Эпоха Ивана Грозного
презентация к уроку по истории (7 класс)
В данной презентации представлены основные события эпохи Ивана Грозного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epoha_ivana_iv.ppt | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Боярское правление Ивану было всего три года (1533 г.), когда умер его отец Василий III . Опекунский совет из 7 влиятельных бояр. Власть в руках матери Елены Глинской до 1538 г.: расправилась с возможными претендентами на княжеский престол, провела денежную реформу, способствовала укреплению централизации власти. Борьба бояр за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи – это была обстановка, в которой рос Иван. Вопрос: как вы думаете, как эти события могли повлиять на будущего царя ?
2. Ивана IV Васильевич (1530- 1533-1547- 1584 гг.) Не получил систематического образования, но был от природы одарённым, любил читать. Стал талантливым писателем. Был хорошим оратором. Собрал крупнейшую в Европе библиотеку. Увлекался сочинительством церковной музыки. Любил играть в шахматы. Иван Грозный. Миниатюра из «Титулярника»
3. Венчание на царство – 1547 г. Первый царь на Руси (в 17 лет заявил об этом сам). Данный титул давал возможность укрепить верховную власть, сделать её неограниченной. 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство. Шапку Мономаха возложил митрополит Макарий. Венчание на царство Ивана IV. Миниатюра из Лицевого свода XVI века.
И.Репин. «Выбор невесты для великого князя». (До 1.500 невест). У Ивана IV – 7 жён . Дети .
4. Московское восстание 1547 г. Причины: злоупотребление бояр - взятки, беззаконие, взяточничество + сильный пожар в Москве. ухудшение положения народа во всём обвинили Глинских Последствие: убедило царя о необходимости проведения реформ. Восстание в Москве в 1547 г.
5. Избранная Рада - круг приближённых Ивана IV , составлявший правительство в 40-50-х гг. XVI в. А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, М.И. Воротынский, А.М. Курбский, бояре Шереметьевы, И.М. Висковатый.
6. Реформы а) Земский собор (с 1549 г.) - собрание представителей сословий всех русских земель (духовенство, дворянство, верхушка горожан, позже черносошное крестьянство) для обсуждения важнейших государственных вопросов. Значение: царь стал советоваться с народом о том, как лучше управлять государством. Иван Васильевич держит слово на Земским собором в 1550 г.
Земский собор при Иване Грозном. Художник С.В. Иванов
б) Судебник Ивана IV – 1550 г. В 1550 г. на Земском соборе был учреждён новый Судебник (вместо Судебника Ивана III 1 4 97 г.): - уточнялись нормы перехода крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день; - ужесточались наказания «лихих людей»; - вводились наказания за взятки; - Боярская Дума стала высшим законодательным органом. Значение: улучшение положения помещиков, улучшение работы государства, усиление ответственности бояр за свои действия.
в) Церковный собор 1551 г. «Стоглав» Руководил митрополит Макарий. Принят сборник документов, получивший название «Стоглав» (состоял из 100 глав) – выполнял задачи по усиления централизованной власти : единообразие церковных обрядов; все местные святые были признаны общерусскими; намечены мероприятия по укреплению нравственности духовенства; утверждены правила строительства церквей и написания икон. Значение: упорядочение церковной жизни. Митрополит Макарий
г) Приказы - центральный орган управления, который ведал определёнными государственными делами: Посольский Разрядный Разбойный Ямской Челобитный Поместный и др. Подумайте, за что они могли отвечать? Значение: улучшилось управление государством.
д) Военная реформа – 1550 г.: Была сформирована: Избранная тысяча – ядро поместного ополчения, подчиняющееся царю; создавались стрелецкие полки; 1556 г. «Уложение о службе» - определяло точные нормы обязательной службы для всех земледельцев: с каждых 100 четвертей (170 га) земли – 1 конный воин. Во многом уравнивало в правах вотчинников и помещиков. Значение : усилена военная мощь государства.
Смотр служилых людей. Художник С.В. Иванов. Каждый год помещики должны были являться на смотр, где проверялось их вооружение, снаряжение, а также имевшихся у помещика вооружённых слуг.
Стрельцы. Художник С.В. Иванов Чем они были вооружены? Опишите их форму?
е) Реформы местного управления 1556 г. Упразднено: кормление и наместническое правление. Заменено : выборные от населения (сбор налогов, суд) – «излюбленные головы» выборное самоуправление. Учреждены: Уезды: Губные старосты – избирались дворянами Земские старосты – избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми. Значение: цари разделил власть с народом
Закрепление пройденного Почему, на ваш взгляд, в России после смерти Василия III установилось «боярское правление»? Как протекали детские годы Ивана? Как борьба боярских группировок за власть смогла отразиться на личности царя. Какие негативные качества его натуры получили развитие? Согласны ли вы с мнением, что можно назвать Избранную раду первым в истории правительством? Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-представительской монархии? Почему столь важное место в преобразовании 1650-х гг. заняла военная реформа?
Личная жизнь - жёны 1. Анастасия Романовна, 2. Мария Темрюковна 3. Марфа Собакина (умерла через две недели после свадьбы) 4. Анна Колтовская (насильно пострижена в монахини в год свадьбы) 5. Анна Васильчикова (насильно пострижена в монахини) 6. Василиса Мелентьева насильно пострижена в монахини в 1577 году, по легендарным источникам — убита. 7. Мария Нагая НАЗАД
Дети Сыновья (дочери умирали во младенчестве) Дмитрий Иванович (1552—1553) - наследник отца во время смертельной болезни в 1553; в том же году младенца случайно выронила кормилица во время переправы через реку, выпал и утонул. Иван Иванович (1554-581) - по одной из версий, погибший во время ссоры с отцом, по другой версии, умер в результате болезни 19 ноября. Женат трижды, потомства не оставил. Фёдор I Иоаннович - потомства мужского пола нет. Царевич Дмитрий - погиб в детстве в Угличе. НАЗАД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия в эпоху Ивана Грозного.
Презентация к уроку....
Урок. Эпоха Ивана Грозного.10 класс
Нестандартный урок и использованием игровых элементов и проектной деятельности....
Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс
Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....
Контрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс
2 варианта контрольного теста с ключом....
Эпоха Ивана Грозного, Петра Великого и 19 век.
Продолжение интеллектуальной игры"Путешествие по историческим эпохам"...
Тест по теме "Эпоха Ивана Грозного"
Тест позволяет провести проверку знаний по теме....
Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"
Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...