«История России в лицах. Личность в истории IХ – XIX вв.»
рабочая программа по истории (8 класс)
Отличительной особенностью данной программы является: возможность создать условия для моделирования педагогическими средствами изучение выдающихся лиц в истории государства Российского, через личностное отношения ученика к изучаемому персонажу и исторической эпохе. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса изучения истории, обобщает ранее полученные знания и дает возможность изучать историю России на более углубленном уровне, дает возможность для коллективного творческого созидательного труда, создающего предпосылки для достижений в области гуманитарных наук. Данная программа направленна на формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, что позволяет решать современные задачи, поставленные перед педагогическим сообществом по воспитанию личности.Тематика и характер программы предопределяют следующие особенности изучения: проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций; большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_8_klass_rp_istoriya_rossii_.akulevich_a.a.docx | 51.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1» для классов,
реализующих федеральный компонент
государственного образовательного стандарта
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
учебного предмета
«История России в лицах. Личность в истории IХ – XIX вв.»
для учащихся 8-х классов
Составитель:
А.А. Акулевич
учитель истории
и обществознания
г. Мегион
2020 год
Пояснительная записка
Программа внеурочного образования «История России в лицах. Личность в истории IХ – XIX вв.» имеет духовно-нравственную направленность. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной образовательной программы основного общего образования. Данный курс включен в план внеурочной деятельности с 8-х классов, рассчитан на одно пологодие, что составляет 16 учебных часов и реализуется по 1 часу в неделю. Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности их деятельности сложно составить истинную картину исторической действительности. Сама специфика таких предметов как история предполагает значительное внимание уделять развитию духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Осознание роли человека как субъекта истории связано не только c уважением к деятельности других индивидов в прошлом и настоящем, но и c самовосприятием на фоне социальной действительности. Этот недостаток призвана преодолеть данная программа, она способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Отличительной особенностью данной программы является: возможность создать условия для моделирования педагогическими средствами изучение выдающихся лиц в истории государства Российского, через личностное отношения ученика к изучаемому персонажу и исторической эпохе. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса изучения истории, обобщает ранее полученные знания и дает возможность изучать историю России на более углубленном уровне, дает возможность для коллективного творческого созидательного труда, создающего предпосылки для достижений в области гуманитарных наук. Данная программа направленна на формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, что позволяет решать современные задачи, поставленные перед педагогическим сообществом по воспитанию личности.Тематика и характер программы предопределяют следующие особенности изучения: проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций; большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся.
Цель программы: Изучения исторической личности, как эффективного способа формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной государственной итоговой аттестации.
Задачи программы:
-Образовательные:познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах их развития через судьбы государственных деятелей; формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
-Развивающие:способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся; способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
-Воспитательные: формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся; способствовать воспитанию уважения к истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей; способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
Форма организации детей на занятиях может быть:
- групповая
- коллективно-групповая,
- в парах
- индивидуальная.
Форма проведения занятий:
- традиционное,
- комбинированное,
- практическое,
- дискуссия (дебаты),
- сюжетно-ролевая игра,
- «мозговой штурм».
Личностные результаты. Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса являются:осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную, учебную, общественную деятельность;умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;Умение использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, реферат и др.);Готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
Предметные результаты: относительно целостное представление об истории России;знание ряда исторической терминологии;умения работать с информацией в различных источниках, адекватно ее воспринимать;развитие исторического кругозора и формирование познавательного интереса к изучению истории России;понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;развитие навыков коммуникативной деятельности, умение правильно формулировать мысли;знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Система оценки внеурочной деятельности «История России в лицах.
Личность в истории IХ – XIX вв.»
Виды контроля | Методы |
Вводный | Беседы, наблюдение, тестирование, просмотр творческих работ |
Текущий | Творческие и практические задания. |
Наблюдение, тестирование, составление. | |
Наблюдение, тестирование, проектная деятельность | |
Коррекция | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле. |
Итоговый | Защита проекта. Участие в различных конкурсах, мероприятиях духовно-нравственной направленности. |
Предполагаемые результаты:
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России, будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.
Условия успешного освоения содержания курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
- Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.
- Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.
- Григорьев Д. В.. Программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011г.
- Журавлёва О.Н. История России 10 класс. - М.: Вентана – Граф, 2015.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
- История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — СтупницкаяМ.А.. Что такое учебный проект? М., 1сентября. 2016
- Кацва Л.А...Юрганов А.Л История России – М.: МИРОС-АРГУС.2009
- Криворотова Т.А. Ценностные ориентиры гражданственности и патриотизма в современной школе. Н.Новгород. 2009.
- Карпов А. Владимир Святой. — М., 2004.
- Карпов А. Княгиня Ольга. — М., 2009.
Учебные пособия для учащихся:
- История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 2009.
- Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.
- Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.,2005
- Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.
- Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
- Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.
- Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.
- Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.
- Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999.
Учебно-тематический план
курса «История России в лицах. Личность в истории IХ – XIX вв»
Название темы | Кол-во занятий | Из них: | |
Теоретических занятий | Практических занятий | ||
Тема 1. Введение. Основное содержание курса «История в лицах» | 1 | 1 | 0 |
Тема 2. Россия в эпоху преобразований. | 1 | 1 | 0 |
Тема 3. Женщины на российском престоле | 7 | 7 | 0 |
Тема 4. Победы на суше и на море. Русское военное искусство. | 2 | 2 | 0 |
Тема 5. Деятели культуры XVII -XVIII вв. | 4 | 4 | 0 |
Тема 6. Обобщение: история России XVII -XVIII вв. | 1 | 1 | 0 |
ИТОГО | 16 | 16 | 0 |
Содержание программы «История России в лицах. Личность в истории IХ – XIX вв.»
Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут не прекращающиеся споры о роли личности в истории. Подробное рассмотрение биографии, деятельности и роли исторической личности позволяет формировать критическое отношение к исторической личности, определять свою позицию в понимании эпохи. Изучение личности является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Основными акцентами при изучении деятельности исторической личности является изучение влияния социальной среды на становление личности и ее влияние на духовную, политическую, экономическую жизнь российского государства. Особое внимание уделяется историографическим трудам, изучающий исторические личности. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.
Существует ряд приёмов и средств организации активной познавательной деятельности учащихся при формировании знаний об исторической личности:
1. Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности:
- Запоминание фамилии, имени личности.
- Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.
- Усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и т.д.) платформ изучаемой личности.
- Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала.
- Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.
2. Учитель, не называя имени деятеля, пробуждает к нему простой человеческий интерес. За тем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся узнают о ком, идет речь.
3. Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личности, например, руководителя государства, реформаторов, полководцев и т.д.
4. Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях.
5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примерами из быта, увлечений, образованности и т.д.
6. Определение качеств личностей по умению предвидеть будущее.
7. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема уроков | Виды учебной деятельности | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Тема 1. Введение. Основное содержание курса «История в лицах» (1 час) | ||||
1 | Введение. Основное содержание курса «История в лицах» | Эвристическая беседа; Знакомство с различными точками зрения на события; «Учебный диалог» с элементами самостоятельного анализа источников; | 07.09.20 | 07.09.20 |
Тема 2. Россия в эпоху преобразований. (1 час) | ||||
2 | Россия в эпоху преобразований. | Эвристическая беседа; Знакомство с различными точками зрения на события; «Учебный диалог» с элементами самостоятельного анализа источников; Индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность | 14.09.20 | 14.09.20 |
Тема 3. Женщины на российском престоле (6 часов) | ||||
3 | Елена Глинская | «Учебный диалог» с элементами самостоятельного анализа источников; Решение нравственных проблем на базе исторического материала; Индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность | 21.09.20 | 21.09.20 |
4 | Анна Иоанновна | 28.09.20 | 28.09.20 | |
5 | Елизавета Петровна | 05.10.20 | 05.10.20 | |
6 | Екатерина 1 | 12.10.20 | 12.10.20 | |
7 | Мария Федоровна | 19.10.20 | 19.10.20 | |
8 | Александра Федоровна | 09.11.20 | 09.11.20 | |
9 | Екатерина 2 | 16.11.20 | 16.11.20 | |
Тема 4. Победы на суше и на море. Русское военное искусство. (2 часов) | ||||
10 | Победы на суше и на море. | «Учебный диалог» с элементами самостоятельного анализа источников; Индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность | 23.11.20 | 23.11.20 |
11 | Русское военное искусство | 30.11.20 | 30.11.20 | |
Тема 5. Деятели культуры XVII -XVIII вв. (4 часа) | ||||
12 | Антропов Алексей Петрович | «Учебный диалог» с элементами самостоятельного анализа источников; Решение нравственных проблем на базе исторического материала; Индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность | 07.12.20 | 07.12.20 |
13 | Баженов Василий Иванович | 14.12.20 | 14.12.20 | |
14 | Ломоносов Михаил Васильевич | 21.12.20 | 21.12.20 | |
15 | Фельтен Юрий Матвеевич | 11.01.21 | 11.01.21 | |
Тема 6. Обобщение: история России XVII -XVIII вв. (1 час) | ||||
16 | История России XVII -XVIII вв. | «Учебный диалог» с элементами самостоятельного анализа источников; Знакомство с различными точками зрения на события; | 18.01.21 | 18.01.21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России в лицах (русские князья)
Презентацияк дополнительному учебному занятию по истории России....
рабочая программа элективного курса "История России в лицах"
Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....
Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания м...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...
Применение он-лайн курса на разных этапах урока по истории России. Костюченко Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзе
АннотацияДанная статья содержит рекомендации по применению он-лайн курса «Россия в первой четверти XVIII века» на уроках истории России для 8 классов. Он-лайн курс соответствует Примерной ...
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...