ПРАВОВОЙ МАРАФОН
материал по истории
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПРАВОВОГО МАРАФОНА
Сценарий разработан воспитателем Кенджаевой Ларисой Петровной.
Возрастная категория:6-8 кл.
Основная цель мероприятия – популяризация правового образования: в занимательной, игровой форме отработать важные вопросы правового воспитания.
Порядок проведения.
Представители от классов в ходе жеребьевки делятся на три команды и занимают места за игровыми столами. На каждом столе приготовлены: Конституция РФ, бумага для письменных ответов, а также красный и зеленый флажки. За правильный ответ жюри присуждает 1 балл.
Чтобы зрители принимали активное участие в игре, им по ходу, пока над ответом думает команда, задаются вопросы. За правильный ответ зритель получает жетон, который приравнен к 1 баллу.
Свои жетоны зритель отдает по желанию команде, за которую болеет в конце игры.
Первый тур.
Конституционное право.
Вопрос командам. На листке составить схему, каким государством согласно Конституции является Россия (Республика, федеративное государство, правовое, демократическое, социальное, светское).
Вопросы зрителям.
Высшая ценность в России (человек и его права).
Единственный источник власти (народ).
Высшее непосредственное выражение власти народа (референдум, свободные выборы).
Ситуация № 1.
Вопрос: «Какой принцип правового государства нарушен?»
- Здравствуйте, «Криминальные новости», какие происшествия случились за последние 5 часов?
- Да вот, поймали парня, Иванов С.С., залез в магазинный склад, набезобразничал.
- А что говорит преступник?
- Да ничего, молчит.
- Валера, камеру… В эфире «Криминальные новости». Сегодня на склад магазина «Продукты» проник гражданин Иванов. Преступник схвачен, однако он отказывается давать показания. С вами была Марина Краснощекина.
Ответ: «Нарушен принцип презумпции невиновности, 49 статья Конституции РФ.»
Ситуация № 2.
Вопрос: «Какой принцип правового государства нарушен?»
- Здравствуйте, мне нужен судья Архипов.
- Проходите, я Вас слушаю.
- Вот хочу подать в суд на ваш ЖЭК. Сколько хожу, прошу, пишу – ничего не помогает. Постоянно мокрый потолок.
- Ну что Вы, Анна Петровна, разве Вам это дело выиграть? Вы только этим заявлением себе нервы потрепите, да и у суда, поверьте, очень много дел! Так что забирайте, мой Вам совет, свое заявление. Только деньги сэкономите. Заявление Ваше я не приму!
Ответ: «Нарушены 46, 47 статьи Конституции РФ.»
Вопросы для зрителей.
Какая идеология в России государственная? (Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, государственной).
Законодательная власть РФ? (Федеральное собрание).
Могут быть граждане, достигшие 25 лет, они независимы, несменяема, неприкосновенны (судьи).
Второй тур.
Семейное право.
Ситуация № 3.
- Привет, Сергей, что грустный?
- Развожусь!
- Как? Два года назад на твоей свадьбе гулял.
- Жизнь – сложная штука.
- А что голову повесил?
- Контракт мы не заключили, родители на свадьбу мне квартиру купили, ей дед дом в деревне оставил, машину полгода назад я купил, деньги на книжке, драгоценности. Как делить? А ты говоришь, что грустный.
Ответ: делится все нажитое в браке поровну. Не делится дарение, наследство, нажитое до брака.
Участникам команды предлагается поработать судьями. Условия игры: если собственность делится поровну, поднимается зеленый флажок; если имущество остается у одного из супругов, поднимается красный флажок.
Ситуация № 4.
- Что Семеновна, пригорюнилась?
- Да как мне не плакать? Сыночка кормила, поила, в школу водила, одна на трех работах, без мужа. В институт поступил.
- А теперь?
- Старая, не нужна больше. Денег на хлеб не хвататет.
- Вот что, Семеновна, дам тебе совет! Обратись в газету, пусть пропечатают.
- Да ты что, позорить родное дитя!
- Тогда в милицию – пусть припугнут.
- Что ты, что ты…
- Ничего тебе не подходит. Иди в суд! Кто-то должен тебя защитить!
- Ох, ох, ох.
Вопрос: «Как помочь Семеновне?»
Ответ: «Суд обяжет сына платить алименты, так как мать по отношению к сыну все обязанности выполняла.»
Вопросы родителям.
- Перечислить обязанности граждан.
– Служба в армии.
– Налоги.
- Охрана природы, памятников.
2. Уголовное, семейное, конституционное (отрасли права).
Третий тур.
Уголовное право, административное право.
Для проведения потребуется бумага, маркер.
НАЗОВИ ЧИСЛО.
- Уголовная ответственность наступает с (14 лет).
- Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних (10 лет).
- Рузин осужден по УК на 7 лет. По новому УК за данное преступление предусмотрено 5 лет лишения свободы. Рузин уже отсидел 5 лет в тюрьме. Сколько лет ему осталось? (0).
- Возраст, когда наступает полная дееспособность (18).
- Возраст, когда наступает административная ответственность (16).
СВЕТОФОР.
Команды поднимают красный флажок, если обстоятельство отягощает ответственность, и зеленый, если смягчает.
Обстоятельства являются смягчающими или отягощающими уголовную ответственность?
- Преступление совершено впервые (см).
- Преступление совершено вследствие тяжелых личных и семейных обстоятельств (см).
- Преступление совершено в состоянии опьянения (отяг).
- Оговор заведомо невиновного лица (отяг).
- Преступление совершено с особой жестокостью (отяг).
- Незнание закона (см).
- Преступление совершено группой (отяг).
- Явка с повинной (см).
- Тяжкие последствия преступления (отяг).
- Привлечение несовершеннолетних (отяг).
- Оказание медицинской помощи потерпевшим (см).
- Наличие малолетних детей у виновного (см).
- Аморальное поведение потерпевшего, что явилось поводом к преступлению (см).
ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ В ПРЕСТУПЛЕНИИ.
Задание: определите роль каждого из соучастников преступления.
Приятели, испытывая серьезные финансовые трудности, решили ограбить квартиру. Иванов нарисовал план квартиры своего дальнего родственника, рассказал, когда тот уходит из дома, как проникнуть в подъезд с черного хода. Он же решил, что войти в квартиру должен будет Лукин, так как он иногородний, и его никто не узнает. Рахметов начал уговаривать Лукина, а затем пригрозил ему долгом, когда тот отказался. Зуев предложил свои инструменты.
Ответ: Иванов – организатор, Лукин – исполнитель, Рахметов – подстрекатель, Зуев – пособник.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.
Николай К. через открытое окно проник в закрытый класс, где находилась сумка с деньгами, собранными на экскурсию. Взяв деньги, он начал уже выходить обратно, но передумал, так как испугался, что мать-сердечница в случае обнаружения кражи попадет в больницу. Он положил деньги на место. Николая К. видели на месте преступления.
Вопросы: будет ли Николай К. нести уголовную ответственность за совершенное преступление? (добровольный отказ от совершения преступления – нет). Подлежат ли уголовной ответственности родители за отказ от дачи показаний против своего сына? (нет).
Команда поднимает красный флажок, если преступление уголовное и зеленый, если административное.
СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДОЛЖНЫ РАЗЛИЧАТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК И УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- Гражданин К. грубо обругал пассажиров трамвая, оказал сопротивление работнику милиции (мелкое хулиганство).
- Директор краеведческого музея содержал экспонаты ВОВ (боевые винтовки, пистолеты в исправном состоянии в отдельной подсобке). Часть экспонатов было украдено (нарушено правило хранения оружия).
- Александр Е. в пьяном виде ударил соседа, угрожал физической расправой, размахивал кухонным ножом (злостное хулиганство).
- Виктор П. управлял машиной в нетрезвом виде (административный проступок), сбил человека (уголовное преступление).
- Двое 15-детних подростков, неосторожно бросив камень, пробили голову случайному прохожему (случайное нанесение телесного повреждения).
- Юрьев ловил рыбу при помощи запрещенных снастей (браконьерство).
При четкой организации правовой марафон рассчитан на 50 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Правовой марафон
Игра по обществознанию в 9 классе в форме презентации. Урок обощения....
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...
Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина" Председатель жюри Марафона
Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина"...
Квест-игра «Правовой марафон»
Цель мероприятия: правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетнихЗадачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и н...