Внеклассное мероприятие к 65-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне
классный час по истории (6 класс) по теме
Данное внекласное мероприятие позврляет познакомить детей с трагическими страницами блокады города Ленинграда в поэтической форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_k_65_letiyu.doc | 492 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие:
"Подвигу твоему, Ленинград!"
Цели:
Образовательные:
приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны;
расширение знаний учащихся о героической истории города Ленинграда;
расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
показать войну, как символ стойкости, мужества и победы, доставшийся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий;
воспитание чувства гордости за свой народ, свою историю, свое наследие;
формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
воспитание патриотизма, гордости за свою страну и любви к Отчизне.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого;
формирование морально-нравственных качеств;
участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления.
Форма проведения: историко - литературная и музыкальная композиция.
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедиа проектор
Презентация
Фонограммы:
- мелодия песни В.Соловьева-Седова «Город над вольной Невой»;
- «Адажио» Т. Альбинони;
- Мелодия песни В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Ход мероприятия:
(сопровождается презентациями)
Звучит мелодия песни Василия Соловьева-Седова “Город над вольной Невой”
Учитель:
Оборона Ленинграда - одна из самых трагичных и в тоже время самых славных страниц истории Великой Отечественной войны. Как и в случае со многими другими являющимися гордостью нашего народа эпизодами этой страшной войны, действия советского руководства в ходе битвы за Ленинград в последнее время стали подвергаться критике со стороны ратующих за пересмотр итогов Второй мировой войны активистов от истории. Чаще критика сводится к тому, что Ленинград-де следовало сдать наступающим немецким войскам без боя. Сегодня мы с вами не будем рассматривать необходимость обороны Ленинграда со стратегической точки зрения. Сегодня мы с вами в буквальном смысле поклонимся подвигу простых советских людей, которые без единого выстрела по врагу, выстояли в страшной блокаде. Их оружием были Сила Духа, Мужество, Воля к Победе, Противостояние Злу.
И Победа принадлежит им по праву. Им - ЛЕНИНГРАДЦАМ.
Ведущий 1:
Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды – слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Ведущий 2:
Тебе, Великий город!
Тебе, Великий Ленинград!
Посвящается!
Ведущий 1:
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Ведущий 2:
Год 1941… 22 июня… Воскресенье… Рассвет обыкновенного дня... – эти простые понятия превратились в четыре страшных года, в 1418 дней и ночей войны – самого страшного слова на земле.
Звучит мелодия песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача.
Ведущий 1:
22 июня началась война, а уже на следующий день, 23 июня, в час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.
На защиту города поднялись все жители Ленинграда. К 23 июля 1941 года город стал крепостью.
Ведущий 2:
На Ленинград, обхватом с трех сторон,
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье.
Учитель:
В конце августа к Ленинграду подошли лучшие части ещё не знавшей поражений гитлеровской армии. Историческая реальность такова, что руководство Германии не было заинтересовано ни в существовании города, ни его жителей, поэтому немецким командованием разрабатывались планы уничтожения Ленинграда с большей частью населения. Начиная войну с СССР, Гитлер видел в советской территории, прежде всего огромный источник необходимых германской экономике ресурсов. 8 июля 1941 г.. начальник штаба ОКХ генерал-полковник Ф. Гальдер записал в дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае потом мы будем вынуждены кормить в течение всей зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».
Учитель:
8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось сомкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада. Постоянно снижались нормы хлеба. Близилась зима. Надвигались холода. Остановился транспорт. Не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Практически не осталось продуктов. На Ленинград неумолимо надвигался голод.
Показ видеофрагмента.
Ведущий 1:
Время удлиняет расстоянье
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой.
Ведущий 1:
Девчонка руки протянула
И головой о край стола
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.
Учитель:
Г. П. Вишневская Из книги Галина»
Началась блокада…
Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы давали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех - закопченные лица: электричества уже не было, в квартирах горели коптилки - баночки с какой - то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптит немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться - не мылись, покрылись вшами.
Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп - одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…
Ведущий 1:
На свете я видела хлеба немного
Его отмеряли так скудно, так строго,
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом - пайком.
С соломой, с мякиной, с трухою, со жмыхом,
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Ведущий 2:Блокада!
Далеко как это слово
От наших с вами
Мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Учитель:
Наряду с взрослыми участниками обороны стали и дети. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом. Тысячи подростков, школьников вставали к станкам, дежурили ночью на крышах домов, тушили пожары, спасали раненых и умирающих… И теряли родных, и погибали сами…
Показ видеофрагмента
Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забыть!
Учитель:
Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.
Ведущий 2:
И летели листовки с неба
На пороги обмёрзших квартир
Будет хлеб! Вы хотите хлеба?
Будет мир! Вам ведь снится мир?
Дети плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой!
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене крепостной.
Умирали и говорили
Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли
На колени не встали, нет!
В ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Д.Д. Шостаковича, названная Ленинградской. Это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!” (звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д.Шостаковича)
Ведущий 1:
Но всё-таки дети всегда оставались детьми: они читали и писали, учились и играли, пели и рисовали, ссорились и мирились, но всеми своими мыслями и мечтами они приближали День Победы.
Ведущий 2:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
Учитель:
13 ноября 1941 года было принято решение о строительстве ледовой дороги по льду Ладожского озера. А уже через десять дней – 22 ноября – по Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием. Дорога на Ладоге приносила спасение ленинградцам. Не даром её назвали Дорогой Жизни.
Ведущий 1:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Презентация
Водители, дорожники, регулировщики, зенитчики – все, кто обслуживал ледовую трассу, работали в необычайно сложных условиях: в цепенящий холод, в слепящий буран, под непрерывными бомбёжками. Они совершили немало героических подвигов.
Ведущий 2:
О да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город…
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле…
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут...
— Гражданочки, держаться можно...—
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев,—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
Учитель:
900 страшных дней и ночей длилась блокада Ленинграда. И вот 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по освобождению города из кольца блокады.
О делах обыденных позабудьте, люди!
На минуту встаньте, голову склоняя!
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.
У Дороги Жизни шепчутся берёзы,
Седину лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы,
Плачет вместе с вами каменный цветок.
1 ведущий:
Сколько их погибло, юных ленинградцев?
Сколько не услышат грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,
Чтобы всех оплакать нам не хватит слез.
Ведущий 2:
Объявляется минута молчания (слайд 19)
Ведущий 1:
Нам наше прошлое свято и дорого:
Гордость победами, горечь утрат.
Вечная память защитникам города!
Вечная слава защитникам города!
Вечная слава тебе, Ленинград!
Ведущий 2:
Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин.
Ведущий 1:
Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещеные блокадой.
Нас вместе называют — Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом.
Ведущий 2:
И вот час окончательного освобождения пробил! 27 января 1944 года над Невой прогремел торжественный салют.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...
Литература:
1) Журнал «Классный руководитель» 1–2005
2) Журнал «Классный руководитель» 8–2004
3) Журнал «Классный руководитель» 1–2006
4) Журнал «Классный руководитель» 2–2006
5) Поэтический сборник «Священная война»
При подготовке мероприятия использованы стихи о блокаде
- Ольги Берггольц, Юрия Воронова, Веры Инбер, Анатолия Молчанова, Николая Тихонова, Юлии Друниной;
- отрывки из воспоминаний историков, писателей и поэтов, прошедших войну;
- Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
Презентации составлены в помощь классному руководителю для проведения классных часов, посвященных 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....
Литературно-музыкальная композиция "Навечно молодые" к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
В память о выпускниках 1941 года......
Сценарий литературно-музыкальной композиции "70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящается"
Готовый сценарий для встречи с ветеранами ВОВ (для учеников старших классов)...
Презентация. Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"
Презентация.Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"...
методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
Методическая разработка подготовлена для проведения открытого мероприятия в 9-ом классе. Открытый урок проведен в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...
Разработка внеклассного мероприятия в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Внеклассное мероприятие в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне...
Методическая разработка открытого мероприятия ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя к
Методическая разработка открытого мероприятия – ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского...