Открытый урок
план-конспект урока по истории

Кузьмичева Елена Евгеньевна

Аграрная реформа П.А. Столыпина

Обучающая цель:

  • Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.

Развивающая цель:

  • Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

Воспитательная цель:

  • Воспитание нравственной позиции.

Оборудование:

  • Портрет П.А. Столыпина.
  • Презентация “Россия XX века. Реформа Столыпина”.
  • Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения по вариантам.
  • Рабочие тетради.
  • Термины на доске, эпиграф.
  • Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

План:

  1. Цели реформы.
  2. Основные мероприятия и осуществление реформы.
  3. Итоги и значение реформы.

 Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы. П.Столыпин.

 

 

 

 

Ход урока

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Постановка проблемы:

Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

предполагаемые ответы:

  • крестьянская община,
  • отрезки,
  • выкупные платежи,
  • помещичье землевладение,
  • малоземелье крестьян

Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.

Проверка выполнения опережающего задания.

Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.

Предполагаемое выполнение

Политические силы

Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики

возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты

не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры

“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

 

Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?

Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством.

Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?

На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.

Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

Основная часть

Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине.

Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.

Цели аграрной реформы.

Работа с документами ( § 7, с. 55).

 

Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:

“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.

Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.

Модернизация страны.

Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).

Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).

Основные мероприятия аграрной реформы:

работа с § 7 учебника (по группам):

  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.50-51);
  • II группа: Переселенческая политика (с.52-53)
  • III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

 

 Работа с понятиями.

Запись в словари

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.

Кому выгодно данное мероприятие?

Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.

Результаты реформы.

Просмотр сюжета видеофильма.

Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.

Подведение итогов урока.

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.

Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).

Вывод по уроку:

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.

Закрепление:

  • 1 Варианту - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;
  • 2 Варианту – отрицательные. (работа на листочках)

Таблица. Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба

Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не было решена.

От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением.

 

 

 Домашнее задание: параграф 8.

Изучить понятия, даты.

Подготовиться к игре: “Судебное расследование по делу П.А. Столыпина.” (аграрная реформа: за и против):

  • судье: сущность преобразований;
  • адвокату: аргументы в защиту Столыпина;
  • прокурору: аргументы против реформы;
  • свидетелям: аргументы за и против;
  • вердикт присяжных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agrarnaya_reforma_p.a._stolypina.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аграрная реформа П.А. Столыпина

Обучающая цель: 

  • Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.

Развивающая цель:

  • Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

Воспитательная цель:

  • Воспитание нравственной позиции.

Оборудование: 

  • Портрет П.А. Столыпина.
  • Презентация “Россия XX века. Реформа Столыпина”.
  • Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения по вариантам.
  • Рабочие тетради.
  • Термины на доске, эпиграф.
  • Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

План: 

  1. Цели реформы.
  2. Основные мероприятия и осуществление реформы.
  3. Итоги и значение реформы.

 Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы. П.Столыпин.

Ход урока

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Постановка проблемы:

Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

предполагаемые ответы:

  • крестьянская община,
  • отрезки,
  • выкупные платежи,
  • помещичье землевладение,
  • малоземелье крестьян

Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.

Проверка выполнения опережающего задания.

Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.

Предполагаемое выполнение

Политические силы

Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики

возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты

не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры

“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?

Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством.

Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?

На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.

Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

Основная часть

Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине.

Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.

Цели аграрной реформы.

Работа с документами ( § 7, с. 55).

Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:

“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.

Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.

Модернизация страны.

Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).

Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).

Основные мероприятия аграрной реформы:

работа с § 7 учебника (по группам):

  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.50-51);
  • II группа: Переселенческая политика (с.52-53)
  • III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

 Работа с понятиями.

Запись в словари

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.

Кому выгодно данное мероприятие?

Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.

Результаты реформы.

Просмотр сюжета видеофильма.

Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.

Подведение итогов урока.

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.

Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).

Вывод по уроку:

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.

Закрепление: 

  • 1 Варианту - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;
  • 2 Варианту – отрицательные. (работа на листочках)

Таблица. Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба

Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не было решена.

От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением.

 Домашнее задание: параграф 8.

Изучить понятия, даты.

Подготовиться к игре: “Судебное расследование по делу П.А. Столыпина.” (аграрная реформа: за и против):

  • судье: сущность преобразований;
  • адвокату: аргументы в защиту Столыпина;
  • прокурору: аргументы против реформы;
  • свидетелям: аргументы за и против;
  • вердикт присяжных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...