Квест-игра «Правовой марафон»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Цель мероприятия: правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетних
Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Методы: практические, наглядные, словесные
Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, фломастеры, маршрутные листы
Контингент: 5-9 классы
Ожидаемые результаты: учащиеся должны получить практические правовые знания; знать, как правильно использования правовые знания; получение правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию; получить знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений.
Ход проведения:
Команды собираются в актовом зале. В игре принимают участие 6 команд. Жюри формируется из педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «БОЛЬШЕУЧИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Квест-игра «Правовой марафон»
Выполнила:
социальный педагог МКОУ
«Большеучинская школа-интернат»
Л.С. Кайшева
с. Большая Уча
Мероприятие, посвященное Всероссийскому Дню правовой помощи детям
Форма проведения: Квест-игра «Правовой марафон» Возраст 12-17 лет
(для обучающихся с легкой умственной отсталостью)
Выполнила: социальный педагог первой квалификационной категории Л.С. Кайшева
Цель мероприятия: правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетних
Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Методы: практические, наглядные, словесные
Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, фломастеры, маршрутные листы
Контингент: 5-9 классы
Ожидаемые результаты: учащиеся должны получить практические правовые знания; знать, как правильно использования правовые знания; получение правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию; получить знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений.
Ход проведения:
Команды собираются в актовом зале. В игре принимают участие 6 команд. Жюри формируется из педагогов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент.
Этап формирования мотивации. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, чтобы попробовать в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми. Россия многонациональная здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, т.е. законы, которые люди придумали для себя сами. Основной закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». В нём говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Есть и другие законы: Семейный Кодекс РФ; Закон «Об образовании»; Жилищный кодекс, Уголовный кодекс и много других законов.
В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В каких же трудных жизненных ситуациях могут оказаться дети?
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Безнадзорные и бездомные дети
- Дети-инвалиды
- Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий
- Дети - жертвы насилия
- Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.
Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей.
Ребята, Международный день ребенка отмечается 20 ноября.
Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Декларация – образец-призыв. Конвенция – договор, обязательный для выполнения.
Давайте посмотрим, какие права включает в себя Конвенция, предлагаю вам посмотреть фильм «Права ребенка».
(Просмотр фильма)
Практическая деятельность.
И сегодня в рамках этого дня в нашей школе проходит квест - игра «Правовой марафон».
Мы приветствуем команды 5А кл., 6А кл., 7 кл, 8 кл., 9А кл. 9Б кл. и их старших наставников (воспитателей), которые примут непосредственное участие в игре, будут ответственными на станциях.
Ответственный на станции обязан:
- своевременно обеспечить команду заданием,
- проследить в каком составе выполняются задания,
- поставить квест - балл за выполненную работу, при работе всего класса прибавлять 3 бонусных балла.
Ведущий
Как все уже поняли игра не только на выявление правовых знаний обучающихся, но и на количественный состав. Рекомендую полученные знания на уроках истории, обществознания на клубных воспитательских занятиях, на классных часах и на правовых мероприятиях вспомнить и применить. Победу в игре одержат самые эрудированные, грамотные и скоростные команды.
Просим капитанов получить маршрутные листы, ответственных станций занять места, жюри имеет право во время игры перемещаться, непосредственно наблюдать за работой каждой станции. После прохождения всех станций, маршрутные листы сдать членам жюри.
Квест - игра
Команды проходят по станциям и выполняют предложенные задания
1 Станция «ЗАДАЧКИНО»
Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребят
Ложный звонок
В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д. )
Порча школьного имущества
Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)
Порча чужого имущества
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Угроза жизни
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е. у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не водить дружбу друг с другом
2 станция «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.
Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
Выбор формы образования (Право)
Выполнение требований работников школы (Обязанность)
Добросовестно учиться (Обязанность)
Жить и воспитываться в семье (Право)
Носить школьную форму (Обязанность)
Получение бесплатного общего образования (Право)
Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
Получить основное общее образование (9 классов) (Обязанность)
Получить паспорт гражданина РФ (Право)
Посещать мероприятия в школе (Право)
Охрана здоровья (Право)
Работать в свободное от учебы время (Право)
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих (Обязанность)
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах (Обязанность)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения (Обязанность)
Уважение человеческого достоинства (Право)
Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)
(ответы написаны в скобках)
3 станция «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Рассмотрим понятие нарушений:
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Он находится в вестибюле школы.
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Директор может вызвать в школу родителей, поставить на внутришкольный учет)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
4 станция «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?
Кража, грабеж, разбой
Клевета
Похищение человека
Умышленное убийство
Изнасилование
Хулиганство
Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ
Угон автотранспорта
Нарушение изобретательских и патентных прав
Захват заложников
Вооруженный мятеж
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Неоказание помощи больному
Бандитизм
Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики
Нарушение требований пожарной безопасности
Незаконное изготовление оружия
Вандализм
Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
Государственная измена
Жестокое обращение с животными
5 станция «ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ »
Куда необходимо обратиться?
1.Придя домой, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана?
2.Вашего знакомого уволили с работы, а он считает это незаконным?
3.Оформление наследства?
4.Если вашего знакомого задержали работники полиции и, как он утверждает, избили его?
5.Вы стали свидетелем ДТП?
6. Вы услышали в соседней квартире выстрелы и крики?
7.Вашего родственника обвиняют в совершении преступления?
8.Если нарушены ваши права и свободы?
9.Вы нашли у себя в огороде незнакомый металлический предмет, похожий на снаряд?
6 станция «Занимательная»
- Составьте пословицы
Грамоте учиться – а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится
Правда, родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой
2. Какие права отражены в пословицах
1. Грамоте учиться – всегда пригодится. (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час. (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится. (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу).
4. Дело мастера боится. (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить. (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
7 станция «ЮРИДИЧЕСКАЯ»
Определи статью:
- Подросток, пока никого не было в классе, вытащил из сумки одноклассника деньги
( кража)
- Подросток позвонил в школу и сообщил, что в здании заложена бомба.
(Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
- Подростки наносят на стены подъездов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом (Вандализм)
- Подростки решили посмотреть, сможет ли проехать машина, положив на дорогу планку с набитыми гвоздями, а сами спрятались за деревья. Водитель не успел вовремя затормозить, и наехав на ее проколол два передних колеса.
(Приведение в не годность транспортных средств)
- Одноклассник Пети, Вова, узнал, что Петя курит, он сказал ему: «Если ты не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу» Петя испугался и отдал Вове свою приставку.
(Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей .
- Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение (Кража)
Заключительная часть.
Рефлексия. В завершении игры подводим итоги. Жюри озвучивают результаты.
Мы получили практические правовые знания, узнали, как правильно их использовать, повысили юридическую грамотность.
ВЫВОД: «Не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав». Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.
Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.
Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра "Исторический марафон"
Квест-игра "Исторический марафон"Выполнила: Учитель истории и обществознания Цыдыпова М.Д...
Внеклассное мероприятие: Квест игра "Исторический марафон"
Исторический марафон...
Спортивная квест-игра "Осенний марафон"
Систематизация и обобщение ранее полученных знаний по здоровому образу жизни и спорту....
Квест-игра Интеллектуальный марафон «Путешествие по России»
Актуальность проведения квеста «Путешествие по России»В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения исследование как способ познания и...
Квест-игра: Интеллектуальный марафон.Путешествие по России.Для учащихся 7-9-10-х классов естественнонаучного профиля.
Актуальность проведения квеста «Путешествие по России» В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения исследование как способ позн...
Квест-игра: "Весенний марафон"
Квест-игра: "Весенний марафон" для обучающихся с 10 лет...
Квест - игра «Осенний марафон здоровья»
Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать в них бережное отношение к своему собственному...