Рабочая программа по Истории Средних Веков 6 класс Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.
рабочая программа по истории (6 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по История Средних веков
( наименование учебного курса)
для ___6 А, Б,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и
обществознания
2019-2020 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка
| 3-5 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
| 6-8 |
3 | Содержание учебного предмета
| 9-16 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов
| 17 |
5 | Календарно – тематическое планирование
| 18-19 |
6 | Лист изменений и дополнений
| 20-21 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории Средних Веков» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
- Примерной образовательной программе основного общего образования;
- Авторской программы: основного общего образования по «Истории Средних Веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. Всеобщая история. История Средних Веков. Учебник. 6 класс М.: Просвещение. 2018. – 303 с;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019 – 2020 учебный год;
- Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Под
ред. Е.Н. Сорокина.» М.: Просвещение. 2019. -144 с;
- Атлас. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание, стереотипное. М.:
ДРОФА. 2019. -39 с;
- Контурные карты. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание,
стереотипное. М.: ДРОФА. 2018. -23 с.
Цели и задачи учебного предмета «История Средних Веков»
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
В программе по истории изменений не предусмотрено.
Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.
Объем учебного времени: 30 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета по
«Истории Средних Веков»
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знаниями:
- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
- основных информационных источников по историческим периодам;
- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде
Содержание учебного предмета
История Средних веков (30 часов)
Введение (1 час)
Тема 1. Введение. Живое Средневековье.(1 час)
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 час)
Тема 2. Образование варварского королевства. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь (1 час)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
Тема 3. Возникновение и распад империи Карла Великого (1 час)
Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
Тема 4. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI веках (1 час)
Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля - его домен.
Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.
Тема 5. Англия в раннее Средневековье (1 час)
Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)
Тема 6. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. (1 час)
Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Тема 7. Культура Византии. Образование Славянских государств (1 час)
Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.
Раздел 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)
Тема 8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. (1 час)
Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
Тема 9. Культура стран халифата. (1 час)
Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне.(2 часа)
Тема 10. Средневековая деревня и ее обитатели (1 час)
Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
Тема 11. В рыцарском замке (1 час)
Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
(2 часа)
Тема 12. Формирование средневековых городов (1 час)
Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Тема 13. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни (1 час)
Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)
Тема 14. Могущество папской власти (1 час)
Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Тема 15. Крестовые походы (1 час)
Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5 часов)
Тема 16. Как происходило объединение Франции (1 час)
Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Тема 17. Что англичане считают началом своих свобод (1 час)
Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
Тема 18. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XVвека во Франции и Англии (1 час)
Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Тема 19. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1 час)
Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
Тема 20. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках (1 час)
Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.
Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)
Тема 21. Гуситское движение в Чехии (1 час)
Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Тема 22. Завоевание турками – османами Балканского полуострова (1 час)
Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа)
Тема 23. Образование и философия (1 час)
Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Тема 24. Средневековая литература и искусство (1 час)
Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Тема 25. Культура раннего Возрождения в Италии (1 час)
Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Тема 26. Научные открытия и изобретения (1 час)
От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)
Тема 27. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (1 час)
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Тема 28. Государства и народы доколумбовой Америки (1 час)
Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Тема 29. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 30. Итоговая контрольная работа по истории Средних Веков (1 час)
Тематическое планирование по «Истории Средних Веков»
для 6 А, Б классов
№ урока | Название разделов, темы | Кол-во часов |
1 | Введение
| 1 |
2 | Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
| 4 |
3 | Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
| 2 |
4 | Раздел 3. Арабы в VI-XI вв.
| 2 |
5 | Раздел 4. Феодалы и крестьяне
| 2 |
6 | Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 |
7 | Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 |
8 | Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 5 |
9 | Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв.
| 2 |
10 | Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв
| 4 |
11 | Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
| 4 |
| Всего: | 30 |
Календарно - тематическое планирование
по «Истории Средних Веков» для 6 А, Б классов
№ урока | Название разделов, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение ( 1 час)
| |||
1 | Что такое Средние Века | 1 |
|
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 часа)
| |||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь | 1 |
|
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 |
|
4 | Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI веках | 1 |
|
5 | Англия в ранее Средневековье | 1 |
|
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)
| |||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 |
|
7 | Культура Византии. Образование славянских государств | 1 |
|
Раздел 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)
| |||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 |
|
9 | Культура стран халифата | 1 |
|
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)
| |||
10 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
|
11 | В рыцарском замке | 1 |
|
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)
| |||
12 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 |
|
13 | Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни | 1 |
|
Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)
| |||
14 | Могущество папской власти | 1 |
|
15 | Крестовые походы | 1 |
|
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5 часов) | |||
16 | Как происходило объединение Франции | 1 |
|
17 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 |
|
18 | Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии | 1 |
|
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 |
|
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках | 1 |
|
Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)
| |||
21 | Гуситское движение в Чехии | 1 |
|
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 |
|
Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа)
| |||
23 | Образование и философия | 1 |
|
24 | Средневековая литература | 1 |
|
25 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 |
|
26 | Научные открытия и изобретения | 1 |
|
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)
| |||
27 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 |
|
28 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 |
|
29 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
|
30 | Итоговая контрольная работа по теме История Средних Веков | 1 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Истории Средних веков 6 класс | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Брянска»
«Согласовано» Протокол заседания методической кафедры учителей____________ от «20»__ 08__2019г. №1 руководитель ШМК _____________/
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №52 г. Брянска _____________ /Беляева Г М. «23»__ 08__2019г.
| «Утверждена » Директор МБОУ СОШ №52 г. Брянска __________/Семенихина О.Н/. Приказ №_____ От «30»__ 08___2019г. |
| ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по История Средних веков
( наименование учебного курса)
для ___6 А, Б,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и
обществознания
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»
Протокол № 1 от 30.08.2019г.
2019-2020 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3-5 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 6-8 |
3 | Содержание учебного предмета | 9-16 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов | 17 |
5 | Календарно – тематическое планирование | 18-19 |
6 | Лист изменений и дополнений | 20-21 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории Средних Веков» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
- Примерной образовательной программе основного общего образования;
- Авторской программы: основного общего образования по «Истории Средних Веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. Всеобщая история. История Средних Веков. Учебник. 6 класс М.: Просвещение. 2018. – 303 с;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019 – 2020 учебный год;
- Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Под
ред. Е.Н. Сорокина.» М.: Просвещение. 2019. -144 с;
- Атлас. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание, стереотипное. М.:
ДРОФА. 2019. -39 с;
- Контурные карты. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание,
стереотипное. М.: ДРОФА. 2018. -23 с.
Цели и задачи учебного предмета «История Средних Веков»
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
В программе по истории изменений не предусмотрено.
Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.
Объем учебного времени: 30 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета по
«Истории Средних Веков»
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знаниями:
- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
- основных информационных источников по историческим периодам;
- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
Содержание учебного предмета
История Средних веков (30 часов)
Введение (1 час)
Тема 1. Введение. Живое Средневековье.(1 час)
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 час)
Тема 2. Образование варварского королевства. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь (1 час)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
Тема 3. Возникновение и распад империи Карла Великого (1 час)
Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
Тема 4. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI веках (1 час)
Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля - его домен.
Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.
Тема 5. Англия в раннее Средневековье (1 час)
Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)
Тема 6. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. (1 час)
Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Тема 7. Культура Византии. Образование Славянских государств (1 час)
Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.
Раздел 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)
Тема 8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. (1 час)
Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
Тема 9. Культура стран халифата. (1 час)
Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне.(2 часа)
Тема 10. Средневековая деревня и ее обитатели (1 час)
Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
Тема 11. В рыцарском замке (1 час)
Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
(2 часа)
Тема 12. Формирование средневековых городов (1 час)
Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Тема 13. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни (1 час)
Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)
Тема 14. Могущество папской власти (1 час)
Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Тема 15. Крестовые походы (1 час)
Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5 часов)
Тема 16. Как происходило объединение Франции (1 час)
Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Тема 17. Что англичане считают началом своих свобод (1 час)
Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
Тема 18. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XVвека во Франции и Англии (1 час)
Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Тема 19. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1 час)
Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
Тема 20. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках (1 час)
Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.
Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)
Тема 21. Гуситское движение в Чехии (1 час)
Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Тема 22. Завоевание турками – османами Балканского полуострова (1 час)
Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа)
Тема 23. Образование и философия (1 час)
Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Тема 24. Средневековая литература и искусство (1 час)
Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Тема 25. Культура раннего Возрождения в Италии (1 час)
Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Тема 26. Научные открытия и изобретения (1 час)
От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)
Тема 27. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (1 час)
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Тема 28. Государства и народы доколумбовой Америки (1 час)
Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Тема 29. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 30. Итоговая контрольная работа по истории Средних Веков (1 час)
Тематическое планирование по «Истории Средних Веков»
для 6 А, Б классов
№ урока | Название разделов, темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 4 |
3 | Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 2 |
4 | Раздел 3. Арабы в VI-XI вв. | 2 |
5 | Раздел 4. Феодалы и крестьяне | 2 |
6 | Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 |
7 | Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 |
8 | Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 5 |
9 | Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв.
| 2 |
10 | Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв | 4 |
11 | Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
| 4 |
Всего: | 30 |
Календарно - тематическое планирование
по «Истории Средних Веков» для 6 А, Б классов
№ урока | Название разделов, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение ( 1 час) | |||
1 | Что такое Средние Века | 1 | |
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 часа) | |||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь | 1 | |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | |
4 | Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI веках | 1 | |
5 | Англия в ранее Средневековье | 1 | |
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа) | |||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | |
7 | Культура Византии. Образование славянских государств | 1 | |
Раздел 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа) | |||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | |
9 | Культура стран халифата | 1 | |
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 часа) | |||
10 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | |
11 | В рыцарском замке | 1 | |
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа) | |||
12 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 | |
13 | Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни | 1 | |
Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа) | |||
14 | Могущество папской власти | 1 | |
15 | Крестовые походы | 1 | |
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5 часов) | |||
16 | Как происходило объединение Франции | 1 | |
17 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | |
18 | Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии | 1 | |
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | |
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках | 1 | |
Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа) | |||
21 | Гуситское движение в Чехии | 1 | |
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | |
Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа) | |||
23 | Образование и философия | 1 | |
24 | Средневековая литература | 1 | |
25 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | |
26 | Научные открытия и изобретения | 1 | |
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа) | |||
27 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | |
28 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 | |
29 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
30 | Итоговая контрольная работа по теме История Средних Веков | 1 |
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории Средних Веков для 6 А класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории Средних Веков для 6 Б класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...
Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс
Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс...