Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Организационный момент.
Слайд 1 |
Здравствуйте! Для снятия напряжения повторяйте за мной движения. Сегодня необычный урок – открытый. Мы рады гостям со всего Среднеахтубинского района. У нас отличное настроение. Мы покажем, как умеем работать и любим историю. Садитесь. | (в целях снятия напряжения) Жесты приветствия, добра, хорошего настроения, работы, любви к истории |
- Мотивационно – целевой этап.
|
Что такое история?
| История – это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней |
На какие периоды она подразделяется?
| Древний мир – от первобытности к древним цивилизациям до падения Западной Римской империи, средние века – от падения Западной Римской империи до начала Великих географических открытий, новое время, новейшее время.
|
Какие государства мы изучали в по истории Древнего мира?
| Египет, Финикия, Междуречье, Греция, Рим и другие.
|
Назовите государства, которые мы изучали по истории средних веков.
| Франкское королевство, Англия, Франция, Чехия, Арабский халифат, Китай, Япония, Индия и другие.
|
Слайд 2 Какое государство мы не изучали? | Россию |
Правильно. Что это значит? Вы начинаете изучать интересный, важный и нужный предмет – историю России. В 6 классе вы узнаете о главных событиях, которые происходили в нашей стране с древнейших времён до XVI века. | Мы приступаем к изучению истории России. |
Определение темы урока |
Для определения темы урока играем в игру «Ассоциация». Я - слово. Вы - ассоциацию (то, что представляется для описания этого слова). Закрыли глаза. семья – дом – а теперь, внимание, ключевое слово - Россия - Открывайте глаза. У многих представляется, что Россия – это родина. Так какая же тема урока? Слайд 3 |
Мама, папа, родные, любимые тепло, уют, родные, кот, береза, пироги Родина, отечество…..
Тема урока: «Наша родина – Россия». |
Объяснениее формы работы |
Сегодня будем фиксировать все записи в рабочих листах. Подпишите свой лист (фамилию и имя). Запишите дату. 18.12.2019 и тему урока. |
|
Постановка проблемного вопроса |
У каждого человека, у каждого народа есть свой образ идеальной родины. Англичане говорят: «Добрая старая Англия», французы – «Милая Франция», русские говорят: «Матушка – Россия», «Моё Отечество».
Какая же она, Россия и почему мы ее любим? Это и будет главным проблемным вопросом нашего урока.
|
Высказывания детей |
Введение в новый материал |
На какие вопросы мы хотели бы сегодня получить ответ? Эти вопросы и будут планом урока.
А чтобы получить на них ответ, мы отправимся в виртуальное путешествие по страницам нашей истории.
|
- Наша родина, наше Отечество.
- Где расположена Россия, ее особенности.
- Какие народы населяют Россию?
- Почему надо изучать историю своего Отечества?
- Как изучать историю России.
|
III.Работа по плану урока |
Сегодня на уроке мы работаем в парах, помогаем друг другу.
|
|
1.Наша Родина, наше Отечество |
Посмотрите видео о России и назовите те ощущения, которые у вас возникли во время просмотра. Видео о России №1. Мозговой штурм. Какая Россия? Что вы ощущали, просматривая видео?
Можно сделать вывод словами великого русского поэта С. Есенина: «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» |
Сильная, могучая, огромная, богатая, красивая, родная, любимая, гордая.
|
2.Где расположена Россия, ее особенности |
Слайд 4 Посмотрите на карту мира на слайде. Что можно сказать? А теперь посмотрите на карту современной России Как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Обширная территория России – это уникальная природная кладовая. У нас огромные запасы нефти и газа. У нас есть алмазы, золото, никель, железо, медь, алюминий, уран. Чтобы узнать еще больше особенностей России работаем с документом в парах. 1 минута. Из текста выбрать как можно больше фактов. Промаркировать их (Знал-Не знал). Сделать общий вывод у карты одному ученику. На её территории расположились великолепные горы Кавказа, древнейшие горы Урала. У нас есть нетронутая бескрайняя тайга. У нас Камчатка с её вулканами и Долиной гейзеров. У нас потрясающее по красоте озеро Байкал. У нас – Волга, Иртыш, Ангара, Амур и сотни красивейших рек. А значит большие запасы пресной воды. У нас прекраснейшие заповедны леса и степи. У нас такое разнообразие животного и растительного мира!
|
Государств много. Они различны. Самое большое – Россия. Текст о природных богатствах России Россия – самое большое по площади государство в мире. |
| Территория России охватывает 11 часовых поясов. |
| Общая площадь Российской Федерации составляет 17 075 400 км2. |
| Границы России проходят и по суше и по морю. |
| Россия расположена на материке Евразия. |
| Уральские горы делят страну на 2 крупные части: европейскую и азиатскую. |
| Столицей России является Москва. |
| Наша страна очень красива и богата. |
| Наибольшая высота над уровнем моря – 5642 м. (гора Эльбрус). |
| Наименьшая высота над уровнем моря – 28 м. (уровень Каспийского моря). |
| России принадлежат 14 крупных островов. |
| Самые большие острова - Сахалин (площадь 76 400 км2) и Новая Земля (площадь 83 000 км2). |
|
1 ученик у доски показывает факты по карте. |
Вывод-факт
| Россия – это самое большое государство в мире, расположенное в Евразии с уникальными природными ресурсами.
|
3.Какие народы населяют Россию? |
Все земли осваивались и присоединялись к России в течение многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы. Территория проживания каждого из них не имела чётких границ. Племена общались друг с другом, и эти контакты влияли на хозяйство и обычаи. Постепенно сложился единый народ с уникальной самобытной культурой. Племена и народы относились к различным языковым семьям. Впишите новое понятие в рабочий лист. Языковые семьи представлены в учебнике на с.7 Какие семьи языков существуют в России? Языковые семьи делятся на языковые группы. Группы делятся на подгруппы, куда входят те или иные народности. Задание по парам. У каждой пары обучающихся - своя семья языков. Ответить на 3 вопроса Какие в каждой семье есть группы языков?слайды 5-8 Какие у них есть названия? Где они расселились? слайды 10-12 Вывод: Интересные факты о народах России - Всего в России проживает более 190 разных народов.
- В России проживает около 2000 эскимосов. Сами себя они, кстати, называют инуитами.
- Представители некоторых народов Крайнего Севера до сих пор ведут традиционный образ жизни, кочуя по тундре со своими стадами.
- Самым северным народом всей Евразии являются нганасаны. Они проживают в основном на востоке полуострова Таймыр, а их численность составляет менее 900 человек.
- Численность некоторых малых народов России не превышает десятка человек, и они в скором времени могут исчезнуть.
|
Языковая семья – это самая крупная единица классификации народов по признаку их языкового родства/ группа языков, связанных общим наследственным родством/ то есть, произошедших от одного корня.
Индоевропейская языковая семья | Центр и север восточной Европы (предки балтов, германцев, славян) | Степные районы, юг Сибири (иранская языковая группа) | Урало – самодийская языковая семья | Восточная Сибирь, Приуралье, Восточная Прибалтика, Центральная Европа, лесная часть Поволжья, территория между Волгой и Окой (финно – угорские языки) | Север (самодийские племена) | Алтайская языковая семья | Сибирь, Урал, Волга, Причерноморье, Центральная Азия (тюркская языковая группа) | Кавказская языковая семья | Кавказ (исконные жители этих мест, говорящие на разных языках) |
|
Вывод-факт:
| Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает более 190 народов. Они относятся к разным языковым семьям. Имеют самобытную культуру. |
4. Почему надо изучать историю своего Отечества? |
Россия славится людьми. Каких великих людей России вы знаете? Начнем с защитников земли русской? | Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич |
Бился с крестоносцами на Неве | Александр Невский |
Не проиграл ни одной битвы | Александр Васильевич Суворов |
Сей маршал командовать армией стал, Когда на Россию Гитлер напал. Громили врага за страну и за внуков, А маршал тот был по фамилии… | Жуков Георгий Константинович |
Получил своё назначение в хуторе Ямы легендарный командир 62 армии, защищавшей Сталинград | Василий Иванович Чуйков |
|
|
Слайд 13 Люди, любя Россию, слагали о своей родине красивые строки. Стихи о Родине | Чувство Родины (опережающее задание) Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои… Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи. Что грозы железная мелодия, радость или горькая нужда?! Все проходит. Остается Родина – То, что не изменит никогда. С ней живут, Любя, страдая, радуясь, Падая и поднимаясь ввысь. Над грозою торжествует радуга, А над смертью Торжествует жизнь! Медленно история листается, Летописный тяжелеет слог. Все стареет. Родина не старится, Не пускает старость па порог. Мы прошли столетия с Россиею От сохи до звездного крыла. А взгляни – все то же небо синее И над Волгой та же тень орла. Те же травы к солнцу поднимаются, Так же розов не отцветший сад, Так же любят, и с любовью маются, И страдают, как века назад. И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. Медленно История листается… Все пройдет, а Родина останется. В. Фирсов |
Сделаем вывод. Для чего мы изучаем историю своего Отечества?
| Мы изучаем историю для того, чтобы: -знать историю своих предков, гордиться достижениями; -почувствовать себя наследниками великой культуры; -узнавать о жизни людей в другие эпохи; -извлекать уроки – не повторять ошибок прошлого; -осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками. |
5. Как изучать историю России. |
Каким образом историки узнают о прошлом? | С помощью исторических источников.
|
Что такое исторические источники? | Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, оставленные на Земле. |
Виды исторических источников. | Письменные, вещественные, устные |
Работа с понятиями. В рабочих листах. Таблица №2
Виды исторических источников и их примеры Соотнесите их друг с другом.
Проверка по образцу на слайде.
|
Виды исторических источников | Письменные | Вещественные | Устные | Примеры источников | тексты договоров и законов рукописи книги летописи | орудия труда утварь одежда украшения монеты оружие жилища поселения места погребений | предания былины сказки пословицы песни танцы |
|
Какие примеры вызвали затруднение? О каком источнике вы не слышали раньше? . Рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето…». Древнейшей летописью является – «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печорского монастыря Нестором примерно в XII веке. Вставьте пропущенные слова в рабочих листах. Слайд 14 с картинкой |
Летописи Летописи - это записи происходивших событий по годам. Нестор – монах Киево-Печорского монастыря. «Повесть временных лет» - древнейшая летопись, созданная примерно в XII веке |
Какие вы знаете вспомогательные науки, помогающие воссоздавать историю? Работа в парах в рабочих листах. Соотнесите стрелками название науки и предмет ее исследования. Примеры на слайдах 15-22. Проверка по образцу на слайде 23. Наука | Предмет исследования | Археология | изучает раскопки, позволяет воссоздать жизнь людей. Вещественные памятники материальной культуры (орудия труда, утварь, оружие, жилища, поселения, места погребений и т.д.) | Нумизматика | изучает монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения | Геральдика | вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы | Этнография | жизнь и обычаи народов | Лингвистика | наука о языке (говоры, диалекты) | Фольклористика | наука, изучающая народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы) | Палеография
| наука, изучающая письменные источники, рукописные и печатные источники в их историческом развитии
| Сфрагистика | наука о печатях | Метрология
| наука, изучающая развитие систем мер, денежного счета и единиц налогового обложения разных народов. |
| Археология, нумизматика и т.д. Надо исправить! Наука | Предмет исследования | Археология | наука о печатях | Нумизматика | наука, изучающая развитие систем мер, денежного счета и единиц налогового обложения разных народов. | Геральдика | наука о языке (говоры, диалекты) | Этнография | жизнь и обычаи народов | Лингвистика | вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы | Фольклористика | наука, изучающая народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы) | Палеография
| наука, изучающая письменные источники, рукописные и печатные источники в их историческом развитии | Сфрагистика | изучает раскопки, позволяет воссоздать жизнь людей. Вещественные памятники материальной культуры (орудия труда, утварь, оружие, жилища, поселения, места погребений и т.д.) | Метрология
| изучает монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения |
- С родной земли умри – не сходи.
- Своя земля и в горести мила.
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
- Всякому мила своя сторона.
- Дома и стены помогают.
- На родной сторонке и камешек знаком.
- Родная землица и во сне снится.
- Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Смело идти в бой, Родина за тобой.
- Родина краше солнца, дороже золота.
|
Вывод по 5 части плана: Как мы будем изучать историю России? Главным навигатором станет учебник! | Мы будем изучать историю России с помощью исторических источников и наук, помогающих воссоздать картину жизни людей далекого прошлого.
|
IV.Подведение итогов урока. |
Мы начали знакомство с курсом «История России». Проблемный вопрос: Какая же она, Россия и почему мы ее любим?
Наша родина – Россия уникальна и неповторима. Изучая её историю, вы узнаете, как наши предки прошли путь от первобытного общества до современности, каких трудов это им стоило. Современный школьник должен уважать традиции предков, гордиться их деяниями и свершениями, приумножать славу Отечества. История не проходит бесследно и не замирает под пластами веков. История остаётся жить с нами и представляет собой крепкую связь поколений. Без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего.
|
История России – великая и является частью всеобщей истории.
Привели доказательства что Россия богата - природными ресурсами; самая большая в мире.
- самобытной культурой
- великими людьми
Мы любим свою родину и будем ее изучать. История России – великая и является частью всеобщей истории |
V.Домашнее задание: |
- Прочитать введение с.6-8
- Подобрать интересные факты о народах, населяющих Россию.
- Рабочий лист урока вклеить в тетрадь по истории России.
|
|
V.Рефлексия. Оценки |
Трехуровневая рефлексия - Внешняя коллективная.
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: - Внутренняя.
Оцените свою работу в анкетке. - Межличностная.
- Заполните табличку сами, обменяйтесь с товарищем
Если останется время – видео, обобщающее урок Моя оценка | Оценка товарища | Оценка учителя |
|
|
|
| слышали краем уха, хлопали ушами, шевелили мозгами, считали ворон, работали не покладая рук.
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Моё настроение Материал урока мне был
Домашнее задание мне кажется | Активно/пассивно Доволен/не доволен Коротким/длинным Не устал/устал Стало лучше/стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным Интересным/неинтересным |
|
Спасибо за работу на уроке! | Спасибо за урок! |