Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 18 века
план-конспект урока по истории (8 класс)
Урок истории 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 18 века
(8 класс)
Дата: 10.12.2018г.
Цель: выявить изменения, произошедшие в жизни россиян в 18 веке.
Образовательные результаты:
Предметные: учащиеся охарактеризуют отдельные слои русского общества, состояние сельского хозяйства, промышленности, финансовой системы и торговли в XVIII в.
Метапредметные: учащиеся систематизируют и обобщат информацию о социально-экономическом и политическом развитии России в XVIII в., выполнив работу в рабочих листах.
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к прошлому своей Родины.
Оборудование: учебник, карта, презентация, рабочие листы.
Тип урока: урок систематизации знаний
Ход урока
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Кроссворд:.
- Для увеселения царевича Петра был создан «потешный….» (полк)
- По приказу Екатерины 2 этот театр должен был давать один спектакль в неделю (Немецкий).
- В 1799 году состоялись Итальянский и …. походы Суворова (Швейцарский).
- Что основал в 1750 г. в Ярославле купец Волков? (театр)
- Назовите одного из самых ярких представителей нового для 18 века направления в русской литературе- сентиментализма (Карамзин).
- Стиль в архитектуре 18 века, отличающийся пышностью и торжественностью (барокко)
- Политик, автор «Истории Российской с самых древнейших времен» (Татищев)
- Комедия Фонвизина (недоросль)
- Архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (Растрелли)
- Имя главной героини из одноименной повести Карамзина (Лиза)
- Сын поморского рыбака, ученый, инициатор открытия первого в России университета (Ломоносов)
- Основное направление в литературе середины 18 века, характеризующееся гражданской тематикой произведений и воспеванием разума (классицизм)
3. Постановка целей деятельности
Назовите имена императоров, упоминаемые в кроссворде. (Петр, Екатерина)
Почему именно об этих императорах мы сегодня вспомнили? (Они внесли наибольший вклад в развитие страны)
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим
Тема урока: «Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 18 века»
Как вы думаете, о чем будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить? (рассмотреть, какие народы вошли в состав Российской империи, какие сословия и классы сформировались, познакомиться с особенностями экономического и политического развития в конце 18 века)
Чтение главного вопроса урока: «Успехи России в 18 веке – это результат деспотизма и рабства или свободы и подвижничества?» (стр.193)
4. Первичное закрепление
Сегодня на уроке мы обобщим изменения, произошедшие на территории империи к концу 18 века.
Сейчас я предлагаю вам, работая с текстом учебника, обобщить информацию по отдельным вопросам. Затем вы поделитесь своими выводами с классом (класс делится на 5 групп)
1 группа
1. Прочитайте в учебнике раздел «Территории и население», поработайте с картой «Российская империя в конце XVIII в.» и выполните задания.
а) Назовите географические области, присоединенные к Российскому государству в 1726—1763 гг.
б) Назовите географические области, присоединенные к Российскому государству в 1764—1800 гг.
в) Продолжите предложение. Российская империя при освоении новых территорий столкнулась с трудностями:
в экономическом плане
в политическом плане
в культурном плане
г) Укажите, по каким причинам наблюдался прирост населения
2 группа
2. Прочитайте в учебнике раздел «Многонациональная империя» и ответьте на вопросы.
а) О каких процессах в государстве свидетельствуют данные таблицы, помещенной в тексте?
б) Какие меры предпринимало правительство для укрепления многонационального и многоконфессионального государства?
в) перечислите способы присоединения новых территорий к России.
3 группа
3. Прочитайте в учебнике раздел «Сословия и классы». Заполните таблицу «Права и обязанности сословий Российской империи»:
Сословия | Права | Обязанности |
Сельские обыватели | ||
Городские обыватели (купцы, мещане, ремесленники) | ||
Дворяне |
4 группа
4. Прочитайте в учебнике раздел «Экономическое развитие».
Заполните таблицу «Многоукладность российской экономики»:
Уклады | Черты |
Феодально-крепостнический | |
Мелкотоварный | |
Капиталистический |
5 группа
5. Прочитайте в учебнике раздел «Политическое развитие» и выполните задания.
а) Дайте определение термина.
Самодержавие —
б) Укажите черты, характерные для «просвещенного абсолютизма».
в) Продолжите предложение. Слабость центральной власти компенсировалась….
Физкультминутка.
Сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Я буду читать понятия и термины, если они относятся к 18 веку, вы хлопаете в ладоши, если нет– поднимаете руки вверх.
Ассамблеи, классицизм, Бунташный век, Бироновщина, вече, Верховный тайный совет, княжеская дружина, дворцовый переворот, варяги, коллегии, полюдье, барокко, летопись, просвещенный абсолютизм, коллегии, Смутное время, кунсткамера, мануфактура, церковный раскол, секуляризация, сенат
- Устные ответы обучающихся в соответствии с заданием.
5. Включение в систему знаний
- Можно ли утверждать, что XVIII столетие стало «золотым веком» российского дворянства?
2. Какие противоречия существовали в политической и экономической сферах Российской империи к концу XVIII в.?
3. Как вы думаете, какие проблемы предстояло решать в XIX в.?
Ответьте на главный вопрос урока «Успехи России в 18 веке – это результат деспотизма и рабства или свободы и подвижничества?» (стр.207)
6. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Домашнее задание: параграф 25, повторить тему «Правление Екатерины 2», подготовиться к тестированию.
Рефлексия
Выставление оценок
- Под каким именем в Русскую историю вошла Марта Скавронская? (Екатерина 1)
- Кого и почему Петр 1 в годы Северной войны назвал своими учителями? (Шведов)
- Кто из русских правителей писал Вольтеру: «Впрочем, наши налоги так необременительны, что в России нет мужика, который бы не имел курицы, когда он её захочет, а с некоторого времени они предпочитают индеек». ( Екатерина 2)
- Перу какого императора принадлежит указ: «дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресенье принуждать крестьян к работам» 6 дней недели разделить на 2 части: 3 дня крестьянин работает на себя, остальные 3 дня - на барина. (Указ Павла 1 от 5.04 1797г.)
- Перечислите имена российских императоров, которые передали престол не своим детям, а родственникам иного порядка. (Петр 1, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоановна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр 3, Александр 1)
- Когда на карте России появился Санкт-Петербург? (1703 г.)
- О каком деятеле говорили, что он о лошадях говорит, как человек, а о людях и с людьми как лошадь? (Бирон)
- Что такое «львиная грива», «крысиный хвост», «прусская коса»? (Типы мужских причесок 18 века)
- Первый слог – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второй – блюдо, третий – предлог, а все вместе – одна феодальная повинность. (Барщина)
- Из какого документа этот отрывок: «Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти да не явится, яко бы оныя бархатом обшиты. Сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первым блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда еси, первым не пий, избегай пьянства, пий и яждь сколько тебе потребно. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока ещё пищи не проглотил» («Юности честное зерцало»)
1 группа
1. Прочитайте в учебнике раздел «Территории и население», поработайте с картой «Российская империя в конце XVIII в.» и выполните задания.
а) Назовите географические области, присоединенные к Российскому государству в 1726—1763 гг.
б) Назовите географические области, присоединенные к Российскому государству в 1764—1800 гг.
в) Продолжите предложение. Российская империя при освоении новых территорий столкнулась с трудностями:
в экономическом плане
в политическом плане
в культурном плане
г) Укажите, по каким причинам наблюдался прирост населения
2 группа
2. Прочитайте в учебнике раздел «Многонациональная империя» и ответьте на вопросы.
а) О каких процессах в государстве свидетельствуют данные таблицы, помещенной в тексте?
б) Какие меры предпринимало правительство для укрепления многонационального и многоконфессионального государства?
в) перечислите способы присоединения новых территорий к России.
3 группа
3. Прочитайте в учебнике раздел «Сословия и классы». Заполните таблицу «Права и обязанности сословий Российской империи»:
Сословия | Права | Обязанности |
Сельские обыватели | ||
Городские обыватели (купцы, мещане, ремесленники) | ||
Дворяне |
4 группа
4. Прочитайте в учебнике раздел «Экономическое развитие».
Заполните таблицу «Многоукладность российской экономики»:
Уклады | Черты |
Феодально-крепостнический | |
Мелкотоварный | |
Капиталистический |
5 группа
5. Прочитайте в учебнике раздел «Политическое развитие»
и выполните задания.
а) Дайте определение термина.
Самодержавие —
б) Укажите черты, характерные для «просвещенного абсолютизма».
в) Продолжите предложение. Слабость центральной власти компенсировалась….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд 1.п о л к 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6. 7. 8. 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6.б а р о к к о 7. 8. 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6.б а р о к к о 7.т а т и щ е в 8. 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6.б а р о к к о 7.т а т и щ е в 8.н е д о р о с л ь 9. 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6.б а р о к к о 7.т а т и щ е в 8.н е д о р о с л ь 9.р а с т р е л л и 10. 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6.б а р о к к о 7.т а т и щ е в 8.н е д о р о с л ь 9.р а с т р е л л и 10.л и з а 11 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6.б а р о к к о 7.т а т и щ е в 8.н е д о р о с л ь 9.р а с т р е л л и 10.л и з а 11л о м о н о с о в 12
Кроссворд 1.п о л к 2.н е м е ц к и й 3.ш в е й ц а р с к и й 4.т е а т р 5.к а р а м з и н 6.б а р о к к о 7.т а т и щ е в 8.н е д о р о с л ь 9.р а с т р е л л и 10.л и з а 11л о м о н о с о в 12к л а с с и ц и з м
Социально-э кономическое и политическое развитие России в конце 18 века
Главный вопрос урока: Успехи России в XVIII в. — это результат деспотизма и рабства или свободы и подвижничества ?
Задание: 1. Прочитайте в учебнике раздел « Территории и население », поработайте с картой « Российская империя в конце XVIII в.» и выполните задания . 2. Прочитайте в учебнике раздел « Многонациональная империя » и ответьте на вопросы . 3. Прочитайте в учебнике раздел « Сословия и классы » и выполните задания . 4. Прочитайте в учебнике раздел « Экономическое развитие » и выполните задания . 5.Прочитайте в учебнике раздел « Политическое развитие » и выполните задания .
Физминутка
Задание: 1. Прочитайте в учебнике раздел « Территории и население », поработайте с картой « Российская империя в конце XVIII в.» и выполните задания . 2. Прочитайте в учебнике раздел « Многонациональная империя » и ответьте на вопросы . 3. Прочитайте в учебнике раздел « Сословия и классы » и выполните задания . 4. Прочитайте в учебнике раздел « Экономическое развитие » и выполните задания . 5.Прочитайте в учебнике раздел « Политическое развитие » и выполните задания .
Главный вопрос урока: Успехи России в XVIII в. — это результат деспотизма и рабства или свободы и подвижничества ?
Главный вопрос урока: Успехи России в XVIII в. — это результат деспотизма и рабства или свободы и подвижничества ? Чтобы разбудить спящее общество , невозможно было обойтись без принуждения , оно было главным условием реализации реформ . Б. Реформы , проведённые в интересах господствующих классов , сопровождались бессмысленной жестокостью по отношению к народу , который от изменений ничего не получил . B. Реформы Петра I и Екатерины II были устремлены в будущее . Рядом с реформаторами находилось большое число подвижников , желавших процветания России . Это было движение от деспотии к « просвещённому абсолютизму ».
Домашнее задание Параграф 25, повторить тему “ Правление Екатерины II”, подготовиться к тестированию .
Ответьте на вопросы: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Меня удивило...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"
Повторительно-обобщающий тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"...
Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».
Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...
Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв.
Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв. с использованием электронного учебника История России ча...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...
Тестовые задания по УД "История" по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XX в."
Тестовые задания предназначены для контроля знаний студентов по пройденной теме....
«Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е годы»
Методическая разработка занятия по предмету «История»...
XVII Всероссийская научная конференция «История мировых цивилизаций: Образование как фактор социально-политического развития» Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка....