Монгол империясе һәм дөньяның сәяси картасы үзгәрү
план-конспект урока по истории (6 класс)

Каримова Разиля Агалямзяновна

6 класс

Тема урока: Монгол империясе һәм дөньяның сәяси картасы үзгәрү

Максат һәм бурычлар: Чыңгызхан империясе барлыкка килүнең үзенчәлеге белән танышу; Чыңгызханның яулап алу походларын тикшерү; Монгол империясенең тарихи мирасын анализлау.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

Регулятивные: формировать новые задачи в учебной  и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории России, уважение к историческому наследию России; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация.

Дәрес тибы: яңа белем алу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mongol_imperiyase_hm_donyanyn_syasi_kartasy_uzgru.docx69.8 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока: Монгол империясе һәм дөньяның сәяси картасы үзгәрү

Максат һәм бурычлар: Чыңгызхан империясе барлыкка килүнең үзенчәлеге белән танышу; Чыңгызханның яулап алу походларын тикшерү; Монгол империясенең тарихи мирасын анализлау.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

Регулятивные: формировать новые задачи в учебной  и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории России, уважение к историческому наследию России; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация.

Дәрес тибы: яңа белем алу

Дәрес барышы

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно-целевой этап

- Сүз нәрсә турында бара? Белсәгез, без сезнең белән җиңел генә теманы да табачакбыз.

Зур бер империя булган, башкаласы Каракорым. Чиге булмаган бу илне монголларның бөек ханы төрле илләрне сугышып берләштергән.. Ә ханның исеме – Чынгызхан булган. Мондый ханны дөньяның әле күргәне булмаган. (укучылар теманы билгели)

Темадан чыгып, әйтегез әле, без бүген нинди максат куярга тиеш?

(монголлар кем алар? Дәүләтләре ничек төзелгән? Яулап алулары ничек башланган?)

Дәрес планы:

  1. Чыгыз хан дәүләте оешу
  2. Чыңгыз ханның яулап алу походлары башлану
  3. Калка елгасы буендагы сугыш
  4. Монгол империясенең тарихи мирасы

Проблемалы сорау:

  • Монгол яулары һәм Монгол империясе барлыкка килү төрле илләр һәм Европа халыклары өчен нинди нәтиҗәләре була?
  1. Яңа материалга кереш

Бүген без сезнең белән монгол империясенең дөнья тарихында ничек итеп иң зур державага әйләнүен белербез. Чыңгызхан державасының башлангычы кайда? Монголлар нинди максатларны алга куйган? Монгол империясенең тарихи мирасы нинди? Бу һәм башка сорауларны без сезнең белән карап чыгарга тырышырбыз.

IV. Дәрес темасы буенча эш.

Чыңгызхан дәүләте оешу

- 15 параграфның 1 пункты һәм өстәмә материал белән эш. Танышабыз һәм сорауларга җавап бирәбез.

Дополнительный материал

Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры.  Их окружали дружинники - нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом, складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.

Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего  молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища –

старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.

В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов,  населявших монгольское государство, было малопродуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.

Класска сораулар.

- Монголларның төп шөгыльләре нинди булган?

- Монголлар күрше күчмә кабиләләрне кайчан үзләренә буйсындырып берләштерәләр?

-Талантлы гаскәр башлыгы Тимучинны кайчан бөек хан итеп игълан итәләр?  

- Чынгыз ханның төп бурычы нәрсә була?

 - 13 гасырда Монголиядә дәүләт белән идарә итү системасы ничек корыла?

- Яшәү тәртибен һәм кагыйдәләрен туплаган нинди кануннар җыентыгы булдырыла?

- Яңа дәүләтнеә башкаласы ничек аталган?

- Монгол-татар дәүләте барлыкка килүне нинди фактлар ассызыклый?

2.        Чыңгызханның яулап алу походлары башлану

Группаларда эшлибез. 2 нче подтема  һәм өстәмә мәгълүматны укып, сорауларга җавап бирегез.

1 группа Чыңгыз ханга психологик портрет ясый. (кеше һәм сәясәтче буларак характерлый)

 2 группа Монголларның беренче җиңүләре таблицасын тутыра, хәрби уңышларын анализлый.

Дополнительный материал для первой группы.

Чингисхан происходил из знатного найонского рода.   Он родился 1155 году. В 9 лет потерял отца. Несколько лет провел в рабстве. Вырвавшись на свободу, стал собирать вокруг себя старых соратников своего отца.  Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.

Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.

«Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромил и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).

Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:

  1. Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены( по 10 тыс. человек),  каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;
  2. Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;
  3. Ввел управление своим личным имуществом;
  4. Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;
  5. Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.

Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии какой -либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись,  а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.

При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.

Вопросы к первой группе

- В каком году Чингисхан пришел к власти?

- Какими личностными качествами он обладал?

- Насколько была успешна политика Чингисхана?

- Какой путь он избрал для удовлетворения потребности монголов в новых пастбищах? Почему?

- Опишите структуру монгольского общества и войска.

Таблица второй группы  Первые победы монголов

Дата

Направление

Итоги

1211-1215 гг.

Северокитайская империя Цзинь

Завоевание

После империи Цзинь (1216)

Кочевые народы, жившие к западу от монголов

Завоевание

1219-1221 гг

Средняя Азия , Персия

Завоевание

Дополнительный материал для второй группы

Итальянский путешественник Джовнни Плано о военном искусстве монголов.

Оружие же всё по меньшей мере должны иметь такое: 2 или 3 лука, или по меньшей мере один хороший, и 3 хороший колчана, полных стрелами, 1 топор и верёвки, что бы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооружённая лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи…У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон на подобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Железные наконечники имеют острый хвост длиною в одни палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…

Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет ничего с собой, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они нечего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; так же и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают…стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…  

Вопросы ко 2 группе

- Охарактеризуйте первые победы монголов, используя карту.

- Как итальянский путешественник описывает вооружение монголов?

- В чем была сила монгольского войска? В чем секрет военных успехов монголов?

Причины военных успехов монголов

  1. Слабость тех стран, на которые нападали монголы. И Китай и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.
  2. Монгольское войско было многочисленным, хорошо вооруженным и организованным.
  3. Тактика монгольской конницы имела ярко выраженным наступательный характер: нанести внезапный удар, внести панику в ряды противника по частям.
  4. Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.
  5. Непрерывное руководство боем: монгольские ханы, темники и тысячники следили за всеми передвижениями войска, с помощью различных сигналов предавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определенного цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.
  6. Перед своими войсками монголы ставили живой щит из пленных, чтобы деморализовать противника.
  7. Жесткая дисциплина.
  8. Использование передового технического опыта и военных специалистов захваченных стран.

Дәреслекнең  8 битендәге картадан  табыгыз:

  1. Монгол кабиләләренең Чыжгыз хан хакимлегендә әүвәлге берләшү территориясе
  2. 1227 елда Чыңгыз хан дәүләтенең чикләре
  3. Монголларның яулап алган территорияләрен атарга

Нәтиҗә ясыйбыз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видео)

  1. Калка елгасы янындагы сугыш

Укытучы сүзе.

Монголы вторглись в половецкую степь, половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям.  Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра пришедшие возьмут»

Мстислав Удалой созвал совет князей Южной Руси. На призыв галицкого князя откликнулись: киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский, Даниил Романович, княживший во Владимиро- Волынском. Владимиро-суздальский князь послал полк на помощь, но тот не успел явиться к началу сражения.

Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: мы слышим, что вы идете против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли  не знали, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир.  Но русские перебили послов и двинулись на монголов.

Русские войска перешли Днепр. Монголы осыпали русских стрелами и отступили.  Не зная их обычной тактики заманивания, князья приняли их отступление за бегство.  Русские не заметили, что оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых не подозревали.

 В конце мая 1223 состоялось кровопролитное сражение на берегу реки Калки. Монголы осадили лагерь Мстислава Романовича.  Три дня киевляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины, были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы разорили несколько городов и сели в Черниговском княжестве, но вглубь русских земель не пошли.  Поход 1223 г. Был предпринят с целью разведки.

Вопросы к классу

- Когда состоялась битва на Калке? Опишите ее.

- Почему русские проиграли битву, несмотря на численное превосходство?

- Возможен ли был иной исход битвы?

- Предположите, какие уроки должны были извлечь русские князья после битвы на Калке.

1. Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать  послов. За убийство посла на Востоке жестоко мстили.

2. Необходимо заранее знать тактике врага, чтобы не попасться в смертельную ловушку.

3. Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником.

4. Необходимо готовиться к встрече с врагом, объединять силы, готовить общее военное руководство, прекратить междоусобицы и объединиться.

4. Монгол империясенең тарихи мирасы

Монгол империясе зурлыгы белән дөньяда тиңе булмаган берт дәүләткә әверелә.

- 4 пункт һәм 8 биттәге карта ярдәмендә барлыкка килгән дәүләткә характеристика бирегез.

Учитель составляет  на доске схему

       

Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором рассматривается вопрос о том, какой след оставила Монгольская держава в истории.

Одна группа отстаивает позицию: «Монгольская империя оставила положительный след в истории»

Другая группа отстаивает позицию: «Монгольская империя оставила отрицательный след в истории»

IV. Ныгыту  

Төшеп калган сүзне әйтегез:

- ____________ монгол кабиләләрен  берләштерде. Чынгызхан

- 1223 елныңмай ахырында ___________________ сугыш була. Калка елгасы буенда

- Монгол империясе ______ олыстан тора. 4

-  Үзләренә билгеләнгән җирләрдә яшәгән халыктан ясак җыю, мәхкәмә (суд) эшләрен башкару һәм тәртип саклау өчен җаваплы түрәләр ______________ булдырыла. Баскак

- Барлык халык ______________ бүленә. Һәрбер __________ үз эчендә меңлекләргә, йөзлекләргә, унлыкларга бүленеп, төгәл система тәшкил итә. Төмәннәргә

Яшәү тәртибен һәм кагыйдәләрен туплаган “________________” дип аталган кануннар җыентыгы булдырыла. Бөек Яса

1220 елда яңа дәүләтнең башкаласы __________________ шәһәре барлыкка килә. Каракорым

V. Итог урока (рефлексия деятельности) Ребята дают оценку своим знаниям.

Дәрестә нәрсәләр белдегез?

Нәрсә кызык булды?

Д/З -  параграф 15, выписать в словарь и выучить новые термины.

На дополнительную оценку:

1 вариант: найти информацию, оформить её в виде сообщения о князьях, принявших участие в битве на Калке

2 вариант:  написать мини-сочинение – как  жилось покоренным народам

Дополнительный материал №1

Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры.  Их окружали дружинники - нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом, складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.

Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего  молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища –

старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.

В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов,  населявших монгольское государство, было малопродуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.

Дополнительный материал №1

Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры.  Их окружали дружинники - нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом, складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.

Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего  молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища –

старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.

В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов,  населявших монгольское государство, было малопродуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.

Дополнительный материал

1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)

Дополнительный материал для первой группы.

Чингисхан происходил из знатного найонского рода.   Он родился 1155 году. В 9 лет потерял отца. Несколько лет провел в рабстве. Вырвавшись на свободу, стал собирать вокруг себя старых соратников своего отца.  Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.

Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.

«Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромил и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).

Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:

1.        Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены( по 10 тыс. человек),  каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;

2.        Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;

3.        Ввел управление своим личным имуществом;

4.        Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;

5.        Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.

Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии какой -либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись,  а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.

При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.

Вопросы к первой группе

- В каком году Чингисхан пришел к власти?

- Какими личностными качествами он обладал?

- Насколько была успешна политика Чингисхана?

- Какой путь он избрал для удовлетворения потребности монголов в новых пастбищах? Почему?

- Опишите структуру монгольского общества и войска.

Дополнительный материал

2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов» и анализирует причины военных успехов монголов.

Таблица второй группы  Первые победы монголов

Дата

Направление

Итоги

1211-1215 гг.

После империи Цзинь (1216)

1219-1221 гг

Дополнительный материал для второй группы

Итальянский путешественник Джовнни Плано о военном искусстве монголов.

Оружие же всё по меньшей мере должны иметь такое: 2 или 3 лука, или по меньшей мере один хороший, и 3 хороший колчана, полных стрелами, 1 топор и верёвки, что бы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооружённая лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи…У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон на подобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Железные наконечники имеют острый хвост длиною в одни палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…

Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет ничего с собой, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они нечего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; так же и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают…стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…  

Вопросы ко 2 группе

- Охарактеризуйте первые победы монголов, используя карту.

- Как итальянский путешественник описывает вооружение монголов?

- В чем была сила монгольского войска? В чем секрет военных успехов монголов?

Монгол империясе

Бөек хан олысы (Монголия, Кытай, Көнчыгыш Себернең көньягы)

Хулагу олысы (Иран, Гыйрак, Кавказ арты, Урта Азиянең һәм Һиндстанның бер өлеше)

Алтын Урда

Җучи олысы (Төньяк Кара диңгез буе, Идел буе, Русьнең, Себернең һәм Урта Азиянең бер өлеше) 

Чыгытай олысы

(Үзәк Азия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дөньяның экологик проблемалары

Дөньяның экологик проблемалары  белән таныштыру...

Дәрес эшкәртмәсе "Борынгы Рим империясе күршеләре"

5 нче сыйныфта "Борынгы заман тарихы" буенча дәрес эшкәртмәсе. Дәрес электрон презентация, төркемнәрдә эшләү өчен биремнәр кулланып алып барыла....

презентация "Рим империясе күршеләре"

Презентация шул ук темадагы дәрестә куллану өчен тәкъдим ителә....

Укучыларның дөньяны танып белүдә һәм милли үзаңны үстерүдә туган телнең әһәмияте

Моё выступление на Первом Всероссийском форуме учителей родных языков в Москве....

Укучыларның дөньяны танып белүдә һәм милли үзаңны үстерүдә туган телнең әһәмияте

Моё выступление на Первом Всероссийском форуме учителей родных языков в Москве....

"Дөньяны тынычлык яшәтә, яшәртә" - интеллектуаль тел бәйгесе

“Мин татарча сөйләшәм!” акциясенең максаты  татар теленең кулланыш даирәсен киңәйтү,  милләттәшләребезне, бигрәк тә яшьләрне татарча аралашуга, милли мәдәни байлыкларыбызны саклау һәм баету ...