Межпредметные связи в преподавании истории.
статья
Межпредметные связи в преподавании истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mezhpredmetnye_svyazi_v_prepodavanii_istorii_i_mhk.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи в преподавании истории.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
На уроке МХК учитель стремится воссоздать неповторимую картину изучаемой эпохи в единстве всех ее сторон.
Родство истории и искусства выявилось еще в древности. Сочинения античных историков Геродота и Плутарха близки по стилю к художественным произведениям. Образы прошлого, созданные ими, не уступают художественным образам по силе выразительности и эмоционального воздействия на читателя. Первоначально историческое мышление выступало в некоем единстве с художественным мышлением, затем их пути разошлись: история постепенно становилась наукой, литература остается искусством. Если Аристотель вообще отрицал научный статус истории, а как литературный жанр ставил ее ниже поэзии (история апеллирует к частностям, а поэзия — к непреходящим истинам), то уже Полибий, обвиняя современных ему историков в смешении истории с трагедией, подчеркивал, что цели истории и трагедии различны: одна отражает действительность, а другая подражает ей.
Но как бы мыслители прошлого не пытались развести историю и искусство, связь между ними неизбежна. В настоящее время в искусстве и прежде всего в литературе едва ли возможно создать что-либо выдающееся, игнорируя принцип историзма, а историческое познание, в свою очередь, не может не опираться на некоторые оправдавшие себя методы художественного изображения действительности.
Родство между историей и искусством строится, как отмечал А.В.Гулыга (доктор философских наук, профессор, член Союза писателей СССР, специалист по истории немецкой и русской философии.) на том, что историческая реальность имеет эстетическую структуру. Немецкий философ и историк культуры В.Дильтей (1833-1911) указывал на сходство исторического и художественного методов. Кроме того, искусство дает истории художественную культуру, история освещает искусство теоретическим и фактическим фундаментом.
Каковы же неоспоримые черты сходства исторического и художественного осмысления действительности?
- История и искусство являются формами общественного сознания.
- В исторической науке и искусстве наблюдается амбивалентность отражаемой реальности: с одной стороны, она порождена действительными событиями, а с другой — она иллюзорна.
- Отсутствие непосредственного контакта с предметом исследования (событиями прошлого, художественным образом). Если иметь в виду, что для эстетического отношения к предмету необязателен контакт с ним, а достаточно лишь знания о нем, приходится признать, что историческая и художественная реальность в данном моменте переплетаются.
- Историческое событие имеет завязку, кульминацию и развязку, т.е. историческая реальность имеет эстетическую структуру.
- Историческое исследование, безусловно, обладает беллетристическими качествами. Историк конкурирует с писателем, если надо создать яркую картину прошлого, драматизирует эпохи.
- Ход исторических событий, поступки исторических личностей, равно как и развитие художественного образа, не всегда согласуются с логикой.
Таким образом, историческое познание является синтезом теоретического и эстетического, абстрактного и чувственно-конкретного освоения мира. Благодаря использованию художественной литературы историческая канва наполняется зримыми образами.
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой.
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
При интеграции предметов, возрастает темп изучения учебного материала, что, с одной стороны, концентрирует внимание учащихся, а с другой, стимулирует их познавательную активность (деятельность). Здесь снимается проблема отношения учащихся к "мелкому, второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля.
Необходимо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через нее реализуем все главные задачи интеграции и приходим к успеху или неудаче, если не сумели этого сделать.
В. А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметной связи в преподавании математики и информатики с географией.
Статьи из опыта работы...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми ...
Доклад: "Межпредметные связи в преподавании истории и обществознания"
МО учителей истории и обществознания...
«Межпредметные связи в преподавании истории» выступление на РМО
Одним из основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри и межпредметных связей....