Рыцарский турнир
план-конспект занятия по истории (6 класс)

Разработка внеурочного занятия для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рыцарский турнир для 6 класса31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рыцарский турнир

        Добрый день, рыцари, Прекрасные Дамы, болельщики, члены уважаемого жюри.

        В мирное время, у себя дома рыцарь старался заполнить досуг занятиями, максимально похожими на войну. Поэтому любимым развлечением рыцарей были турниры - военные состязания в силе и умении владеть оружием. Сегодня у нас тоже турнир. Только состязаться мы будем в силе ума, знаниях и творчестве….  (1 СЛАЙД - ИЗОБРАЖЕНИЕ РЫЦАРСКОГО ТУРНИРА)

        Сегодня я буду тем, кто занимается организацией турнира. Как же называли такого человека? (вопрос аудитории) - герольдом (зритель, первый поднявший руку и правильно ответивший на вопрос получает орден или жетон. В конце игры ордена/жетоны становятся дополнительными баллами команде, за которую болеет участник) На нашем турнире, как и положено, присутствуют зрители. В нужный момент, вы, уважаемые зрители, сможете помочь команде, которую пришли поддержать. Ну а я представляю вам наше высокочтимое жюри… Наших доблестных рыцарей… И их Прекрасных Дам…

        Итак, наш турнир я объявляю открытым, и пусть успех в этом турнире принесет победившей команде заслуженную, всенародную славу!

        1. Требования к рыцарю соответствуют принятым в средние века представлениям и неоднократно сформулированы в литературных памятниках XII-XIII вв. Так, основными добродетелями рыцаря являлись:

  • Храбрость
  • Честность
  • Великодушие                                  (2 СЛАЙД - СПИСОК ДОБРОДЕТЕЛЕЙ)
  • Щедрость
  • Гостеприимство
  • Учтивость
  • Стремление к славе

        Все эти качества идеальный рыцарь должен был постоянно демонстрировать как бы исполняя отведенную ему роль.

        Например, щедрость, как одна из основных доблестей, проявлялась в том, что рыцарь раздавал и растрачивал свои богатства, не считая ни доходов, ни расходов и поражая гостей своей часто бессмысленной расточительностью. Например, один рыцарь велел засеять вспаханное поле кусками серебра, другой - использовал для приготовления пищи восковые свечи вместо дров. Гостеприимство рыцаря нередко выражалось в  организации бесчисленных пиршеств с огромным количеством гостей, где подавались десятки изысканных блюд и раздавались дары. (3 СЛАЙД - ЩЕДРОСТЬ И ГОСТЕПРИИМСТВО)

        Вам, уважаемые зрители, первое задание. Перед вами список добродетелей. Назовите нам те два качества, которые осуждались рыцарской моралью. (Отвечает зритель, первым поднявший руку.) (4 СЛАЙД - СПИСОК)

  • Защита христианской веры
  • Отвага на поле боя
  • Служение Прекрасной Даме
  • Пренебрежение рыцарской честью ради спасения своей жизни (-)
  • Выполнение вассальных обязанностей
  • Стремление прослыть бережливым, рачительным хозяином (-)
  • Покровительство и поддержка слабых, нуждающихся в защите

        Вопрос командам - присущи ли перечисленные мною добродетели (на экране  первый список) членам вашей команды? При утвердительном ответе - приступаем к обряду посвящения в рыцари.

        2. I ТУР. Обряд посвящения в рыцари.

        Вопрос зрителям. Как называется церемония посвящения в рыцари или принятия в рыцарский орден? Акколада. (Отвечает зритель, первым поднявший руку.)

(командам в период подготовки даны возможные подсказки действующих лиц, атрибутов. Участники сами решают - будут ли они их использовать в своих сценках: сеньор, священник, помощники; атрибуты: цветные платья рыцарей, мечи, одеяние для священника, чаша для омовения, одежда и меч сеньора, шпоры для рыцарей, поясы для мечей, копья, мишень )

        Жизненный путь рыцаря был четко определен с самого рождения. С детских лет мальчиков обучали владеть оружием, а в семилетнем возрасте будущего рыцаря посылали служить пажом в замок родственника или сеньора. Там он учился охотничьему мастерству, верховой езде, искусству боя, а также манерам поведения по отношению к высшему, равному ему лицам или даме. Рыцарь должен был уметь играть на музыкальных инструментах, часто - слагать стихи (хот я умение читать и писать было далеко не обязательным), играть в шахматы, танцевать. В возрасте 14 лет паж становился оруженосцем и сопровождал своего господина в походах и на турнирах, помогая ему на поле брани и прислуживая в замке. (5 СЛАЙД - МАЛЬЧИК С ОРУЖИЕМ; ПАЖ В ЗАМКЕ СЕНЬОРА; ВЕРХОВАЯ ЕЗДА, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ШАХМАТЫ, ТАНЦЫ; ОРУЖЕНОСЕЦ) В 21 год наступала пора посвящения в рыцари.

        Команды показывают заранее подготовленные сценки. Время - 3 минуты. Жюри оценивает точность ритуала, атрибуты.

        Посвященный, одетый в платье определенного цвета, проводил ночь, бодрствуя в часовне, (6 СЛАЙД ИЛИ ВИДЕОФРАГМЕНТ- ЧАСОВНЯ, НОЧЬ, ЦЕРКОВЬ, ПРИЧАСТИЕ, ОМОВЕНИЕ, СИМВОЛИЧЕСКИЙ УДАР СЕНЬОРА, ШПОРЫ, ОПОЯСЫВАНИЕ МЕЧОМ, КОНЬ, КОПЬЕ, МИШЕНЬ) затем посвящал Богу свой меч и принимал причастие. Далее следовало ритуальное омовение, потом оруженосец преклонял колено перед сеньором, который наносил ему символический удар в шею или по щеке, после чего рыцарю надевали шпоры и перепоясывали его мечом. Полностью вооруженный, он вновь вставал перед сеньором на колени и получал еще один символический удар мечом. После этого рыцарь садился на коня и демонстрировал присутствующим свою ловкость и умение владеть копьем, поражая мишень.

        Я прошу жюри оценить точность воспроизведенного командами ритуала, а также используемые атрибуты и артистичность участников посвящения.

        3. II ТУР. Представление гербов.

        Итак, посвящение в рыцари позади. И мы продолжаем наш турнир.

        Я - герольд. И часто мне достаточно одного взгляда на закованного в броню рыцаря, чтобы определить - кто он такой и достаточно ли он знатен для участия в турнире. Вопросы зрителям - 1) Что же помогает мне в этом разобраться? Герб рыцаря, его визитная карточка, отличительный знак его рода. 2) Как называется наука о правилах составления и описания гербов? Геральдика. 3) Важной частью любого герба является краткое изречение, выражающее самое важное в характере обладателя герба. Как называется это изречение? Девиз. 4) Форма герба может рассказать нам о стране,  в которой родился рыцарь. Так, например, овальная форма герба характерна для Италии, прямоугольная - для Франции. Для кого была характерна треугольная форма герба? Для норманнов, северных людей, скандинавов, которые опустошали государства Западной Европы своими морскими разбойничьими набегами. (7 СЛАЙД - ГЕРБЫ РАЗНЫХ ФОРМ С ДЕВИЗАМИ; ИЗОБРАЖЕНИЕ НОРМАННОВ)

        Я прошу команды представить свои гербы. Время - 3 минуты. Жюри оценивает творческое выполнение работы и само представление герба, рассказ о нем.

        Согласно канонам классической геральдики герб должен состоять из щита, шлема с короной, определяющей ранг владельца герба, обрамления щита, мантии и девиза. На ободке герба помещали девиз его владельца, позже его стали писать на ленте. Девиз феодала красноречиво говорил о его жизненных принципах. (8 СЛАЙД - ГЕРБ С ЩИТОМ, ШЛЕМОМ С КОРОНОЙ, ОБРАМЛЕНИЕМ, МАНТИЕЙ И ДЕВИЗОМ)

        Вопрос зрителям. Что вы можете сказать о сеньоре, имеющем девиз «Я не король и не князь, я барон де Куси!» Владелец не стыдится своего происхождения, и несмотря на то, что он ниже по социальной лестнице, чем король и князь (барон ниже всех титулованных дворян) - он гордится собой.

        Вы также знаете, что особое значение имел цвет и символика фигур, изображаемых на гербе. Если на щите одна фигура - она всегда располагается в центре, если фигур несколько - они должны занимать все поле щита, не касаясь его краев. (9 СЛАЙД - СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ, 10 СЛАЙД - СИМВОЛИКА ФИГУР)

Символика цветов:

  • Желтый (золото) - благородство, знатность, богатство, сила
  • Серебро - невинность и доброта
  • Красный (червленый) - храбрость
  • Голубой - верность
  • Лазурь (ярко-голубой) - великодушие
  • Синий - мир
  • Зеленый - надежда, обновление, молодость
  • Черный - мудрость и печаль
  • Белый - вечность

Символика фигур:

  • Лев - отвага, гнев, великодушие
  • Роза - чистота, святость
  • Лилия - расцвет
  • Гриф - свирепость
  • Единорог - непобедимость
  • Ключ - открытость
  • Открытые ворота - гостеприимство, занятие торговлей
  • Опущенный меч - мир
  • Поднятый меч - оборона
  • Орел и лев - «царственные хищники, символ верховной власти
  • Крепость, пушка, шпага - воинская доблесть
  • Улей и пчела - трудолюбие

        4. III ТУР. Признание Прекрасной Даме.

        Именно в Средние века, во времена рыцарей возникает так называемый «Культ Дамы» - форма отношений между рыцарем и его Дамой, получившая название «куртуазная любовь». Куртуазная любовь нашла свое отражение в рыцарской поэзии XII-XIII вв., в произведениях таких авторов, как Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде и др.  

        Особо знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубадурами (слагающие стихи). Трубадуры м- авторы великолепных стихов, посвященных рыцарский доблестям, и конечно же, любви. Вот как пел о любви в конце XII в. прованский трубадур Гильом де Кабестань:

        Когда впервые вас я увидал,

        То, благосклонным взглядом награжден,

        Я больше ничего не возжелал,

        Как вам служить - прекраснейшей из донн.

        Вы, Донна, мне одна желанной стали.

        Ваш милый смех и глаз лучистый свет

        Меня забыть заставили весь свет.

        И, голосом, звенящим, как кристалл,

        И прелестью бесед обворожен,

        С тех самых пор я ваш навеки стал,

        И ваша воля - для меня закон…

        Задание командам - я предлагаю вам на несколько минут стать трубадурами и сочинить (пусть и не в стихотворной форме) признание в любви своей Прекрасной Даме. Время - 5 минут.

        А пока наши трубадуры слагают песни о любви - я предлагаю зрителям поиграть во всем хорошо известную игру «Верю - не верю».        

        1) Все вы знаете, что в рыцарском кодексе большое внимание уделялось обетам, клятвам. Верите ли вы, что рыцарь мог дать клятву не стричь волос или не мыться пока не исполнит своего обещания? (+)

        2) Верите ли вы, что, участвуя в турнирах, рыцарь обычно одевался в цвета своего рода или Дамы? (+)

        3) Верите ли вы, что турниры не могли устраивать короли и знатные феодалы? (-)

        4) Верите ли вы, что победитель турнира обычно получал награду из рук устроителя турнира, но не мог получить ее из рук Прекрасной Дамы? (-)

        5) Верите ли вы, что во время битвы при Ереси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не посмели первыми обратиться к королю, так как только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, начал говорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю и не думая, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы? (+)

        6) Верите ли вы, что при посещении храма или переходе через узкую улочку между рыцарями начинались бесконечные споры о том, кто кому уступит дорогу? (+) да, это признак хорошего воспитания, соревновались в учтивости.

        7) Верите ли вы, что Прекрасная дама тоже должна была обладать определенными качествами? Например, любезностью, умением вести светскую беседу, красотой, благородством манер, веселым нравом и кокетливостью? (+)

        8) Верите ли вы, что в отсутствии Дамы или при ее очевидной неблагосклонности рыцарю полагалось демонстрировать свои страдания? (+)

        9) вы знаете, что и Дама, и в особенности рыцарь часто давали обеты и клятвы, сопряженные с особенной трудностью. Верите ли вы, что однажды некая Дама вручила возлюбленному свою рубашку вместо кольчуги для участия в турнире, а затем, после его победы, с гордостью надела окровавленную рубашку поверх своего платья? (+)

        Итак, я прошу трубадуров выйти на сцену и представить на суд нашего жюри свои Признания Прекрасным Дамам. Жюри оценивает выступления.

        5. Заключение.

        Сегодня мы с вами на 45 минут перенеслись в Средневековую Европу. Попробовали себя в роли рыцарей и Прекрасных Дам, продемонстрировали свои способности в составлении гербов и на несколько минут стали настоящими трубадурами. Думаю, что наш турнир успешно состоялся! А теперь давайте выслушаем мнение жюри… Кто же стал победителем в нашей сегодняшней игре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Рыцарский турнир" (к 23 февраля)

Сценарий праздника к 23 февраля для учащихся 4-5 классов....

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир...

КВН "Рыцарский турнир"

внеклассное мероприятие по истории для 6 класса...

"рыцарский турнир" 6-7 класс

Разработан для проведения открытого мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества....

Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"

Программа внеклассного мероприятия разработана на основе технологии эффективности управления организации учебного процесса. Рекомендуется для учащихся завершающих программу по средневековью. Возможно...

Рыцарский турнир.

Конкурс для мальчиков 7-8 классов, посвяённый Дюн защитника Отечества...

Рыцарский турнир.

Конкурс для мальчиков 7-8 классов, посвяённый Дюн защитника Отечества...