5 кл. Введение в историю. "Науки, помогающие изучать историю"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План конспект
урока истории в 5 классе
Тема: « Науки – помогающие изучать историю – археология, этнография, нумизматика, геральдика» 2 часа.
Цель: способствовать формированию у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
Задачи:
1. Показать роль вспомогательных дисциплин, как наук помощниц истории.
2. Способствовать формированию умения решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; способствовать развитию хронологических и картографических предметных умений, универсальных учебных действий
3. Способствовать воспитанию интереса в истории, уважения к предкам, бережного отношения к историческим памятникам.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексий
Оборудование: презентация, экран, проектор.
Части урока | Содержание | Формирование универсальных учебных действий у учащихся |
I Оргмомент | Приветствие учителем учащихся. Раз — читаем летопись, Два — идём в музей Узнаем о времени И станем мы мудрей. Звенит звонок, Начинаем наш урок. Нам надо многое понять, чтобы историками стать. | Формирование мотивации учебной деятельности: стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений |
II Проверка знаний по теме « Измерение времени» | Учитель: Изучать историю без дат не возможно. На прошлом уроке истории мы познакомились с наукой хронология. Узнали что такое дата, век, эра. Перед вами слайды с задачами. По очереди учащиеся выходят к доске и решают задачи. Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся, привлекая к работе весь класс. Слайды с 1-11.
Учитель напоминает учащимся о том изучать историю прошлого очень сложно и задает вопрос почему? Учащиеся вспоминают, что памятники истории заносит землей, песком и их очень трудно отыскать. Учитель подводит учащихся к теме урока. Есть ли еще науки, изучающую историю. (12 слайд) Учащиеся вспоминают науку археологию. Учитель добавляет, что есть и другие науки, которые помогают изучать историю. Начинает учитель с науки археологии. | Формирование познавательных (логических) и регулятивных универсальных учебных действий: 1. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, формулирование проблемы. |
III Изучение новой темы | Рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов: (слайд № 13-18)Археология - источник знаний о древности. Термин «археология» происходит от греческих слов ἀρχαίος (archaios - древний) и λόγος (logos - учение, слово). Археология изучает историю на основании вещественных остатков деятельности людей. Эти вещественные остатки называются археологическими памятниками, это могут быть остатки поселений, курганы, могильники, древние каналы, рудники, клады и т.д. Большинство археологических памятников находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально (могильники), другие были засыпаны извержениями вулканов, третьи – из-за деятельности самих людей. Археология называет такие наслоения культурным слоем. Исследуя этот культурный слой, изучается история археологического памятника. Археология как наука теснейшим образом связана с историей, и новости археологии подчас вносят существенные изменения в историю. (слайд №5)В истории человечества немало древнейших архитектурных памятников, обнаруженных археологами. и долголетней эксплуатации строения. Рассказ учителя о науке антропология, сопровождающийся показом слайдов. (19 слайд) Рассказ учителя о науке генеалогия, сопровождающийся показом слайдов. (20-22) Рассказ о науке нумизматика, сопровождающийся показом слайдов.(23) Рассказ учителя о науке сфрагистика, сопровождающийся показом слайдов. (24) Рассказа учителя о науке геральдика, сопровождающийся показом слайдов (25) Рассказ учителя о науке хронология, сопровождающийся показом слайдов. (26) Рассказ учителя о науке метрология, сопровождающийся показом слайдов.(27) Рассказ учителя о науке палеография, сопровождающийся показом слайдов. (28-30) Рассказ учителя о науке этнография. (иллюстрации учебника (слайд 31) Рассказ учителя о науке лингвистика (31) Учащиеся работают с текстом учебника, с иллюстрациями. | Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Установление причинно-следственных связей Формирование познавательных универсальных учебных действий: Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Определение основной и второстепенной информации. 4.Формирование речевого высказывания в устной форме |
Физкультминутка: А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | ||
IV Рефлексия | Наш урок подходит к концу. Каждый из вас получил много информации об науках, помощницах истории, их роли в изучении прошлого страны, всего человечества. А теперь ответьте на вопросы: На уроке мне понравилось… … Мне было интересно На уроке я узнал ……. | Формирование регулятивных универсальных учебных действий: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
V Д/з | Задания по группа. 1-ый урок Рассказ о науке археология. Рассказ о науке этнография Рассказ о науке нумизматика, приготовлением презентации. 2-ой урок Рассказ о науке геральдика. Рассказ о науке генеалогия. (нарисовать герб семьи) Рассказ о науке лингвистика, приготовлением презентации. | Формирование личностных универсальных учебных действий: Смыслообразование: быть полезным обществу Нравственно-этическя ориентация: выделение морального содержания ситуации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Что изучает история"
ВВедение в историю 5 класс...
Что изучает история
Конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира....
Конспект урока по теме: " Введение. Что и как изучает история
Данная разработка урока введёт учащихся 5 класса, которые начинают знакомиться с историей, в курс. Они познакомятся с понятием " история", рассмотрят исторические источники....
Что изучает история Древнего мира
Презентация для вводного урока по истории Древнего мира...
Введение. Что изучает история?
Презентация к вводномууроку истории в 5 классе "Что изучает история?"поможет учителю сформировать у учащихся целостное представление о предмете "История"....
Урока истории в 5 классе "Введение. Что изучает история" ФГОС
К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с....
Технологическая карта урока Введение. Что изучает история
Технологическая карта урока Введение. Что изучает история...