Библейские сказания (открытый урок)
учебно-методический материал по истории (5 класс)
урок посвящён новому материалу по теме "Библейские сказания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 83.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Библейские сказания
Оборудование урока:
1) карта “Передняя Азия в древности”;
2) контурная карта “ Государства восточного средиземноморья. 1000 – 50 гг. до н.э.”, цветные карандаши;
3) Библия и другие библейские тексты;
4) Проектор и экран.
Ход урока. (слайд 1)
I. Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих.
Здравствуйте, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Вы всех их хорошо знаете. Они вместе с нами хотят побольше узнать об истории древности.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Финикийские мореплаватели».
(слайд 2) ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Итак, на прошлом уроке мы с вами изучили тему «Финикийские мореплаватели».
Мне бы очень хотелось узнать насколько хорошо вы её усвоили.
А теперь давайте подготовим ответы на мои вопросы.
Вопросы записаны в карточках, которые сейчас я вам раздам.
(слайд 3) ВОПРОСЫ:
- Где находилась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря)
- Какой рельеф на территории этого государства? (Рельеф этого государства представлял собой горы и возвышенности, т.е. узкая полоска земли между морем и цепью Ливанских гор, нет крупных рек и долин с плодородными почвами)
- Какие крупные города находились на территории этого государства? (Тир, Библ и Сидон)
- Какое главное занятие было у финикийцев? (сажали виноградники и рощи оливковых деревьев из плодов которых выдавливали душистое масло. Финикийцы были прекрасными мореплавателями. Они обогнули Африку, побывали в Греции, Испании, Италии, на островах Крит, Кипр, Сицилия)
5. Что умели изготовлять ремесленники? (ремесленники изготовляли цветное стекло, пурпурную краску, делали быстроходные суда)
6. В чем преимущество финикийского алфавита? (финикийцы придумали алфавит, от которого затем появится греческий алфавит, а позднее и все алфавиты мира)
7. Что обозначает понятие «колония»? (поселение финикийцев в других странах)
9. Что вывозили торговцы из Финикии? (строительный лес, стекло и изделия из него, вино, оливковое масло, пурпурные ткани)
10. Что ввозили торговцы в Финикию? (из северной Европы – олово и янтарь, пшеницу, рабов)
Прекрасно, вы молодцы. Вы хорошо усвоили тему «Финикия».
III. Изучение новой темы
(слайд 4) А теперь посмотрите на ваши парты. Что кроме школьных принадлежностей у вас там лежит? (книга БИБЛИЯ). Как вы думаете – как будет называться наша сегодняшняя тема?
Тема урока: БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ
Давайте попробуем определить цели нашего урока.
Первой нашей целью будет – познакомиться с тем, что там написано.
А что дальше мы должны будем с вами сделать, когда познакомимся с некоторыми сказаниями из этой книги? (проанализировать)
Но ведь во многих новых для нас исторических материалах встречается большое количество новых слов. Что же мы будем с ними делать? (изучать)
А ещё перед нами есть контурные карты и мы должны будем с ними поработать?
(слайд 5) ЦЕЛИ:
- 1. Познакомиться с библейскими сказаниями;
- 2. Научиться анализировать тексты сказаний;
- 3. Сформировать навыки работы с контурной картой;
- 4. Развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами.
(слайд 6) ПЛАН
- Ветхий Завет
- древнееврейские племена;
- Библия;
2. Мифы и сказания древних евреев
- Миф о сотворении мира;
- Иосиф и его братья.
3. Бог даёт законы.
(слайд 7) Положите перед собой контурные карты и цветные карандаши. Работаем вместе со мной.
КАРТА ДРЕВНИЙ ВОСТОК
В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена.
Первоначально они были кочевниками и, перегоняя скот с одного пастбища на другое, не имели постоянных поселений.
Отметьте на ваших контурных картах этот район. Глядя на карту на доске и в ваших атласах скажите – почему основным занятием древнееврейских племён было скотоводство?
(слайд 8 ) ЕВРЕЙСКИЕ ПАСТУХИ
Еврейские пастухи жили в лёгких войлочных шатрах.
Овцы и козы давали им молоко, мясо и шерсть.
(слайд 9)
Во главе еврейских племён стояли старейшины, которые бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа.
Такие предания передавались из поколения в поколение, а впоследствии вошли в БИБЛИЮ.
Как вы думаете – что означает слово «БИБЛИЯ»? где в нашей современной жизни мы встречаемся с этим словом?
(слайд 10)
«Библия» – в переводе с древнегреческого означает «книга»
(слайд 11) БИБЛИЯ состоит из двух частей: ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА. СЕГОДНЯ МЫ БОЛЕЕ ПОДРОБНО ПОГОВОРИМ О ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЭТОЙ КНИГИ – О ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
«Ветхий Завет» - первая, наиболее древняя часть Библии (дохристианская часть), содержит еврейские мифы и предания. В нём также содержатся размышления мудрецов, записи древних законов и обычаев.
(слайд 12)
Когда – то евреи, также как египтяне и вавилоняне, поклонялись многим богам.
Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного Бога – Яхве.
Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить.
(слайд 13)
Ветхий завет начинается с мифов о Сотворении мира, о первых людях и Великом потопе.
(слайд 14)МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА
У вас было опережающее задание – вы должны были взять в библиотеке «Библию» и познакомиться с «Мифом о сотворении мира».
Теперь давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.
(слайд 15)
1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
(слайд 16) ОТВЕТЫ
Ответы: 6,5,4,1,2,3.
(слайд 17)
1. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
2. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
(слайд 18)
3. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
4. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
(слайд 19)
5. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
6. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
Какого дня не хватает в наших записях? (7 – го, когда Бог отдыхал).
(слайд 20)
Чем этот рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира? Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых богов, а с верой в одного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле.
(слайд 21) НЕБОЛЬШАЯ ПАУЗА
(слайд 22) Из Библии мы узнаем, что Бог сотворил первых людей Адама и Еву, их потомки расселились по Земле.
- Но люди стали совершать дурные поступки и преступления и Бог решил их наказать и проучить - он устроил потоп.
- Но пожалел лишь богобоязненного Ноя. Ной по велению Бога построил корабль - ковчег и спасся с семьей. От них произошли все живущие на Земле.
- Среди потомков Ноя был человек по имени Иаков, было у него много сыновей, род его процветал, он часто воздавал молитвы благодарности Богу и взял себе имя Изра-Эль (сила с Господом)
- По его имени весь народ стали называть израильтянами.
- У Иакова было несколько сыновей, но больше всех отец любил Иосифа. Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его (продали купцу, шедшему с караваном в Египет).
- В Египте Иосиф стал рабом вельможи, но благодаря своему уму и везению вскоре оказался при дворе фараона. Здесь он прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода.
(слайд 23)
Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон даёт зерно голодающим, и пришли к Иосифу просить о помощи, но не узнали его в египетской одежде.
Иосиф решил устроить им испытание и объявил, что хочет сделать своим рабом самого младшего из братьев.
Дружно братья заступились за мальчика.
Увидел это Иосиф и простил им старую обиду.
Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте.
Их потомки жили там много лет.
IV. Закрепление изученного на уроке
ИТАК, НАШ УРОК ПОДХОДИТ К КОНЦУ.
(слайд 24) ЧТО ВЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ ПО СКАЗАНИЯМ, с которыми нам с вами удалось сегодня познакомиться?
- Кто создал мир?
- Как звали бога?
- Сколько дней бог создавал мир?
- Как звали первых людей, которых сотворил бог?
- Как бог наказал людей за дурные поступки?
- За какие качества пожалел бог Ноя и помог ему построить ковчег?
V. Итог урока
(слайд 25) ВЫВОД
Можем ли мы сказать, что :
Библия учит людей
- добру
- уважению
- честности
- любви
(слайд 26) ЗАПОВЕДИ БОЖИИ подтверждают наши слова, поскольку они гласят:
- Почитай отца своего и матерь свою…Почитай, люби и слушайся родителей… помогай им. Грубить родителям, не слушаться и обманывать – большой грех.
2. Не убивай.
3. Не следует браниться худыми словами.
4. Не кради. Сначала украдешь пустяки, а потом сделаешься и большим вором.
5. Не произноси и не принимай ложного свидетельства… не ябедничай, не жалуйся понапрасну, не сплетничай.
6. Не завидуй. Будь доволен тем, что у тебя есть.
(слайд 27) РЕФЛЕКСИЯ
- Что мы изучили на уроке?
- Какое задание оказалось самым трудным, а какое самым лёгким?
- Почему?
- Как справиться с трудностями, если они вдруг возникнут вновь?
СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК. Я ДУМАЮ, И ВЫ СОГЛАСИТЕСЬ СО МНОЙ, ЧТО СЕГОДНЯ ВСЕМ ВАМ МОЖНО ПОСТАВИТЬ «ОТЛИЧНО».
(слайд 28) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Прочитать параграф 16;
- выучить новые слова;
- ответить на вопросы
- Где находилась Финикия?
__________________________________________________________
- Какой рельеф на территории этого государства?
__________________________________________________________________
- Какие крупные города находились на территории этого государства?
____________________________________________________________________
- Какое главное занятие было у финикийцев?
________________________________________________________________
5. Что умели изготовлять ремесленники?
_____________________________________________________________________________
6. В чем преимущество финикийского алфавита?
______________________________________________________________________
7. Что обозначает понятие «колония»?
_____________________________________________________________________
8. Что вывозили торговцы из Финикии?
_____________________________________________________________________
9. Что ввозили торговцы в Финикию?
_______________________________________________________________________________________
1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
_______________________________________________________________________________
1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
___________________________________________________________________________________________
1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Библейские сказания"
Презентация составлена к уроку по теме: "Библейские сказания" по учебнику А.А.Вигасин, Г.И. Годер. Презентация составлена четко по параграфу и позволяет учителю свободно излагать материал....
Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"
Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....
Библейские сказания. Урок истории в 5 классе.
о библейских сказаниях...
Урок истории в 5 классе по теме "Библейские сказания"
Урок в 5 классе по теме "Библейские сказания" разработан в соответствии с ФГОС . Предстален план - конспект урока с четко определенными целью и заадачами урока, технологическая карта урока и презентац...
Презентация к уроку: "Библейские сказания"
В презентации содержатся мифы, позволяющие подробно познакомится с Библейскими сказаниями....
Методическая разработка открытого урока в 5 классе "библейские сказания"
Современный урок истории в условиях реализации ФГОС...
Открытый урок "Библейские сказания"
Презентация для 5 класса по истории Древнего мира на тему "Библейские сказания"...