории России 6 класс (с использованием технологии развития критического мышления)Тема: «Становление Древнерусского государства в IX–X веках» Ознакомление учеников с процессом формирования ...

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"...

Становление Древнерусского государства, история, 6 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку, рефлексия...

Тема урока «Становление Древнерусского государства»

Технологическая карта урока истории...

Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"

Открытый урок в 6 классе  по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе.  Основные образовательные технологии: технология про...