5.1 Что изучает история
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект и презентация первого занятия по истории в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._chto_izuchaet_istoriya.doc | 55.5 КБ |
1._chto_izuchaet_istoriya.pptx | 795.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.1
ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Что изучает история. (1 час).
Цель занятия: сформировать у учащихся адекватное представление о новой для них области знания – истории, и оценить ее значение для них самих.
Задачи занятия:
образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как история и исторический факт. Дать представление о Геродоте (одном из первых историков).
развивающие: научить учащихся анализировать исторический источник на примере отрывка из «Истории» Геродота.
воспитательные: сформировать у учащихся личное отношение к истории.
Информационные единицы:
персоналии: Геродот.
термины: история, исторический факт.
исторические источники: Геродот «История».
Структура занятия:
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. | |
Мотивационный | 1 слайд Почему разрез дерева можно назвать символом истории? | Ответы учащихся (каждое кольцо – это веха жизни дерева, кольца связаны между собой, одно нанизывается на другое и все катаклизмы, которые дерево переживало, отразились на ее конечном внешнем виде). |
Актуализация знаний | Рассмотрение трёх вопросов: 1. Знаете ли вы каких-нибудь знаменитых людей древности? 2, 3 слайды 2. Почему мы будем изучать только часть всей истории? 4, 5 слайды 3. Что такое история и что она изучает? 6 слайд Разбор понятия История: Изображение на доске кластера с центральным словом ИСТОРИЯ и тремя ветками – рассказ, прошлое человечества, наука о прошлом человечества. Какое из значений будет интересовать нас? | Ответы учащихся на первый вопрос. На третьем слайде изображены персонажи из различных культур, если учащиеся не могут вспомнить имена, то можно указать на характерные элементы на изображениях. Ответы учащихся: потому что история человечества настолько длительная, что ее необходимо разбить на периоды. Учащиеся предлагают значения термина: рассказ, прошлое, наука. Нас будет интересовать третье значение – наука о прошлом человечества. |
Целеполагание | Как можно сформулировать тему занятия? Как можно сформулировать цель занятия? 7 слайд | Что такое история. Цель занятия: сформировать адекватное представление о новой для учащихся области знания – истории, и оценить ее значение для них самих. Учащиеся записывают тему занятия в тетрадь. |
Изучение нового материала | 8 слайд Разбор текста на слайде, объяснение непонятных слов. 9 слайд Объяснение структуры дисциплины в средней школе. 10 слайд Геродот — древнегреческий историк, автор первого исторического трактата — «Истории», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. За это его называют «отцом истории». 11 слайд Учитель предлагает учащимся разобрать отрывок из его сочинения и подумать, где здесь элементы вымысла, а где элементы действительности. Эта работа подводит учащихся к понимаю термина Исторический факт и знакомит их со спецификой исторического источника как такового. 12 слайд Объяснение понятия: Исторический факт – всё, что когда-то произошло в определенном месте и в определенное время. Таблица помогает увидеть отличия исторического факта и его объяснения. | Учащиеся записывают определение понятия в тетрадь. Учащиеся переписывают информацию о Геродоте. Учащиеся читают отрывок и работают с источником. Учащиеся переписывают определение в тетрадь. Учащиеся переписывают таблицу в тетрадь. |
Закрепление | Точечные вопросы: 1. Что изучает история? 2. На какие вопросы отвечает история? 3. Приведите пример исторического факта? 4. Кто такой Геродот? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Итоги занятия | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: В чем состоит ценность истории для человека? | Учащиеся отвечают на вопрос. |
Домашнее задание | 13 слайд Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: «Зачем нам, людям XXI века, знать о том, что случилось в далеком прошлом?» | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Схема доски:
Схема тетради:
Что изучает история
История — наука, занимающаяся изучением жизни и деятельности человека в прошлом. Также история изучает всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий и сделать выводы о причинах событий.
Геродот — древнегреческий историк, автор первого исторического трактата — «Истории», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. За это его называют «отцом истории».
Исторический факт – всё, что когда-то произошло в определенном месте и в определенное время
Исторический факт | Объяснение исторического факта |
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Знаете ли вы каких-нибудь знаменитых людей древности?
2. Почему мы будем изучать только часть всей истории?
3. Что такое история и что она изучает?
Что изучает история Цель занятия: сформировать адекватное представление о новой для вас области знания – истории, и оценить ее значение для самих себя.
История ( др .- греч . ἱστορί α - исследование) — наука, занимающаяся изучением жизни и деятельности человека в прошлом . Также история изучает всевозможные источники о прошлом для того , чтобы установить последовательность событий и сделать выводы о причинах событий .
История в средней школе 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс История Древнего мира История Средних веков История Нового времени XVI - XVII века История Нового времени X VIII век История Нового времени 1801-1914 гг. История России с древнейших времен до конца XV века История России. XVI-XVII века История России. XVIII век История России. 1801-1914 гг.
Геродот — древнегреческий историк, автор первого исторического трактата — «Истории», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. За это его называют «отцом истории».
Геродот : « По рассказам скифов , народ их — моложе всех . А произошел он таким образом . Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай . Родителями этого Таргитая , как говорят скифы , были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому , конечно , не верю , несмотря на их утверждения ). Такого рода был Таргитай , а у него было трое сыновей : Липоксаис , Арпоксаис и самый младший — Колаксаис . В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы : плуг , ярмо , секира и чаша . Первым увидел эти вещи старший брат . Едва он подошел , чтобы поднять их , как золото запылало . Тогда он отступил , и приблизился второй брат , и опять золото было объято пламенем . Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев , но , когда подошел третий , младший , брат , пламя погасло , и он отнес золото к себе в дом . Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему .»
Исторический факт – всё, что когда-то произошло в определенном месте и в определенное время Исторический факт Объяснение исторического факта Известно место, где произошло событие Известно время, когда произошло событие Известно, почему произошло событие Известно, к чему привело событие Оценка события с точки зрения эпохи
Домашнее задание : Письменно ответить на вопрос : « Зачем нам , людям XXI века , знать о том , что случилось в далеком прошлом ?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 кл. Введение в историю. "Науки, помогающие изучать историю"
Урок рассчитан на 2 часа....
История 5 класс 1 урок: что изучает история
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...
Урока истории в 5 классе "Введение. Что изучает история" ФГОС
К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с....
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Презентация по истории на тему "Что изучает история. Источники знаний о прошлом."
Вводный урок по истории на тему "Что изучает история"....
Конспект урока по истории в 5 классе "Что и как изучает история?"
Конспект урока по истории в 5 классе "Что и как изучает история?" УМК Вигасин, Годер, Свенцицкая...
Что изучает история. История и её помощницы
Презентация "Что изучает история. История и её помощницы" для учеников 5 класса....