Культура России в XVII веке
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«Культура народов России в XVII в»
учителя истории и обществознания МБОУ Школы № 166 г.о. Самара
Васютиной Людмилы Борисовны
Тип урока: урок открытия нового знания.
Класс: 7 Г
Цель: познакомиться с основными жостижениями культурной жизни России в данный период времени.
Планируемые результаты:
Предметные:
давать оценку событиям и личностям, определяя их роль и значимость в развитии общества, анализировать достижения культуры, объяснять смысл понятий;
Метапредметные:
- ( регулятивные ууд) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- (коммуникативные ууд) уметь работать в группе и индивидуально, уметь отстаивать саое мнение и высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать с учителем.
- (познавательные ууд) познакомиться с основными достижениями культуры, влиянием достижений на развитие общества, познакомиться с новыми понятиями и терминами, личностями, повлиявшими на развитие культуры страны этого периода.
Личностные: сформировать уважение к культуре страны , ее достижениям и личностям,сформировать представление о важности данного периода в жизни страны и общества.
Оборудование: жетоны с буквами А,Н,А,У,К, карточки со словами « НАУКА», « ПЕЙЗАЖ», «АРХИТЕКТУРА», «ЛИТЕРАТУРА», раздаточный материал (рецензия ответа ученика. «Летопись времен», карточки с иллюстрациями осн достижений и произведений культуры), презентация.
Структура урока.
I.Оргмомент (1 мин)
II.Актуализация полученных знаний ( ученики выполняют разные задания, получая жетоны с буквой того слова, которое является подсказкой темы урока).
1.« Хронология событий» ( Ученики за 1 мин должны выстроить на доске в правильном хронологическом порядке события , происходившие в XVII в.) ( Слайд 1)
А) Соляной бунт-4
Б) Правление Бориса Годунова-1
В) Правление Василия Шуйского-3
Г) Правление ЛжедмитрияI.-2
Д) Принятие Соборного Уложения-5
2. Игра « Знатоки истории» ( за каждый правильный ответ- жетон с буквой из которого составляются слово « НАУКА»)
А) Какому событию посвящены следующие строки: « Согласно ей вводилось крещение тремя перстами, поясные поклоны вместо земных, исправление книг по греческим образцам»? ( реформа Никона);
Б) При каком правителе произошли следующее событие « В ответ на попытку правительства пополнить казну за счет введения дополнительной пошлины на соль в столице вспыхнуло крупное восстание»? ( Соляной бунт, Алексей Мих)
В) О каком событии идет речь: « Восставшие захватили Царицын,затем подошли к хорошо укрепленной Астрахани. На сторону восставших перешли народы Поволжья. Только в 1671 году удалось захватить и разромит восставших.? (Восстание Степана Разина)
Г) О каком законе идет речь : « При составлении свода законов в 1649 году использовались и зарубежные законы. Свод законов впервыке ввело понятие «гос преступление», был установлен бесссрочный сыск крестьян»? (Соборное Уложение)
Д) У какого царя было прозвище « Тишайший»? ( Алексей Мих)
Е) Они создали Второе ополчение. ( Минин и Пожарский)
Ж) Он был избран на царствои стал родоначальником новой династии ( Михаил Романов)
З) При нем закончилась Смута.( Михаил Романов)
И) Он так рвался к власти, что даже объявил себя « чудом спавшимся царевичем Дмитрием» ( Лжедмитрий)
( Ученики собирают слово «НАУКА», а учитель табличку с этим словом размещает на доске).
« Итак, первое слово-подсказку нашей темы мы собрали и узнали, а теперь должны узнать еще слова –подсказки и для этого мы решаем ребусы»-говорит учитель, обращая внимание учеников на Слайд 2) ( Слова «ПЕЙЗАЖ», « АРХИТЕКТУРА», «ЛИТЕРАТУРА»). Одновременно учитель развешывает таблички с разгаданными словами на доске.
« Какое слово является обобщающим для всех этих разгаданных понятий?»- спрашивает учитель ( КУЛЬТУРА), а затем вместе с детьми формулируется темв урока и записывается она в
« Летопись времен».
III.Постановка цели.
« Мы теперь знаем тему нашего урока, а какова ее цель?-спрашивает учитель. Что мы должны узнать и с чем должны познакомиться?» ( Ученики формулируют цель, а учитель открывает Слайд 2и озвучивает свою цель урока)
IV.Постановка проблемного вопроса ( Учитель заитывает проблемный вопрос, а ученики записывают его в Летопись времен). Слайд 3
« Для того, чтобы ответить на этот вопрос. а также узнать об основных достижениях культуры, мы должны. В течении остовшегося времени заполнить нашу Летопись времен до конца»-говорит учитель.
V.Изучение и закрепление новой темы.
Ученики заполняют летопись, одновременно слушая рассказ одноклассникаили выполняя задания, предложенные учителем.
Образование. ( ученик рассказывает по теме, а затем остальные делают запись в свиток, предварительно по карточке « Рецензия ответа» анализируют выполнение задания и ставят своему одноклассники оценку) Слайд4
Учитель вместе с учениками прверяет, что дети записали в летопсь
Научные знания. (Ученик рассказывает по теме, а другой тем временем анализирует ответ и ставит оценку).
Литература. ( Ученики работают с текстом учебника на стр 97 п.4, отвечая на вопрос учителя):
А) Какие новые жанры литературы появились в XVII веке?
Б) Какой характер носила литература в этом веке?
В) Какую роль сыграл Симеон Полоцкий?
Г) Как называется летопись, создання в этом веке и посвященная Смуному времени? ( Новый летописец).
Д) Какая литература пользовалась большой популярностью у образованных людей?
4. Архитектура. ( На примере построек этого времени изучить особенности архитектуры, а затем записать в летопись название построек и дать определение понятию Нарышкинское, т.е Московское барокко) Слайд 5.
5. Живопись. ( С учениками рассмотреть произведения живописи. Выяснить особенности ее и записать определение понятию парсуна в летопись).
Провести рефлексию, подвести итог и выяснить, что записали ученики, касаемо достижений литературы и живописи и тд.
Театр. ( Ученикам на слайде предоставляется список поняий и словосочетаний, из которых ученики составляют текст и записывают его в летописи) (1672 год,пастор церки, создание театра, Готфрид Грегори, пьесы на библейскую тему, присутствие царя) Слайд 6.
VI.Физминутка (целесообразно соединить первичное закрепление и освоение темы с физминуткой).
- Учитель читает выражение. Если оно верное, то ученики встают со своих мест и хлопают, а если нет, то ладонями обхватывют свое лицо и говорят: «АЙ-я-ЯЙ»
- В культуре появилось много нового. Да
- Вся Россия к началу 17 века была грамотной. Нет
- Увеличилсявыпуск печатных книг. Да
- Большую роль в культуре сыграл С.Полоцкий. Да
- Литература ,по-прежнему, была только церковной. Нет
- Появились новые жанры в литературе. Да
- В архитектуре появился новый стиль. Да
- Он назывался Путинский барокко. Нет
- С.Ушаков был выдающимся актером. Нет
- При Алексее Мих появился первый придворный театр. Да
VII. Рефлексия ( Ученики за 1 минуту , с помощью летописи,должны доказать , что культура сыграла большую роль в развитии нашей страны, ответив тем самым на проблемный вопрос) ( Учитель оглашает оценки, полученные как за опережающеее домашнее задание, так и за работу на уроке).
VIII.Домашнее задание
- Девочки описывают илл на стр 99 письмено в тетради.
- Мальчики, с помощью летописи, должны подготовить устно расказ о культуре страны в 17 веке.
«В заключении, я хотела бы вам , ребята, подарить символ счастья и успеха- подкову»-говорит учитель, а потом раздает подкову, сделанную из бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культура России в XVII веке"
Презентация содержит сведения по архитектуре, живописи, просвещению России в XVII веке. Предназначена для учащихся 7 класса....
Игра по истории России в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "История России в XVII веке"
Обобщающий урок - игра по теме "История России в XVII веке". Играют две команды. Учащиеся работают с датами, терминами, историческими портретами и другими материалами. Данный конспект будет инт...
Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему: «Образование и культура России в XVII веке».
«Образование и культура России в XVII веке»...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке
Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...
Презентация по истории "Культура России в XVII веке".
Презентация по истории "Культура России в XVII веке"....
КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ
презентация по истории России для 7 класса КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ соответствует обновленному ФГОС...