Методика преподавания истории
статья по истории
Предварительный просмотр:
«Методика преподавания истории»
«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Цицерон.
Сейчас перед любым молодым учителем с новой силой встает вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Лично мое мнение, как учителя со стажем,- нельзя совершенствовать только образование, нужно совершенствовать познавательный процесс. И только тогда можно ожидать достойные плоды своей работы.
Преподавание истории в школе- это очень сложный процесс взаимодействия учителя и его учеников. Он раскрывается на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся. В основе его лежат следующие компоненты- цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность школьников, результаты обучения.
Для реализации этих компонентов учителя используют разнообразные методики.
Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Методика как наука прошла сложный путь развития. Дореволюционная методика разработала богатый арсенал приемов работы учителя, создала целые методические системы, объединявшие общей педагогической идеей отдельные приемы.
Но какими бы не были разнообразными эти методики, все они имеют схожее содержание. Во-первых, работа должна включать в себя теоретическую и практическую части. В теоритическую часть входит составленный учителем план и подробный конспект урока, курс и тема - по выбору. Ход урока раскрывается в таблице, обязательно включающей в себя графы «Деятельность учителя» и «Деятельность учащихся». Практическая часть включает в себя активную самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя в результате чего происходит творческое овладение знаниями.
Также в своей работе учителю необходимо раскрывать методику достижения высокого качества результатов обучения, которая соответствует педагогическим и методическим требованиям к оценке качеств исторического образования, и давать описание системы собственной работы, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и их познавательным возможностям.
Для достижения высокого уровня освоения предмета учащимися необходимо конструирование собственной модели обучения. Эту модель можно спроектировать на основе личностно-ориентированного, системно-деятельного и технологического подхода к обучению. Вопросы и задания для школьников должны быть составлены на основе дифференцированного и индивидуального подхода к каждому.
В процессе работы с учениками, учитель замечает какие типы и формы уроков более предпочитаемые, а какие нет. Это также поможет в составлении модели обучения.
Так как история- предмет устный и содержит огромны объем материала, можно использовать такие приемы, как эпистолярный жанр, анализ исторического источника, историческое мини-сочинение, решение исторических задач.
Эпистолярный жанр подразумевает изучение истории по письмам. Ведь именно в рукописях простых людей друг к другу раскрываются их чувства, эмоции и переживания в разные эпохи. Этот прием изучения истории найдет себя в гуманитарном и творческом классе.
Анализ исторического источника и работа над мини-сочинением позволяет ученику развивать умение аргументировать материал на основе имеющихся знаний, обогащая его раннее неведомыми историческими данными.
А решение исторических задач помогает сформировать умение, используя исторический материал, правильно думать и поступать в настоящем и будущем.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории. Поэтому каждому учителю необходимо найти правильный и эффективный метод этого воспитания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.
Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...
Методическая разработка. Тест по методике преподавания истории
Методическая разработка может быть полезна учителю для подготовки к сдаче экзамена на соответствие занимаемой должности....
Stotytelling - современная методика преподавания истории в школе.
Статьяч посвящена особенностям использования методики Storytelling на уроках истории....
Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)
Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслв...
Методика преподавания истории. Проблемное обучение
История как учебная дисциплина – это основа всех гуманитарных и обществоведческих курсов уровня основного среднего образования. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, ...
Статья. Традиционные методики преподавания истории в информационной школе.
В статье представлены размышления об использовании "старых" традиционных методиках преподавания истории и других учебных дисциплин. Речь идет об обучении конспектированию и уместности этих н...
Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»
Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»...