Конспект урока по теме Древнееврейское царство
план-конспект урока по истории (5 класс)
В данном конспекте представлен материал о Древнееврейском царстве, библейских сказаниях на примере проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevneevreyskoe_tsarstvo.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:
« Древнееврейское царство»
Цели: - дать представление о формировании древнееврейского государства через библейские предания;
-развивать умения учащихся актуализировать ранее изученное, умения работать с текстом учебника, формировать несложные выводы;
- воспитывать уважение к истории и традициям еврейского народа.
Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная установка,
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Устный ответ
3. Сообщение темы и целей урока.
- На предыдущих уроках мы уже познакомились с несколькими древневосточными государствами.
- Давайте сейчас вспомним каждое из этих государств. Проведём небольшую игру.
- Я буду называть вам слово, вы должны вспомнить, к какой стране оно принадлежит и страну, которой оно принадлежит ( или назвать другое слово, относящееся к этой стране)
Нил – Египет клинопись - Двуречье
Библ- Финикия стекло - Финикия
Евфрат- Египет алфавит - Финикия
Осирис - Египет Хаммурапи- Египет
Кирпичи - Двуречье сфинкс - Египет
Шадуф - Египет пурпурная краска – Финикия
Колонии – Финикия иероглифы – Египет
Тигр – Двуречье пирамида - Египет
- сегодня на уроке мы отправляемся в Древнееврейское царство. Как вы помните в 13 веке до н. э. после странствий евреи пришли в Палестину (см. по карте). Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны. Предания и легенды тех лет повествуют о сражениях и могучих героях.
- Поможет познакомиться нам с этим государством план
1.Библейские предания о героях.
2 .История царя Давида.
3.Правление Соломона.
4.Храм в Иерусалиме.
- Задание на урок будет следующим:
Определите, что в преданиях евреев похоже на правду, а что - на вымысел?
4. Изучение нового материала.
1. Библейские предания о героях.
- После долгих странствий евреи пришли в обещанную богом благодатную страну. Она была плодородна и богата пастбищами, а по её территории протекала река Иордан. Но там уже проживали люди, поэтому им пришлось вести изнуряющие войны с местным населением
- Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон. Но вот собрались они вместе, закричали все разом и затрубили в трубы. От этих звуков рухнули высокие стены Иерихона.
- В другой битве израильтяне почти одолели врага, но наступала ночь. И тогда их предводитель воскликнул : « Остановись, луна и солнце!». Застыли небесные светила и не двигались до тех пор, пока израильтяне не одержали победу.
- в библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Они вторглись в Палестину по суше, приплыли по морю. Они захватили побережье и боролись за обладание этой страной.
- Существует предание о могучем Самсоне, сражающемся с филистимлянами.
Мальчик рос на удивление отважным и смелым, а о его богатырской силе по иудейской земле стали распространяться небывалые слухи. Однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боев с филистимлянами он убил около тысячи врагов ослиной челюстью.
- Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы, другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен.
- Вскоре юношу назначили судьей, а спустя несколько лет он уже руководил порабощенным израильским народом. Он пользовался большим уважением у граждан. К тому же его боялись и не желали заводить споры со вспыльчивым, упрямым и своенравным Самсоном. Часто он вступал в бой с филистимлянами и не давал им продолжать вторжение на юг и захватывать все новые и новые иудейские земли. Филистимлянские военачальники не могли справиться с иудейским богатырем. Слава о небывалой физической силе Самсона все быстрее распространялась по городам и селениям.
- Женщины его боготворили, он отвечал на их чувства и, влюбляясь в очередную красавицу, терял голову, становился покорным, смиренным и кротким. Однажды Самсон пришел в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу и полюбил её. Но не добром откликнулась Далила на его любовь. Правители филистимские подкупили её и просили выпытать у Самсона, в чём его великая сила.
- Хитрые филистимляне воспользовались сердечной слабостью Самсона и уговорили ее за большую плату узнать сокровенный секрет богатырской силы непобедимого богатыря. Коварная женщина согласилась и в тот же вечер," прибегнув к самым хитрым способам, стала выведывать у Самсона его тайну. Тот долго не решался открыть секрет, несколько раз говорил неправду, предчувствуя неладное. Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело будет связано семью веревками. Когда он уснул, Далила приказала слугам связать его и послала за филистимлянскими начальниками. Те в полночь вломились в дом Далилы, но Самсон с легкостью разорвал веревки и расправился с врагами. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась Самсону в своей невиновности. Влюбленный мужчина поверил коварной предательнице.
Через несколько дней она вновь напоила возлюбленного вином и так горько плакала, жестоко упрекая Самсона в недоверии и нелюбви к ней, что простодушный великан сдался во второй раз. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди"
-«И усыпила его на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его»
- Когда он заснул, коварная женщина приказала остричь их. Обессилевшего Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Враги ликовали.
-Через некоторое время они устроили пир. Привели туда слепого, измученного Самсона и начали потешаться над ним. Но не заметили филистимляне, что вновь отросли чудесные волосы Самсона, а с ними вернулась и сила. Воскликнул Самсон: «Умри, душа моя, вместе с мучителями моими!» Ухватился он могучими руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.
2. Предания о первых царях.
Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачлив был царь Саул, его войско побеждало.
А тем временем бродил по степи, перегоняя стадо овец, будущий царь израильтян, но пока что безвестный мальчик-пастушок Давид.
Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из их рядов огромный Голиаф – с медным шлемом на голове, с мечом, щитом и копьём. В поединок с великаном отважился вступить лишь один Давид. Он был ещё совсем юн и не казался силачом. Одет был Давид как простой пастух, а в руках он держал лишь посох и пращу.
Увидев противника, Голиаф промолвил: «Что ты идёшь на меня с палкой? Разве я собака?» И ответил ему Давид: «Нет, не собака, но хуже собаки». Разъярился филистимский богатырь и поклялся сегодня же убить его и тело отдать на съедение диким зверям и птицам. Но не успел он исполнить свои обещания. Метким броском из пращи поразил его Давид камнем прямо в огромный лоб. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову. В испуге бежало филистимское войско. Стал Давид царским военачальником.
Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них Саул погиб. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде, в 10-м веке до н. э., стал город Иерусалим.
3. Правление Соломона.
После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные.
В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии с гор Ливанских доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма.
Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. В Библии рассказывается, что сам фараон отдал ему в жёны свою дочь. А однажды из далёкой Южной Аравии, из страны Сава, прибыл ко дворцу Соломона караван верблюдов, навьюченных богатыми дарами. Это царица Савская решила увидеть своими глазами царя Соломона и убедиться в великолепии его дворца.
Давайте прочитаем легенду о мудрости этого царя ( стр. 80 – в синей рамке)
4. Храм в Иерусалиме.
(работа по учебнику)
Храм в Иерусалиме. Особенно красив был храм, возведённый при Соломоне. Стены храма были выложены из кедра, а полы – из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы.
Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник – место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В ларце том хранились каменные скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный жрец.
Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения богу Яхве. Все, кто верил в бога Яхве и его завет – договор с еврейским народом, считали этот храм главной святыней. Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти.
5. Подведение итога урока.
Исторический диктант.
- Вы видите на листе цифры, под которыми находятся ответы на те вопросы, которые я вам буду задавать. Ваша задача записать всего лишь одну цифру, под которой, на ваш взгляд, находится правильный ответ в специальные листочки.
1) Город, разрушенный звуком труб ( Иерихон)
2) Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил
( заповеди)
3) Название Древнееврейского царства ( Палестина)
4) Первый царь Древнееврейского государства ( Саул)
5) Человек, 40 лет водивший евреев по пустыне ( Моисей)
6) Герой древнееврейских мифов, сила которого была в волосах ( Самсон)
7) Возлюбленная Самсона, предавшая его ( Далила)
8) Царь Израиля, победивший Голиафа ( Давид)
9) Царь Израильского царства, о мудрости которого ходили легенды ( Соломон)
10) Жена Соломона ( царица Савская)
1. Самсон
2. Палестина
3. Иерихон
4. Финикия
5. Саул
6. Хаммурапи
7. царица Савская
8. заповеди
9. Скрижали.
10. Моисей
11. Далила
12. Давид.
13. Соломон
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Проверьте себя:
3 | 8 | 2 | 5 | 10 | 1 | 11 | 12 | 13 | 7 |
6. Домашнее задание: Параграф 17, вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Луч света в зелёном царстве" (фотосинтез)
Цели урока:Образовательная – раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,Развивающая – развитие логического мышления, развитие умени...
Презентация к уроку истории в 5 классе на тему: "Древнееврейское царство"
Данная презентация для урока истории в 5 классе по разделу "История Древнего мира"...
Конспект урока на тему "Царство Грибы"
этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...
презентация по истории 5 класс по теме : Древнееврейское царство
Презентация по истории 5 класс , по теме : Древнееврейское царство...
Сценарий урока истории в 5 классе по теме "Древнееврейское царство"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, обучающий, развивающий, благодатная почва для воспитания общечеловеческих ценностей....
Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс
Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...
Открытый урок в 5 классе по теме " Древнееврейское царство"
Конспект урока...