Игра "Умники и умницы" для учащихся 8-9 классов
методическая разработка по истории (8, 9 класс)


Скачать:


Предварительный просмотр:

Умники и умницы. История Санкт-Петербурга XVIII-XIX вв.

(Историческая игра для 8-9 классов)

        Игра «Умники и умницы» является интеллектуальной игрой-состязанием. Это контрольно-обобщающая, предметная игра (история и культура Санкт-Петербурга) с готовыми правилами.

        Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор или интерактивная доска, позволяющие проецировать на экран игровой визуальный ряд; различные источники информации (потребуются умникам для ответов на вопросы последнего этапа): путеводители по Санкт-Петербургу, справочники, карты города различных периодов, ноутбук с выходом в интернет.

        Игра рассчитана на учащихся 8-9 классов. Может проводиться внутри класса или между классами одной параллели.

        Основные принципы создания игры: 1) доступность (участие принимают все учащиеся класса или нескольких классов) 2) состязательность (создаются условия для  интеллектуальной конкуренции в среде учащихся) 3) связь теории с практикой (учащиеся могут сознательно применять приобретенные ими знания, выполняя практические задания) 4) сознательность и активность (необходимость критически осмысливать и оценивать факты, делать выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процессы усвоения и выработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность также предполагает самостоятельность в работе с историческими источниками) 5) когнитивность (способствует расширению кругозора,  интереса к предмету, активизации учебной деятельности учащихся)

        Основными целями игры являются формирование активного познавательного интереса и прочных знаний учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга.

        Конкретными задачами игры являются: 1) закрепить и расширить знания учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга и России XVIII-XIX вв. 2) развивать общеучебные умения и навыки учащихся 3) развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, решая практические задачи 4) развивать умения участвовать в интеллектуальных конкурсах, состязаниях 5) формировать толерантное отношение к соперникам 6) развивать умения и навыки публичного выступления 7) развивать историческое мышление, внимание, память, речь учащихся 8) развивать коммуникативные качества учащихся, готовность к  дискуссиям, беседам на исторические темы

        Игра направлена на развитие мышления, речи, воображения учащихся, умения находить оптимальные решения и действовать в нестандартной ситуации.

        В качестве ведущего выступает учитель или ученик старших классов. У ведущего есть помощник, главной задачей которого является награждение учащихся орденами «умников» за правильные ответы.  Жюри (Ареопаг) состоит из 4-х старшеклассников.

        Игра проводится в назначенный срок и длится не более двух академических часов.  Игровая среда предполагает использование помещения актового зала. Сразу после завершения игры объявляются ее результаты и происходит награждение победителей.

I. Организационный этап.

        Перед игрой 3-4 старшеклассника совместно с учителем готовят: а) ордена «умников» - в зависимости от количества вопросов б) дорожки трех цветов с клетками-квадратами (красная дорожка состоит из двух квадратов; желтая - из трех; зеленая - из четырех) в) вопросы и задания для игры, визуальный ряд игры г) чистые листы для трех «умников» (понадобятся для этапа розыгрыша дорожек) д) чистые листы для работы жюри (Ареопага).

        В начале игры необходимо выбрать трех умников. Для этого проводится отборочный тур - в форме викторины из 20 вопросов. Учащемуся, который правильно отвечает на вопрос, вручается орден. Три владельца наибольшего количества орденов разыгрывают дорожки.

        II. Вопросы отборочного тура:

  1. Назовите ДВЕ даты: точную дату основания города Санкт-Петербурга и год, который принято считать годом переноса столицы из Москвы в Петербург (16 мая 1703 г. и 1712 год)
  2. С какого бастиона Петропавловской крепости каждый день в 12 часов стреляет пушка? (Нарышкин бастион)
  3. Чем служило Адмиралтейство в начале XVIII века? (Крепостью и местом постройки и ремонта военных судов)
  4. Как называется главный барельеф Адмиралтейства? Что на нем изображено? («Заведение флота в России». Нептун передает трезубец Петру I)
  5. Кто является создателем решетки Летнего сада? (Юрий Матвеевич Фельтен)
  6. В документах петровского времени этот дом называли «красные хоромцы». Солдаты-плотники построили его из сосновых бревен всего за три дня. Самый первый петербургский дом сохранился до наших дней. Где в Петербурге нужно искать этот дом? Почему его называли «красными хоромцами»? Как этот дом мог сохраниться до нашего времени? (Петровская набережная, покрашен под кирпич, создали футляр)
  7. Кто являлся главным архитектором петровского Петербурга? Назовите его три основные постройки. (Д. Трезини. Возможные варианты: Петропавловской собор, здание 12 коллегий, Летний дворец Петра I, Александро - Невская Лавра и др.
  8. Что объединяет эти слова и какое из них является лишним: 50 фонтанов, 250 скульптур, птичник Ж.-Б. Леблона, лабиринты из зелени, памятник И.А. Крылову, Домик Петра I, Порфировая ваза? (Летний сад XVIII в., лишнее - Домик Петра I)
  9. Кто из архитекторов XVIII в. создал план застройки центра Петербурга, основу которого составили три луча, берущие начало у башни Адмиралтейства: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица? (Петр Михайлович Еропкин)
  10. Назовите ПОЛНОСТЬЮ имя главного архитектора елизаветинского Петербурга (Франческо Бартоломео Растрелли)
  11. Перечислите три постройки в Петербурге, созданные Ф.Б. Растрелли (Возможные варианты: Зимний дворец, Аничков дворец, Строгановский дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец в Пушкине, Большой Петергофский дворец)
  12. Что объединяет эти слова и какое из них является лишним: Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажей театр, Малый Эрмитаж, Эрмитажная Капелла? (Комплекс зданий, входящих в Государственный Эрмитаж, лишнее - Эрмитажная Капелла)
  13. Какой собор в Петербурге имеет одинаковый цвет, количество куполов, и построен в одном стиле со Смольным собором? (Никольский Морской собор, созданный Саввой Ивановичем Чевакинским)
  14. Перечислите как можно больше скульптурных памятников Петру I в Петербурге (Возможные варианты: Медный всадник, перед Михайловским замком, на территории Петропавловской крепости, Петр-плотник, перед гостиницей Прибалтийская и др.)
  15. Во второй половине XVIII века, во время правления императрицы Екатерины II, господствующим архитектурным стилем стал классицизм. Назовите трех архитекторов, работавших в то время в Петербурге в стиле классицизм (Возможные варианты: Ж.Б. Валлен-Деламот, Д. Кваренги, А. Ринальди, И.Е. Старов и др.)
  16. Назовите первую конную статую, созданную в России, и ее автора (Памятник Петру  I перед Михайловским замком. Карло Бартоломео Растрелли)
  17. Архитектурные достопримечательности нашего города часто украшали колесницами: колесница богини Ники на здании Главного штаба, колесница Победы на Нарвских триумфальных воротах. Приведите еще один пример (Например, колесница Аполлона на здании Александринского театра)
  18. В нашем городе есть Михайловский замок и Михайловский дворец. Последний назван в честь младшего сына Павла I, великого князя Михаила Павловича. А в честь кого назван Михайловский замок? (В честь архангела Михаила)
  19. Петербург всегда славился обилием скульптурных изображений львов. Назовите три места в городе, где можно увидеть скульптуры львов? (Возможные варианты: 29 львов на Свердловской набережной, львы у Русского музея, у Елагиноостровского дворца, на Исаакиевской соборе, на Дворцовом причале,  у Дома Лавалей, у Дома Лобанова-Ростовского, Львиный мост и др.)

        III. Представление жюри - Ареопага, выбор Агонистов и Теоретиков.

Агонисты получают задание для розыгрыша дорожек

        После того, как определились три «умника», ведущий представляет жюри - Ареопаг. Им могут являться 4 старшеклассника, помогавшие учителю в создании игры, приглашенные родители и др. Ведущий также представляет трех победивших «умников», которые теперь становятся агонистами. Остальные участвующие в игре учащиеся по-прежнему являются теоретиками и могут продолжить зарабатывать ордена.

        Агонисты получают предварительное задание для розыгрыша дорожек: Уважаемые агонисты, представьте себе, что однажды вы займете должность губернатора Санкт-Петербурга. Расскажите нам - какие три закона вы инициируете в первую очередь и почему?

IV. Вопросы теоретикам пока готовятся агонисты

  1. Слово «педагог» появилось в Древней Греции и означало «ведущий мальчика». Есть ли памятник педагогу в Санкт-Петербурге? Кому именно он посвящен и где находится? (К.Д. Ушинскому, перед зданием РГПУ им. Герцена, памятник Учителям на Учительской улице)
  2. Назовите слово, в переводе с древнегреческого означающее «искусство проектировать и строить здания» (Архитектура)
  3. Колонны бывают трех ордеров. Назовите их (Дорический, ионический, коринфский)
  4. Как называется украшение верхней части колонны ионического ордера в виде завитков? (Волюта)
  5. Назовите одним словом: рельеф, барельеф, горельеф, бюст, статуя - все это…? (Скульптура)
  6. Перечислите как можно больше названий архитектурных элементов здания (Возможные варианты: портик, фронтон, колонны, стилобат, капитель, ствол, база, волюты, каннелюры, антаблемент, фасад)
  7. Медики утверждают, что мышечную систему человека надо изучать на Миллионной улице. Почему? (Атланты Нового Эрмитажа)
  8. Какой храм в Петербурге является единственным в стране собранием произведений русского мозаичного искусства? (Храм Воскресения Христова или Спас - на - Крови)
  9. Назовите единственную женщину в свите у памятника Екатерине Великой на площади Островского (Екатерина Романовна Дашкова)
  10. Назовите цветной мост на Невском проспекте (Зеленый мост)

V. Представление агонистами своих ответов. Выбор дорожек агонистами

        После выступлений «умников» Ареопаг определяет места, участники выбирают дорожки. Особенности дорожек: на красной - игрок не должен ошибаться, ему задают всего два вопроса; на желтой - игрок должен верно ответить на два из трех предложенных вопросов, на этой дорожке игрок имеет право на одну ошибку; на зеленой дорожке - игрок должен правильно ответить на два из четырех предложенных вопросов, ошибиться можно два раза.

        Если агонист в ходе игры не отвечает на заданный вопрос - вопрос отсылается теоретикам. Тот игрок, который ошибся на дорожке больше положенного количества раз - присоединяется к теоретикам. Игрок, прошедший дорожку быстрее остальных участников, становится победителем.

VI. Задания участникам

 (на подготовку к ответу по каждому вопросу дается 1 минута)

I. Первые вопросы «умникам» направлены на выявление эмоционально-ценностного восприятия города. Отрывки из стихотворений, карта современного Санкт-Петербурга и цитата из высказывания также отображаются на экране проектора        

1. В стихотворении Н. Агнивцева «План города Санкт-Петербурга» есть такие строки:

        … В Константинополе у турка

        Валялся, порван и загажен,

        «План города Санкт-Петербурга»

        (В квадратном дюйме - 300 сажен)…

Перед вами карта современного санкт-Петербурга (на экране проектора). О каких уголках  города вы вспомнили, глядя на нее?

2. Поэт А. Городницкий рассуждает:

        … Мне казалось,

        Что всадник с поднятой рукой,

        Музея чопорные залы,

        Мост, разведенный над рекой,

        И шпиль, мерцающий за шторой, -

        Домашней обстановки часть -

        Простые вещи, без которых

        Прожить немыслимо и час.

Есть ли у вас подобный уголок города, про который вы можете сказать: «Домашней обстановки часть»?

3. Французский актер Жерар Депардье однажды произнес такие слова о нашем городе: «Петербург - это перекресток веков, поэтов, прекрасных женщин, а также мировой архитектуры. Мне представляется, что в самом характере петербуржцев есть что-то сильное, мощное.» Как вы считаете - справедливо ли такое впечатление о городе и его жителях?

II. Вопросы на выявление уровня освоения знаний:

  1. Санкт-Петербург - «зеркало российской истории». Какие общеисторические события  XVIII века связаны с нашим городом? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?
  2. Санкт-Петербург - «зеркало российской истории». Какие общеисторические события  XIX века связаны с нашим городом? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?
  3. В литературе утвердилось мнение, что Петербург вырос на «пустынных берегах», что лишь с момента основания города началась история невских берегов. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.

III. Вопросы, направленные на выявление уровня сформированности умений, необходимых для ориентации в культурном пространстве города. На столе жюри лежат различные источники информации - путеводители, справочники, карты, ноутбук с выходом в интернет. «Умники» могут воспользоваться любым из источников, отвечая на следующие вопросы:

  1. Находясь на Стрелке Васильевского острова, можно сразу увидеть огромное количество МУЗЕЕВ. Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и перечислите 5 любых таких музеев.  (Возможные варианты: Зимний дворец, Исаакиевский собор, здание Биржи, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Зоологический музей, Петропавловская крепость, Мраморный дворец и др.)
  2. Представьте, что друг (или подруга) предложили вам сходить в «Дом кино» (или кинотеатр «Аврора»). Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и ответьте на вопрос - Каким образом вы будете добираться до этого места, не имея возможности поехать на личном автомобиле или заказать такси?
  3. Представьте, что к вам в гости приехали друзья из другого города. После проведенной вами экскурсии по центру города у них остались вопросы… Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и ответьте: Почему одна из трех улиц, берущих начало у Адмиралтейства, называется Гороховая? И как в петровское время назывался канал Грибоедова?

V. Возможные дополнительные вопросы «умникам»:

  1. Справедливо ли утверждение о том, что Санкт-Петербург оказал огромное влияние на развитие российской художественной культуры, искусства (живописи, скульптуры, архитектуры)? Аргументируйте свой ответ.
  2. Об основании города высказываются разные суждения: «Город основан вопреки Природе», «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногой твердой стать при море…» Какое из этих суждений кажется вам справедливым. Аргументируйте свой ответ
  3. Санкт-Петербург - «многонациональный город», «город веротерпимости». Как вы понимаете смысл этих выражений? Какие исторические факты, памятники культурного наследия и традиции свидетельствуют о многонациональном характере нашего города, о веротерпимости его горожан?

VII. Подведение итогов игры. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....