150 лет со дня рождения Николая II – последнего Российского императора.
классный час по истории

Маруфи Денис Вячеславович

      В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения последнего российского императора Николая II, и 100 лет со дня расстрела царской семьи. Личность Николая II и его правление вызывает в обществе неоднозначное мнение. По моему мнению, на становление взрослого человека и его поступки огромное влияние оказывает, прежде всего, его детство, воспитание в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 150_let_so_dnya_rozhdeniya_nikolaya_ii.docx24.75 КБ
Office presentation icon nikolay_2.ppt828.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              150 лет со дня рождения Николая II – последнего

Российского императора.

    Слайд № 1

      В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения последнего российского императора Николая II, и 100 лет со дня расстрела царской семьи. Личность Николая II и его правление вызывает в обществе неоднозначное мнение. По моему мнению, на становление взрослого человека и его поступки огромное влияние оказывает, прежде всего, его детство, воспитание в семье.

     Слайд № 2

      Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 года в день, когда православная церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению сам он придавал большое значение, испытывая всю жизнь «глубокую уверенность», что «обречён на страшные испытания».

Отец – император Александр III.

Мать – дочь Христиана IX, короля Дании  Мария – София -  Фредерика получившая при православном крещении имя императрицы Марии Фёдоровны. От этого монархического брака родилось шесть детей.

    Слайд № 3

     Николай был старшим сыном   в семье Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны, наследником Российского престола. Его отец Император Александр III, по оценке многих историков, был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином. Эти же качества он воспитывал у своих детей. Как политик и государственный деятель, отец Николая II проявлял твёрдую волю в проведении в жизнь принятых решений. Эту черту унаследовал и его сын. В семье поддерживались традиции, и в государстве проводилась политика, направленная на сохранение и развитие российских основ, традиций и идеалов.

    Слайд № 4

     Воспитание и образование цесаревича Николая проходило под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе и в спартанских условиях. Отец приучал сына спать на простых солдатских койках с жёсткими подушками, утром обливаться холодной водой, на завтрак есть простую кашу. «Милый Ники», как его звали в семье, мог себе позволить не так много из того, на что имели право его сверстники: нельзя было шумно себя вести, возбранялось привлекать к себе внимание играми и детской вознёй, не допускались неразрешённые прогулки, бесконтрольные забавы. Учебные занятия велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет.

     К управлению государством наследника Престола готовили с детства. Александр III стремился дать сыну разностороннее образование приглашая для этого лучших педагогов и специалистов своего времени. Первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса, с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Особое внимание

1

уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, английского и немецкого языков, которыми Николай овладел в совершенстве. Дядя цесаревича Николая, великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Он мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию языка, за настоящего англичанина. Точно так же знал Николай Александрович французский и немецкий языки». И это могло бы послужить хорошим примером для подражания многим современным школьникам.

Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавание этих наук велось выдающимися русскими учёными с мировыми именами. Все преподаватели отмечали усидчивость и аккуратность своего высокородного ученика. Он обладал цепкой памятью и острой наблюдательностью. Раз прочитанное или услышанное запоминал навсегда. То же касалось и людей, их имён и должностей. Из всех предметов цесаревичу особенно нравились литература и история. Ещё с детства он полюбил читать. В круг его любимых, читаемых и перечитываемых авторов входили Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов.  

      С 14 лет Николай был приучен вести дневник, и, по примеру многих тогдашних королей и дворян, он изо дня в день добросовестно заносил туда сведения о погоде, имена всех, с кем встречался, совершал прогулки, обедал. С годами ведение дневника стало потребностью. Благодаря дневниковым записям облик Николая II более зримо и правдиво предстаёт перед нашим взором. По окончании теоретической подготовки, для того чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направил его на военные сборы.

    Слайд № 5

     Сначала два года Николай служил в рядах Преображенского полка, затем два летних сбора проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка и в артиллерии. В марте 1889 года он писал: «Я проделал уже два лагеря в Преображенском полку, страшно сроднился и полюбил службу; в особенности наших молодцов-солдат! Я уверен, что эта летняя служба принесла мне огромную пользу, и с тех пор заметил в себе большие перемены». Будущему императору с юности импонировала армейская среда. А русская армия олицетворяла для него величие и мощь Империи, незыблемость и силу России. Николай был прирождённым офицером. Он соблюдал традиции офицерской среды и свято чтил воинские уставы и того же требовал от других. Ко всем своим обязанностям цесаревич Николай относился серьёзно и добросовестно, что создало ему большую популярность в среде офицеров - однополчан и рядовых солдат. Ни один из своих титулов Николай Александрович не ценил более чина полковника, к которому представил его отец по окончании военной службы. Он так и сохранил это звание, будучи уже главнокомандующим армии.

     Александр III вводил сына с юности в курс дела управления страной, приглашая участвовать в делах Государственного Совета и Комитета министров. В программу образования будущего царя входили многочисленные путешествия по различным

2

областям России, которые Николай совершал вместе с отцом. В октябре 1890 года в

возрасте 22 лет цесаревич Николай впервые отправился в длительное самостоятельное путешествие. Добираясь до Владивостока сухопутным и морским путями, он побывал в Австрии, Греции, Египте, Индии, Сиаме, Китае, Японии. Путешествие, длившееся девять месяцев, завершило тринадцатилетний образовательный курс будущего Российского императора. Это давало наследнику возможность установить личные дипломатические связи с правящими династиями, как на Западе, так и на Востоке, а также укрепить контакты между Россией и другими странами. Кроме того, цесаревич смог на практике ознакомиться с трудностями военно-морского дела. Весной 1891 года после своего морского путешествия Николай прибыл во Владивосток. На Дальнем Востоке он впервые прикоснулся к государственной деятельности как наследник Российского престола. Цесаревич должен был лично присутствовать при начале строительства Великой Сибирской железной дороги – самой длинной в России. Император возлагал на сына закладку Уссурийского участка дороги. Выполняя волю Императора, цесаревич принял участие в закладке железнодорожной станции, уложив первый камень в основание здания вокзала. Вернувшись в столицу после поездки через всю Сибирь, цесаревич был назначен председателем Комитета по сооружению Сибирского железнодорожного пути, в задачи которого входило также и общее развитие Сибири, в том числе дальневосточных владений. Естественно, что вопросы эти привлекали его особенное внимание и были ему знакомы не понаслышке. У будущего царя уже сформировалось понимание о важности развития этого края. В конце 1892 года наследник стал председателем особого Комитета по доставлению помощи населению губерний, пострадавших от неурожая; комитет этот собрал пожертвований свыше 13 миллионов рублей, из которых сам Николай Александрович пожертвовал на помощь голодающим пять миллионов золотых рублей из своего наследства.

     К 26 годам наследник Российского престола – это скромный, приветливый и чуткий человек; высокообразованный, с широким кругозором, прекрасно знающий русскую историю и литературу, в совершенстве владеющий основными европейскими языками. Блестящее образование соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что не часто было присуще для государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за её судьбу. С детства Николаю стала близка мысль, что его главное предназначение – следовать российским основам, традициям и идеалам.

     Таким образом, закончив юридический факультет, Петербургского университета и Академию Генштаба, получивший кроме того фундаментальные знания по политэкономии и военным наукам по мнению отца сын был готов к выполнению своего долга перед Отечеством.

     Слайд № 6

     Александр III был очень болен, у него отказывали почки. Незадолго до смерти, понимая что дни его сочтены государь принимает решение ускорить  брак своего сына, т.к. по традиции наследник перед вступлением на престол должен быть женатым.

3

В этой связи, в Ливадию (это Крым) была срочно вызвана невеста Николая – немецкая принцесса Алиса Гессен Дармштадская, внучка английской королевы Виктории, где она получила благословение от умирающего царя. 20 октября 1894 года Александр III скончался, а 21 октября в маленькой ливодийской церквушке она была миропомазана, став православной  великой княгиней Александрой Фёдоровной.  14 ноября 1984 года по воле покойного императора 26 летний наследник престола Николай и 22 летняя великая княгиня Александра Фёдоровна обвенчались. Таким образом все традиции и формальности были соблюдены.

     Слайд № 7.

     Официальная коронация Николая II   состоялась 8 марта 1895 года. Прошла она, как положено очень пышно в Москве, куда прибыли многочисленные гости, в том числе короли  и наследные принцы, герцоги и князья и другие представители многих государств.

     От брака Николая II c Александрой Фёдоровной родилось пятеро детей: принцессы – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и наследный царевич Алексей.

    Слайд № 8.

    Слайд № 9.

     Придя к власти Николай II практически не имел никакой определённой программы, кроме твёрдого намерения не уступать ни на йоту своего самодержавного могущества, которое он считал заветом своего отца.

     Но время было другим, другой уже была Россия. Обществу нужны были решительные перемены, а он всё сомневался. То утвердит Государственную Думу, то распустит её. Он осознавал свои недостатки и в то же время отчётливо понимал, что даже его ближайшее окружение уже сильно сомневается в его способностях.  

     В первые годы его правления он по неопытности продолжал политику своего отца и оставил на постах его главных министров и советников. Такая преемственность противоречила интересам образованных и имущих слоёв общества,   надеявшихся на политические перемены, прежде всего в земствах, органах деревенского самоуправления, которые Николай II открыто, но довольно неловко призвал к отказу от бессмысленных мечтаний от конституционализмами, государства. Тоесть он не желал перемен, считая самодержавие единственно правильным для России.

     Одарённый замечательными личными человеческими качествами, Николай II был воплощением всего, что в русской натуре есть благородного и рыцарского. Он был очень порядочным, умным, любящим отцом и супругом. Он любил Россию и надеялся, что Россия тоже будет любить его. Но он был слаб и нерешителен. Он был скромен и застенчив. Он верил в Господа Бога, в то, что ему предначертано,  в свою Судьбу, он слишком сомневался в самом себе и это делало его порой не участником событий, а лишь созерцателем событий происходивших в России. И вот эта неуверенность в себе делала его порой человеком мнительным следующим предсказаниям Распутина.

4

   Слайд № 10.

 

     Он слишком сомневался в себе – отсюда и все его неудачи. Нет, конечно, царь не был ограниченным ничтожеством, он был человеком высокообразованным, но тем не менее он не редко попадал под влияние других людей из окружения, видя в них близких людей.

     Вокруг царя всё сильнее и сильнее сжимался круг непонимания, предательства и измены, который превратился в своего рода капкан к началу марта 1917 года. Перед обманутым и преданным своим окружением Николаем II   встала картина полного разрушения его власти и престижа, полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке со стороны армии, если возглавляющие её в несколько дней перешли на сторону его врагов.

     Государь в ночь с 1 на 2 марта долго не спал, утром он передал генералу Рузскому телеграмму с уведомлением председателя Думы  о своём намерении отречься от престола в пользу сына Алексея. Решение было им принято. Вечером 2 марта  1917 года, когда приехали из Петрограда представители Временного Правительства Александр Иванович Гучков – (военный и морской министр) с членом исполкома Думы Василием Васильевич Шульгиным – ( член временного комитета Государственной Думы), Николай II передал им акт отречения.

 Слайд № 11

     В Петрограде усиливается революционное движение и Временное правительство, опасаясь за жизнь царственных арестантов, решает перевести их вглубь России. После долгих дебатов определяют городом их поселения Тобольск. В апреле 1918 г. получено разрешение Президиума ВЦИК четвертого созыва о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними. Расстрел всей семьи был санкционирован СНК и ВЦИК. В соответствии с этим решением Уралсовет на своем заседании 12 июля принял постановление о казни, а также о способах уничтожения трупов и 16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в Петроград – Зиновьеву.

17 июля, на следующий день после убийства царя, в Алапаевске были также жестоко умерщвлены другие члены Дома Романовых: Великая княгиня Елизавета (сестра Александры Федоровны), Великий князь Сергей Михайлович, три сына Великого князя Константина, сын Великого князя Павла.  Так погибла вся царская семья, за исключением тех её членов, которые в этот период находились за границей.

 Слайд № 12

     Русский император Николаем II последний Русский император, последний царь из династии Романовых.

     Время царствования Николая II было периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 г.г. темпы роста продукции российской промышленности превышали 9% в год. Россия стала главным экспортером     сельхозпродукции.     На     ее    долю  приходилось 2/5 всего мирового

5

экспорта крестьянской продукции. Успехи в сельскохозяйственном производстве явились результатом исторических событий: отмены крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80% пахотных земель, а в азиатской части - почти вся. Площадь же помещьичих земель неуклонно сокращалась.

Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов, что явилось одной из причин Революции 1905-1907 годов, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905г., разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа.

     Возможно всё сложилось бы как - то иначе, если бы не участие России в Первой мировой войне1914 года. Но Россия с 1907 года была членом Антанты и вынуждена была вступить в эту войну в её составе. Слово чести для государя имело большое значение. К том уже самодержавная власть не препятствовала экономическому прогрессу в стране. А Манифест от 17 октября 1905 года дал права на не прикосновенность личности, на свободу слова, печати, собраний, союзов. В России росли политические партии, издавались тысячи периодических изданий.  Последним волеизъявлением был избран Парламент – Государственная Дума. Россия постепенно, медленно, но вставала на путь на путь становления правового государства, где судебная власть была практически отдалена от исполнительной.

 Слайд № 13

     Но 17 июля 1918 года вся царская семья была расстреляна без суда и следствия для того, чтоб исключить даже попыток восстановления монархии. Только в августе 2000 года церковь признала  царскую семью   великомучениками и произвела погибших в лик святых мучеников и страстотерпцев.   А на месте Ипатьевского дома, где была расстреляна семья был построен «Храм на крови» в память о них.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Император Николай Второй

Слайд 2

Детство. Николай Александрович Романов родился в день святого Иова Многострадального, 6 мая 1868 года, и как бы судьбою был обречен на страшные испытания и трагический исход своей жизни. Отец - Александр Третий Мать - дочь Христиана IX, короля Датского, принцесса Мария-София-Фредерика-Дагмара, в дальнейшем императрица Мария Федоровна.

Слайд 3

Родители Александр III Александра Федоровна

Слайд 4

От этого брака родилось шесть детей: Николай (1868–1918, в будущем император Николай II), Александр (1869–1870), Георгий (1871–1899), Ксения (1875–1960), Михаил (1878–1918), Ольга (1882–1960).

Слайд 5

К роли правителя Николая готовили с малолетства. Он получил разностороннее образование у лучших педагогов и специалистов своего времени. Будущий император прошел восьмилетний общеобразовательный курс на основе программы классической гимназии, затем - пятилетний курс высшего образования юридического факультета Петербургского университета и Академии Генштаба. Николай был чрезвычайно усидчив и получил фундаментальные знания по политэкономии, юриспруденции и военным наукам. Его обучали также верховой езде, фехтованию, рисованию, музыке. Он отлично владел французским, английским, немецким языками (датский знал хуже), очень грамотно писал по-русски.

Слайд 6

Наследник

Слайд 7

Семья 20 октября 1894 г. в Ливадии (Крым) скончался Александр III, страдавший сложным заболеванием почек. Незадолго до смерти, понимая, что дни его сочтены, Александр III решил ускорить брак цесаревича: ведь по традиции новый император должен быть женат. В Ливадию была срочно вызвана невеста Николая - немецкая принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская, внучка английской королевы Виктории. Она получила благословение от умирающего царя, а 21 октября в маленькой ливадийской церкви была миропомазана, став православной великой княгиней Александрой Федоровной.

Слайд 8

Коронация Решение о собственной коронации было принято Николаем II 8 марта 1895 года. Комиссия разработала весьма обстоятельную программу коронационных торжеств. На эти мероприятия были ассигнованы из казны значительные денежные суммы, которые в целом составили около 110 миллионов рублей. В Москву прибывали самые именитые гости: короли и наследные принцы, герцоги и князья, официальные и всякого рода иные представители многих стран.

Слайд 9

От этого брака родилось пять детей: Ольга (1895–1918), Татьяна (1897–1918), Мария (1899–1918), Анастасия (1901–1918), Алексей (1904–1918).

Слайд 10

Вступление на престол. Когда Николай пришел к власти, он не имел никакой программы, кроме твердого намерения не уступать ни на йоту своего самодержавного могущества, которое он считал заветом своего отца. Он осознавал свои недостатки и одновременно ясно понимал, что даже ближайшее окружение сильно сомневается в его способностях. В первые годы своего правления он по неопытности продолжал политику отца и оставил на постах его главных советников и министров. Такая преемственность противоречила интересам образованных и имущих слоев общества, надеявшихся на политические перемены, прежде всего в земствах, органах деревенского самоуправления, которые царь открыто и неловко призвал к отказу от бессмысленных мечтаний о конституционализации государства.

Слайд 11

Фаворит Григорий Распутин

Слайд 12

Дом Ипатьева

Слайд 13

Биография Николая II. Русский император (1894-1917); Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов, что явилось одной из причин Революции 1905-1907 годов, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905г., разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа.

Слайд 14

17 июля 1918 года царская семья была расстреляна без суда и следствия в Екатеринбурге. Прославлена в лике святых мучеников и страстотерпцев в августе 2000 года.

Слайд 15

«Храм на крови», построенный на месте дома Ипатьева

Слайд 16

Источники: http://www.google.ru/ http://www.rambler.ru/ http://www.hrono.ru/ Википедия — свободная энциклопедия Подготовила: Маруфи Денис Вячеславович. МОУ Северная СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа "Правление Александра III" - тест; 2 часть "Правление российских императоров XIXв"

Самостоятельная работа, состоящая из 2 частей 1 часть - тест (Александр III); 2 часть - задания формата С - охватывают основные события, связанные с правлением Александра I, Николая I, Александра I...

"Николай II - последний русский император"

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Николай II - последний русский император", содержит интересный иллюстративный материал (фотографии Николая II и его семьи), а так же материалы по теме "Экономич...

"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...

проект «Николай II – последний император России»

Изучив  литературу  о  жизни  и  правлении Николая  II, я  решила  выяснить  причины,   которые  привели  к  отречению...

Образовательный проект "Николай II - последний император Российской империи"

Проект "Николай II - последний император Российской империи" был разработан с целью углубить знания учащихся о нашем императоре-страстотерпце и его семье. Материал будет полезен как на ...

Материал для тематических стенгазет "Николай II - последний русский император"

Материал может быть использован для выполнения стендов к методической недели "Истории". Он позволяет расширить знания учащихся, посвящённых династии Ромавых.Цель данного материала: знакомств...