Этапы урока | Цель этапа урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационный момент. | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока | Приветственное слово учителя Когда мы улыбаемся, Мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся Подарками судьбы. Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. |
| Личностные: Самооценка готовности к уроку.
|
II. Актуализация опорных знаний. | Контроль знаний по изученному материалу. Организация взаимопроверки | Выполняют индивидуальную работу, проверяют работу соседа по парте. Сверяют ответы. Определяют количество баллов в технологическую карту урока. участвуют в беседе, высказывают собственное мнение | Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей. После заполнения карточки, коррекция ошибочных и неточных представлениях о понятиях (Диалог, беседа с учащимися) Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН; Побуждает к высказыванию своего мнения.
| 1. Работа у доски: Написать понятие, вставив нужную букву (жр.цы, шаду., мум.я, сарк.фаг, п.рамида, и.роглифы) 2. Работа с картой (индивидуально) а) Вставить название морей и стран б) Указать верное направление походов Тутмоса 3 в) Выделить цветом районы, которые были захвачены Тутмосом 3 3. Устно у доски: - Рассказать о новом войске, созданном египетскими фараонами.
- Рассказать о правлении царицы Хатшепсут и о завоеваниях Тутмоса 3.
После завершения индивидуальной работы по карте отдать задания ученику-эксперту для проверки по эталону. - Какие завоевания вел Тутмос 3? Какие основные понятия усвоили? | Освоение знаний по теме «Завоевания фараонов» Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира | РУУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. ПУУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу Обмениваются полученной информацией ЛУУД: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Рассуждение учеников |
III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности. | Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этап актуализации субъектного опыта
| Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала. Постановка учащимися целей, задач, планирование хода урока. Определение методов работы. | Мы продолжаем знакомство с Древним Египтом. А сформулировать тему нашего урока нам поможет ваше умение работать с шифрограммами. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися, корректировка методов работы
| Работа с иллюстрацией «Собери пазл» - Ребята, соберите части и соедините картинку. Какие фигуры у вас получились? Где мы можем встретить такие вещи? - Какова же тема нашего урока? (Культура Древнего Египта) - Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте цели, которые вы поставите перед собой? - А что же такое культура? Попробуйте дать определение. Где мы можем встретить это слово? (Ответы учеников) - Ребята, выберите правильное определение понятия «культура» и запишите его в ваших тетрадях. (Это достижения людей в разных областях человеческой жизни). | Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. | КУУД: Совместная деятельность ЛУУД: Рассуждение учеников РУУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока. Ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
IV. Открытие нового знания. | Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом | Чтение учебника, документа. Заполнение таблицы.
Работают с документом, отвечают на вопросы
| Организует самостоятельное чтение учебника и работу в тетради, оценивание результатов в парах по эталону.
Создаёт ситуацию успеха.
Организует самостоятельную работу с фрагментом документа в тетради, проверка работы по эталону
Создаёт ситуацию успеха.
Отслеживает работу учащихся в индивидуальных картах урока.
| Работа в индивидуальной карте урока. - Прочитайте пункт 1, 2 и заполните таблицу.
Направления культуры | Достижения (один пример – 1балл) | Значение для мировой культуры (один пример – 1балл) | Архитектура и скульптура |
| | Живопись | | | Наука |
| | Религия |
|
|
1. Архитектура и скульптура. - Первым пунктом в нашей карте стоит Архитектура и скульптура. Кто может назвать мне определения? - Чтобы посмотреть на великие сооружения Древнего Египта, и что строили египтяне предлагаю посмотреть видео. В ходе просмотра ролика заполняйте индивидуальную карту, приводите примеры. Просмотр ролика. - Какие примеры записали? 2. Живопись. - Следующим пунктом в карте следует живопись. Что же такое живопись? А как вы думаете, какая живопись была в Древнем Египте. Подробнее об этом нам расскажет Гульвас София. Не забывайте делать пометки в своей карте. Прослушивание сообщения - Какая была живопись в Египте? 3. Наука. (в группе) - Чтобы выполнить следующий пункт плана, нам необходимо разделиться на группы. У вас на столах лежат документы, с которыми вы сейчас будете работать. Вам необходимо выделить основные достижения в области той науки, с которой вы познакомились. Работа с источником. Обсуждение изученного. 4. Религия. - У нас остался один пункт, и чтобы полностью заполнить нашу карту откройте стр. 85 и прочтите п. 2, 3 и запишите основные моменты. Работа с учебником - А теперь посмотрим небольшой ролик о богах Др. Египта. Запишите имена в графу «религия». Подведение итогов. | Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам.
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
| РУУД: Формулируют вывод; Обобщают и формулируют понятия
КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность
ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; Работа с текстом учебника; Узнают интересные факты о том, как Древний человек Обмениваются полученной информацией. Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); Исследовательские действия (поиск информации). ЛУУД: Рассуждение учеников. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
V. Физминутка. | Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока | Выполняют упражнения | Проведение физкультминутки | Под музыку: - Ребята, закройте глаза. Представьте, что вы плывете, по самой величественной реке в мире. Шум волны рядом. Вот мы подплываем к огромным пирамидам. Они такие огромные, что буквально не видно неба. Где- то далёко, на горизонте, мы видим караван с верблюдами. |
| ЛУУД: проявление эмоционального отношения к физкультминутке |
VI. Первичное закрепление и коррекция. | Способствовать закреплению изученного материала, коррекция недочетов | Ответы учащихся | Организует взаимопроверку | Глоссарий - Ребята, напишите понятия. Вставьте пропущенное слово 1. Фантастическое существо с телом льва -______________. 2. Самые знаменитые сооружения в старину назывались _____________. 3. Высокий столб, служащий опорой в здании - ________________. - С какими же понятиями мы сегодня познакомились? 4. Наука, необходимая при возведении строений и оросительных систем – ___________________. 5. Бог знаний, мудрости, письменности – ____________________. | Научить сопоставлять полученные факты, делать вывод. | РУУД: Формулируют вывод; Обобщают и формулируют понятия ПУУД: Обмениваются полученной информацией. ЛУУД: Рассуждение учеников. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
VII. Самостоятельная работа с самоконтролем. |
| Ответы учеников
| Организует самопроверку. Организует самооценку
| Работа с документом (в парах) Геродот. История 124. ...Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских эрах (через реку камни перевозили на кораблях)... сто тысяч людей выполнить эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти ленные глыбы... сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет.
125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Вопросы к документу: 1. Из чего строили пирамиды? А) из кирпича Б) из камня В) из гранита 2. Как поднимали камни для строительства пирамиды? А) при помощи подъемного крана Б) при помощи деревянных полозьев В) поднимали вручную | Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Египта | ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; РУУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний. | Включение нового знания в систему знаний; Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание Создание ситуации успеха |
| Организация работы учащихся по заполнению индивидуальной карты урока | Работа с иероглифами. - Ребята, давайте вспомним, на чем писали в Древнем Египте? Что использовали для письма? - Что такое иероглифы? - Посмотрите на слайд. На нем изображено несколько символов. - Попробуйте составить предложение, используя эти иероглифы. Письменная работа. - Итак, проверим, какие предложения у вас получились. …. прочти нам свое предложение. Проверка выполненной работы | Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира | КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. РУУД: контроль в форме сравнения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу; Оценивание качества и уровня усвоения. |
IX. Рефлексия (итог урока). |
| Оценивают свою работу на уроке. Проверка заполнения таблиц.
| Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.
| А) Интервью. - Скажите, что удалось на уроке? - В чем были трудности? - Что открыли, узнали на уроке? - Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Что ощущаете сейчас? Какими чувствами вы наполнены? - Расскажите о своих впечатлениях. Б) Проверка заполнения индивидуальной карты урока, подсчет баллов, набранных за работу на уроке. - Ребята, подсчитайте количество своих баллов. У кого самое большое количество? - Кто доволен своей работой? Выставление отметок. |
| ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе; ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; КУУД: оценка действий партнера |
X. Информация о домашнем задании |
| Записывают домашнее задание в дневник. | Объясняет выполнение домашнего задания | § 14 пункт 1,2 пересказ. Для закрепления полученных знаний по желанию напишите небольшую творческую работу: «Если бы я жил в Древнем Египте, то я стал бы…» |
|
|