Рабочая программа по истории древнего мира
рабочая программа по истории (5 класс)
Данная рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 «А» класса приступивших к изучению истории в первом концентре исторического образования. Программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г.( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/ ), авторской программой А.А. Вигасина , Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», Примерной программой по истории. 5-9 классы. ( Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- Стандарты второго поколения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 5 класс | 95.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 «А» класса приступивших к изучению истории в первом концентре исторического образования. Программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г.( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/ ), авторской программой А.А. Вигасина , Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», Примерной программой по истории. 5-9 классы. ( Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Древнего мира.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета, курса.
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление
следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей,
различных форм их проявления в обществе; - принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении Обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
тема | План | Факт | описание | Содержание урока | Что используем на уроке | Тип урока | ||||
1. | Вводный урок: Что изучает история Древнего мира? | Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Карта мира СД-РОМ «Всеобщая история. Древний мир. 5 класс» Презентации «Мир истории», «Я и история» Рабочая тетрадь, ч.1, з.1 стр.3 Схема «Исторические источники» Карточки-понятия Карточки – исторические источники | Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | ||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей 8 часов | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | |||||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 часа | ||||||||||
2. | Древнейшие люди. П.1 | 6.09 | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Карта мира Атласы, с.2 Интерактивная доска СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Рабочая тетрадь, ч.1, з. 2-3 Таблицы «Историческая карта», понятия по теме урока Карточка-дата 2,5 млн.л.н. Индивидуальные карточки №5.2 Аппликации «Разведение огня» и «Собирательство» Памятки для работы с картой | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
3. | Родовые общины охотников и собирателей. П. 2 | 10.09 | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. | СД «Просвещение. 5 класс. История Древнего мира» Рабочая тетрадь, ч.1, з.4-9 Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Индивидуальные карточки №5.3 Атласы, с.2 Карточки-даты 100 т.л.н., 40 т.л.н. Аппликация «Одежда из шкур» Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» Источники: «Жозеф Рони-старший. Борьба за огонь» | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
4. | Возникновение искусства и религиозных верований. П.3 | 13.09 | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. | Презентация Индивидуальные карточки №5.4 Аппликации «Идол», «Молитва» Альбом «Наскальные надписи» | ИКТ Здоровьесберегающая, групповая | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 5 часов | ||||||||||
5. | Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4 | 17.09 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Карта мира Атласы, с.2 Презентация Интерактивная доска Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Аппликации №5.5 Индивидуальные карточки №5.5 Рабочая тетрадь, ч.1 з.14-17 Тестовые задания | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
6. | Появление неравенства и знати. П. 5 | 20.09 | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Презентация Индивидуальные карточки №5.6 Источники (информация к размышлению) Рабочая тетрадь, ч.1, Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
7 | От первобытности к цивилизации стр.33-34 ТУЗ «Древнейшие люди» | 24.09 | Возникновение древнейших цивилизаций. | Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Признаки государства. Что такое «закон». | Презентация Рабочая тетрадь, ч.1, Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» | Проблемная ситуация, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 3. Счет лет в истории 2 часа | ||||||||||
8,9 | Счет лет в истории Стр.28-31 | 27.09 1.10 | Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Лента времени Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.18-21 Индивидуальные карточки №5.8 | Проблемная, ИКТ Здоровьесберегающая, тестового контроля | Урок «открытия» нового знания | |||
Раздел 2. Древний Восток 21 урок | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | |||||||||
Тема 4. Древний Египет 8 часов | ||||||||||
10 | Государство на берегах Нила. П. 6 | 4.10 | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Презентация ДВД «Национал географик. Загадки великого Нила» Карта мира и карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Картины №145 «Сельскохозяйственные работы в Египте»(145), «Охота в зарослях. Древнеегипетская модель лодки»(152) Аппликации Б-1, Б-2, короны Атласы, с.3 Рабочая тетрадь ч.1 з.22-24 Интерактивная доска Раздаточный тестовый материал Индивидуальные карточки №5.9 Карточки-понятия Таблица «Природа древнего Египта» | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
11 | Как жили земледельцы и ремесленники. П.7 | 8.10 | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Картина «Сельскохозяйственные работы в Древнем Египте» (145) Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Аппликации Б,7-9 Рабочая тетрадь, ч.1, з.25,27 Источники «Поучение Хети» Индивидуальные карточки №5.10 | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | ||||
12 | Жизнь египетского вельможи. П. 8 | 11.10 | Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Требования к сочинению. | Презентация ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов» Рабочая тетрадь, ч.1, з.25 Интерактивная доска Таблица – понятия Индивидуальные карточки №5.11 Схема «Государство в Древнем Египте» Картина «Гробница Тутанхамона» (154) | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания | |||
13 | Военные походы фараонов. П. 9 | 15.09 | Военные походы. Рабы. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Презентация по теме урока Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Атласы, с. 3 Рабочая тетрадь, ч.1, з.28-30 Интерактивная доска Картина «Фараон, побеждающий иноземцев» (148) Источник «Добыча первого похода» Аппликация «пленный» Индивидуальные карточки №5.12 Понятия, состав бронзы - табличка | ИКТ, Здоровьесберегающая , группового обучения | Урок «открытия» нового знания | |||
14 | Религия древних египтян. П. 10 ТУЗ «Древний Египет и счет лет в истории» | 18.10 | Религиозные верования египтян. Жрецы. | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Презентация Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Картины «Суд Осириса. Древнеегипетский саркофаг»(149), «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.» (153), «Гробница Тутанхамона» (154), «Пирамиды Хеопса»(146) Атласы, с.3 Рабочая тетрадь, ч.1, з.31-34 Источник «Посмертная судьба фараона Рамзеса II» Индивидуальные карточки №5.13 Аппликации Б-16,17,21 Флэш-ролики «Долина царей», «Гробница Тутанхамона» | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
15 | Видео-урок Искусство древних египтян. П. 11 | 22.10 | Храмы и пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Презентация ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов» Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Учебные картины «Пирамиды Хеопса»(146), «Большой сфинкс в Гизе»(147), «Древнеегипетские статуи Рахотепа с женой Нофрет»( 151), «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.»( 153), «Гробница Тутанхамона»(154) Атласы, с.3-4 Рабочая тетрадь, ч.1, з.35-37 Табличка – понятия Индивидуальные карточки №5.14 | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
16 | Письменность и знания древних египтян. П. 12 | 25.10 | Познания древних египтян. Письменность. | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | Презентация Картины «Применение научных знаний в Древнем Египте»(150), «Гробница Тутанхамона»(154) Рабочая тетрадь ч.1 з.38-44 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.15 Схемы (2) «Египетские иероглифы» Источник «Из предписания врачу…» | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
17 | Повторно-обобщающий урок по теме «Древний Египет». | 29.10 | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Рабочая тетрадь Презентация Учебник Викторина | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Тема 5. Западная Азия в древности 8 часов | ||||||||||
18, 19 | Древнее Двуречье. П. 13 | 12.11 15.11 | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Междуречье в древности» Даты по главе 4 Схема «Природные условия древнего Египта» Атласы, с.3-4 Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.1, з.46-49 Индивидуальные карточки №5.16 | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
20 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. П.15 | 19.11 | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь, ч.1, з.51-56 Источник «Из законов Хаммурапи» Индивидуальные карточки №5.17 Схема «Торговый путь между Египтом и Вавилонией Биография Хаммурапи Картины «Столб с законами Вавилонского царя Хаммурапи» (156), «Висячие сады Вавилона»(158) Индивидуальные карточки №5.17 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
21 | Финикийские мореплаватели. П. 16 ТУЗ «Междуречье» | 22.11 | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Карта «Междуречье в древности» Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.1, з.62-65 Атласы, с.3-4 Индивидуальные карточки №5.18 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
22 | Библейские сказания. П. 16 | 26.11 | Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | Презентация Карта «Междуречье в древности» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.66-67 Атласы, с.3-4 Индивидуальные карточки №5.19 Задания для групповой работы Таблички: понятия, персоналии, географические названия Источники: схема «Библия», «Заповеди Божии»(из Библии) | Исследовательская , ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
23 | Древнееврейское царство. П. 17 | 29.11 | Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | Презентация Карта «Междуречье в древности» Рабочая тетрадь, ч.1, з.66, 68, 69, 72-74 Атлас, с.3-4 Индивидуальные карточки №5.20 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
24 | Ассирийская держава. П. 18 | 3.12 | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. | СД «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Древний мир» Карта «Междуречье в древности» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.75-79 Атласы, с.3-4 Картина «Ассирийское войско выступает в поход», «Ассирийские рельефы из Ниневии»(157) Сравнительная таблица «Войско древних» (раздаточный материал) Индивидуальные карточки №5.21 | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания | |||
25 | Персидская держава «царя царей». П. 19 Понятийный диктант | 6.12 | Персидская держава: военные походы, управление империей. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях | СД «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Древний мир» Карта «Персидская держава в У1в. до н.э.» Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.1, з.80-82 Атласы, с.3-4 Учебная картина «Висячие сады Вавилона»(158) Индивидуальные карточки №5.22 Источники: Кир, Камбиз, Дарий | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 6. Индия и Китай в древности 5 часов | ||||||||||
26 | Природа и люди Древней Индии. П.20 | 10.12 | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Карта «Индия и Китай в древности» Таблицы «Орудия труда и транспорт .Древний мир», «Местоположение Древней Индии» Картины: «Древнейшие города Индии. Мохенджо-Даро»(159), «Ворота древнего храма в Индии»(160), «Вход в древний пещерный храм в Индии»(161 Рабочая тетрадь, ч.1, з.84-86 Атласы, с.5 Раздаточный тестовый материал Даты по главе 5 Индивидуальные карточки №5.23 Источник «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» | Проблемная , ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
27 | Индийские касты. П. 21 | 13.12 | Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев | Презентация Карта «Индия и Китай в древности» Атласы, с.5 Схема «Индийские касты» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.83,87 Индивидуальные карточки №5.25 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
28 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. П. 22 | 17.12 | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | СД-РОМ «История древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажеры. - Просвещение,2010 г.» Карта «Индия и Китай в древности», «История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. - Просвещение,2010 г.» Рабочие карты для групповой работы Атласы, с.5 Рабочая тетрадь ч.1 Индивидуальные карточки №5.26 Источники: «Ответ мудреца», «Афоризмы Конфуция» | ИКТ Здоровьесберегающая, программированного обучения | Урок «открытия» нового знания | |||
29 | Первый властелин единого Китая. П. 23 | 20.12 | Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карта «Индия и Китай в древности» Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.91 Индивидуальные карточки №5.26 Атласы, с.5 Картина «Фантастическое отражение природы и жизни людей в религиозных верованиях и зарождение научных знаний на древнем Востоке» (163) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
30 | Повторно-обобщающий урок по теме «Азия, Индия и Китай в древности» | 24.12 | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. | Презентация Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Карта «Древний Восток» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.92-97 Даты по разделу 2 Атласы, с.3-5 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок отработки умений и рефлексии; | ||||
Раздел 3. Древняя Греция 20 часов | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | |||||||||
Тема 7. Древнейшая Греция 5 часов | ||||||||||
31 | Греки и критяне. П. 24 | 27.12 | Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | •Карта «Крито-микенская Греция» •Презентация «Географическое положение и природа Древней Греции» ЗАО «Новый диск» •Видеофрагменты «Древняя Греция», «Крит в древности» •Диафильм «Нить Ариадны» •Рабочая тетрадь ч.2 • •Индивидуальные карточки №5.29 •Технологические карты урока | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
32 | Микены и Троя. П. 25 | 14.01 | Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.4-7 СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карточки для составление логической цепочки «Причины Троянской войны» Индивидуальные карточки №5.30 Картины: «Памятники Микенского периода в Греции»(165) | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания | |||
33 | Поэма Гомера «Илиада». П. 26 | 17.01 | «Илиада» и «Одиссея». | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | Презентация Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.9 Источник: «Гибель Патрокла» Индивидуальные карточки №5.31 Опорные слова: персоналии Картины: «Поэмы Гомера в вазовой живописи»(167) Видео «Гомер», «Ахилл», «Троянский конь» | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
34 | Поэма Гомера «Одиссея». П. 27 | 21.01 | «Илиада» и «Одиссея». | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | Презентация Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.9, 12, 14-15 Интерактивная доска Опорные даты Источник: из седьмой песни поэмы Индивидуальные карточки №5.32 Картины: «Поэмы Гомера в вазовой живописи»(167) | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания | |||
35 | Религия древних греков. П. 28 ТУЗ «Древнейшая Греция» | 24.01 | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Крито-микенская Греция» Рабочая тетрадь ч.2 з.10-11, 13 Интерактивная доска Аппликации «Боги Древней Греции» Индивидуальные карточки №5.33 Атласы, с.7 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 часов | ||||||||||
36 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. П. 29 | 28.01 | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы , с.7 Презентации: А.И.Чернова и ЗАО «Новый диск» Видео: «Выборы в Афинах» Рабочая тетрадь ч.2 Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Картина: «Труд в Древней Греции»(169) Опорные слова «Местоположение Афинского полиса» Дидактический раздаточный материал Индивидуальные карточки №5.34 | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
37 | Зарождение демократии в Афинах. П. 30 | 31.01 | Афины: утверждение демократии. Законы Солона. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль | Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.2 з.18-20 Индивидуальные карточки №5.35 Атласы, с.7 Картина «Памятник борцам за свободу Афин «Тираноубийцы»(168) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
38 | Древняя Спарта. П. 31 | 4.02 | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы , с.7 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.2 з.22, 23-26 Индивидуальные карточки №5.36 Опорные слова «Местоположение Древней Спарты» Источник: спартанское воспитание | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
39 | Великая Греческие колонизация п. 32 ТУЗ «Зарождение демократии в Афинх» | 7.02 | Великая греческая колонизация. | Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. | СД_РОМ «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир» Анимированные карты Рабочая тетрадь ч.2 з.22, 28-30 Атласы с.8 Индивидуальные карточки №5.37 Интерактивная доска | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
40 | Олимпийские игры в древности. П.33 | 11.02 | Спортивные состязания; Олимпийские игры. | Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Рабочая тетрадь ч.2 з.31,32,33 Атласы с.7 Индивидуальные карточки №5.38 Схема «Ипподром» Картины «Олимпийские состязания»(172), «В Олимпии перед играми»(171) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
41 | Победа греков над персами в Марафонской битве. П.34 | 14.02 | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)» Атласы с.8 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.34 Индивидуальные карточки №5.39 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
42 | Нашествие персидских войск на Элладу. П. 35 | 18.02 | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)» Атласы с.8 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.35 Индивидуальные карточки №5.40 | ИКТ Здоровьесберегающая, игровая | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии 5 часов | ||||||||||
43 | В гаванях афинского порта Пирей. П. 36 ТУЗ «Греко-персидские войны» | 21.02 | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы с.7 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.36 Картина «Афинский порт Пирей» Раздаточный тестовый материал Индивидуальные карточки №5.41 | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
44 | В городе богини Афины. П. 37 | 25.02 | Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | СД «МХК» Презентация Картина «Афинский акрополь в 5 в. до н.э.»(176), «На агоре в Афинах»(170), «Мраморный рельеф в Парфеноне»(177), «Статуя Афины в Парфеноне»(178) Атласы с.7 Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.36,37,39 Индивидуальные карточки №5.42 | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
45 | В афинских школах и гимнасиях. П.38 | 28.02 | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | СД-РОМ «Искусство Западной Европы» Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.38 Индивидуальные карточки №5.43 | ИКТ Здоровьесберегающая, дифференцированного обучения | Урок «открытия» нового знания | |||
46 | В театре Диониса. П. 39 | 4.03 | Культура Древней Греции. Театр. | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. | Презентация Картины «Театр Диониса в Афинах»(174), «Театральные представления в Древней Греции»(175) Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.40-41 Индивидуальные карточки №5.44 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
47 | Афинская демократия при Перикле. П. 40 | 7.03 | Афинская демократия при Перикле. | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.42,44 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.45 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. 3 часа | ||||||||||
48 | Города Эллады подчиняются Македонии. П. 41 | 11.03 | Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | Карта «Завоевания Александра Македонского» Атласы, с.9 Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.47 Презентация ЦОР Индивидуальные карточки №5.46 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
49 | Поход Александра Македонского на Восток. П. 42 Исторический диктант | 14.03 | Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. | Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. | Презентация Карта «Завоевания Александра Македонского» Атласы , с.9 Рабочая тетрадь ч.2 з.45,47 Интерактивная доска Презентация ЦОР Индивидуальные карточки №5.47 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
50 | Повторно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | 18.03 | Античный мир: понятие. Карта античного мира. | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.50-55 Атласы, с.7-9 Раздаточный тестовый материал | Здоровьесберегающая, ИКТ, проблемная | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Раздел 4. Древний Рим 15 часов | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | |||||||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3 часа | ||||||||||
51 | Древнейший Рим. П. 44 | 21.03 | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | Презентация Карта «Древняя Италия в 7-3 вв. до н.э.» Рабочая тетрадь ч.2 з.56-59 Атласы, с.10 Картина «Древнейший Рим в памятниках искусства» (183) Индивидуальные карточки №5.50 Интерактивная доска | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
52 | Завоевание Римом Италии. П.45 | 1.04 | Завоевание Римом Италии. | Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.57 Атласы, с.10 Индивидуальные карточки №5.51 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
53 | Устройство Римской республики. П. 46 ТУЗ «Древнейший Рим» | 4.04 | Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.60-61,63 Интерактивная доска Атласы, с.10 Картина «Римские скульптуры времен республики»(184) Индивидуальные карточки №5.52 Картина «Римский лагерь» | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | ||||||||||
54 55 | Установление господства Рима. П. 47,48 | 8.04 11.04 | Установление господства Рима в Средиземноморье. | Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Завоевания Рима в 11-1вв до н.э.» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.67-68 Атласы, с.11 Индивидуальные карточки №5.54 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
56 | Рабство в Древнем Риме. П. 49 | 15.04 | Рабство в Древнем Риме. | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Рабочая тетрадь ч.2 з.69-70 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.55 Картина «Продажа рабов» | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 13. Гражданские войны в Риме 3 часа | ||||||||||
57 | Восстание Спартака. П. 51 | 18.04 | Рабство в Древнем Риме. | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака». | Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.74 Интерактивная доска Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Атласы, с.12 Индивидуальные карточки №5.57 Памятки-алгоритмы для изучения материала о восстаниях | ИКТ Здоровьесберегающая, проектная | Урок «открытия» нового знания | |||
58 | Единовластие Цезаря. П. 52 | 22.04 | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. | Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Интерактивная доска Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Атласы, с.12 Индивидуальные карточки №5.58 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
59 | Установление империи. П. 53 | 25.04 | Установление императорской власти; Октавиан Август. | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.71 Интерактивная доска Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Индивидуальные карточки №5.59 Картины «Статуи Юпитера и Октавиана Августа»(185), «Портретные бюсты начала империи в Риме»(190) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 4 часа | ||||||||||
60 | Соседи Римской империи. П. 54 | 29.04 | Римская империя: территория, управление. | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Презентация Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.75 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.60 | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
61 | Рим при императоре Нероне. П. 55 Исторический диктант | 6.05 | Римская империя: территория, управление. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.78 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.61 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания | |||
62 | Первые христиане и их учение. П. 56 | 13.05 | Возникновение и распространение христианства. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | Презентация Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.73,76-77 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.62 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
63 | «Вечный город» и его жители. П. 58 | 16.05 | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. | Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. | Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.81-82 Интерактивная доска Раздаточный тестовый материал Атласы, с.11 Индивидуальные карточки №5.64 Вергилий с музами Римские водопроводы Пантеон в Риме. Внешний и внутренний вид Амфитеатр Колизей в Риме Западная часть Римского форума и Капитолий во времена империи | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания | |||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | ||||||||||
64 | Римская империя при Константине. П. 59 Картографический диктант | 20.05 | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Римская империя в 4-5 вв.» Атласы, с.13 Рабочая тетрадь ч.2 з.83 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.65 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
65 | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи П. 60 | 23.05 | Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Падение Западной Римской империи» Атласы, с.13 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.66 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания | |||
66 | Семь чудес света | |||||||||
67-70 | Итоговое повторение | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. | Атласы, с.14 Рабочая тетрадь ч.2 з.83-89 Интерактивная доска Презентация | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Уроки отработки умений и рефлексии; |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник История Древнего мира
Карты по истории
Приложение:
Темы творческих работ:
Рисунки «Первобытный человек»
Сообщения «Разливы Нила», «Земледелие в Египте»
Сообщение «Военные походы Тутмоса 3»
Сценарий спектакля по мифу об Осирисе и Исиде
Презентации о памятниках искусства Древнего Египта (совместно с родителями)
Сообщения о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса с помощью сети Интернет
Шарады, кроссворды по теме «Древний Египет»
Кроссворд по теме урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Сообщение о достижениях финикийских ремесленников
Сообщения «Легенды о персидских царях»
Сообщение о Будде
Кроссворды по теме урока « Первый властелин единого Китая»
Сообщение «Миф о Дедале и Икаре»
Сообщение о Гомере
Сообщения «Миф об основании олимпийских игр», «Знаменитые атлеты»
Инсценировка событий одного из сражений греко – персидских войн
Презентация об одном из храмов Акрополя (совместно с родителями или старшеклассниками)
Кроссворд по теме урока «В городе богини Афины»
Сообщения о друзьях и соратниках Перикла с использованием сети Интернет
Сообщение «Легенда об основании Рима»
Сообщения «Одежда римлян», «Гадания в Риме»
Краткосрочный проект на темы «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
Кроссворд по одному из пунктов параграфа 53 «Установление империи» (на выбор),
Сообщения о Меценате, Горации, Цицероне, Вергилии
Сообщение и жизни Рима в 1 в. н.э.
Виртуальная экскурсия по Риму( с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий).
Рассказ от имени простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
Темы проектов:
- Изобретения древних людей
- Семь чудес древнего мира
- Основатели мировых религий: Будда, Конфуций, Иисус Христос
- Великие полководцы древности: Александр Македонский, Ганнибал, Гай Юлий Цезарь
- Поход Спартака в Альпы
- Красс против Спартака
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
рабочая программа курса "История Древнего мира"
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по истории Древнего мира
Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...