5 кл. Введение в историю. "Науки, помогающие изучать историю"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Урок рассчитан на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nauki_pomoshchnitsy_istorii.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

План конспект

урока истории в 5 классе

Тема: « Науки – помогающие изучать историю – археология, этнография, нумизматика, геральдика» 2 часа.

Цель: способствовать формированию у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

Задачи:

 1. Показать роль  вспомогательных дисциплин, как наук помощниц истории.

2. Способствовать формированию умения решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; способствовать  развитию хронологических и картографических предметных умений, универсальных учебных действий

3. Способствовать воспитанию интереса в истории, уважения к предкам, бережного отношения к историческим памятникам.

Тип урока: урок  отработки умений и рефлексий

Оборудование:  презентация, экран, проектор.

Части урока

Содержание

Формирование универсальных учебных действий у учащихся

I Оргмомент

Приветствие учителем учащихся.

Раз — читаем летопись,

Два — идём в музей

Узнаем о времени

И станем мы мудрей.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

чтобы историками стать.

Формирование мотивации учебной деятельности: стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

II

Проверка знаний по теме « Измерение времени»

Учитель:  Изучать историю без дат не возможно.

На прошлом уроке истории мы познакомились с  наукой хронология. Узнали что такое дата, век, эра.

Перед вами  слайды с задачами. По очереди учащиеся выходят к доске и решают задачи.

Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся, привлекая к работе весь класс.

Слайды с 1-11.

 

 Учитель напоминает учащимся о том изучать историю прошлого очень сложно и задает вопрос почему?

Учащиеся вспоминают, что памятники истории заносит землей, песком и их очень трудно отыскать.

Учитель подводит учащихся к теме урока. Есть ли еще науки, изучающую историю. (12 слайд)

Учащиеся вспоминают науку археологию.

Учитель добавляет, что есть и другие науки, которые помогают изучать историю.

Начинает учитель с науки археологии.

Формирование познавательных (логических) и регулятивных универсальных учебных действий: 1. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, формулирование проблемы.

III

Изучение новой темы

Рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов:

(слайд № 13-18)Археология - источник знаний о древности. Термин «археология» происходит от греческих слов ρχαίος (archaios - древний) и λόγος (logos - учение, слово). Археология изучает историю на основании вещественных остатков деятельности людей. Эти вещественные остатки называются археологическими памятниками, это могут быть остатки поселений, курганы, могильники, древние каналы, рудники, клады и т.д. Большинство археологических памятников находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально (могильники), другие были засыпаны извержениями вулканов, третьи – из-за деятельности самих людей. Археология называет такие наслоения культурным слоем. Исследуя этот культурный слой, изучается история археологического памятника. Археология как наука теснейшим образом связана с историей, и новости археологии подчас вносят существенные изменения в историю.

(слайд №5)В истории человечества немало древнейших архитектурных памятников, обнаруженных археологами.  и долголетней эксплуатации строения.

  Рассказ учителя о науке антропология, сопровождающийся показом слайдов. (19 слайд)

Рассказ учителя о науке генеалогия, сопровождающийся показом слайдов. (20-22)

Рассказ о науке нумизматика, сопровождающийся показом слайдов.(23)

Рассказ учителя о науке  сфрагистика, сопровождающийся показом слайдов. (24)

Рассказа учителя о науке геральдика, сопровождающийся показом слайдов (25)

Рассказ учителя о науке    хронология, сопровождающийся показом слайдов. (26)

Рассказ учителя о науке  метрология, сопровождающийся показом слайдов.(27)

Рассказ учителя о науке  палеография, сопровождающийся показом слайдов. (28-30)

Рассказ учителя о науке этнография. (иллюстрации учебника (слайд 31)

Рассказ учителя о науке лингвистика (31)

Учащиеся работают с текстом учебника, с иллюстрациями.

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Установление причинно-следственных связей

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Определение основной и второстепенной информации.

4.Формирование речевого высказывания в устной форме

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

IV Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Каждый из вас получил много информации об  науках, помощницах истории, их роли в изучении прошлого   страны, всего человечества.

А теперь ответьте на вопросы:

На уроке мне понравилось… …

Мне было интересно

На уроке я узнал …….

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

V

 Д/з

 Задания по группа.

1-ый урок

Рассказ о науке археология.

Рассказ о науке этнография

Рассказ о науке нумизматика, приготовлением презентации.

2-ой урок

Рассказ о науке геральдика.

Рассказ о науке генеалогия. (нарисовать герб семьи)

Рассказ о науке лингвистика, приготовлением презентации.

Формирование личностных универсальных учебных действий:

Смыслообразование: быть полезным обществу

Нравственно-этическя ориентация: выделение морального содержания ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что изучает история

Конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира....

Конспект урока по теме: " Введение. Что и как изучает история

Данная разработка урока введёт учащихся 5 класса, которые начинают знакомиться с историей, в курс. Они познакомятся с понятием " история", рассмотрят исторические источники....

Что изучает история Древнего мира

Презентация для вводного урока по истории Древнего мира...

Введение. Что изучает история?

Презентация к вводномууроку истории в 5 классе "Что изучает история?"поможет учителю сформировать у учащихся целостное представление о предмете "История"....

Урока истории в 5 классе "Введение. Что изучает история" ФГОС

К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с....

Технологическая карта урока Введение. Что изучает история

Технологическая карта урока Введение. Что изучает история...