Разработка урока"Новая экономическая политика"
план-конспект урока по истории (11 класс)
Конспект урока для 11 класса для изучения темы "Новая экономическая политика".Материал использовался для подготовки и проведения открытого урока в рамках районного этапа конкурса "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme._novaya_ekonomicheskaya_politika.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Новая экономическая политика»
Цель урока:
- выяснить причины, сущность, основные мероприятия, противоречия новой экономической политики,
- совершенствовать умения выявлять причинно-следственные связи,
- совершенствовать умения работать с историческими источниками, документами, прочими источниками,
- совершенствовать навыки составления опорного конспекта.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, исторические документы.
Тип урока: изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: « Не важно: какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей»
Дэн Сяопин.
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка целей и плана урока.
План урока.
А) Цели урока.
Б) Изучение нового материала.
- причины новой экономической политики, работа с источником
- варианты решения проблем, работа с источником
- главные мероприятия новой экономической политики, работа с источником , составление схемы
- противоречия новой экономической политики, работа с текстом учебника . составление схемы
- итоги нэпа для страны,
В) Закрепление материала.
- коррекция знаний
- тестирование
Г) Подведение итогов урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
Известный китайский политический деятель Дэн Сяопин, объясняя изменения в экономической модели своей страны, применяя в коммунистическом Китае капиталистические методы хозяйствования, сказал: «Не важно: какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей». Сегодня мы узнаем: какое отношение эти слова имеют к нашей теме.
Как вы понимаете значение этого выражения?
Не важно: какими способами развивать хозяйство: лишь бы был результат.
Тема нашего урока непосредственно связана с этими словами, поскольку именно в 20-е годы наше руководство стало применять некоторые буржуазные методы хозяйствования.
Эта политика вошла в историю, как новая экономическая политика. Запишите тему сегодняшнего урока. НЭП – политика расширения рыночных отношений в СССР в 1921-1927 гг.
Слайд №1.
Чтобы изучить какую либо тему, надо выявить круг вопросов, которые необходимо осветить. Как вы думаете: на какие вопросы нужно ответить, чтобы изучить тему НЭПа?
Слайд №2.
Что же явилось причинами нэпа? Прочтите текст №1. Выступление делегата партийного съезда и найдите: какие причины автор видит для смены экономического курса?
Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала триста миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти одной четверти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким упадком сельского хозяйства и выкачиванием из деревни хлеба» . Выражая мнение своей партии, он считал путь усиления государственного вмешательства в сельскохозяйственное производство (посевкомы, планы засева) пагубным, создающим в крестьянстве опору для контрреволюционных выступлений. Представитель же партии меньшинства социалистов-революционеров В. К. Вольский заявил, что «система, которая сейчас проводится, состоящая в отбирании излишков и оставлении малых остатков, должна быть заменена системой налогов».
Насилие. Сокращение посевов и скота. Выступление крестьян.
Поворотным моментом явилось восстание в Кронштадте.1921 год.
Слайд№3
Таким образом, экономическая разруха, голод, антибольшевистские волнения явились главными причинами смены экономического курса.
Следующий вопрос: какие варианты решения преобладали? Найдем ответ в тексте документа №2
В книге «Новый курс» Л.Д.Троцкий поместил часть своих предложений по продовольственной и земельной политике, внесенных в феврале 1920 г. в ЦК: заменить «изъятие излишков известным процентным отчислением (своего рода подоходно-прогрессивный натуральный налог) с таким расчетом, чтобы крестьянская запашка или лучшая обработка земли представляли выгоду». Предложение было отвергнуто ЦК, но о нем знали3. Л. С. Сосновский на X съезде РКП (б) напомнил об этом, прибавив даже, что «уступка (переход на продналог), которую сейчас мы будем обсуждать, кое-где явится или запоздалой или недостаточной; она была бы гораздо более действительной в прошлом году об эту пору»4. Проявления «ереси» встречались и на местах.
Замена изъятие натуральным налогом.
Следующий вопрос – мероприятия нэпа. Рассмотрим схему.
Мероприятия.
замена продразверстки право выхода право открывать право
продналогом из общины предприятия торговли
(монополия внешней
торговли)
концессии тресты и свободный наем
хозрасчет
отмена карточек денежная реформа
слайд №4 Комбеды и продразверстка. Размер налога снижался в 2 раза.
Слайд №5,6 право выхода крестьян из общины. Община в то время показала свою неэффективность.
Рассмотрим документ №3 и найдем ответ на вопрос: почему не разрешили частникам торговать с другими странами?
Ленин был бескомпромиссным, сторонником государственной монополии на внешнюю торговлю. «Иностранцы иначе скупят и вывезут все ценное,— писал он.—...Иностранцы уже теперь взятками скупают наших чиновников и «вывозят остатки России». И вывезут... Поэтому: 1) ни в коем случае не подрывать монополии внешней торговли...
3) опубликовать тотчас же... от имени Президиума ВЦИКа твердое, холодное, свирепое заявление, что мы дальше не отступаем в экономике и что покушающиеся нас надуть (или обойти монополию и т. п.) встретят террор; этого слова не употреблять, но «тонко и вежливо намекнуть» на сие».
Боязнь коррупции. Скупят все и всех.
Согласны вы с этим выводом? А сейчас эта оценка актуальна?
Вопрос о концессиях. Что такое концессия? Договор о передаче в эксплуатацию на срок каких-то объектов и т.д. Запишите определение.
Почему концессии не получили широкого распространения?
Ответ на этот вопрос найдем из документа№4
Очевидно, после первоначального увлечения концессиями и неудачи па этом поприще Ленин счел возможным в экономических отношениях с иностранным капиталом ограничиться торговлей на основе государственной монополии. Ленин понимал причины сдержанности западных предпринимателей и финансистов в вопросе о займах и инвестициях. В сентябре 1922 г. он отмечал: «Нам не хотят дать займа, пока мы не восстановим собственности капиталистов и помещиков, а мы этого сделать не можем и не сделаем». В телеграмме Г. В. Чичерину, возглавлявшему советскую делегацию в Генуе, Ленин подчеркивал: «Мы безусловно не согласны восстановить частную собственность заграничных капиталистов»
Тресты и хозрасчет. Могли самостоятельно решать вопросы сырья и реализации.
1922 год отмена карточек.
Слайд №
Денежная реформа. Вытеснение обесценившихся совзнаков твердой валютой – червонцем.
1 червонец = 6 долларам.
Задание: сосчитайте, сколько сейчас стоит 1 червонец?
Сущность нэпа в создании экономического фундамента под союз рабочего класса и крестьянства.
Проще говоря, чтобы снять социальное напряжение и обеспечить свою власть. Это было своего рода стратегическое отступление, полное противоречий, и мы переходим к следующему вопросу.
Не менее важный вопрос – противоречия нэпа.
1 противоречие. С одной стороны – главный приоритет: развитие тяжелой промышленности, с другой стороны она убыточна. Посмотрим слайд. Какая промышленность развита , судя по рекламе?
Зачем нужно было развивать тяжелую промышленность?. (Управляема, милитаризирована.)
2 противоречие. Несправедливый обмен между городом и деревней. С одной стороны- это способ инвестирования промышленности, с другой стороны- это грозило новыми конфликтами с деревней.
3 противоречие. Социальная база советской власти в деревне – бедняцкие хозяйства, а экономическая опора – кулаки. Переделы сильных хозяйств, льготы бедным хозяйствам приводило к снижению производительности сельского хозяйства.
Нельзя не заметить общее противоречие нэпманской политики.
Политическая система была ориентирована на командную модель экономики, нэп тяготел к капиталистическому строю. Несоответствие политической и экономической систем. Отсюда подобная политика не могла быть постоянной и закончилась свертыванием.
И тем не менее. Нэп дал огромный результат для экономики и страны в целом.
Задание используя текст учебника или рассказ учителя, составьте схему ответа о итогах нэпа.
Итоги нэпа
Восстановление экономики изменение в социальной сфере
Повысился сбор зерна возросло число рабочих
Восстановление животноводства улучшилось положение:
Восстановлено промышленное
производство безработица и безземелье.
Этап коррекции знаний.
Сейчас мы выясним, как вы поняли данную тему.
Вопросы : что такое нэп?
Когда проходил нэп?
В чем причины нэпа?
Какие варианты предлагались?
Почему сомневались, предлагая нэп?
Перечислите главные мероприятия нэпа.
Почему ввели продналог?
Почему мало вкладывали в нашу экономику?
В чем причина денежной реформы?
Перечислите основные противоречия нэпа.
В чем главное противоречие нэпа.
Как отразилась политика на с/х?
Как отразилась политика на промышленности?
Как отразилась политика на положении разных слоев населения?
Эпоха того времени отразилась в литературе. Вспомним Булгакова.
Вопрос: что доказывает,что это время нэпа?
Тестирование.
- Когда осуществлялся нэп? 1918-1920; 1920-1927; 1921-1927;1918-1927
- Что не является причиной нэпа? Восстания. Голод. Разруха. Интервенция.
- Что явилось главным толчком к нэпу? Голод. Восстание в Тамбове. Интервенция. Кронштадт.
- Что не является мероприятием нэпа? Разрешение внешней торговли. Создание трестов.
Продналог. Денежная реформа.
- Найдите правильное выражение.
А) Противоречие нэпа - развитие тяжелой промышленности и конфликт с крестьянством,
Б)Противоречие нэпа развитие тяжелой промышленности и её убыточность,
В)Противоречие нэпа развитие тяжелой промышленности и несправедливый товарообмен.
6. Что произошло позже?
Окончание гражданской войны; восстание в Тамбове; восстание в Кронштадте, Начало нэпа.
- Кто выступал за свертывание нэпа? Ленин.Сталин.Троцкий.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории Новая экономическая политика
Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления...
Урок по теме: "Новая экономическая политика" 9класс
На этом уроке используется групповая форма работы. Каждая группа представляет определенный социальный слой общества в20-ые годы (крестьяне, рабочие, партийные работники), кроме того имеется группа ана...
Конспект урока "Новая экономическая политика"
Конспект урока для 9 класса, по теме "Новая экономическая политика"...
Методическая разработка урока истории. Тема: «Новая экономическая политика (НЭП)»
«Новая экономическая политика (НЭП)...
Тема урока: "Новая экономическая политика"
Урок разработан на основе УМК Данилова А.А.; Косулиной Л.Г. «История России XX – начало XXI века. М. Просвещение. с использованием интеракт...
Урок " Новая экономическая политика".
Урок истории в 11 классе с использованием методов работы в группах....
Разработка технологичекой карты урока; "Новая экономическая политика" 9 класс
Технологическая карта урока...