Тема урока: "Новая экономическая политика"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок разработан на основе УМК Данилова А.А.; Косулиной Л.Г. «История России XX – начало XXI века. М. Просвещение. с использованием интерактивного учебника «История России XX век» под ред. Данилова А.А. и приложения с письменными источниками
У
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nep.docx | 28.47 КБ |
prilozhenie.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Новая экономическая политика.
Цель урока:
Обучающая цель: Подвести к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и противоречий Нэпа. Обеспечить усвоение главного противоречия НЭПа – начало создания рыночных отношений и стремление государства к жёсткому контролю над всеми сферами жизни общества.
Развивающая цель: Развитие умений самостоятельного поиска необходимой информации, выделение главного, формирование умений сравнительного анализа.
Воспитывающая цель: Формирование собственной позиции в отношении изучаемых исторических событий.
Вспомогательные цели: назвать причины недовольства большей части населения политикой большевиков после основных событий гражданской войны. Сравнить НЭП с политикой «военного коммунизма», закончить сравнительную таблицу. Выделить противоречия, приведшие в последствие к отказу от Нэпа.
Понятия: Новая экономическая политика – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путём развития рыночных отношений.
Домашнее задание: § 14. Знать новые понятия, даты, события.
Оборудование: УМК Данилов А.А.; Косулина Л.Г. «история России XX – начало XXI века. М. Просвещение. компьютерный класс, интерактивный учебник «История России XX век»
Ход урока.
1. Организация. – 5 мин.
Здравствуйте ребята, сегодняшний урок истории мы проведём в кабинете информатики. Этот урок стоит первым в изучении нового, очень важного, периода для истории нашей страны – периода восстановления экономики после тяжёлых событий начала 20 века, периода становления советской государственности и начала процесса индустриализации.
На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, с помощью каких мер большевикам удалось вывести страну из глубокого экономического кризиса, выявить особенности и противоречия их новой экономической политики.
При изучении нового материала мы будем руководствоваться планом урока.
Записать план урока, записать домашнее задание. Последний пункт плана – итоги НЭПа и отказ от новой экономической политики рассмотрите дома самостоятельно.
План урока:
1. Советская Россия после Гражданской войны.
2. Новая экономическая политика.
3. Противоречия НЭПа.
4. Итоги НЭПа и отказ от новой экономической политики.
2. Актуализация опорных знаний.
Что бы приступить к изучению новой темы, мы должны вспомнить,
1) Как называлась экономическая политика Советского государства в годы Гражданской войны?
2) В чём сущность политики «военного коммунизма»?
3) Какие мероприятия в сельском хозяйстве характеризовали «военный коммунизм»?
4) Как относились крестьяне к политике «военного коммунизма»?
В начале занятия учащиеся были поделены на 3 группы. Каждая группа получает своё задание.
1 группа, выясняет причины новой экономической политики, и готовит материал, иллюстрирующий положение в стране после гражданской войны.
2 группа, должна выбрать основные мероприятия новой экономической политики, закончить таблицу, которую мы начали делать на прошлых уроках и провести сравнительную характеристику мероприятий военного коммунизма и новой экономической политики.
3 группа, рассматривает отношение различных слоёв общества к новой экономической политики и разногласия в руководстве партии большевиков по отношению к этой политике.
Работа над заданием будет вестись с помощью компьютерной программы «история России XX век», время работы над заданием не более 15 минут. В конце урока каждая группа должна нам наглядно представить свою работу, на представление результатов работы каждой группе даётся не более 5 минут, старайтесь уложиться в регламент.
Итак, приступаем к работе.
1. Советская Россия после Гражданской войны.
Первая группа готовит материал, иллюстрирующий «Каким было положение в стране после Гражданской войны?» и что послужило причиной введения новой экономической политики большевиками.
I группа.
Запись первой группой на доске в таблицу (предполагаемая): Причины НЭПа:
- Экономическая разруха в стране. Нищета, голод, толпы обездоленных, бездомных.
- Сокращение промышленного (в 7 раз) и сельскохозяйственного (в 3 раза) производства.
- Недовольства крестьян продразвёрсткой.
- Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны.
- Кронштадтское восстание.
- Хозяйственный и политический кризис политики «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
- Стремление большевиков удержать власть любой ценой
- Спад революционной волны на Западе.
II группа.
Вторая группа должна была выбрать основные мероприятия НЭПа, и провести сравнительную характеристику мероприятий «военного коммунизма» и «НЭПа», заполнив до конца таблицу, которую мы выполняли на прошлом занятии.
2 Новая экономическая политика.
Политика военного коммунизма исчерпала свой потенциал, необходимо было найти новые экономические механизмы, которые смогли бы помочь в кратчайшие сроки восстановить разрушенную экономику Советской России. Давайте посмотрим, какие мероприятия предложила партия большевиков в сложившихся обстоятельствах.
Предполагаемый ответ учащихся
- Замена продразвёрстки продналогом
- Аренда земли и право использования наёмной рабочей силы.
- Разрешение крестьянам продажи излишков продукции.
- Разрешение аренды земли и применении наёмного труда.
- Развитие сельскохозяйственной кооперации (потребительской, промысловой, кредитной).
- Децентрализация мелкой и части средней промышленности
- Перевод крупных предприятий на хозрасчёт (возможность реализовать свою продукцию на свободном рынке, самостоятельно закупать сырьё, оборудование).
- Допущение вкладывания в экономику иностранного капитала.
При этом государство оставляло за собой командные высоты в экономике.
Предпринимателей того времени называли нэпманами или совбурами (советской буржуазией) К середине 20-х годов, частные предприятия производили 27 % всей промышленной продукции. В розничной торговле нэпманы контролировали 75 %, в оптовой – 18 % товарооборота.
- Свободный наем рабочей силы, создание бирж труда.
В 1922 году удалось отменить карточки.
10) денежная реформа (введение золотого червонца).
В 1927 году на мировом рынке русский рубль стоил примерно 6 долларов США.
Сравнительная таблица
Экономическая политика большевиков в годы гражданской войны и в 20-е гг.
Военный коммунизм | Новая экономическая политика. | |
Производство | Национализация промышленности. Ликвидация частной собственности. | Разрешение мелкого частного бизнеса, допущение иностранного и частного капитала в промышленность. Разрешение найма рабочей силы. |
Сельское хозяйство | Продовольственная развёрстка | Замена продразвёрстки – продналогом (X съезд РКП (б), марта 1921 г.). Разрешение аренды земли и найма рабочей силы. Развитие сельхозкооперации. |
Распределение и торговля. | Натурализация заработной платы, обесценивание денег. Ограничение свободы торговли. | Введение золотого червонца. Свобода торговли, денежная оплата труда, отмена карточек, ликвидация бесплатных услуг. |
Характер труда | Всеобщая трудовая повинность. Труженики отчуждены от результатов труда. | Возрождение экономических стимулов к труду. Отменена трудовая повинность, создание бирж труда. |
Характер управления производством | Жёсткая централизация в подчинении ВСНХ. Командные методы управления хозяйством. | Рыночные методы управления хозяйством. |
Вывод: Жёсткая нерыночная экономика «военного коммунизма» была эффективна только в условиях чрезвычайного времени (например, в условиях гражданской войны). Для реализации планов возрождения экономики методы «военного коммунизма» не подходили. Новая экономическая политика предполагала элементы смешанной экономики, наряду с государственной вновь появился частный сектор экономики.
3. Противоречия Нэпа.
Первоначально Нэп рассматривался в партии большевиков как вынужденное, временное отступление от принципов социалистической организации общества, продиктованной необходимостью учёта настроений крестьянства и использования механизмов рынка для восстановления экономики.
Учитель: III группа должна была рассмотреть отношение различный слоёв общества к новой экономической политики большевиков и разногласия в руководстве партии на новую экономическую политику.
Предполагаемый ответ учащихся III группы.
1. Реализации экономической политики НЭПа препятствовала политика партии большевиков. Внутри руководства партии не было согласия в отношении к НЭПу.
2. Государство прибегало к принудительному регулированию цен на промышленные и сельхозтовары 1926 г. – «ножницы» цен, товарный голод, начало вытеснения частного капитала политикой цен, налогами.
3. Государство считало приоритетным развитие тяжёлой, оборонной индустрии. В то же время для нормального товарооборота требовалось развитие лёгкой и пищевой промышленности.
4. Внутренние противоречия приводили к кризисам. Осенью 1923 года из-за завышенных цен на промышленные товары, начался кризис сбыта. Сельское население бедное – небывалая засуха и голод в 1921 – 1922 г.
Большее влияние на экономику страны оказывали не рыночные законы, а политическая атмосфера в обществе.
- С точки зрения идеологии правящей партии основные производители деревни были классовыми противниками – кулаками. Стремясь сохранить и расширить поддержку сельской бедноты вводились запреты и ограничения на расширение крестьянский хозяйств, что сковывало хозяйственную активность в деревне.
- Городские предприниматели также чувствовали негативное отношение к себе со стороны правящих органов, воздерживались от крупных вложений средств в развитие предприятий, ограничивались сферой торговли.
- Обострение международной ситуации в 1927 году (возможная война со странами Запада) привела к массовой скупке населением товаров первой необходимости. Трудности со сбором продналога, рост цен на хлеб.
- Страна жила в условиях слабой, но рыночной экономики, а партийный аппарат – по условиям военного коммунизма», с пайками и распределителями.
Первичное закрепление изученного материала:
1. Какие цели преследовало руководство большевиков, введя НЭП?
2. В чём особенности НЭПа по сравнению с политикой «военного коммунизма»?
2. Почему НЭП переживал постоянные кризисы, и какие причины привели в последствие к отказу партийного руководства большевиков от НЭПа.
Вывод: НЭП переживал постоянные кризисы вызванные противоречивой политикой большевиков, это вело к свёртыванию рыночных отношений и усилению централизации экономики и управления страны.
В результате советская власть оказалась перед выбором – либо «углубление НЭПа», либо «полная и окончательная победа социалистических отношений». Советское руководство выбрало 2 вариант.
В 1929 году с политикой НЭПа покончено. По оценке руководства партии в условиях роста зарубежной угрозы нельзя терпеть существование в стране сил, способных стать опорой внешнего врага (нэпманы, кулаки). Решено было ликвидировать кулачество как класс.
Предварительный просмотр:
I группа.
Задание: На основании предложенных документов и материала электронного учебника «История России XX век» -
1) Назовите причины недовольства большей части населения политикой большевиков после основных событий гражданской войны.
2) Выпишите на доску, какие причины, по вашему мнению, стали определяющими для введения в стране новой экономической политики (НЭП).
3) Подтвердите свои выводы аргументами и наглядным материалом из электронного учебника.
Документ 1. «В 1921 – 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной – летом 1921 г. голод в Поволжье унёс жизни 5 млн. человек.
В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине – более 3 млн. случаев.
По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена – 192 тыс., картошки – более 20 тыс. руб., За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200 – 300 руб. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ещё один ноль. Январь – февраль 1921 г. Были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами» «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки»!».
Документ 2.
Из воззвания Временного Революционного Комитета г. Кронштадта от 2 марта 1921 г.
« К населению крепости и города Кронштадта.
Товарищи и граждане!
Наша страна переживает тяжёлый момент. Голод, холод, хозяйственная разруха держат нас в железных тисках вот уже три года. Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и оказалась не в силах вывести её из состояния общей разрухи. С теми волнениями, которые в последнее время происходили в Петрограде и Москве она не считалась. Не считалась и с теми требованиями, которые предъявлялись рабочими. Она считает их происками контрреволюции. Она глубоко ошибается.
… Эта воля всех трудящихся, красноармейцев и моряков определённо вылилась на гарнизонном митинге нашего города во вторник 1 марта. (…)
Товарищи и граждане! Временный Комитет озабочен, чтобы не было пролито ни одной капли крови…
Товарищи и граждане! Не прерывайте работ …. Задача Временного Революционного Комитета дружными и общими усилиями организовать в городе и крепости условия для правильных и справедливых выборов в новый Совет».
Вопросы – чем были недовольны восставшие против Советской власти в Кронштадте?
Какие требования они выдвинули?
II группа.
Задание:
1. На основании предложенного материала документов и материалов электронного учебника, выделите основные мероприятия новой экономической политики».
2. Сформулируйте определение – новая экономическая политика.
3. Результаты своей работы запишите в таблицу «Экономическая политика большевиков в годы гражданской войны и в 20-е гг.».
4, Проведите сравнительный анализ политики военного коммунизма и новой экономической политики.
Документ № 1.
Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики
9 августа 1921 г.
«Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроится на следующих началах:
Государство в лице высшего Совета народного Хозяйства и его местных органов сосредотачивает в своём непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определённое число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга. Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчёта.
Предприятия, не вошедшие в указанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциям Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемых в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а так же частным лицам.
Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать своё производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда.
В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства. В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т.п.
Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть представлено право иметь свои представительства при заграничных органах народного Комиссариата Внешней Торговли.
В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд мер срочных финансовых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе золотой валюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путём систематического проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государства.
Хозяйственный расчёт и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учёте ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности.
Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требуют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в форме концессий, так и в форме займов».
III группа.
Задание:
1. На основании предложенных документов и данных электронного учебника выделите отношение к новой экономической политики со стороны представителей различных слоёв населения.
2. Были ли разногласия внутри руководства партии большевиков по отношению к Нэпу?
3. Выделите противоречия, которые возникали между новой экономической политикой проводимой большевиками и их политическими убеждениями.
4. Подтвердите свои выводы аргументами и наглядным материалом из электронного учебника.
Документ 1.
« Имея в виду НЭП, В. И. Ленин говорил о своих соратниках: «когда я вам в глаза смотрю, вы все будто бы со мною согласны и говорите «да», а отвернусь – говорите «нет».
С.С. Каменев: «Нэп есть пена на нашей новой экономической политике».
Л.Ю. Троцкий: «Нэп есть использование рабочим государством методов капиталистического общества».
Г.Е. Зиновьев: «советская власть не может справиться с трудностями, если её не спасёт мировая революция».
В.И. Ленин в ряде своих последних работ уже высказывал предположение о том, что нэп – это «серьёз и надолго», что развитие новой экономической политики при условии командных высот экономики в руках государства возникновения различных форм кооперации крестьянства позволит России осуществить индустриализацию.
Н.И. Бухарин развил идеи В.И. Ленина и определил ленинизм как учение о построении социализма в России на основе постепенного врастания крестьян в социализм при сохранении союза рабочих и крестьян».
Документ № 2.
«Сохранение существующего режима партийной диктатуры и политического бесправия приводит к тому, что новая экономическая политика, к тому же провозглашённая с запозданием, в момент полного хозяйственного развала и исчерпания всех запасов в стране и на деле проводимая непоследовательно, при сопротивлении и саботаже со стороны части коммунистов, не может дать значительных результатов. Отсутствие правовых гарантий и гражданских свобод препятствует притоку в промышленность частного капитала – иностранного и русского. Неизбежный и санкционированный властью рост мелкобуржуазных и капиталистических тенденций принимает уродливые, спекулятивные и хищнические формы, устраняющие возможность деятельного государственного регулирования и контроля. Эти тенденции пропитывают, разлагают государственный аппарат и господствующую партию».
Вопросы: 1. О каких экономических противоречиях Нэпа идёт речь в документе большевистской партии?
2. В чём большевики видят корни противоречий и их негативные последствия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Урок "Новое политическое мышление" Презентация к уроку
Урок "Новое политическое мышление" (раздел "Перестройка") является примером урока из разряда мастер-класса. Цель: показать способы и методы формирования универсальных умений посредством применения эле...
Современный урок. Введение в урок новых упражнений для усовершенствования развития двигательных качеств качеств
Пердлагаю вашему внимаю 3 статьи,которые,надеюсь,помогут вам разнообразить ваши уроки физ-ры. Мне очень нравится заниматься с детьми-это счастливое истечение обстаятелств,что начало моей карьер...
Тема урока "Новые явления в экономике. Мануфактура"
Характеристика экономического положения России после Смуты....
Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"
Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке" представляет собой набор заданий по истории и англ...
Урок новых знаний по теме" Представление натуральных чисел на координатном луче"
Урок введение в 5 классе по теме:" Представление натуральных чисел на координатном луче". УМК «Математика» 5 класс по учебнику С.М.Никольского....
- Мне нравится (1)