«Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_istorii_8_klass.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
История 8 класс
Ф.И.О. Мотыгина Оксана Сергеевна, учитель истории
ОУ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 37 г.Владимира»
Предмет: история
Класс: 8 «а»
Программа: А.А. Данилов; Л.Г.Косулина «История России 19в»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: «Причины отмены крепостного права»
«Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»
К.Д.Кавелин
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию умений устанавливать причинно-следственные связи на основе работы с историческими источниками
Планируемые результаты:
В направлении личностного развития продолжится
- Дальнейшее воспитание у учащихся гражданской позиции .
- Формирование у учащихся умение отстаивать свою точку зрения, правильно ее аргументировать, ясно излагать
- Воспитание у учащихся умение работать в паре
Метапредметные.
в конце урока учащиеся будут уметь
- Использовать основные интеллектуальные операции: сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей
- Умение использовать источники для получения информации
Предметные:
В конце урока учащиеся будут знать и понимать
- Причин отмены крепостного права в России.
Оборудование: учебники, тетради, мультимедийный проектор, документы, кластеры и схемы , презентация
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1 2 3 4 5 6 | Самоопределение к деятельности (5 минут) Этап проблемного поля (5 минут) Совместная с учащимися постановка цели урока (3 минуты) Самостоятельная работа учащихся (10 минут) Совместный поиск путей решения проблемы (10 минут) Рефлексия (7 минут) | Организует учащихся на деятельность учащихся сообщая следующую информацию : Александр II в конце своего правления почетную приставку к титулу-«Освободитель» и предлагает прочитать справочные данные Обращение Александра II к членам Государственного совета 28 января 1861 года « Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства» Справочные сведения В 1846 и 1848 годах Александр II, тогда еще наследник престола, был назначен отцом председателем секретных комитетов по крестьянскому делу. Оба раза будущий император выступал против лишения помещиков собственности на крестьян Мнение большинства помещиков о возможности освобождения крестьян « Как предоставить этих людей самим себе, когда они и под нашей властью не имеют приличной нравственности; да они все сопьются и пропадут Учитель предлагает детям объяснить такое противоречие Учитель предлагает учащимся вспомнить основные причины проигрыша России в Крымской войне и ту необходимость реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть всё новые и новые поражения от ушедшей вперёд Европы. Учитель организует с учащимися совместную постановку темы урока и цели урока Учитель раздаёт учащимся ряд письменных исторических источников для изучения, и предлагает учащимся, изучив их , сформулировать причины отмены крепостного права Учитель вместе с учащимися на основании полученных ими новых знаний, формулирует причины отмены крепостного права: поражение России в Крымской войне, технико-экономическая отсталость России, угроза потерять статус Великой Державы, массовые выступления крестьян, изменение настроений в российском народе Учитель предлагает объяснить почему именно эта цитата служит эпиграфом к уроку. Свою точку зрения аргументировать письменно.
| Отвечают на поставленный вопрос: Учащиеся перечисляют причины поражения: техническая отсталость России от передовых стран Европы; необходимость отмены крепостного права, которое тормозило всё развитие страны Учащиеся, на основании ранее высказанного, формулируют свои предложения и записывают тему в тетрадь Учащиеся читая источники анализируют их, выделяя из них ключевые аргументы и факты, систематизируют вновь полученные знания, работая с кластером из (приложения 1) Учащиеся участвуют в формулировке причин отмены крепостного права и записывают их в тетрадь Дети выполняют задание и обосновывают свою точку зрения | Умение анализировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи Умение выводить следствие, анализируя исторические факты и явления Умение самостоятельно выявлять познавательные цели и задачи Познавательные УУД умение структурировать знания; извлечение необходимой информации из разных источников Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей и целью коммуникации Метапредметные УУД Контроль и оценка процессов, результатов деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Причины
Внутренние Внешние
Социальные Экономические
Политические
Приложение 2
№1
Жандарм-составитель «нравственно-политического отчета за 1839 год», сообщая о крестьянских волнениях и о том, что «весь дух народа направлен к одной цели, к освобождению», писал следующее: «Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа. Тогда только будет мера спасительна, когда будет предпринята самим правительством, тихо, без шуму, без громких слов, и будет соблюдена благоразумная постепенность. Но что это необходимо и что крестьянское сословие есть пороховая мина, в этом все согласны»
(«Крестьянское движение 1827—1869», вып. I, M. 1931, с. 32).
№2
Число крестьянских волнений в среднем за год
1801-1825 гг. | 1826-1850 гг. | 1851-1860 гг. | 1861 г. |
26 | 43 | 98 | 1370 |
Стихийные и разрозненные волнения подавлялись властями. Но появилось и нечто новое. В 1854-1855 гг. десятки тысяч крепостных, поверив слуху об освобождении ополченцев от крепостной зависимости, налогов и рекрутчины бежали от своих господ.. Весной огромные толпы крестьян пытались самовольно переселиться в Крым, где они якобы должны были получить свободу.»
(С..Кольчугин «Подготовка отмены крепостного права»)
№3
(Из письма провинциального помещика знакомому в Санкт-Петербург, 1860г.)
«Желаю от души, чтоб освобождение так или сяк поскорее состоялось, ибо нынешнее положение невыносимо. У меня кто-то поджег гумно, осталась одна зола!»
№4
Из статьи помещика А.И.Кошелева о выгоде вольнонаемного руда. 1847 г.
…Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, – ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаянье, или в ярость…
… Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! К там один перед другим боится переработать, так у они друг друга одушевляют и подстрекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером – охота пуще неволи.
№5
«Совершенная зависимость от произвола владельца и безнадежность освободиться от этой зависимости убивают в крепостном склонность к бережливости и прочному улучшению своего быта, рождая, напротив, или скупость, или страсть к минутным наслаждениям, к пьянству, праздности и разврату. Этим легко объясняется, почему крестьяне, даже у попечительных владельцев, живут большей частью дурно и почему заведомо богатые из них редко пускают в обороты капиталы свои, но прячут их тщательно на черный день. Да и может ли быть иначе, когда помещик может отнять нажитое кровавым трудом его крепостного?
Развитие промышленности требует не только ограждения личности и собственности, но и свободы располагать своим временем, трудом и местом жительства».
(Из записки А.П.Заболоцкого-Десятовского «О крепостном состоянии России», 1841 г.) –
№6
Император Александр 2 вступил на престол в нелегкие дни. Военные действия развивались неудачно. Дефицит государственного бюджета за 1853-1856 гг. возрос с 52 до 307 млн руб. Правительство увеличило выпуск ассигнаций, что привело к падению курса бумажного рубля.
«Сверху – блеск, снизу – гниль», – так оценивал состояние Российской империи видный сановник П.А.Валуев .
№ 7
Из письма К.Д.Кавелина С.М.Соловьеву
«По некоторым отрывочным фактам судя, положение наше теперь самое страшное. Казна истощена совершенно. Если бы Вы знали сумму бумажек, пущенных в ход, Вы бы не обинуясь сказали, что больше выпускать их было бы совершенным безумием».
№ 8
Из «Воспоминания о Севастополе» В. Зарубаева
Ружья у нас гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. В таком положении офицеры приходили в отчаянье, а солдаты бредили изменой .
№ 9
Из письма великого князя Константина Николаевича министру иностранных дел А.М. Горчакову( 1857 год)
«… Продажа эта весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать, если США решат сами взять у нас эти колонии, мы не будем в состоянии воротить их»
№ 10
Условия Парижского мира 1856 года:
« Россия отдает Турции юг Бессарабии и устье реки Дунай. Россия обязуется открыть для беспошлинной торговли несколько портов на Черном море. России предписано не строить на Черном море военный флот и срыть все имеющиеся на черноморских берегах крепости»
Справочные сведения
№1
Обращение Александра II к членам Государственного совета 28 января 1861 года
« Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства»
№2
В 1846 и 1848 годах Александр II, тогда еще наследник престола, был назначен отцом председателем секретных комитетов по крестьянскому делу. Оба раза будущий император выступал против лишения помещиков собственности на крестьян
№3
Мнение большинства помещиков о возможности освобождения крестьян
« Как предоставить этих людей самим себе, когда они и под нашей властью не имеют приличной нравственности; да они все сопьются и пропадут»
№4
Николай I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.:
«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно еще более гибельным».
№5
Н. Г. Чернышевский
«Много говорили мы о наших недостатках и множество всевозможных недостатков находили в себе, но общий, главнейший источник всех их — крепостное право; с уничтожением этого основного зла нашей жизни каждое другое зло ее потеряет девять десятых своей силы».
№ 6
Александр II 1856 год . Выступление в Московском Дворянском собрании
«Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права
Комбинированный (урок-исследование)...
Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов...
Промежуточный контроль по теме: «Право. Теория права. Система права». 10 класс.
Промежуточный контроль по теме: "Право. Теория права. Система права" 10 классКласс: 10 классГод: 2020 г....
Понятие права. Система права. Источники права
Понятие права. Система права. Источники права...