Крепостное право в заданиях ЕГЭ на примере XVIII века
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс)
В статье рассматриваются варианты задания ЕГЭ, требующие раскрыть тему крепостного права в России. На примере XVIII века, когда произошло жесточайшее усиление крепостного гнета, выполнили задания 23 в формате ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18_vek_krepostnoe_pravo.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Крепостное право в заданиях ЕГЭ на примере XVIII в.
Задание 23 с сайта «Решу ЕГЭ»
«В XVIII в. Российская промышленность быстро развивалась. Но на предприятиях использовался не наемный труд, а труд крепостных крестьян; владельцы мануфактур из купцов или крестьян предпочитали не нанимать, а покупать крестьян по указу 1721 г. Производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а покупать приходилось целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.
Укажите три причины, по которым мануфактуристы предпочитали покупать крестьян, а не нанимать рабочих?»
Вопрос безусловно сложный. Чтобы ответить на него, необходимо знать историю развития крепостнических отношений при императоре Петре 1, понимать суть экономических отношений между крестьянами и помещиками, между государством и крестьянами, между промышленниками и государством.
Петр 1, который вёл длительную полномасштабную войну со Швецией, остро нуждался в сильной промышленности, способной обеспечить воюющую армию всем необходимым. Предпринимается целый комплекс мер, способствующий развитию торговли и промышленности в России: владельцев мануфактур освобождали от службы, но мануфактуры должны были выполнять госзаказ, то есть от объёма производства до зарплат работников решалось государством. Сложно было обеспечить рабочей силой мануфактуры в условиях крепостного права, поэтому с 1721 года было разрешено покупать крепостных на предприятия. Если мануфактура использовала труд беглых крестьян, то тех, кто становился мастерами, могли не возвращать помещиками.
Однако для купцов, хозяев мануфактур, было не всё так гладко, так как права их существенно ограничивались. Посессия- условное владение мануфактурой, то есть мануфактура и купленные крестьяне- работники фактически принадлежали государству. Крепостные крестьяне прикреплялись к мануфактуре, поэтому хозяин- купец не мог их продать, использовать труд за пределами мануфактуры.
Таким образом, что можно ответить на вопрос ЕГЭ?
Во- первых, сохранение крепостного права, введение паспортной системы приводило к нехватке свободных рабочих рук;
Во- вторых; оплата труда зависимых крестьян была низкой, что позволяло экономить хозяевам мануфактур;
В- третьих, не стоял вопрос с нехваткой работников, ведь их всегда можно было прикупить
Еще одно задание 23 с сайта «Решу ЕГЭ»
«Большая часть дворянства конца XVIII-XIX в. не желала освобождения собственных крестьян. Объясните такую позицию дворянства (приведите три объяснения)»
1. Экономика государства долгое время держалась на крепостничестве, так как помещичье землевладение обеспечивало всем необходимым, освобождение крестьян могло подорвать финансово- экономическую позицию дворянства
2. Крестьянин без земли- не крестьянин, но вот наделение крестьян землей при освобождении могло лишить дворянства значительных земель,
3. Сохранение власти и статуса для помещиков напрямую связано с количеством земель и крестьян
4. Большинство дворян считали, крепостное право- благо для крестьян, ведь неграмотный, ленивый мужик вряд ли сможет выжить без покровительства барина (патернализм).
Усиление крепостного гнета происходило на протяжении всего восемнадцатого века. Императрица Елизавета издала указ, дозволявший дворянам без суда высылать крестьян в Сибирь. В тоже время, простила крестьянам недоимки за 17 лет, снизила размеры подушной подати, изменила порядок рекрутчины (пять военных округов рекрутов должны были предоставлять по очереди, 1 рекрут со ста ревизских душ). Крестьянам, особенно в нечерноземных районах, разрешили уходить на промыслы, заниматься торговлей. Так появились «капиталистые крестьяне», среди них были даже владельцы мануфактур, богатые купцы. Вот только то, чем владели эти крестьяне, было записано на помещиков, так как крепостные были лишены прав собственности. Все эти меры, облегчающие положение крепостных были вызваны, не сколько заботой о них, сколько необходимостью решить экономические проблемы.
Самый жесткий период крепостничества был в правление Екатерины II. Политика императрицы была направлена на укрепление абсолютизма, централизацию управление, дворянство было опорой этой власти. В награду дворяне получали должности, звания, а главное землю и крестьян.
Когда при Екатерине Великой Россия завоевала выход к Черному морю, то это значительно расширило возможности торговли. Основной экспортный товар- зерно. Помещики, в погоне за доходностью хозяйств, усиливали эксплуатацию крестьян: имели право без суда и следствия отправлять крестьянин в Сибирь, крестьянам запретили жаловаться на помещиков, резко увеличилось количество крепостных, распространялась торговля крепостными. Беспрецедентный произвол дворян спровоцировал крестьянскую войну, пугачевщину.
Таким образом, в заданиях 2 части задания, связанные с крепостным правом, могут встретиться в задании 22 (при работе с текстом), в задании 23, в задании 24, задании 25 (если попадется процесс становления, развития или отмены крепостного права)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отмена крепостного права в России в XIX веке
Отмена крепостого права в России в XIX веке. Подготовка, причины,этапы и иитоги отмены крепостной зависимости крестьян в России....
«Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»
Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"...
Тестовые задания "История России в XVIII-XIX веках"
тестовые задания для проведения тематического контроля по истории России...
Тестирование по теме "Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70 годов XIX века"
Работа содержит 20 вопросов с одним вариантом ответа. Для удобства, поделил работу на 2 варианта - по 12 вопросов в каждом. Выберите удобный для Вас вид применения работы. Рекомендуемая система оценив...
Контроль уровня знаний понятий по §19-24 "Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века. Социально-экономическое положение России. Либералы и консерваторы
Работа составлена на 2 варианта, содержит 5 заданий - как тестовых, так и с открытым вариантом ответа. Работа применительна как текущий контроль знаний учащихся....
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЗОРНОЙ ЛЕКЦИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ».
Преподавание литературы в школе находится в поле пристального общественного внимания: дискуссии о том, зачем и как изучать литературу, периодически ведутся на страницах печати, на телевидении. О препо...
Крепостное право во второй половине 18 века
Технологическая карта урока...