Рабочая программа по иобществознанию ФГОС 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 9 а, б, в, г, д классах соответствует:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.: Просвещение, 2011.);
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.// Стандарты второго поколения, );
- Учебника Обществознание 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017
- Методических рекомендаций по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008.
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3».
Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Дондуевой А.В. для 9-х классов.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:
Ученик научится:
- осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Ученик получит возможность научиться:
- осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- пониманию культурного многообразия мира, уважению к культуре своего и других народов, толерантности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
Ученик получит возможность научиться:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Познавательные УУД
Ученик научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
Ученик получит возможность научиться:
- культуре активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Ученик получит возможность научиться:
- компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; роль деятельности (в том числе познавательной) в жизни человека и общества; основные сферы жизни общества; роль семьи в жизни человека и общества; современное Российское государство (на основе Конституции Российской Федерации); значение российской культуры для мировой культуры;
- раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности, способности человека; деятельность; познание; общение; межличностные отношения; семья; общество; государство; конституция; культура;
- называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования личности; основные возрастные периоды жизни человека; виды деятельности; социальные общности и группы; причины возникновения и проявления социальных различий в обществе; права и обязанности обучающегося школы; глобальные проблемы современного общества;
- описывать особенности подросткового возраста; виды экономической деятельности; особенности социальной структуры современного российского общества; типы семей; ресурсы и возможности экономики России; государственные символы России; место России среди современных государств;
- приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) биологических и социальных потребностей человека; проявления способностей человека; отношений между поколениями; осуществления различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; традиционных ценностей российского народа; взаимосвязей общества и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества; влияния российской культуры на мировую культуру; попыток решения глобальных проблем усилиями международного сообщества;
- классифицировать потребности и способности человека; виды деятельности; межличностные отношения; межличностные конфликты; социальные общности и группы;
- сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы разрешения межличностных конфликтов; типы семей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики и другие адаптированные источники), составлять на их основе простой план, таблицу, схему; переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему);
- анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями и личным социальным опытом, делать выводы;
- использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения взаимосвязей общества и природы; взаимосвязи основных сфер жизни общества, относящихся к ним явлений и процессов; для осмысления личного социального опыта общения, межличностных отношений при исполнении типичных для подростка социальных ролей;
- определять и объяснять с опорой на факты общественной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей; типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
- использовать приобретенные знания и умения для разработки и представления проектов по проблематике учебного предмета.
Основное содержание курса
Изучение курса обществознание в 9х -классах предполагает использование таких форм работы как: лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Тема 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение курса (4 часа)
Тематическое планирование
Тема раздела | Тема урока | Количество часов |
I четверть (9 часов) | ||
Введение | Изучение курса обществознание в 9 классе | 1 |
Тема 1. Политика | Политика и власть | 2 |
Государство | 1 | |
Политический режим | 2 | |
Правовое государство | 1 | |
Гражданское общество и государство | 1 | |
Резерв | 1 | |
II четверть (7 часов) | ||
Участие граждан в политической жизни | 1 | |
Политические партии и движения | 2 | |
Повторение | «Политика и социальное развитие» | 1 |
Тема 2. Право | Роль права в жизни общества и государства | 1 |
Правоотношения и субъекты права | 1 | |
Резерв | 1 | |
III четверть (10 часов) | ||
Право | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
Конституция РФ. Основы конституционного строя | 2 | |
Права и свободы гражданина | 1 | |
Гражданские правоотношения | 1 | |
Право на труд | 1 | |
Семейные правоотношения | 2 | |
Резерв | 2 | |
IV четверть (8 часов) | ||
Право | Административные правоотношения | 1 |
Уголовная ответственность, преступление | 1 | |
Социальные права | 1 | |
Международно-правовая зашита жертв вооружённых конфликтов | 1 | |
Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | |
Повторение «Право» | 1 | |
Повторение | Итоговое повторение | 1 |
Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по иобществознанию ФГОС 6 класс
РП по обществознанию ФГОС 6 класс...
Рабочая программа по истории 6 класс с использованием примерной рабочей программы по ФГОС
Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и автор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...
Рабочая программа по географии 6 класс (конструктор рабочих программ ФГОС 2022
Рабочая программа по географии 6 класс (конструктор рабочих программ ФГОС 2022...