Тема урока: "Новая экономическая политика"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Парахина Светлана Владимировна

Урок разработан на основе  УМК Данилова А.А.;  Косулиной Л.Г. «История России  XX – начало  XXI   века.  М. Просвещение. с использованием   интерактивного учебника «История  России XX век» под ред. Данилова А.А. и  приложения  с  письменными источниками

У

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nep.docx28.47 КБ
Файл prilozhenie.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема:  Новая  экономическая  политика.

Цель урока:  

Обучающая  цель:  Подвести  к  пониманию  причин,  сущности, основных мероприятий  и противоречий  Нэпа.  Обеспечить  усвоение  главного  противоречия   НЭПа – начало  создания рыночных  отношений  и стремление  государства  к  жёсткому  контролю  над  всеми  сферами  жизни  общества.  

Развивающая  цель:  Развитие  умений  самостоятельного  поиска  необходимой  информации,  выделение  главного,  формирование  умений  сравнительного  анализа.

Воспитывающая  цель:  Формирование  собственной  позиции  в отношении  изучаемых  исторических  событий.    

Вспомогательные  цели:  назвать  причины  недовольства  большей  части  населения  политикой  большевиков  после  основных  событий  гражданской  войны.  Сравнить  НЭП  с политикой  «военного  коммунизма»,  закончить  сравнительную  таблицу.  Выделить  противоречия,  приведшие  в  последствие  к  отказу  от  Нэпа.

Понятия:   Новая  экономическая  политика – система  экономических  мер,  призванная  стимулировать  рост  сельского  хозяйства  и  промышленности  путём  развития  рыночных  отношений.  

Домашнее  задание:  § 14. Знать  новые  понятия,  даты,  события.

Оборудование:  УМК Данилов А.А.; Косулина Л.Г. «история России  XX – начало  XXI   века.  М. Просвещение.  компьютерный класс,  интерактивный  учебник «История  России XX век»

                                                        Ход  урока.

1.   Организация. – 5  мин.  

Здравствуйте  ребята,  сегодняшний  урок  истории  мы  проведём   в  кабинете  информатики.  Этот  урок  стоит  первым   в  изучении  нового,  очень  важного,  периода   для  истории   нашей  страны – периода  восстановления  экономики  после  тяжёлых  событий  начала 20 века,  периода  становления  советской  государственности  и  начала  процесса  индустриализации.  

На  сегодняшнем  уроке  мы  должны  выяснить,  с  помощью  каких  мер   большевикам  удалось  вывести  страну  из  глубокого  экономического  кризиса,  выявить   особенности  и  противоречия  их  новой  экономической  политики.    

При  изучении  нового  материала  мы  будем  руководствоваться  планом  урока.  

Записать  план  урока,  записать  домашнее  задание.   Последний пункт  плана – итоги  НЭПа  и  отказ  от  новой экономической  политики  рассмотрите  дома  самостоятельно.  

План урока:  

1.  Советская  Россия  после  Гражданской  войны.

2.  Новая  экономическая  политика.

3.  Противоречия  НЭПа.  

4.  Итоги  НЭПа  и  отказ  от  новой  экономической  политики.  

2.  Актуализация  опорных  знаний.

Что бы  приступить  к  изучению  новой  темы,  мы  должны  вспомнить,

1)  Как  называлась  экономическая  политика  Советского  государства  в  годы  Гражданской  войны?  

2)  В  чём  сущность  политики  «военного  коммунизма»?

3)  Какие  мероприятия  в  сельском  хозяйстве  характеризовали  «военный  коммунизм»?

4)  Как  относились  крестьяне  к  политике  «военного  коммунизма»?

 

 В  начале  занятия  учащиеся  были  поделены  на  3  группы.  Каждая  группа   получает  своё задание.

1  группа,  выясняет  причины  новой  экономической  политики,  и  готовит  материал,  иллюстрирующий  положение  в  стране  после  гражданской  войны.

2  группа,  должна  выбрать  основные  мероприятия  новой  экономической  политики,  закончить  таблицу,  которую  мы  начали  делать  на прошлых  уроках  и  провести  сравнительную  характеристику  мероприятий  военного  коммунизма  и  новой  экономической  политики.

3 группа,   рассматривает  отношение  различных  слоёв  общества  к  новой  экономической  политики  и  разногласия  в  руководстве  партии  большевиков  по  отношению  к  этой  политике.  

Работа  над  заданием  будет  вестись   с  помощью  компьютерной  программы  «история  России  XX век», время  работы  над  заданием  не  более  15 минут.  В  конце  урока  каждая  группа  должна  нам  наглядно  представить  свою  работу,  на  представление  результатов  работы  каждой  группе  даётся  не  более  5  минут,  старайтесь  уложиться  в  регламент.  

Итак,  приступаем  к  работе.  

1. Советская  Россия  после  Гражданской  войны.

Первая  группа  готовит  материал,  иллюстрирующий  «Каким  было положение  в  стране  после  Гражданской  войны?»   и  что  послужило  причиной  введения  новой  экономической  политики  большевиками.

I  группа. 

Запись  первой  группой  на  доске  в  таблицу  (предполагаемая):    Причины  НЭПа:

  1. Экономическая  разруха  в  стране. Нищета, голод, толпы  обездоленных,  бездомных.
  2. Сокращение  промышленного (в 7 раз)  и  сельскохозяйственного (в 3 раза) производства.  
  3. Недовольства  крестьян  продразвёрсткой.
  4. Недовольство  матросов, солдат,  рабочих   чрезвычайщиной,  сложившейся  в  период  гражданской  войны.
  5. Кронштадтское  восстание.  
  6. Хозяйственный и  политический  кризис  политики  «военного  коммунизма»  требовал  коренного  изменения  экономической  политики  Советского  государства.  
  7. Стремление  большевиков  удержать  власть  любой  ценой
  8. Спад  революционной  волны  на  Западе.  

II  группа.    

Вторая  группа  должна  была  выбрать  основные  мероприятия  НЭПа,  и  провести  сравнительную  характеристику  мероприятий  «военного  коммунизма»  и  «НЭПа»,  заполнив  до  конца  таблицу,  которую  мы  выполняли  на  прошлом  занятии.  

2   Новая  экономическая политика.  

Политика  военного  коммунизма  исчерпала  свой  потенциал,  необходимо  было  найти  новые  экономические  механизмы,  которые  смогли  бы  помочь  в  кратчайшие  сроки  восстановить  разрушенную  экономику  Советской  России.   Давайте  посмотрим,  какие  мероприятия  предложила  партия  большевиков  в  сложившихся  обстоятельствах.

Предполагаемый  ответ  учащихся

  1. Замена  продразвёрстки  продналогом
  2. Аренда  земли  и право  использования  наёмной  рабочей  силы.
  3. Разрешение  крестьянам  продажи  излишков  продукции.
  4. Разрешение  аренды  земли  и применении  наёмного труда.
  5. Развитие  сельскохозяйственной  кооперации (потребительской,  промысловой,  кредитной).  
  6. Децентрализация  мелкой  и  части  средней  промышленности
  7. Перевод  крупных  предприятий  на  хозрасчёт (возможность  реализовать свою  продукцию  на  свободном  рынке,  самостоятельно  закупать  сырьё,  оборудование).
  8. Допущение  вкладывания  в  экономику  иностранного  капитала.

При  этом  государство  оставляло  за  собой  командные  высоты  в  экономике.

Предпринимателей  того времени  называли  нэпманами  или  совбурами  (советской  буржуазией)  К середине  20-х годов,  частные  предприятия  производили  27 %  всей  промышленной  продукции.  В  розничной  торговле  нэпманы  контролировали  75 %,  в  оптовой – 18 %  товарооборота.    

  1. Свободный  наем  рабочей  силы,  создание  бирж труда.

В  1922  году  удалось  отменить  карточки.

10)  денежная  реформа  (введение  золотого  червонца).  

В 1927 году  на  мировом  рынке  русский  рубль  стоил  примерно 6 долларов  США.

Сравнительная  таблица

           Экономическая  политика  большевиков  в  годы  гражданской  войны  и  в 20-е гг.

Военный  коммунизм

Новая  экономическая  политика.

Производство

Национализация  промышленности. Ликвидация  частной  собственности.

Разрешение  мелкого  частного  бизнеса, допущение иностранного  и  частного  капитала  в  промышленность.  Разрешение найма рабочей силы.

Сельское хозяйство

Продовольственная  развёрстка

Замена  продразвёрстки – продналогом (X съезд РКП (б), марта 1921 г.). Разрешение  аренды  земли  и  найма  рабочей  силы.  Развитие  сельхозкооперации.

Распределение  и торговля.

Натурализация  заработной  платы, обесценивание  денег. Ограничение  свободы  торговли.  

Введение  золотого  червонца.  Свобода  торговли,  денежная  оплата  труда,  отмена  карточек,  ликвидация  бесплатных  услуг.

Характер  труда

Всеобщая  трудовая  повинность. Труженики  отчуждены  от  результатов  труда.

Возрождение  экономических  стимулов  к труду.  Отменена  трудовая  повинность,  создание  бирж  труда.

Характер  управления  производством

Жёсткая  централизация  в  подчинении  ВСНХ.  Командные  методы  управления  хозяйством.

Рыночные  методы  управления  хозяйством.  

Вывод:  Жёсткая  нерыночная  экономика  «военного  коммунизма»  была  эффективна  только  в  условиях  чрезвычайного  времени  (например,  в  условиях  гражданской  войны).    Для  реализации  планов  возрождения  экономики  методы  «военного  коммунизма»  не  подходили.  Новая  экономическая  политика  предполагала  элементы  смешанной  экономики,  наряду  с  государственной  вновь  появился   частный  сектор  экономики.  

3.   Противоречия  Нэпа.

Первоначально  Нэп  рассматривался в  партии  большевиков  как  вынужденное,  временное  отступление  от  принципов  социалистической  организации  общества,  продиктованной  необходимостью  учёта  настроений  крестьянства  и   использования  механизмов  рынка  для  восстановления экономики.

Учитель:    III  группа  должна  была  рассмотреть  отношение  различный  слоёв  общества  к  новой  экономической  политики  большевиков  и  разногласия  в  руководстве  партии  на  новую  экономическую  политику.

Предполагаемый  ответ  учащихся   III  группы.

1. Реализации  экономической  политики НЭПа  препятствовала  политика  партии  большевиков.  Внутри  руководства  партии  не  было  согласия  в  отношении  к  НЭПу.

2. Государство  прибегало  к  принудительному  регулированию  цен  на  промышленные  и  сельхозтовары  1926 г. – «ножницы»  цен,  товарный  голод,  начало  вытеснения  частного  капитала  политикой  цен,  налогами.  

3. Государство  считало  приоритетным  развитие  тяжёлой,  оборонной  индустрии.  В  то  же  время  для  нормального  товарооборота  требовалось  развитие  лёгкой  и  пищевой  промышленности.  

4. Внутренние  противоречия  приводили  к  кризисам.  Осенью  1923 года  из-за  завышенных  цен  на  промышленные  товары,  начался  кризис  сбыта.  Сельское  население  бедное – небывалая  засуха  и голод  в  1921 – 1922 г.  

Большее  влияние  на  экономику  страны  оказывали  не  рыночные  законы,  а  политическая  атмосфера  в  обществе.  

  1. С  точки  зрения  идеологии  правящей  партии  основные  производители  деревни  были  классовыми  противниками – кулаками.  Стремясь  сохранить  и  расширить  поддержку  сельской  бедноты  вводились  запреты  и  ограничения  на  расширение  крестьянский  хозяйств,  что  сковывало  хозяйственную  активность  в  деревне.
  2. Городские  предприниматели  также  чувствовали  негативное  отношение  к  себе  со  стороны  правящих  органов,  воздерживались  от  крупных  вложений  средств  в  развитие  предприятий,  ограничивались  сферой  торговли.
  3. Обострение  международной  ситуации  в  1927 году  (возможная  война  со странами  Запада)  привела  к  массовой  скупке  населением  товаров  первой  необходимости.  Трудности  со сбором  продналога,  рост  цен на  хлеб.  
  4. Страна  жила  в  условиях  слабой,  но рыночной  экономики,  а  партийный  аппарат – по условиям  военного  коммунизма»,  с  пайками  и  распределителями.  

Первичное  закрепление  изученного  материала:

1.  Какие  цели  преследовало  руководство  большевиков,  введя  НЭП?

2.  В  чём  особенности  НЭПа  по  сравнению  с  политикой  «военного  коммунизма»?

2.  Почему  НЭП  переживал  постоянные  кризисы,  и  какие  причины   привели  в  последствие  к  отказу  партийного  руководства  большевиков  от  НЭПа.

Вывод:  НЭП  переживал  постоянные кризисы  вызванные  противоречивой  политикой  большевиков,  это  вело  к  свёртыванию  рыночных  отношений  и  усилению  централизации  экономики  и  управления  страны.  

В  результате  советская  власть  оказалась  перед  выбором – либо  «углубление  НЭПа»,  либо  «полная  и  окончательная  победа  социалистических  отношений».  Советское  руководство  выбрало  2  вариант.

В 1929 году  с политикой  НЭПа  покончено.  По  оценке  руководства  партии  в  условиях  роста  зарубежной  угрозы  нельзя  терпеть  существование  в  стране  сил,  способных  стать  опорой  внешнего  врага  (нэпманы,  кулаки).  Решено  было  ликвидировать  кулачество  как  класс.  



Предварительный просмотр:

I  группа.

Задание:  На  основании  предложенных   документов  и  материала  электронного  учебника  «История России  XX век» -

1)  Назовите   причины  недовольства  большей  части  населения  политикой  большевиков  после  основных  событий  гражданской  войны.  

2)   Выпишите  на  доску,  какие  причины,  по  вашему  мнению,  стали  определяющими  для  введения  в  стране  новой  экономической  политики (НЭП).  

3)  Подтвердите  свои  выводы  аргументами  и  наглядным  материалом  из  электронного  учебника.      

 

Документ 1.  «В 1921 – 1922  гг.  под  угрозой  голодной  смерти  оказалось  45 млн.  человек  из  поволжских  и  украинских  губерний.  Весной – летом 1921 г.  голод  в  Поволжье  унёс  жизни  5  млн.  человек.

В 1919 г.  в  40 губерниях  Европейской  России  было  зарегистрировано  более  2 млн.   случаев  заболевания  сыпным  тифом,  а  в  1920 г.  по  Европейской  России,  Сибири  и Украине – более  3  млн.  случаев.

По  данным  историка  Е. Салдаева  в  начале  1921 г. на  рынке  в  Москве  пуд  ржаной  муки стоил  140 тыс. рублей,  пуд пшена – 192  тыс.,  картошки – более  20 тыс. руб.,  За  проезд  на  одну  остановку  в  трамвае  нужно  было  заплатить  500 руб.,  а  извозчик  запрашивал  за  самый  короткий  путь  не  менее  5  тыс.  За  номер  газеты  нужно  было заплатить  200 – 300 руб.   К концу  года  положение  ухудшилось,  и  к этим  ценам  следует приписать  ещё один  ноль.   Январь – февраль  1921 г.  Были  отмечены  выступлениями  рабочих  Москвы  и  Петрограда,  других  городов  России.  Стачки  в  Петрограде  проходили  под  лозунгами»  «Хлеба!»,  «Пусть  работают  те,  у  кого  комиссарские  пайки»!».

Документ 2.

Из  воззвания  Временного  Революционного  Комитета  г.  Кронштадта  от 2 марта  1921 г.

« К  населению  крепости  и города  Кронштадта.

Товарищи  и  граждане!

Наша  страна  переживает  тяжёлый  момент.  Голод,  холод,  хозяйственная  разруха  держат  нас  в железных  тисках  вот  уже  три  года.  Коммунистическая  партия, правящая  страной,  оторвалась от  масс  и  оказалась  не  в  силах  вывести  её  из  состояния  общей  разрухи.  С  теми  волнениями,  которые   в  последнее  время  происходили  в  Петрограде  и  Москве  она  не  считалась.  Не  считалась  и  с  теми требованиями,  которые  предъявлялись  рабочими.  Она  считает  их  происками  контрреволюции.  Она  глубоко  ошибается.

… Эта  воля  всех  трудящихся,  красноармейцев  и  моряков  определённо  вылилась  на гарнизонном  митинге  нашего  города  во вторник  1 марта. (…)

Товарищи  и  граждане!  Временный  Комитет озабочен, чтобы  не  было  пролито  ни  одной  капли  крови…

Товарищи  и граждане!  Не прерывайте  работ  ….  Задача  Временного  Революционного  Комитета  дружными  и  общими  усилиями  организовать  в  городе  и крепости  условия  для  правильных  и  справедливых  выборов  в  новый  Совет».  

Вопросы чем были  недовольны  восставшие  против  Советской  власти  в  Кронштадте?

Какие  требования  они  выдвинули?

II  группа.

Задание:

1.  На основании  предложенного  материала  документов  и  материалов  электронного  учебника,  выделите основные  мероприятия  новой  экономической  политики».

2.  Сформулируйте  определение – новая  экономическая  политика.

3.  Результаты  своей  работы  запишите  в  таблицу  «Экономическая  политика  большевиков  в  годы  гражданской  войны  и  в 20-е гг.».   

4,  Проведите  сравнительный  анализ  политики  военного  коммунизма  и  новой  экономической  политики.      

Документ № 1.

   Из  наказа  СНК  о  проведении  в  жизнь  начал  новой  экономической  политики

                                                                                                      9 августа  1921 г.

«Предотвращая  дальнейшее  падение  народного  хозяйства  необходимо  перестроится  на  следующих началах:

Государство   в  лице  высшего  Совета  народного Хозяйства  и  его  местных  органов  сосредотачивает  в  своём  непосредственном  управлении  отдельные  отрасли  производства  и  определённое  число  крупных  или  почему-либо  с  государственной  точки  зрения  важных,  а  также  подсобных  к  ним  предприятий,  взаимно  дополняющих  друг  друга.  Эти  предприятия  ведутся  на  началах  точного  хозяйственного  расчёта.

Предприятия,  не  вошедшие  в  указанные  группы,  должны  быть  на  основах,  предусмотренных  декретом  об  аренде  и  инструкциям  Высшего  Совета  Народного  Хозяйства,  сдаваемых  в  аренду  кооперативам,  товариществам  и  др.  объединениям,  а  так  же  частным  лицам.  

Рассматривая  кустарную  и  мелкую  промышленность  как  подсобную  к  крупногосударственной  и  крестьянскому   хозяйству,  признать  необходимым  создание  условий,  при  которых  кустари  и  ремесленники  могли  бы  правильно  развивать  своё  производство  и  свободно  распоряжаться  продуктами  своего  труда.  

В  тех  же  целях  для  поднятия  и  устойчивости  нашего  рубля  необходимо  проведение  ряда  мер  к  обратному  приливу  денег  в  кассы  государства.  В  ряду принимаемых  мер  надо  обратить  внимание  на  открытие  ссудосберегательных  касс,  разрешение  кредитной  кооперации,  переход  к  ведению  коммунальных  предприятий  на  началах  оплаты  и  т.п.

Для  развития  торговых  сношений  с  заграницей  хозяйственным  органам  должно  быть  представлено  право  иметь  свои  представительства  при  заграничных  органах  народного  Комиссариата  Внешней  Торговли.

В  интересах  оздоровления  рынка  должен  быть  принят  ряд  мер  срочных  финансовых  мер, направленных  к  восстановлению денежного  обращения  на  основе  золотой  валюты.  Первым  шагом  к  этому  должно  явиться  неуклонное  проведение  плана  быстрейшего  сокращения  выпуска  бумажных  денег  путём систематического  проведения  налоговой  политики  и  платности  хозяйственных  услуг  государства.

Хозяйственный  расчёт  и  общегосударственный  план  промышленности,  основанный  на точном  учёте  ресурсов  производства  и  бюджета  каждого  государственного  предприятия  в  отдельности  и  всех  вместе,  должны  лежать  в  основе  ведения  всей  государственной  промышленности.

Интересы  восстановления  народного  хозяйства  в  Советской  России  требуют  облегчения  прилива  иностранного  капитала  в  различные  области  хозяйства  как  в  форме  концессий,  так  и  в форме  займов».  

 III группа.

Задание:  

1.  На  основании  предложенных  документов  и  данных  электронного  учебника  выделите  отношение  к  новой  экономической  политики  со   стороны  представителей  различных  слоёв  населения.

2.  Были  ли  разногласия  внутри  руководства  партии  большевиков  по  отношению  к  Нэпу?

3.  Выделите  противоречия,  которые  возникали  между  новой  экономической  политикой  проводимой  большевиками  и  их  политическими  убеждениями.  

4.  Подтвердите  свои  выводы  аргументами  и  наглядным  материалом  из  электронного  учебника.      

Документ 1.

« Имея  в  виду  НЭП, В. И.  Ленин  говорил  о  своих  соратниках:  «когда  я  вам  в  глаза  смотрю,  вы  все  будто  бы  со  мною  согласны  и  говорите  «да»,  а  отвернусь – говорите  «нет».

С.С.  Каменев: «Нэп  есть  пена  на  нашей  новой  экономической  политике».

Л.Ю. Троцкий:  «Нэп  есть  использование  рабочим  государством  методов капиталистического  общества».

Г.Е. Зиновьев:  «советская  власть  не  может  справиться  с  трудностями,  если  её  не  спасёт мировая  революция».

В.И. Ленин  в  ряде  своих  последних  работ  уже  высказывал  предположение  о  том,  что  нэп – это  «серьёз  и  надолго»,  что  развитие  новой  экономической  политики  при  условии  командных  высот  экономики  в  руках  государства  возникновения  различных  форм  кооперации  крестьянства  позволит  России  осуществить  индустриализацию.

Н.И.  Бухарин  развил  идеи  В.И. Ленина  и  определил  ленинизм  как  учение  о  построении  социализма  в  России  на  основе  постепенного  врастания  крестьян  в  социализм  при  сохранении  союза  рабочих  и крестьян».    

Документ  № 2.

«Сохранение  существующего  режима  партийной  диктатуры  и  политического  бесправия  приводит  к  тому,  что  новая  экономическая  политика,  к  тому  же  провозглашённая  с  запозданием,  в  момент  полного  хозяйственного  развала  и  исчерпания  всех  запасов  в  стране  и  на деле  проводимая  непоследовательно,  при  сопротивлении  и  саботаже  со  стороны  части  коммунистов,  не  может  дать  значительных  результатов.  Отсутствие  правовых  гарантий  и  гражданских  свобод  препятствует  притоку  в  промышленность  частного  капитала – иностранного  и  русского.  Неизбежный  и  санкционированный  властью  рост  мелкобуржуазных  и  капиталистических  тенденций  принимает  уродливые,  спекулятивные  и  хищнические  формы,  устраняющие  возможность деятельного  государственного  регулирования  и  контроля.  Эти  тенденции  пропитывают,  разлагают  государственный   аппарат  и  господствующую  партию».

Вопросы:  1.  О  каких  экономических  противоречиях  Нэпа  идёт  речь  в  документе  большевистской   партии?

2. В чём  большевики  видят  корни  противоречий  и   их  негативные  последствия?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Урок "Новое политическое мышление" Презентация к уроку

Урок "Новое политическое мышление" (раздел "Перестройка") является примером урока из разряда мастер-класса. Цель: показать способы и методы формирования универсальных умений посредством применения эле...

Современный урок. Введение в урок новых упражнений для усовершенствования развития двигательных качеств качеств

Пердлагаю вашему внимаю 3 статьи,которые,надеюсь,помогут вам разнообразить ваши уроки физ-ры.  Мне очень нравится заниматься с детьми-это счастливое истечение обстаятелств,что начало моей карьер...

Тема урока "Новые явления в экономике. Мануфактура"

Характеристика экономического положения России после Смуты....

Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"

Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"  представляет собой набор заданий по истории и англ...

Урок новых знаний по теме" Представление натуральных чисел на координатном луче"

Урок введение в 5 классе по теме:" Представление натуральных чисел  на координатном луче". УМК «Математика» 5 класс по учебнику С.М.Никольского....