Разработка урока истории в 10 классе "Период реакции. Декабристы"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Разработка урока истории в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
period_reaktsii._dekabristy._10_klass.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории России в 10 классе
«Период реакции. Декабристы»
Тема урока: «Период реакции. Декабристы»
Цель урока:
Сформировать представление о развития декабристского движения в России
Задачи урока:
- развивающая — развитие у учащихся навыков работы в паре, заполнения таблицы, работы с электронными образовательными ресурсами, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
- образовательная — выяснение причин возникновения движения декабристов, целей участников тайных организаций, значения восстания на Сенатской площади;
- воспитательная — формирование ценностных суждений, воспитание коллективизма и патриотизма.
Материалы:
• раздаточный материал (опорный план анализа программы декабристских обществ)
• материалы образовательного портала Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/start/
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, модем для подключения к сети Интернет, смартфоны обучающихся для работы с электронным образовательным ресурсом.
Формирование УУД:
- регулятивные: определять цель и действовать по плану;
- познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее;
- коммуникативные: сотрудничество на уроке во время работы в паре, доносить свою позицию;
- личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные мотивы, самоопределяться в системе ценностей.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания.
II. Этап актуализации знаний
Обращение к материалу прошлого урока.
Вопрос для класса: почему война 1812 года получила название Отечественной?
Варианты ответа обучающихся: совместный выбор правильного ответа.
Переход к изучению новой темы: чем можно объяснить появление тайных обществ после войны 1812 года.
III. Этап усвоения новых знаний
В начале урока озвучить эпиграф урока:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин
Исходя из эпиграфа к уроку обучающиеся должны сформулировать тему нашего урока.
Определить результат восстания декабристов.
В конце урока нужно будет ответить на вопрос: Декабристы – истинные и верные сыны или группа заговорщиков – предателей своего класса?
Что нам надо выяснить, чтобы изучить данную тему?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель обобщает ответы:
1. Причины зарождения движения декабристов
2. Ранние декабристские организации, Северное и Южное общество
3. Значение восстания декабристов .
- Причины зарождения движения декабристов
Работа и анализ схемы-таблицы:
Время реформ «Дней Александровых прекрасное начало» | Отечественная война 1812 года | Время отказа от реформ Возникновение тайных обществ (декабристских) |
«Негласный комитет» | А.А. Аракчеев |
Сравнить время реформ и время после 1812 года.
Найти причины поворота во внутренней политике Александра I.
Работа по определению причинно-следственных связей.
Как вы думаете, каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов?
Причины зарождения движения декабристов.
- Желание дворян помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию.
- Заграничные походы русской армии 1813 – 1815 годов и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств
- Желание предотвратить возможность повторения «пугачевщины».
- Изменение политики Александра I.
- Влияние идей европейского просвещения (теории народного суверенитета, демократии, социальной справедливости) и особенно его революционного направления.
- Ранние декабристские организации, Северное и Южное общество
Работа в парах. Использование ресурса https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/main/
Каждая пара получает опорный план анализа программы декабристских обществ
1. Форма правления
2. Метод прихода к власти
3. Форма государственного устройства
4. Решение вопроса о крепостном праве
Пара №1 – «Союз спасения» 1816-1818гг.
Пара №2 – «Союз благоденствия» 1818-1821гг.
Пара №3 – «Северное общество» 1821-1825гг.
Пара №4 – «Южное общество» 1821-1825гг.
Элемент ролевой игры – выступление ученика от имени руководителя тайных обществ.
Назовите главные отличия программ Северного и Южного обществ.
Записи в тетради:
- Северное общество предусматривало форму правления - конституционную монархию, Южное общество – республику;
- территориальное устройство, согласно программе Северного общества - федеративное государство, Южного общества – унитарное государство;
- Северное общество считало, что частная собственность неприкосновенна, Южное общество полагало, что земля должна быть разделена на частную и общественную, и предлагало провести частичную конфискацию помещичьих земель.
3. Значение восстания декабристов
Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?
Российская империя в рассматриваемый исторический период была абсолютной монархией. Программа Н. Муравьёва предполагала лишь ограничить власть государя Конституцией, поэтому её реализовать было легче. Кроме этого «Северное общество» выступало с менее радикальными предложениями по решению аграрного вопроса.
Поведение итогов парной работы.
IV. Этап закрепления новых знаний
Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
Зачитывают вслух проблемный вопрос: «Декабристы – истинные и верные сыны или группа заговорщиков – предателей своего класса?»
Организация дебатов
Класс делится на две группы:
1 группа: те, кто согласны, что декабристы – истинные и верные сыны Отечества.
2 группа: те, кто считают, что декабристы - группа заговорщиков – предателей своего класса.
В течение 5 минут группы готовят аргументы, по заданным утверждениям, после чего проводятся дебаты, на основе предлагаемых аргументов каждой стороны.
УЧИТЕЛЬ: Перед вами 2 квадрата: красный означает, что декабристы – истинные и верные сыны Отечества, зелёный - декабристы – группа заговорщиков – предателей своего класса. Передайте мне тот квадрат, который соответствует вашему убеждению.
Проводится подсчёт голосов.
Учитель (обращается к классу): Исходя из результатов вашего голосования: декабристы – истинные и верные сыны Отечества. Точно также считали многие люди искусства. История – это наука, изучающая прошлое, настоящее и будущее. Есть ли связь между изученной нами сегодня темой и современностью.
Заслушиваются ответы учеников.
Выполнение задания на ресурсе https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/control/1/#187816
V этап. Домашнее задание.
Прочитать параграф «Период реакции. Декабристы». Подготовка к письменной работе.
Выполнение заданий на образовательном портале Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/control/2/#187819
VI. Рефлексия:
1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме: "Восстание декабристов"
Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...
Урок истории 8 класс"Восстание декабристов"
Конспект урока истории России в 8 классе по программе "Школа 2100"...
Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.
Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади....
Презентация к уроку истории на тему "Восстание декабристов" 8 или 10 класс
Презентация подойдет к уроку на тему Воссстание декабристов как для 8, так и для 10 классов...
Разработка урока "Наш край - частица России. Декабристы в Сибири".
Урок-закрепление "Наш край - частица России. Декабристы в Сибири" с применением краевого материала....
Конспект урока истории на тему: "Восстание декабристов"
Тема урока: Восстание декабристовЦельДать представление о восстании, которое произошло в Петербурге 14 декабре...
Конспект урока истории на тему: "Движение декабристов"
Тема урока: Движение декабристовконспект урока по истории (10 класс)Образовательные задачи:На основе знаний учащихся о экономическом развитии России в начале XIX века, особенностях политического строя...