ПРАВОВОЙ МАРАФОН
материал по истории

Кенджаева Лариса Петровна

                                                                                                                                                     ПРАВОВОЙ МАРАФОН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pravovogo_marafona.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПРАВОВОГО МАРАФОНА

          Сценарий разработан воспитателем Кенджаевой Ларисой Петровной.

         Возрастная категория:6-8 кл.

Основная цель мероприятия – популяризация правового образования: в занимательной, игровой форме отработать важные вопросы правового воспитания.

Порядок проведения.

Представители от классов в ходе жеребьевки делятся на три команды и занимают места за игровыми столами. На каждом столе приготовлены: Конституция РФ, бумага для письменных ответов, а также красный и зеленый флажки. За правильный ответ жюри присуждает 1 балл.

Чтобы зрители принимали активное участие в игре, им по ходу, пока над ответом думает команда, задаются вопросы. За правильный ответ зритель получает жетон, который приравнен к 1 баллу.

Свои жетоны зритель отдает по желанию команде, за которую болеет в конце игры.

Первый тур.

Конституционное право.

Вопрос командам. На листке составить схему, каким государством согласно Конституции является Россия (Республика, федеративное государство, правовое, демократическое, социальное, светское).

Вопросы зрителям.

Высшая ценность в России (человек и его права).

Единственный источник власти (народ).

Высшее непосредственное выражение власти народа (референдум, свободные выборы).

Ситуация № 1.

Вопрос: «Какой принцип правового государства нарушен?»

- Здравствуйте, «Криминальные новости», какие происшествия случились за последние 5 часов?

- Да вот, поймали парня, Иванов С.С., залез в магазинный склад, набезобразничал.

- А что говорит преступник?

- Да ничего, молчит.

- Валера, камеру… В эфире «Криминальные новости». Сегодня на склад магазина «Продукты» проник гражданин Иванов. Преступник схвачен, однако он отказывается давать показания. С вами была Марина Краснощекина.

Ответ: «Нарушен принцип презумпции невиновности, 49 статья Конституции РФ.»

Ситуация № 2.

Вопрос: «Какой принцип правового государства нарушен?»

- Здравствуйте, мне нужен судья Архипов.

- Проходите, я Вас слушаю.

- Вот хочу подать в суд на ваш ЖЭК. Сколько хожу, прошу, пишу – ничего не помогает. Постоянно мокрый потолок.

- Ну что Вы, Анна Петровна, разве Вам это дело выиграть? Вы только этим заявлением себе нервы потрепите, да и у суда, поверьте, очень много дел! Так что забирайте, мой Вам совет, свое заявление. Только деньги сэкономите. Заявление Ваше я не приму!

Ответ: «Нарушены 46, 47 статьи Конституции РФ.»

Вопросы для зрителей.

Какая идеология в России государственная? (Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, государственной).

Законодательная власть РФ? (Федеральное собрание).

Могут быть граждане, достигшие 25 лет, они независимы, несменяема, неприкосновенны (судьи).

Второй тур.

Семейное право.

Ситуация № 3.

- Привет, Сергей, что грустный?

- Развожусь!

- Как? Два года назад на твоей свадьбе гулял.

- Жизнь – сложная штука.

- А что голову повесил?

- Контракт мы не заключили, родители на свадьбу мне квартиру купили, ей дед дом в деревне оставил, машину полгода назад я купил, деньги на книжке, драгоценности. Как делить? А ты говоришь, что грустный.

Ответ: делится все нажитое в браке поровну. Не делится дарение, наследство, нажитое до брака.

Участникам команды предлагается поработать судьями. Условия игры: если собственность делится поровну, поднимается зеленый флажок; если имущество остается у одного из супругов, поднимается красный флажок.

Ситуация № 4.

- Что Семеновна, пригорюнилась?

- Да как мне не плакать? Сыночка кормила, поила, в школу водила, одна на трех работах, без мужа. В институт поступил.

- А теперь?

- Старая, не нужна больше. Денег на хлеб не хвататет.

- Вот что, Семеновна, дам тебе совет! Обратись в газету, пусть пропечатают.

- Да ты что, позорить родное дитя!

- Тогда в милицию – пусть припугнут.

- Что ты, что ты…

- Ничего тебе не подходит. Иди в суд! Кто-то должен тебя защитить!

- Ох, ох, ох.

Вопрос: «Как помочь Семеновне?»

Ответ: «Суд обяжет сына платить алименты, так как мать по отношению к сыну все обязанности выполняла.»

Вопросы родителям.

  1. Перечислить обязанности граждан.

– Служба в армии.

– Налоги.

- Охрана природы, памятников.

2. Уголовное, семейное, конституционное (отрасли права).

Третий тур.

Уголовное право, административное право.

Для проведения потребуется бумага, маркер.

НАЗОВИ ЧИСЛО.

  1. Уголовная ответственность наступает с (14 лет).
  2. Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних (10 лет).
  3. Рузин осужден по УК на 7 лет. По новому УК за данное преступление предусмотрено 5 лет лишения свободы. Рузин уже отсидел 5 лет в тюрьме. Сколько лет ему осталось? (0).
  4. Возраст, когда наступает полная дееспособность (18).
  5. Возраст, когда наступает административная ответственность (16).

СВЕТОФОР.

Команды поднимают красный флажок, если обстоятельство отягощает ответственность, и зеленый, если смягчает.

Обстоятельства являются смягчающими или отягощающими уголовную ответственность?

  1. Преступление совершено впервые (см).
  2. Преступление совершено вследствие тяжелых личных и семейных обстоятельств (см).
  3. Преступление совершено в состоянии опьянения (отяг).
  4. Оговор заведомо невиновного лица (отяг).
  5. Преступление совершено с особой жестокостью (отяг).
  6. Незнание закона (см).
  7. Преступление совершено группой (отяг).
  8. Явка с повинной (см).
  9. Тяжкие последствия преступления (отяг).
  10. Привлечение несовершеннолетних (отяг).
  11. Оказание медицинской помощи потерпевшим (см).
  12. Наличие малолетних детей у виновного (см).
  13. Аморальное поведение потерпевшего, что явилось поводом к преступлению (см).

ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ В ПРЕСТУПЛЕНИИ.

Задание: определите роль каждого из соучастников преступления.

Приятели, испытывая серьезные финансовые трудности, решили ограбить квартиру. Иванов нарисовал план квартиры своего дальнего родственника, рассказал, когда тот уходит из дома, как проникнуть в подъезд с черного хода. Он же решил, что войти в квартиру должен будет Лукин, так как он иногородний, и его никто не узнает. Рахметов начал уговаривать Лукина, а затем пригрозил ему долгом, когда тот отказался. Зуев предложил свои инструменты.

Ответ: Иванов – организатор, Лукин – исполнитель, Рахметов – подстрекатель, Зуев – пособник.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.

Николай К. через открытое окно проник в закрытый класс, где находилась сумка с деньгами, собранными на экскурсию. Взяв деньги, он начал уже выходить обратно, но передумал, так как испугался, что мать-сердечница в случае обнаружения кражи попадет в больницу. Он положил деньги на место. Николая К. видели на месте преступления.

Вопросы: будет ли Николай К. нести уголовную ответственность за совершенное преступление? (добровольный отказ от  совершения преступления – нет). Подлежат ли уголовной ответственности родители за отказ от  дачи показаний против своего сына? (нет).

Команда поднимает красный флажок, если преступление уголовное и зеленый, если административное.

СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДОЛЖНЫ РАЗЛИЧАТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК И УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

  • Гражданин К. грубо обругал пассажиров трамвая, оказал сопротивление работнику милиции (мелкое хулиганство).
  • Директор краеведческого музея содержал экспонаты ВОВ (боевые винтовки, пистолеты в исправном состоянии в отдельной подсобке). Часть экспонатов было украдено (нарушено правило хранения оружия).
  • Александр Е. в пьяном виде ударил соседа, угрожал физической расправой, размахивал кухонным ножом (злостное хулиганство).
  • Виктор П. управлял машиной в нетрезвом виде (административный проступок), сбил человека (уголовное преступление).
  • Двое 15-детних подростков, неосторожно бросив камень, пробили голову случайному прохожему (случайное нанесение телесного повреждения).
  • Юрьев ловил рыбу при помощи запрещенных снастей (браконьерство).

При четкой организации правовой марафон рассчитан на 50 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Правовой марафон

Игра по обществознанию в 9 классе в форме презентации. Урок обощения....

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина" Председатель жюри Марафона

Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина"...

Квест-игра «Правовой марафон»

Цель мероприятия:   правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетнихЗадачи:  упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и н...