Рабочая программа по истории 10 класс профильный уровень
рабочая программа по истории (10 класс)
Рабочая программа по истории профильного уровня. При изучении используется учебник - История России. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В.– М.: Русское слово, 2016; Всеобщая история Загладин Н.В. углубленный уровень. - М.: Русское слово, 2016; История России с древнейших времён. Сахаров А.Н.,Боханов В.И. . – М.: Просвещение, 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_istoriya_10_profil.docx | 49.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
-овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015);
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).
- Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год по МБОУ Новоникольской СОШ. Приказ №146 от 28.08.2018 г.
- Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"
Проведение контрольных работ программой не предусматривается.
Рабочая программа составлена на основе:
- Концепции нового УМК по отечественной истории и ИКС. Изучение курсов истории России и всеобщей истории с 1914 по 1945 гг. предполагается в 10 классе, а с 1945 г. по настоящее время – в 11 классе.
При изучении используется учебник - История России. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В.– М.: Русское слово, 2016; Всеобщая история Загладин Н.В. углубленный уровень. - М.: Русское слово, 2016;
История России с древнейших времён. Сахаров А.Н.,
Боханов В.И. . – М.: Просвещение, 2015
- Примерной программы основного общего образования по истории (МО РФ 2004г. )
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)
В программу включен региональный компонент.
Программа рассчитана на 276 часов (4 часа в неделю).
Сроки реализации программы: 2018-2020 гг.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
- принципы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Содержание программы
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема прогресса в истории. Принципы периодизации исторического процесса.
Проблема фальсификации исторических знаний.
Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества
Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира
Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Африки, Азии, Америки - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Мифологическая картина мира.
Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). "Великие переселения народов".
Средневековье
Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
"Великое переселение народов". Формирование христианской средневековой цивилизации в Европе. Западноевропейский и восточноевропейский регионы цивилизационного развития. Православие и католицизм. Социальная этика, отношение к труду и собственности, правовая культура, духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной жизни, социальной структуры и государственно-правовой организации в европейском средневековом обществе. Культурное и философское наследие Средневековья.
Дискуссия об уникальности европейского средневекового общества. Динамика и характер развития европейской средневековой цивилизации. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Социально-психологические, природно-климатические, экономические предпосылки процесса модернизации.
Характер международных отношений в средние века. Арабские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов.
Новое время: эпоха модернизации
Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции XVII-XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Конституционализм. Классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Культурное и философское наследие Нового времени.
Зарождение международного права. Колониальный раздел мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени.
От Новой к Новейшей истории:
поиск путей развития индустриального общества
Дискуссия о понятии "Новейшая история". Основные этапы научно-технического прогресса в конце XIX - середине XX в. Проблема периодизации научно-технической революции. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX в. Структурные кризисы рыночной экономики. Формирование монополистического капитализма. Переход к смешанной экономике. "Государство благосостояния". Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX - середине XX в. Изменения в социальной структуре индустриального общества. "Общество потребления".
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. "Закат Европы" в философской и общественно-политической мысли. Формирование социальной идеологии солидаризма, народничества, анархо-синдикализма. Эволюция либеральной, консервативной, социалистической идеологии. Концепция Христианской демократии. Закрепление современной доктрины конституционализма и изменение практики государственно-конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминисткого движений. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Дискуссия о тоталитаризме. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.
Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства.
"Новые индустриальные страны" как модель ускоренной модернизации. "Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Идеология национального освобождения. Национально-освободительные движения. Региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX в. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. Складывание мирового сообщества и основ международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Распад мировой колониальной системы и формирование "третьего мира". Развертывание интеграционных процессов в Европе. Европейский союз.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и информационное общество. Формирование инновационной модели общественного развития. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития. Проблема "мирового Юга". Противоречия индустриализации в постиндустриальную эпоху.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания "холодной войны". Европейский союз. Становление новой структуры миропорядка. Локальные конфликты и проблема национального суверенитета в глобализо-ванном мире.
Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современные либеральная и социал-демократическая идеологии. Попытка формирования идеологии "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов ("длинных волн"), формационной теории.
История России
История России - часть всемирной истории. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и древнейшие государства на территории России
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение и климат Восточной Европы и Северной Азии. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество. Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. "Великое переселение народов". Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город.
Русь в IX - начале XII в.
Возникновение государственности у восточных славян. "Повесть временных лет". Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси. Русская Правда. Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. "Лествичный" порядок наследования власти.
Международные связи Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики. Русь и Степь. Княжеские усобицы. Идея единства Русской земли. "Слово о полку Игореве". Особенности культурного развития русских земель.
Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики.
Образование Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси.
Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Роль церкви в консолидации русских земель.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Российское государство во второй половине XV-XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба "иосифлян" и "нестяжателей". "Москва - третий Рим". Ереси на Руси. Особенности образования централизованного государства в России. Социальная структура общества. Формы землевладения.
Распад Золотой Орды. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура Российского государства во второй половине XV-XVII в.
Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Дискуссия о причинах Смуты. Феномен самозванства. Социальные движения в России в начале XVII века. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Ликвидация последствий Смуты. Восстановление самодержавия. Система крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.
Церковный раскол. Старообрядчество.
Дискуссии о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Русская традиционная (средневековая) культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Наш край в XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX в.
Петровские преобразования. Северная война. Провозглашение империи. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Дворянство - господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России.
Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в. Кризис традиционного общества. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота и его последствия.
Политическая идеология во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Европейское влияние на российское общество. Русское Просвещение. Масонство. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу. Россия в системе международных отношений в XVIII - первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война и ее последствия для страны.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в. Наш край в XVIII - середине XIX в.
Россия во второй половине XIX - начале XX в
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Тамбовская губерния в XIX в.. Отечественный и зарубежный капитал в России. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Дискуссии о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в. Критический реализм. Русский авангард. Элитарная и народная культура. Развитие науки и системы образования.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Восстановление патриаршества. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание.
Гражданская война и интервенция. Цели и идеология противоборствующих сторон. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны. Политика "военного коммунизма". Курс на мировую революцию. Коминтерн. Итоги Гражданской войны. «Антоновщина» на Тамбовщине.
Переход к новой экономической политике. Первые успехи нэпа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.
СССР в 1922-1991 гг.
Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о формах объединения. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти.
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Свертывание нэпа и выбор форсированной модели развития. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Советский тип государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии, их направленность и последствия.
Индустриализация. Коллективизация. Переход к плановой экономике. Мобилизационный характер советской экономики.
Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. "Культурная революция". Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Советская интеллигенция. Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры. "Краткий курс истории ВКП(б)". Повседневная жизнь советских людей.
Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
Причины, этапы и итоги Великой Отечественной войны. Советское военное искусство. Героизм народа на фронте и в тылу. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны.
"Холодная война", споры о ее причинах и характере. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.
Восстановление экономики. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Гонка вооружений и ее влияние на развитие страны.
Идеологические кампании в послевоенные годы. Политическая жизнь страны в середине 1950-х гг. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Политика И.С. Хрущева в оценках современников и историков.
"Застой" как проявление кризиса советской модели развития. Теория развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г.
Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. "Теневая экономика" в СССР.
Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Формирование партийно-государственной элиты. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Нигилистические настроения в массовом сознании. Тамбовская область во второй половине XX в.
Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. Курс на "ускорение". "Перестройка" и "гласность". Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления. Усиление центробежных тенденций в межнациональных отношениях. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г.
СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. "Новое политическое мышление". Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы.
Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской, культуры и образования во второй половине XX в. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики. Утрата руководящей роли КПСС в духовной жизни советского общества.
Российская Федерация (1991-2003 гг.)
Кризис власти: последствия неудачи политики "перестройки". Августовские события 1991 г. "Парад суверенитетов". Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике. "Шоковая терапия" и ее социальные последствия. Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.
Современная российская культура. Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в интеграционных процессах. Россия и вызовы мобилизации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное место России в мировом сообществе. Тамбовская область в 1991-2018 гг.
Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории.
Учебно-тематический план (140часов)
10 класс
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Вводное повторение по истории России и Всеобщей истории | 11 |
2 | От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества. | 17 |
3 | Революции 1917 г. и Гражданская война в России. | 7 |
4 | Советское общество в 1920-1930-е гг. | 13 |
5 | Великая Отечественная война. | 14 |
6 | Подготовка к ЕГЭ по истории повторение Тема: Цивилизации Древнего мира и Средневековья | 13 |
7 | Подготовка к ЕГЭ по истории повторение Народы и древнейшие государства на территории России. Русь в IX – начале XII вв. | 9 |
8 | Подготовка к ЕГЭ по истории повторение Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. | 14 |
9 | Подготовка к ЕГЭ по истории повторение Российское государство во второй половине XV – XVII вв. | 28 |
10 | Подготовка к ЕГЭ по истории повторение Новое время: эпоха модернизации | 4 |
11 | Региональный компонент | 4 |
12 | Итоговое повторение | 6 |
Распределение часов по программе и по планированию
в 11 классе профильный уровень
Наименование темы и раздела | Всего часов |
Повторение по истории России и Всеобщей истории | 6 |
От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества | 8 |
СССР в период «Холодной войны» (вт. пол. 40-х – пер. пол. 80-х гг. ХХ века | 13 |
СССР в 1985-1991 гг. Российская Федерация в 1992 – начале ХХI в. | 17 |
Эпоха постиндустриального общества. | 7 |
Подготовка к ЕГЭ по истории повторение: «Новое время эпохи модернизации» | 13 |
Подготовка к ЕГЭ по истории повторение: «Россия в XVIII веке» | 17 |
Подготовка к ЕГЭ по истории повторение: «Россия в первой половине ХIХ века» | 18 |
Подготовка к ЕГЭ по истории повторение: Россия во второй половине XIX – начале XX века» | 14 |
Итоговое повторение | 14 |
Резерв (часы будут использованы для корректировки прохождения материал в связи с праздничными нерабочими днями, отмены занятий в связи с проведением экзаменов на промежуточной аттестации) | 9 |
ИТОГО ЗА ГОД | 136 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
УМК для учителей и учащихся:
- Загладин, Н. В. Всемирная история. XX век / Н. В. Загладин. – М.: Русское слово, 2016.
- История России. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В.– М.: Русское слово, 2016;
- История России с древнейших времён. Сахаров А.Н.,
Боханов В.И. . – М.: Просвещение, 2015
Интернет-ресурсы
1. Электонные средства обучения: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор
2. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедии Кирилла и Мефодия
3. Сайт httр://tv.km.ru/rubriс=17
4. Сайт httр://www.оldgаzеttе.ru
5. Сайт httр://www.hist.msu.ru /ЕR/Еtехt/indех.html.
6. Сайт httр://www.hrоnоs.km.ru/194_ ru.html.
7. Сайт httр://www.gеnstаb.ru/milit.htm.
8. www.rulers.narod.ru - Всемирная история в лицах
9. www.1939-1945.net - Вторая мировая война
10. http://militera.lib.ru - Военная история
11. http://www.praviteli.org/ - Правители России
12 http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории.
Подробные биографии, документы, статьи, карты.
13. www.history.ru - Учебник по истории России ХХ в.
14. http://rusolymp.ru/ - Сайт Всероссийских олимпиад
15. http://lants.tellur.ru/history/ - Сайт с подборкой материалов по истории России:
документы, таблицы, карты, ссылки
16. http://lesson-history.narod.ru - Компьютер на уроках истории, обществознания и права
17. http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7 - Ресурсы в помощь учителям истории,
обществознания и права на сайте ТОИПКРО
18. http://www.internet-school.ru/ - Интернет-школа «Просвещение.ru»
19. http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки ЕГЭ
20. http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=2715&BoardId=2718&tmpl=Themes –
Интернет-сообщество учителей истории и обществознания
21. http://www.proshkolu.ru/club/historians - Клуб учителей истории
22. http://www.ug.ru - «Учительская газета»
23. http://pish.ru/ - «Преподавание истории в школе»
24. http://www.vestnik.edu.ru/ - Вестник образования
25. http://www.1september.ru/ - Объединение педагогических изданий «1 сентября»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа по истории России (профильный уровень)
Рабочая программа составлена к учебнику Сахарова, Буганова (86 часов)...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....