Игра "Умники и умницы" для учащихся 8-9 классов
методическая разработка по истории (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Умники и умницы. История Санкт-Петербурга XVIII-XIX вв.
(Историческая игра для 8-9 классов)
Игра «Умники и умницы» является интеллектуальной игрой-состязанием. Это контрольно-обобщающая, предметная игра (история и культура Санкт-Петербурга) с готовыми правилами.
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор или интерактивная доска, позволяющие проецировать на экран игровой визуальный ряд; различные источники информации (потребуются умникам для ответов на вопросы последнего этапа): путеводители по Санкт-Петербургу, справочники, карты города различных периодов, ноутбук с выходом в интернет.
Игра рассчитана на учащихся 8-9 классов. Может проводиться внутри класса или между классами одной параллели.
Основные принципы создания игры: 1) доступность (участие принимают все учащиеся класса или нескольких классов) 2) состязательность (создаются условия для интеллектуальной конкуренции в среде учащихся) 3) связь теории с практикой (учащиеся могут сознательно применять приобретенные ими знания, выполняя практические задания) 4) сознательность и активность (необходимость критически осмысливать и оценивать факты, делать выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процессы усвоения и выработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность также предполагает самостоятельность в работе с историческими источниками) 5) когнитивность (способствует расширению кругозора, интереса к предмету, активизации учебной деятельности учащихся)
Основными целями игры являются формирование активного познавательного интереса и прочных знаний учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Конкретными задачами игры являются: 1) закрепить и расширить знания учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга и России XVIII-XIX вв. 2) развивать общеучебные умения и навыки учащихся 3) развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, решая практические задачи 4) развивать умения участвовать в интеллектуальных конкурсах, состязаниях 5) формировать толерантное отношение к соперникам 6) развивать умения и навыки публичного выступления 7) развивать историческое мышление, внимание, память, речь учащихся 8) развивать коммуникативные качества учащихся, готовность к дискуссиям, беседам на исторические темы
Игра направлена на развитие мышления, речи, воображения учащихся, умения находить оптимальные решения и действовать в нестандартной ситуации.
В качестве ведущего выступает учитель или ученик старших классов. У ведущего есть помощник, главной задачей которого является награждение учащихся орденами «умников» за правильные ответы. Жюри (Ареопаг) состоит из 4-х старшеклассников.
Игра проводится в назначенный срок и длится не более двух академических часов. Игровая среда предполагает использование помещения актового зала. Сразу после завершения игры объявляются ее результаты и происходит награждение победителей.
I. Организационный этап.
Перед игрой 3-4 старшеклассника совместно с учителем готовят: а) ордена «умников» - в зависимости от количества вопросов б) дорожки трех цветов с клетками-квадратами (красная дорожка состоит из двух квадратов; желтая - из трех; зеленая - из четырех) в) вопросы и задания для игры, визуальный ряд игры г) чистые листы для трех «умников» (понадобятся для этапа розыгрыша дорожек) д) чистые листы для работы жюри (Ареопага).
В начале игры необходимо выбрать трех умников. Для этого проводится отборочный тур - в форме викторины из 20 вопросов. Учащемуся, который правильно отвечает на вопрос, вручается орден. Три владельца наибольшего количества орденов разыгрывают дорожки.
II. Вопросы отборочного тура:
- Назовите ДВЕ даты: точную дату основания города Санкт-Петербурга и год, который принято считать годом переноса столицы из Москвы в Петербург (16 мая 1703 г. и 1712 год)
- С какого бастиона Петропавловской крепости каждый день в 12 часов стреляет пушка? (Нарышкин бастион)
- Чем служило Адмиралтейство в начале XVIII века? (Крепостью и местом постройки и ремонта военных судов)
- Как называется главный барельеф Адмиралтейства? Что на нем изображено? («Заведение флота в России». Нептун передает трезубец Петру I)
- Кто является создателем решетки Летнего сада? (Юрий Матвеевич Фельтен)
- В документах петровского времени этот дом называли «красные хоромцы». Солдаты-плотники построили его из сосновых бревен всего за три дня. Самый первый петербургский дом сохранился до наших дней. Где в Петербурге нужно искать этот дом? Почему его называли «красными хоромцами»? Как этот дом мог сохраниться до нашего времени? (Петровская набережная, покрашен под кирпич, создали футляр)
- Кто являлся главным архитектором петровского Петербурга? Назовите его три основные постройки. (Д. Трезини. Возможные варианты: Петропавловской собор, здание 12 коллегий, Летний дворец Петра I, Александро - Невская Лавра и др.
- Что объединяет эти слова и какое из них является лишним: 50 фонтанов, 250 скульптур, птичник Ж.-Б. Леблона, лабиринты из зелени, памятник И.А. Крылову, Домик Петра I, Порфировая ваза? (Летний сад XVIII в., лишнее - Домик Петра I)
- Кто из архитекторов XVIII в. создал план застройки центра Петербурга, основу которого составили три луча, берущие начало у башни Адмиралтейства: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица? (Петр Михайлович Еропкин)
- Назовите ПОЛНОСТЬЮ имя главного архитектора елизаветинского Петербурга (Франческо Бартоломео Растрелли)
- Перечислите три постройки в Петербурге, созданные Ф.Б. Растрелли (Возможные варианты: Зимний дворец, Аничков дворец, Строгановский дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец в Пушкине, Большой Петергофский дворец)
- Что объединяет эти слова и какое из них является лишним: Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажей театр, Малый Эрмитаж, Эрмитажная Капелла? (Комплекс зданий, входящих в Государственный Эрмитаж, лишнее - Эрмитажная Капелла)
- Какой собор в Петербурге имеет одинаковый цвет, количество куполов, и построен в одном стиле со Смольным собором? (Никольский Морской собор, созданный Саввой Ивановичем Чевакинским)
- Перечислите как можно больше скульптурных памятников Петру I в Петербурге (Возможные варианты: Медный всадник, перед Михайловским замком, на территории Петропавловской крепости, Петр-плотник, перед гостиницей Прибалтийская и др.)
- Во второй половине XVIII века, во время правления императрицы Екатерины II, господствующим архитектурным стилем стал классицизм. Назовите трех архитекторов, работавших в то время в Петербурге в стиле классицизм (Возможные варианты: Ж.Б. Валлен-Деламот, Д. Кваренги, А. Ринальди, И.Е. Старов и др.)
- Назовите первую конную статую, созданную в России, и ее автора (Памятник Петру I перед Михайловским замком. Карло Бартоломео Растрелли)
- Архитектурные достопримечательности нашего города часто украшали колесницами: колесница богини Ники на здании Главного штаба, колесница Победы на Нарвских триумфальных воротах. Приведите еще один пример (Например, колесница Аполлона на здании Александринского театра)
- В нашем городе есть Михайловский замок и Михайловский дворец. Последний назван в честь младшего сына Павла I, великого князя Михаила Павловича. А в честь кого назван Михайловский замок? (В честь архангела Михаила)
- Петербург всегда славился обилием скульптурных изображений львов. Назовите три места в городе, где можно увидеть скульптуры львов? (Возможные варианты: 29 львов на Свердловской набережной, львы у Русского музея, у Елагиноостровского дворца, на Исаакиевской соборе, на Дворцовом причале, у Дома Лавалей, у Дома Лобанова-Ростовского, Львиный мост и др.)
III. Представление жюри - Ареопага, выбор Агонистов и Теоретиков.
Агонисты получают задание для розыгрыша дорожек
После того, как определились три «умника», ведущий представляет жюри - Ареопаг. Им могут являться 4 старшеклассника, помогавшие учителю в создании игры, приглашенные родители и др. Ведущий также представляет трех победивших «умников», которые теперь становятся агонистами. Остальные участвующие в игре учащиеся по-прежнему являются теоретиками и могут продолжить зарабатывать ордена.
Агонисты получают предварительное задание для розыгрыша дорожек: Уважаемые агонисты, представьте себе, что однажды вы займете должность губернатора Санкт-Петербурга. Расскажите нам - какие три закона вы инициируете в первую очередь и почему?
IV. Вопросы теоретикам пока готовятся агонисты
- Слово «педагог» появилось в Древней Греции и означало «ведущий мальчика». Есть ли памятник педагогу в Санкт-Петербурге? Кому именно он посвящен и где находится? (К.Д. Ушинскому, перед зданием РГПУ им. Герцена, памятник Учителям на Учительской улице)
- Назовите слово, в переводе с древнегреческого означающее «искусство проектировать и строить здания» (Архитектура)
- Колонны бывают трех ордеров. Назовите их (Дорический, ионический, коринфский)
- Как называется украшение верхней части колонны ионического ордера в виде завитков? (Волюта)
- Назовите одним словом: рельеф, барельеф, горельеф, бюст, статуя - все это…? (Скульптура)
- Перечислите как можно больше названий архитектурных элементов здания (Возможные варианты: портик, фронтон, колонны, стилобат, капитель, ствол, база, волюты, каннелюры, антаблемент, фасад)
- Медики утверждают, что мышечную систему человека надо изучать на Миллионной улице. Почему? (Атланты Нового Эрмитажа)
- Какой храм в Петербурге является единственным в стране собранием произведений русского мозаичного искусства? (Храм Воскресения Христова или Спас - на - Крови)
- Назовите единственную женщину в свите у памятника Екатерине Великой на площади Островского (Екатерина Романовна Дашкова)
- Назовите цветной мост на Невском проспекте (Зеленый мост)
V. Представление агонистами своих ответов. Выбор дорожек агонистами
После выступлений «умников» Ареопаг определяет места, участники выбирают дорожки. Особенности дорожек: на красной - игрок не должен ошибаться, ему задают всего два вопроса; на желтой - игрок должен верно ответить на два из трех предложенных вопросов, на этой дорожке игрок имеет право на одну ошибку; на зеленой дорожке - игрок должен правильно ответить на два из четырех предложенных вопросов, ошибиться можно два раза.
Если агонист в ходе игры не отвечает на заданный вопрос - вопрос отсылается теоретикам. Тот игрок, который ошибся на дорожке больше положенного количества раз - присоединяется к теоретикам. Игрок, прошедший дорожку быстрее остальных участников, становится победителем.
VI. Задания участникам
(на подготовку к ответу по каждому вопросу дается 1 минута)
I. Первые вопросы «умникам» направлены на выявление эмоционально-ценностного восприятия города. Отрывки из стихотворений, карта современного Санкт-Петербурга и цитата из высказывания также отображаются на экране проектора
1. В стихотворении Н. Агнивцева «План города Санкт-Петербурга» есть такие строки:
… В Константинополе у турка
Валялся, порван и загажен,
«План города Санкт-Петербурга»
(В квадратном дюйме - 300 сажен)…
Перед вами карта современного санкт-Петербурга (на экране проектора). О каких уголках города вы вспомнили, глядя на нее?
2. Поэт А. Городницкий рассуждает:
… Мне казалось,
Что всадник с поднятой рукой,
Музея чопорные залы,
Мост, разведенный над рекой,
И шпиль, мерцающий за шторой, -
Домашней обстановки часть -
Простые вещи, без которых
Прожить немыслимо и час.
Есть ли у вас подобный уголок города, про который вы можете сказать: «Домашней обстановки часть»?
3. Французский актер Жерар Депардье однажды произнес такие слова о нашем городе: «Петербург - это перекресток веков, поэтов, прекрасных женщин, а также мировой архитектуры. Мне представляется, что в самом характере петербуржцев есть что-то сильное, мощное.» Как вы считаете - справедливо ли такое впечатление о городе и его жителях?
II. Вопросы на выявление уровня освоения знаний:
- Санкт-Петербург - «зеркало российской истории». Какие общеисторические события XVIII века связаны с нашим городом? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?
- Санкт-Петербург - «зеркало российской истории». Какие общеисторические события XIX века связаны с нашим городом? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?
- В литературе утвердилось мнение, что Петербург вырос на «пустынных берегах», что лишь с момента основания города началась история невских берегов. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
III. Вопросы, направленные на выявление уровня сформированности умений, необходимых для ориентации в культурном пространстве города. На столе жюри лежат различные источники информации - путеводители, справочники, карты, ноутбук с выходом в интернет. «Умники» могут воспользоваться любым из источников, отвечая на следующие вопросы:
- Находясь на Стрелке Васильевского острова, можно сразу увидеть огромное количество МУЗЕЕВ. Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и перечислите 5 любых таких музеев. (Возможные варианты: Зимний дворец, Исаакиевский собор, здание Биржи, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Зоологический музей, Петропавловская крепость, Мраморный дворец и др.)
- Представьте, что друг (или подруга) предложили вам сходить в «Дом кино» (или кинотеатр «Аврора»). Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и ответьте на вопрос - Каким образом вы будете добираться до этого места, не имея возможности поехать на личном автомобиле или заказать такси?
- Представьте, что к вам в гости приехали друзья из другого города. После проведенной вами экскурсии по центру города у них остались вопросы… Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и ответьте: Почему одна из трех улиц, берущих начало у Адмиралтейства, называется Гороховая? И как в петровское время назывался канал Грибоедова?
V. Возможные дополнительные вопросы «умникам»:
- Справедливо ли утверждение о том, что Санкт-Петербург оказал огромное влияние на развитие российской художественной культуры, искусства (живописи, скульптуры, архитектуры)? Аргументируйте свой ответ.
- Об основании города высказываются разные суждения: «Город основан вопреки Природе», «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногой твердой стать при море…» Какое из этих суждений кажется вам справедливым. Аргументируйте свой ответ
- Санкт-Петербург - «многонациональный город», «город веротерпимости». Как вы понимаете смысл этих выражений? Какие исторические факты, памятники культурного наследия и традиции свидетельствуют о многонациональном характере нашего города, о веротерпимости его горожан?
VII. Подведение итогов игры. Награждение победителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.
Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....
Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».
Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....