Образовательный проект "Николай II - последний император Российской империи"
проект по истории (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Проект "Николай II - последний император Российской империи" был разработан с целью углубить знания учащихся о нашем императоре-страстотерпце и его семье. Материал будет полезен как на уроках духовного краеведения Подмосковья, так и на уроках истории. Хотелось, чтобы дети посмотрели на императора Николая II и его семью другими глазами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Николай II | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Николай II – - последний император Российской империи» Выводы Император Николай II Цель: о ценить масштаб личности императора Николая II , его подвиг перед Россией. Задачи: изучить личность императора Николая II ; п оказать и раскрыть роль личности в истории д уховно-нравственное воспитание школьников
Средства: мультимедийный проектор, интерактивная доска, АРМ учителя Технологии: проблемная, ИКТ , системно- деятельностная , тестовая Виды деятельности: обсуждение, выступления, подведение итогов Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая Методы обучения: исследовательско -поисковый, наглядный, словесный Инновационность проекта
План урока Итоги урока Император Николай II и императрица Александра Федоровна Завещание отца Наследник Самодержец Царская семья Война Отречение Гибель царской семьи
Отречение. 23 февраля 1917 года в Петрограде начались беспорядки, спровоцированные революционерами…Поводом послужили слухи о нехватке хлеба . Появились красные флаги и плакаты: «Долой войну» и «Долой самодержавие». .. Государь получает противоречивые сообщения о беспорядках и решает в целях скорейшего восстановления спокойствия вернутся в Петроград. В ночь на 1 марта за станцией Малая Вишера путь императорскому составу перекрыли войска, перешедшие на сторону революции. Государь решает ехать в Псков…По прибытии в Псков царя ждал новый удар: генерал Рузский , на ком по долгу службы и присяги лежала обязанность охранять государя всеми вооруженными силами, находящимися под его командованием, предложил ему сдаться на милость победителя . В ночь с 1 на 2 марта самый уважаемый императором генерал Алексеев готовит … манифест об отречении государя от престола! Утром окончательный текст передают Николаю. В дневнике императора появилась запись, ставшая исторической : «Кругом измена, и трусость, и обман». В три часа дня император отрекся от престола в пользу брата Михаила. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественных сил просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», - говорил государь. О.Н.Котомин , Николай II – последний российский император, Санкт-Петербург, 2006. Л.Л.Шевченко , Духовное краеведение Подмосковья, М., 2007. Завещание отца . За два дня до кончины Александр III сказал Николаю: «Тебе предстоит взять с моих плеч тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки…Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие …Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни…Укрепляй семью – она основа государства.
Предательство генералов – изменников не принесло им счастья. Генерал-адъютант Рузский в сентябре 1918 г. б ыл убит чекистами . Генерал-адъютант Алексеев мучился угрызениями совести до самой своей смерти в том же сентябре 1918 года. Сразу по прибытии Николая II в Царское Село вся его семья, свита и прислуга были объявлены арестованными. Все члены семьи приняли свое новое положение как испытание, ниспосланное Богом. Единственное, чего желал бывший император, - это не быть изгнанным из России . Потянулись мучительные дни вынужденного затворничества. По решению Совета рабочих и солдатских депутатов 19 августа 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск . В апреле 1918 года по распоряжению «особой важности» семью перевезли в Екатеринбург. Началась самая трагическая пора в жизни бывшей императорской семьи – заточение в доме отставного инженер-капитана Ипатьева. 12 июля 1918 года Уральский Совет получил указание из Москвы самостоятельно решить судьбу царственных узников. Совет постановил расстрелять всех Романовых . Исполнение казни поручили Юровскому. 16 июля 1918 года интернациональная команда из двенадцати человек получает револьверы для убийства Романовых. Около полуночи Юровский будит Е.С.Боткина . Доктор обходит всех Романовых: есть приказ коменданта одеться и спуститься со второго этажа на первый. Было объявлено, что семье грозит опасность и местный совет принял решение об их отъезде. Все спускаются на первый этаж в одну из комнат. Здесь они якобы должны были подождать, пока не придут автомобили. Меж тем в комнату входят вооруженные чекисты. Юровский начинает читать бумагу: «Ввиду того, что ваши родственники продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил расстрелять вас». Николай II не расслышал сказанного и, подымаясь со стула, переспросил Юровского: «Что, что ? » В это время Юровский выстрелил царю в голову и убил его на месте. По этому сигналу грянули выстрелы, и началось кровавое избиение узников…. Так в Ипатьевском доме династия Романовых, призванная триста лет назад на царствование из Ипатьевского монастыря, прекратила свое существование. Гибель царской семьи . На другой день после отречения Николай II выехал в ставку, в Могилев, для прощания с действующей армией. После того, как он произнес последние слова прощания, отдельные офицеры заплакали … Поезд тронулся, генерал Алексеев отдал честь бывшему императору. Николай II не покинул Россию , не попытался хотя бы спасти свою семью, прекрасно понимая, чем все это может закончиться. Он остался до конца со своей многострадальной Родиной, которой верно служил .
Учебное задание на этапе опроса Завещание : «Отец просил передать…чтобы не мстили за него, т.к. он всех простил…и чтобы помнили.., что не зло победит зло, а только любовь» Подумай, почему царскую семью прославили как страстотерпцев? 1. Вставьте пропущенные слова Пошли нам, Господи ………… В годину буйных, мрачных дней Сносить народное гоненье И пытки наших ……. И у преддверия могилы Вдохни в уста твоих рабов Нечеловеческие ……… Молиться кротко за ……. (С.С. Бехтеев ) 2. Кто передал из заточения слова Николая II которые стали его завещанием ? (с.217) А. Татьяна Б. Ольга В. Мария 3. Кого называют страстотерпцами ? 4. Что христианской культурой определяется как предательство?
Проблемные вопросы и задания Почему Николая II предали самые близкие генералы ? « Кругом измена, и трусость, и обман» Почему Николай II отрекся от престола ? Почему Николай II не попытался покинуть Россию после ареста ? Почему император н е попытался спасти семью, не стремился выехать из России ? Почему царскую семью прославили как страстотерпцев ?
Николай II управлял Российской империей в очень трудное время. Неудачная война с Японией в 1904-1905 годах подорвала авторитет Николая II как монарха и повлекла за собой негативные последствия. Вслед за войной началась первая революция, подавленная с большим трудом. П осле «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года (расстрел мирной демонстрации на Дворцовой площади) умерла вера народа в доброго царя-батюшку. Правда, царя в этот день в Зимнем дворце не было, он находился в Царском Селе, а первые выстрелы провокаторов раздались из толпы шедших к Зимнему дворцу. Страну захлестнула волна террора. В 1914 году Россия в союзе со странами Антанты вступила в Первую мировую войну с Германией. Неудачи на фронте, разруха в тылу вызвали негативное отношение общества к самодержавию. Разразилась Февральская революция 1917 года, положившая конец монархии в России. В людях Николай II больше всего ценил порядочность и честность, а не высокое происхождение. Он мог на равных поговорить с простым человеком о его житье-бытье, при этом собеседник зачастую забывал, что перед ним царствующая персона, столько в императоре было доброты. Безразличен он был к роскоши и комфорту, не терпел мотовства. Он всегда был уважителен и предупредителен в общении, никогда не повышал голоса на собеседника. От родителей Николай унаследовал прекрасную память, жесткую самодисциплину, умение располагать к себе людей. «…Я могу сказать, что в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий император» (Министр финансов граф С.Ю.Витте .) Примерные ответы учащихся
Рефлексия 17 июля 1918 год Святые царственные страстотерпцы а) критерии факта: дети хорошо усвоили исторический материал касающийся истории России начала ХХ века, изучили личность императора Николая II , ответили на проблемные вопросы, интересно представляя свои выступления. Затруднений по подготовке данного урока не было, а, наоборот, был огромный интерес обучающихся к теме урока. Дети с помощью учителя пришли к выводу, что последний российский император Николай II совершил подвиг перед Россией; б ) критерии отношения: положительное отношение к содержанию материала; а ктивность и взаимопомощь детей на всех этапах проведения проекта-урока; положительное отношение к учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»
В 2014-2015 учебном году учащиеся 11Б класса продолжают серию уроков в музее школы с проектной работой «Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»...
«Последний император земли Российской»
Конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век» Номинация «Человек и власть» Тема работы: «Последний император земли Российской»...
проект «Николай II – последний император России»
Изучив литературу о жизни и правлении Николая II, я решила выяснить причины, которые привели к отречению...
Последние десятилетия Российской империи.
Урок-презентация 8 класс по программе Л.К.Ермолаевой. Материал можно использовать на уроках по учебнику История и культура Санкт-Петербурга часть 2 (XIX век - начало XX)...
Презентация " Последний император Китая Пу И"
Презентация к уроку "Китай в 19 веке-начале 20века" в рамках курса "Всеобщая история " (Новая история 1800-1900гг.) к учебнику "Новая история " (Юдовская , Баранов ...
Методическая разработка урока "Собирая мысли по крупицам..." (на основе дневниковых записей последнего императора России Николая II)
Технологическая карта урока....
Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе «Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого истор...