Технология критического мышления на уроках истории
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данной статье даётся характеристика "Технологии критического мышления": цели,задачи,особенности и образовательные результаты.Подробно описаны приёмы ТКМ на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология критического мышления на уроках истории | 52.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления
Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации. Цель современного российского образования - это «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками» [1].
Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.
Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
2.3. Цели технологии развития критического мышления
1.Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
2. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
3. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Задачи технологии развития критического мышления – научить школьников:
1. выделять причинно-следственные связи;
2. рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
3. понимать, как различные части информации связаны между собой;
4. выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
5. делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
6. избегать категоричности в утверждениях;
7. быть честным в своих рассуждениях;
8. выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
9. уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
10. отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
2.4. Особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
1. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
2. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
3. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
4. Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
В ходе учебной деятельности, построенной на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо, моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, что превращает процесс обучения в инструмент саморазвития и самообразования человека.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем.
Технология развития критического мышления является интерактивной, поэтому ее применение обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учитель-ученик, ученик-учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-класс.
Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства. Она развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
ТРКМЧП может быть использована в различных предметных областях:
словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы , др.
и для учащихся разных возрастных групп: начальная школа, средняя школа, ВУЗы, учреждения повышения квалификации
Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
2.5. Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность субъектов в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.
2.6.Образовательные результаты этой технологии
1.Умение работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний.
2.Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно.
Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
3.Умение решать проблемы.
4.Способность самостоятельно заниматься своим обучением.
5.Умение сотрудничать и работать в группе.
6.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
7.Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
8.Есть возможность повторения, усвоения материала;
9.Усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
10.Вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
11.Появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
12. Обостряется любознательность, наблюдательность;
13. Дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
14. Письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
15. В ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
16. Развивает активное слушание;
17. Исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
18. случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
ТРКМЧП
1.обогащает образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
2.обеспечивает связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями;
3.меняет представление преподавателей и учеников об образовательной деятельности;
формирует современные компетенции у школьников, соответствующие требованию рынка труда;
4.обеспечивает становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, способности принятия решения в неопределенных ситуациях, умения строить и управлять индивидуальными образовательными программами;
5.является ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями и Болонским соглашением.
2.7. Роль учителя в ТРКМЧП:
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
2.8. Авторы этой технологии выделяют в уроке три стадии: вызов, осмысление, рефлексия
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. В следующей части этой лекции приводятся примеры использования некоторых приемов.
3. Приемы технологии развития критического мышления
3.1. Для формирования критического мышления учитель должен создать определенные учебные условия для учащихся на уроке. Какие это условия?
1. Предоставить ученикам время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
2. Давать возможность ученикам размышлять.
3.Принимать различные идеи и мнения.
4.Способствовать активности учеников в учебном процессе.
5. Убедить учеников в том, что они не будут высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый обучаемый способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления
3.2. Корзина идей, понятий, имен,…
Этот прием можно использовать для актуализации знаний детей. Прием осуществляется по следующей схеме.
1.Называется проблема, задается вопрос о том, что известно ученику по этой
проблеме.
2.Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин.
3.Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3-х минут.
4.Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5.Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения).
6.Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит по мере освоения новой информации.
Достоинства этого приема:
прием предоставляет возможность детям индивидуальной работы, работы в группе;
способствует развитию коммуникативных и личностных УУД у детей.
Недостаток этого приема – большие временные затраты (отсюда – совсем не обязательно использовать этот прием на каждом уроке, а как один из приемов активизации деятельности детей).
Необходимое условие для успешного использование этого приема – наличие у детей навыка работы в группе.
3.3. Прием составления кластера
Приемом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала технологии развития критического мышления как кластер, который предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в виде схемы.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Рассмотрим подробнее этот прием
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Лучше всего идею кластера при первом знакомстве с этим приемом показать на примере, понятном абсолютно для всех учеников.
Этот пример демонстрирует учитель.
Это может быть кластер на тему «Мои увлечения»
После объяснения принципа построения кластера необходимо объяснить, что ценится в данной работе. А ценится следующее:
уметь выделять смысловые категории слова;
устанавливать причинно-следственные связи;
умение систематизировать материал;
собственное видение предложенной темы.
Вы представили обширную информацию о Петре I на уроке истории. Но такой информацией очень трудно воспользоваться. Ее необходимо каким-то образом сгруппировать. Иными словами необходимо классифицировать полученные в результате проведенной вами работы данные. Для этого следует определить основания, в соответствии с которыми полученные данные можно разбить на группы. На стадии осмысления можно предложить детям представить эту информацию в виде кластера.
Что позволяет учителю определить анализ составленного кластера?
что ученик запомнил из пройденного материала;
содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки;
владеет ли ученик системным мышлением.
уметь выделять смысловые категории, слова;
устанавливать причинно-следственные связи;
умение систематизировать материал;
собственное видение предложенной темы.
Любая работа ученика требует оценки. Как можно организовать процесс оценивания работы над кластером? По окончании выполнения задания для сравнения можно показать на доске 2 различных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам. При этом, учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера. Однако прежде чем оценивать работу надо выбрать критерии оценивания. Часть этих критериев может предложить сам учитель, а часть – ученики. В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:
скорость исполнения, правильность причинно-следственных связей, широта охвата материала и др.
Процесс оценивания очень важен для развития ребенка. Ребенок учится анализировать свою работу и работу товарищей, четко и грамотно выражать свои мысли, умение аргументировать свое высказывание, уважительно относиться к мнениям товарищей по классу.
Кластер решает такие педагогические задачи:
активизируется деятельность учащихся,
учащиеся учатся работать в группе,
учащиеся учатся оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей.
Примеры использование этот приема
1. Учитель сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер.
2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.
На фазе рефлексии можно предложить учащимся составить кластер по изученному материалу. Можно организовать эту работу в группах, чтобы в процессе дискуссии ученики отобрали нужные аспекты нового материала.
Можно использовать этот прием по-другому. Учитель показывает кластер, который он приготовил заранее. Однако в этом кластере не все дидактические единицы раскрыты. Учитель просит дорисовать гроздья. Эта работа может носить как индивидуальный характер, так и групповой.
Кластер можно использовать для работы с книгой. Не секрет, что современные дети мало читают, и потому любой текст они воспринимают поверхностно, не понимая прочитанного. Кластер помогает таким учащимся вдуматься в содержание текста и запомнить основные положения изучаемой темы.
Особенно удачно применение этого приема в старших классах при возрастании объёмов изучаемых текстов.
Считается, что данный прием слишком простой и не годится для работы в сильных классах, но учащиеся при чтении учебной литературы просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать текст на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Для достижения лучшего результата учитель должен придерживаться нескольких рекомендаций методического характера.
1. Перед тем как предлагать ученикам этот прием, надо оценить текст. Обоснована ли в данном случае разбивка на элементы, легко ли выделить в тексте смысловые единицы.
2. Первые 2-3 раза надо помочь ученику выделить смысловые единицы.
3. Полученные гроздья необходимо озвучивать. Пусть ученики сделают нечто вроде презентации своих работ.
4. Попросите учащихся обосновать установленные между гроздьями связи.
5. Если они окажутся неверными, попросите указать место в тексте, подтверждающее его мнение.
6. Если хотите, чтобы ученики оценили степень значимости каждой грозди, попросите использовать карандаши разных цветов, либо главную веточку сделать более сочной.
Использование метода кластеров на разных этапах урока позволяет втянуть учащихся в осознанное осмысление информации, при этом созданные самостоятельно схемы лучше откладываются в памяти. Достоинства кластеров хорошо видны при изучении тем классификационного характера, систематизации знаний, выявлений причинно-следственных связей. В целом при создании схем проявляется индивидуальность учащихся. Для большинства, чтобы раскрыть тему необходимо большой объём информации, много фактов, расширение текста при выявлении причин и взаимосвязей. Для некоторых с хорошей памятью требуются точки-реперы для последовательного изложения теоретического материала. При обмене кластерами и их воспроизведении для всех учащихся становится понятна логика рассуждения в разной трактовке, что позволяет закрепить знания и увидеть разные подходы в осмыслении теоретической информации.
Приемы работы с информацией на стадии рефлексии:
синквейн
диаманта
эссе
телеграмма и др.
3.4.Прием составления синквейна.
Критическое мышление – это способ изменить атмосферу в классе и в школе, сделав ее творческой, а уроки - событием для ребенка и учителя. Этим условия хорошо претворяют в жизнь следующие приемы технологии критического мышления: эссе, диаманта, синквейн, телеграмма.
Синквейн (от фр."пять")-стихотворение из пяти строк. Этот прием хорош на фазе рефлексии. Выразить свои эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать как можно более кратко. Кроме того, письменная речь лишена таких возможностей, как интонация, мимика, жесты. В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Мысли в стихотворении звучат красиво, они предстают в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается сделать в прозе. Именно поэзия, по мнению американских коллег, является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Конечно, вы можете сказать, что далеко не каждый способен писать стихи, и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Писать стихи в свободной форме, по заказу действительно дано не каждом. Но в нашем случае этого и не требуется. Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности эмоциональна.
Правила написания синквейна
1.На первой строчке записывается одно слово. Обычно это существительное
или местоимение, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет
речь в синквейне. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке записываются два прилагательных или причастия. Они
необходимы для описания признаков и свойств выбранного в синквейне
предмета или объекта.
3.На третьей строчке записываются три глагола или глагольных форм
описывающих характерные действия, совершаемых объектом или
предметом.
4. На четвертой строке размещается целая фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
5. Пятая - последняя строчка – это слово – резюме, которая характеризует суть предмета или объекта, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Количество слов в строках может быть и другим, если от этого зависит красота получаемого текста.
Знакомство с синквейном производят по следующей схеме:
объясняют правила написания синквейна;
в качестве примера приводятся несколько синквейнов;
задается тема синквейна;
фиксируется время на данный вид работы;
заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников
Примеры синквейнов, составленных детьми разных классов:
Учитель
Трудолюбивый, знающий
Помогает, учит, поощряет
Учитель нужный человек для общества
Творец.
Модернизация Никон
Быстрая, Постепенная Фанатичный, Нетерпимый
Изменяет, Улучшает, Активизирует Возвысился, Реформировал,
Вмешался
Делает жизнь общества лучше! Ты пытался быть выше царя!
Преобразование. Патриарх.
Русь Христофор Колумб
Сильная, Отсталая Отважный, Целеустремлённый
Борется, Продвигается, Развивается Добивался, Путешествовал,
Открывал
Пытается быть достойной страной! Нашёл материк доселе
неизвестный!
Вера. Мореплаватель.
Россия Индия
Необыкновенная, Необъятная Большая, Плодородная
Появилась, Развивается, Живёт Торгует, Достигает, Воюет
Назло всем странам Европы! Индия – страна сказочных
богатств
Держава. Государство.
Александр 1
Воспитанный, Мечтательный
Царствует, Указывает, Запрещает
Тебе не хватает настойчивости!
Император.
Варианты использования этого приема на других стадиях урока.
Первый вариант.
Учитель на Вызове предлагает свой Синквейн без одной строчки и дает задание дописать ее в конце урока.
Второй вариант.
В фазе Вызова учитель предлагает учащимся свой Синквейн с ошибкой и дает задание найти эту ошибку в фазе Рефлексии, например:
Третий вариант.
В фазе Вызова учащиеся самостоятельно составляют синквейн, а в фазе рефлексии проверяют его правильность.
Четвертый вариант.
На стадии Рефлексии предложить учащимся составить синквейн по основному понятию темы и отследить усвоение материала.
Пятый вариант.
Каждый ученик за 5-7 мин. пишет свой синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух синквейнов составляют один-парный.
Шестой вариант.
Ученикам дается домашнее задание составить синквейн по материалу изученного в параграфе. На следующем уроке учитель просит рассказать свой синквейн и выставляет оценку за домашнее задание. Не надо думать, что все получат пятерки. При внимательном анализе синквейнов в различных строчках дети допускают фактические ошибки. Можно вовлеччь в процесс оценивания детей, предварительно выбрав критерии оценивания.
Седьмой вариант.
Разделить класс на две группы. Предложить этим группам одну и ту же тему, но в первом случае надо показать положительные стороны изучаемого объекта, а в другом случае – отрицательные.
Пример 1
Колумб
Лживый, бездушный,
Командовал, торговал, обогащался.
Делал все для достижения цели.
Авантюрист.
Колумб
Смелый, настойчивый,
Открывал, торговал, обогащал.
Воссоединил мир и потряс человечество.
Герой
Пример 2
И.В.Сталин
Целеустремлённый, Жестокий
Репрессировал, Реформировал, Создавал
Свой режим любой ценой!
Диктатор.
И.В.Сталин
Умный, Могучий
Управлял, Руководил, Превращал
Сделал Россию великой державой!
Вождь.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Еще раз хочется подчеркнуть, что синквейны очень полезны в качестве:
инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
средства оценки словарного запаса учащихся;
средства творческого самовыражения.
3.5. Прием написания эссе
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
Эссе — это размышление автора на ту или иную тему. В определенной степени оно выражает индивидуальную точку зрения, и опирается на личный опыт.
Именно это делает написание эссе учащимися ценным педагогическим средством. Самое важное, что может дать подобная форма работы, — это простраивание личностного отношения учащегося к рассматриваемой теме, к предмету в целом. Ведь на личность человека воздействует только то, что затрагивает ее интересы и душу. Итак, эссе обладает большим воспитательным потенциалом.
Кроме того, можно перечислить еще целый ряд возможностей, которые содержит подобная форма учебной деятельности. Она помогает осмыслить связь наук с жизнью, с индивидуальным опытом ученика; вносит разнообразие в формы учебной работы; позволяет учащимся открыть для себя неучебные аспекты предмета.
Конечно, все это содержится в написании эссе с детьми лишь в потенции. Насколько это претворится в реальность, зависит от искусства педагога, от его искренности и живой собственной заинтересованности в предлагаемых темах. И личный опыт учителя, и его кругозор также играют здесь немаловажную роль. Невозможно просто наметить тему и сказать: «Пишите!» Если дети ни разу не сталкивались с такой формой работы, если они привыкли в школе только воспроизводить знания и чужие мысли — бесполезно заниматься подобного рода делом, как следует, не подготовив детей.
Что может помочь в такой работе? В первую очередь — подробное обсуждение выбранной темы в форме свободной беседы, диалога, обмена мнениями.
В идеале подходит сократовская форма диалога, в которой учитель заранее продумал несколько ключевых вопросов, сразу же проблематизирующих, углубляющих тему, проявляющих ее скрытые или неочевидные стороны, «провоцирующих», будоражащих мысль детей, вызывающих их на высказывание собственного мнения. Такая беседа помогает детям освоиться, примериться к этой теме.
Второе возможное средство — введение в тему самим учителем, дающим в форме рассказа яркий пример, образ, раскрывающий какой-либо аспект выбранной темы. Подобный конкретный образ может быть хорошей отправной точкой для беседы, своеобразным «погружением» в тему.
И третий важный аспект подготовки, особенно существенный в тех случаях, когда у класса вообще нет опыта работы с эссе, — это примеры качественно написанных эссе, принадлежащих как знаменитостям, так и самим учащимся. При этом, однако, простого чтения этих эссе недостаточно. Необходим разбор и небольшое обсуждение представленного материала. Нужно дать детям возможность осознать некоторые исходные моменты: самостоятельное размышление над темой; опора на личный опыт; возможно, конкретность, образность отдельных деталей личного опыта.
Немалое значение имеет и формулировка темы.
Примеры эссе.
Примеры эссе по обществознанию (написаны ребятами разных классов).
1. «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах». (И.В.Гёте – немецкий поэт, философ, учёный).
Да, я согласна с этим высказыванием. В нём содержится огромное значение природы. Природа – это естественная среда обитания человека, это необъятная кладовая ресурсов, которые человек использует в своей деятельности; на основе природы человек создаёт свою «природу» (культуру). Например, человек на земле строит дороги, дома; он использует растения и животных в пищу; животные также помогают человеку в его деятельности и даже служат средством передвижения. Уголь является источником тепла в домах, камни используются при строительстве зданий и т.д. Другими словами, на какую бы «страничку этой книги – природы» мы не заглянули, увидим, что значение её очень велико в жизнедеятельности человека.
Таким образом, природа – это действительно единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах в жизни человека». (8кл.)
2. «Наука стала неотъемлемой и наиболее важной частью нашей цивилизации, а научная деятельность непосредственно влияет на развитие цивилизации». (М.Борн).
Как известно, цивилизация развивается не только за счёт роста духовных ценностей, но и ещё за счёт материального производства. В эпоху НТР наука становится непосредственной производительной силой, а значит, движет и процесс производства, и всю цивилизацию вперёд. Это и есть суть высказывания М.Борна. Я согласен с ним, т.к. действительно в эпоху НТР наука серьёзно влияет на производство, делая его более интенсивным. А с развитием производства развивается и цивилизация.
Можно истолковать это изречение и по-другому. В эпоху индустриального общества общечеловеческая цивилизация оказалась на грани кризиса из-за крайнего ухудшения природных условий и ресурсов. В эпоху же НТР, на основе достижений науки, человек смог найти новые источники энергии и сырья, тем самым «отодвинув» от себя конец мировой цивилизации. Но наука не стоит на месте, а значит, возможно, скоро человек вообще преодолеет этот кризис, опять же с помощью научных открытий.
Таким образом, научные открытия не только способствуют развитию цивилизации, но и, возможно, предохраняют эту цивилизацию от краха». (11кл.)
3. «Истина – это заблуждение, которое длилось столетия». (К.Берне).
Я согласна с точкой зрения Карла Берне, потому что истина, как объективное, достоверное знание – это результат, подтверждённый практикой – одним из наиболее приемлемых критериев истины. В свою очередь, истина создаётся из знаний неполных, ограниченных, которые можно определить как относительные истины, или заблуждения, если они не подтверждаются практикой. Относительная истина может приниматься за абсолютную истину достаточно длительное время (столетия), что объясняется как реальными историческими условиями, возможностями в которые поставлен исследователь, так и ограниченностью науки по сравнению с развитием мира.
Яркий пример, говорящий о длительном признании геоцентрической системы Птолемея, как абсолютной истины (в течение 18 веков) и, впоследствии, опровергнутой астрономом – практиком Н.Коперником (в 16 веке) о существовании гелиоцентрической системы, подтверждает мысль Карла Берне: «Истина – это заблуждение, которое длилось столетия». (10кл.).
3.6. Что такое диаманта
Это тоже стихотворение, как и синквейн, но уже сложнее, оно состоит из
семи строк, причем первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Схема диаманты
Задается тема диаманты
1 – существительное, имеющее отношение к теме
2 - два прилагательных, относящиеся к теме
3 - 3 глагола, связанные с темой диаманты
4 - ассоциации (4 существительных с противоположным понятиям)
5 - 3 глагола, связанные с темой диаманты
6 - два прилагательных, относящиеся к теме
7 - существительное, противоположное по значению существительному первой строки.
Пример диаманты по теме «Древний Рим»
Рождение
Молодое, сильное
Растет, развивается, процветает
Жара, холод, движение, покой
борется, воюет, проигрывает
Слабое, старое
Распад
Особенность диаманты. Первые 3 строчки по отношению к 3-м последним точкам должны быть в противовес. То есть, если в первых трех точках описанный процесс идет по нарастающей, то в последних трех строчках – по убывающей. Но можно и наоборот. Поскольку этот прием намного сложнее, чем синквейн, то выполнение его может быть: домашним заданием, плодом коллективной работы группы учеников.
Очень интересно использовать диаманту в качестве контрольной работы, отдельные примеры ее применения дают положительный результат.
Если диаманта выполняется в качестве домашней работы, то их можно озвучить в классе, а затеи организовать дискуссию по поводу ее содержания. Можно представить детям дать возможность оценить эти работы. Причем, оценка работы должна обязательно аргументироваться, таким образом, мы приучаем детей:
внимательно относиться к тексту,
находить в нем фактические ошибки,
определять по разным основаниям достоинства работы,
овладевать умениями вести дискуссию,
учиться задавать разные по форме вопросы.
Пример. Тема «Общение людей»
Речь,
живая, богатая,
Обогащает, описывает, оживляет
Красота, грязь, вместительность, скудость
Оскудевает, шокирует, омертвляет
Примитивная, невыразительная
Словесный мусор.
Советы:
1. в силу сложности этой работы предлагать ее детям старшего возраста,
2.можно освоить с детьми правила написания диаманты, предложив этот вид работы для начала – на классном часе после обсуждения какой-либо темы. Разрешить детям вначале писать эту работу в группах.
3.7. Прием телеграммы.
Этим приемом хорошо воспользоваться на стадии рефлексии сразу же после объяснения нового материала. Составление телеграммы внесет эмоциональную разрядку в любой урок, даже, если тема занятия была достаточно сложной. Примеры телеграммы.
Пример. Нахожусь в столице Австралии Канберре тчк За окном большой водораздельный хребет тчк за ним одни равнины тчк с кораллового моря дует влажный ветер тчк вчера играл с кенгуру тчк
Данный вид работы может выполняться как индивидуально, так и в парах или группах.
3. 8. Мозговой штурм.
Данный прием направлен на эффективное решение проблем путем стимулирования коллективной мыследеятельности и на выявление максимально возможного количества подходов к решению проблемы. Основная задача данного приема обучения – собрать как можно больше идей за ограниченное время. Все идеи записываются на большом листе бумаги или на доске без комментариев. Это хорошее начало для работы над новой темой, проблемой.
Особенностью данного приема являются:
• одинаковое понимание участниками поставленных задач;
• умение слышать и развивать идеи друг друга;
• поощрение безумных идей и шуток;
• недопустимость критики и оценочных суждений;
• временной прессинг.
Мозговой штурм можно проводить по-разному. Приведу примеры различных модификаций данного приема.
1. Письменный мозговой штурм. При проведении такого штурма каждый участник должен за короткое время выделить три идеи и записать их на листе бумаги. Для этого необходимо:
• лист бумаги разделить на три колонки;
• в верхней части листа записать общую проблему;
• в каждой колонке записать по одной идее;
• передать свои записи соседу;
• прочитать идеи предшественников и за несколько минут предложить три свои новые идеи;
• передать лист другому соседу.
После завершения индивидуальной работы идет групповое обсуждение выдвинутых идей, проводится дискуссия на основе их критического анализа.
2. Сеть. Вариант мозгового штурма, когда от одной мысли проводится линия к другой. Мысли, идеи связываются друг с другом как нити сети. Все мысли записываются на доске или на одном большом плакате. Одновременно можно записывать значительное число идей и соединять их.
3. Дискуссия в группе проводятся с целью выявления разных точек зрения по спорному вопросу и предоставления возможности всем участникам сделать свои выводы. Этому способствует эмоционально-заразительная атмосфера интеллектуального соперничества. Дискуссия дает возможность участникам высказать всевозможные доводы в защиту своих идей, приводить любые контраргументы. Групповая дискуссия стимулирует и активизирует глубинные ассоциации, заставляет участников высказывать то, что они не могут сформулировать в других условиях. Важно помнить, что мнения могут не совпадать, и необходимо не допустить конфликта сторон.
3.9. Приём "Пирамидная история"
Этот прием имеет такую структуру, когда номер строки обозначает количество слов, вписываемых в "Пирамиду"
1) имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, неодушевлённый предмет),
1) характеристика или описание героя (внешность, возраст, черты характера и т.д.),
3) место действия (страна, местность, общественные связи и т.д.),
4) проблема истории (деньги, заблудиться, любовь и т.д.),
5) слова, описывающие первое событие (что явилось проблемой истории),
6) слова, описывающие второе событие (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета),
7) слова, описывающие третье событие (что предпринимается для решения проблемы),
8) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.
Приём "Пирамидная история" можно использовать:
1) после работы с текстом для свёртывания изученной информации;
2) для развития умения составлять собственные рассказы (развитие творческих способностей).
3.10. Прием – «Объединить объекты в систему»
Вырезать из газет различные заголовки. Каждой группе участников предложить, не читая, выбрать 3-4 заголовка. Дается задание составить короткий рассказ, используя полностью выбранные заголовки (рассказ должен быть связан с изучаемы предметом, но не обязательно с темой урока).
3.11. Прием «Сделать наоборот»
Изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт изменить на противоположный и пофантазировать, что получится.
Например.
1. Политика России стала жёсткой …………..
2. США попытались повлиять на суверенитет России.....
3.12. Прием «Высказать мысль другими словами»
Берется фраза, которая соответствует возрасту и особенностям участников группы. Она может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: Я всегда уверен в своей правоте. – Меня невозможно ни в чем переубедить.
Мне присуща напористость и т.д.
3.13. Прием «Определение понятий»
Берется всем известное понятие и предлагается дать ему «научное» определение. Например, слово мануфактура: Мануфактура – это предприятие, где существует ручной труд и разделение труда. В определении надо указать существенные и несущественные признаки. Оно должно раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других.
3.14. Прием «Исключение лишнего»
Берутся три слова, например, дворяне, крестьяне, царь. Нужно объединить два слова и исключить третье. Дворяне, крестьяне - сословия, а царь – нет.
3.15. Прием «интервью»
Один из участников садится в центр круга.
Группа может задать ему 3-5 вопросов, строго соответствующих заданной ему социальной роли. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на занятии.
Например, вопросы как родителю, вопросы как руководителю предприятия, бизнесмену и др.
Вопросы должны быть связаны с изучением предмета.
Прием хорош на стадии рефлексии отдельного урока или на обобщающем уроке. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы.
3.16. Приемы работы с книгой
Пометки на полях
Плюс, минус, интересно
Рассмотрим первый из них - Прием «Пометки на полях», по-другому, - ИНСЕРТ. Такое название получилось от первых букв слов, лежащих в основе этого приема
I– interactive самоактивизирующая
N – noting диалоговая
S – system системная разметка
E – effective для эффективного
R - reading & чтения и
T – thinking размышления
Читая текст, подобранный учителем, ученики должны расставить на полях карандашом знаки, за которыми кроется определенный смысл
«v» | «+» | «-» | «?» |
Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым | Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию |
Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Правила использования приема ИНСЕРТ
1.Ставьте значки по ходу чтения текста.
2.Прочтите текст еще раз, возможно количество значков увеличится.
3.Обсудите с кем-нибудь то, что Вы написали.
Использование этого приема требует от учителя следующей предварительной работы:
1.Предварительно определить текст для чтения с пометками;
2.Объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
3.Четко обозначить время и следить за регламентом;
4.Найти форму проверки и оценки проделанной работы.
Прием ПМИ (плюс, минус, интересно)
Этот прием придуман специалистом в области мышления Эдвард де Бонэ. Ученик, работая над текстом должен заполнить таблицу
+ Что хорошего для ученика, для взрослых, для детей, для государства, для человечества и пр. | - Что в этом плохого для кого бы то ни было. | ? Что в этом интересного для кого бы то ни было |
Прием рекомендуется использовать при работе с сухими текстами.
Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в графе.
Если в классе назревает дискуссия по поводу «хорошо» или «плохо», то можно применить работу в группах.
Самая сложная для ученика 3-я графа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии критического мышления на уроках истории
Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов...
Мастер-класс на тему: использование технологии критического мышления на уроках истории.
Мастер-класс по технологии критического мышеления....
статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"
Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....
Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"
Презентация является сопровождением к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"...
Технологии критического мышления на уроках истории в среднем звене.
Технология развития критического мышления получила развитие в системе образования в России с 1997 года. Авторы-американские ученые Ч.Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.Цель технологии -развитие и...
Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...