Доклад: "Межпредметные связи в преподавании истории и обществознания"
материал по истории
МО учителей истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_v_prepodavanii_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки КЧР
Зеленчукский муниципальный район
Доклад
на методическое объединение
учителей истории и обществознания:
«Межпредметные связи в преподавании истории и обществознания».
Подготовила:
учитель истории и обществознания
МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой»
Татаренко Е. И.
2016 год
Реализация программы исторического образования на ступени основного и среднего (полного) общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания, истории России и всеобщей истории, а также других предметов позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.
В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
При организации планирования межпредметных уроков может помочь тематическое и поурочное планирование. В этом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель видит с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в одних случаях создается опора для введения новых понятий, в других объясняются причинно – следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретические положения и т.п. В зависимости от познавательных целей использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся. Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основные направления активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения учебной темы. Поурочное планирование. Поурочный план показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Можно спланировать цели и задачи урока с учетом межпредметных связей, сформулировать конкретные вопросы к обучающимся, требующих воспроизведения и применения знаний.
В российском образовании накоплен значительный опыт использования интегративного подхода к обучению. Так, наиболее распространёнными являются следующие варианты интеграции:
• проведение интегрированных уроков;
•создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного (внутрипредметная интеграция) или нескольких предметов (межпредметная интеграция) с сохранением их независимого существования;
• введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
• использование различных интегративных технологий.
Межпредметные связи выступают непременным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как по истории, так и основ наук в целом. Использование на уроке различных дополнительных сведений о географических открытиях, исторических событиях в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.
Образовательное значение межпредметных связей заключается в том, что постоянное обращение к обществоведческим, литературным, географическим понятиям позволяет сформировать у учащихся целостную систему знаний.
Воспитательное значение межпредметных связей состоит в том, что на базе усвоения основ наук создаются возможности для формирования мировоззрения школьников, развития у них высоких нравственно-правовых качеств, патриотических чувств, этических и эстетических понятий.
Развивающее значение раскрытия связей между предметами заключается в том, что они активизируют умственную деятельность учащихся, развивают их умения, навыки повышают самостоятельность.
Однако эффективному осуществлению межпредметных связей мешают в ряде случаев недостатки учебного плана. Например, неудачное соотношение курса истории Древнего Мира с курсом географии. В 5 классе при изучении истории Древнего Мира, мы должны научить ребят правильно определять местоположение той или иной страны. По географии же учащиеся начинают изучать карты несколько позже. В связи с этим возникают определенные сложности: в 5 классе школьники еще не умеют работать с картой, не могут определять на карте стороны света. Поэтому учителям истории на своих уроках приходится уделять много времени изучению основ географии.
Эффективное же осуществление межпредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств, которая включает:
- Объяснение нового материала с опорой на ранее известный учащимся материал из другого учебного предмета. Например, на некоторых уроках учащимся можно предлагать отрывок из позтического произведения, на основе которого они должны определить о каком событии идёт речь.
- Обобщение знаний на межпредметной основе путём составления различных тематических таблиц (сравнительных, хронологических и т.д.). Например, на уроке «Великие путешественники средневековья», работа ведется на основе хронологической таблицы, в которой отражены главные путешественники того времени.
- Проведение межпредметных ученических конференций, диспутов, внеклассных мероприятий.
- Припоминание школьниками необходимого материала, который изучался по другим предметам на основе специальных заданий подготовительного повторения. Например, на уроке «Искусство эпохи Возрождения» учащимся заранее даётся задание повторить биографии Уильяма Шекспира, Сервентеса, Дефо.
- Создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих обобщения знаний.
Например, на уроке «Великие путешественники Средневековья», школьникам ещё в начале урока можно дать фрагменты контурных карт, на которых уже к концу урока они должны изобразить путешествие, о котором идёт речь.
Итак, межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами:
1.История – Русский язык, литература.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и обучающихся. На уроках истории и обществознания составляются: сложный план, сравнительная характеристика, эссе. На ЕГЭ по истории и обществознанию проверяются умения написать эссе, привести аргументы, составить план, подготовить развернутый ответ, изложить мысли по поводу какой-либо проблемы (часть С).
Важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использование литературного материала при изучении темы «Великая Отечественная война», «Отечественная война 1812 г.».
2. История – География.
История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. Например, по истории России в 10 классе изучается вопрос об особенностях становления Российской цивилизации, где учитывается влияние природно-географического фактора (климат, полноводные многочисленные реки, удаленность от мировых морских и океанских путей, открытость границ, расположение в Европе и Азии и др.). При изучении войн необходима опора на картографический материал.
3.История – Информатика.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и обучающимися составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся. Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.
4.История, обществознание – Математика.
Построение и анализ графиков самых разнообразных типов, диаграмм: график спроса и предложения, рост производства, решение заданий, задач по теме «Экономика», «Избирательный процесс».
5.История, обществознание – Биология, экология.
С курсом биологии может использоваться межпредметная связь при изучении темы «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и социальное в человеке», «Глобальные проблемы современности», где затрагиваются экологические проблемы современного мира.
6. История-Искусство.
На уроках истории с 5 по 11 класс изучаются темы по развитию культуры разных стран и народов. Для яркого и красочного представления материала используется наглядность: репродукции картин, архитектурных сооружений, воспроизведение музыкальных произведений, отрывков из фильмов, виртуальные экскурсии и т.д. На уроках обществознания изучается тема «Духовная жизнь человека», где для объяснения темы используется материал по истории искусств, наглядность.
Таким образом, реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников, так как глубокое и разностороннее раскрытие содержания всех учебных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности способствует:
- Более прочному системному усвоению учебной информации.
- Формированию у обучающихся способностей оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний.
- Развитию ключевых компетенций у обучающихся.
- Широкому применению полученных знаний на практике.
- Подготовке к итоговой аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.
Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....
Развитие критического мышления школьников на основе интерактивного обучения в процессе преподавания истории и обществознания
Работа по теме самообразования....
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».
Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...
Межпредметные связи в преподавании истории.
Межпредметные связи в преподавании истории....
«Межпредметные связи в преподавании истории» выступление на РМО
Одним из основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри и межпредметных связей....