Конспект урока в 10 класса
план-конспект урока по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок на тему:
«Жизнь на оккупированной территории в годы ВОВ»
10 класс
(дата 17.11.2020)
Цель урока:
- образовательные: охарактеризовать процесс перевода экономики на военный лад и раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашизмом;
- воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции и патриотизма.
- развивающие: учащиеся отрабатывают навыки работы с различными историческими источниками, навыки систематизации учебного материала;
Ход урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Актуализация знаний – 10 мин.
- Изучение нового материала – 20 мин.
- Закрепление – 10 мин.
- Итоги урока; д/з – 3 мин.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний – 10 мин.
- (Учитель) Добрый день ребята!
а) Тестовое задание - (5 мин.);
б) Вопросы и задания для проверки д/з:
- Пожалуйста, покажите на карте основные направления ударов германских войск;
- Далее укажите линии расположения фронтов в начале войны;
- Покажите три рубежа обороны советских войск летом и осенью 1941 г.
в) Назовите основные причины поражений частей Красной Армии в начале войны?
г) Укажите основные причины провала операции «Тайфун»?
- Изучение нового материала – 20 мин.
Учитель объявляет тему урока.
Трудно, наверное, было бы найти в истории XX века событие, которое объединило бы советский народ больше чем Великая Отечественная война. Это было время, когда каждый советский человек не только чувствовал ответственность за страну, но и мог повлиять на ход истории. Говоря о героических подвигах советских солдат на фронтах войны, нельзя забывать и о тех самых людях, без которых были бы невозможны эти подвиги – о тружениках тыла. Девизом жизни для этих людей стали слова: «Все для фронта, все для победы!».
Сегодня вам предстоит узнать много о трудовых буднях, тех кто остался в тылу и в конце урока объяснить как вы понимаете слова русского историка В.О.Ключевского: «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа...»
С первых дней войны в СССР сложилась тяжелейшая ситуация. Всего лишь за месяц войны германскими войсками была захвачена территория, на которой до войны производилось почти 2/3 промышленной и сельскохозяйственной продукции СССР. В стране началась эвакуация (вывоз людей, имущества из опасных мест,; место пребывания эвакуированных). Для руководства этой работой 24 июня 1941 г. при ГКО был создан Совет по эвакуации.
За 2-ю половину 1941 г. из западных районов СССР удалось эвакуировать почти 80 % промышленных предприятий, имущество многих колхозов и совхозов, что не смогли увезти, нещадно взрывали и уничтожали.
На новых местах возникло множество проблем: от размещения, установки и сборки оборудования на неподготовленной территории до размещения рабочих, инженеров и их семей. Число работающих сократилось по сравнению с 1940 г. почти в 2 раза. В сельском хозяйстве женщины и дети заменили, ушедших на фронт мужчин.
С октября по январь 1941 г. были эвакуированы и предприятия Тулы и области: Тульский оружейный завод частично был перебазирован на Урал, Тульский машиностроительный завод частично эвакуирован в Златоуст и Ташкент, эвакуации подлежали и шахты. (шахта № 12 (радом с п. Новоугольный) была вывезена в п. Ясная Поляна под г. Прокопьевском Кемеровской области).
- Назовите причины временного спада военного производства?
Ответы учащихся.
Верно, эвакуация вызвала временный спад военного производства. Однако, уже с марта 1942 г. начался рост выпуска оружия и боевой техники.(3мин).
В условиях перестройки жизни всей страны труд тыловиков был подчас не менее тяжелым и опасным, чем участие солдат в боевых действиях. Недаром работавшие на военных производствах объявлялись мобилизованными, т.е. переход из мирного состояния в боевую готовность..
- Ребята, сейчас вам предстоит выяснить какой вклад в общее дело победы внесли тыловики - работники оборонных и гражданских предприятий, изобретатели и ученые, труженики сельского хозяйства, деятели культуры; Русская Православная Церковь, узники ГУЛАГА?
Работа в группах:
1 группа – Перестройка экономики на военный лад. Ученые –фронту. Учебник, стр. 181-182; дополнительный материал (М. Н. Зуев. Отечественная история, стр. 350-351.); документ № 2, стр. 187.
2 группа – Мастера культуры – фронту. Учебник, стр. 183 -184; дополнительный материал (М. Н. Зуев. Отечественная история, стр. 370-371.);
3 группа – Русская Православная Церковь – фронту. Вклад заключенных Гулага. Учебник, стр. 183; дополнительный материал (М. Н. Зуев. Отечественная история, стр. 355);
Защита ответов.
Учитель:
В то время как на свободных от агрессора территориях жители СССР самоотверженно трудились во имя Победы, на захваченных фашистами землях развернулось всенародное сопротивление. Создавались подпольные организации, формировалось партизанское движение.
Учащимся предлагается просмотр ролика о деятельности подпольных организаций и партизанских отрядов на оккупированных территориях (3:05)
Ответить на вопрос: Каков вклад подпольщиков и партизан в исход войны?
Ответы учащихся.
Учитель:
В героической летописи истории нашего народа, к сожалению, есть и черные страницы. Среди жители СССР были и такие которые сотрудничали с оккупантами. Их принято называть коллаборационистами. На стороне противника оказались преимущественно украинцы, белорусы, литовцы, латыши, эстонцы - жители западных областей страны, присоединенных к СССР на кануне войны в 1939-1940 гг. в принудительном порядке.
Вывод: Но все же, сегодня неоспоримым фактом для потомков является огромный вклад тружеников тыла в общее дело Победы. Несмотря порой на не человеческие условия труда и быта, они смогли выстоять, а ведь среди них было большинство женщин, стариков и детей.
- Закрепление – 10 мин.
Учитель:
- Как вы понимаете слова русского историка В.О.Ключевского: «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа...»
Ответы учащихся
- Итоги урока, д/з – 3 мин.
Выставление оценок. Д/з – параграф 27. Вопросы и задания. Индивидуальное опережающее задание – подготовить рассказ об одном из участников обороны Сталинграда туляке В. П. Безбородове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...