Игра "Умники и умницы" для учащихся 5-х классов
методическая разработка по истории (5 класс)


Скачать:


Предварительный просмотр:

Умники и умницы

 «Санкт-Петербург: в поисках Древнего мира»

Историческая игра для учащихся 5 классов

        Контрольно-обобщающая, предметная игра по истории и культуре Санкт-Петербурга. Рассчитана на учащихся 5 классов (11-12 лет).

        Содержательные линии игры опираются на концептуальные идеи программы «Город - музей» Л.К. Ермолаевой и тематические линии рабочей программы по всеобщей истории, что позволяет перейти от освоения исторических фактов к практике освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.

        При разработке исторической игры «Санкт-Петербург: в поисках Древнего мира» также использовались:

  1. Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова, Н.В. Казакова, М.А. Левашко, О.Ю. Маврина. 5 класс. «Санкт-Петербург - город-музей. Краеведение. Часть 1 в 2-х книгах» - СПб: СМИО Пресс, - 2016
  2. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 1,2, - СПб.: СМИО Пресс,- 2012

        Краеведческое направление исторической игры «Санкт-Петербург: в поисках Древнего мира» рассматривается здесь как одно из обязательных условий личностного роста ребенка в обретении им ценностных ориентиров и адаптации в социокультурном пространстве.

История и культура Санкт-Петербурга – один из важнейших компонентов гуманитарного образования, который дает возможность ученику осмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в городе – мегаполисе: узнать специфику организации предметно – пространственной среды города, научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни.

        В названии игрового занятия заключается и его главная идея: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях ДРУГИХ времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга. Поэтому так важно способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками Петербурга не только как части отечественного, но и всемирного культурного наследия.

        Главными целями игры являются: 1) создать условия для ценностно-смыслового восприятия культурного наследия Санкт- Петербурга путем приобретения практического опыта и личностных знаний, влияющих на сознание и поведение обучающихся 2) формирование эмоционально-ценностного восприятия школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец 3) формирование прочных знаний учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга

        Задачами игры становятся: 1) закрепить и расширить знания учащихся о наследии Древнего мира в контексте истории и культуры Санкт-Петербурга 2) развивать общеучебные умения и навыки учащихся 3) развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, решая практические задачи 4) развивать умения участвовать в интеллектуальных конкурсах, состязаниях 5) формировать толерантное отношение к соперникам 6) развивать умения и навыки публичного выступления 7) развивать историческое мышление, внимание, память, речь учащихся 8) развивать коммуникативные качества учащихся, готовность к  дискуссиям, беседам на исторические темы

        Для проведения игры необходимы: мультимедийный проектор или интерактивная доска, позволяющие проецировать на экран игровой визуальный ряд; различные источники информации (потребуются умникам для ответов на вопросы последнего этапа): путеводители по Санкт-Петербургу, справочники, карты города различных периодов, ноутбук с выходом в интернет.

        Ведущим игры является учитель или учащийся старших классов. У ведущего есть помощник, главной задачей которого является награждение участников игры орденами «умников» за правильные ответы.  Жюри (Ареопаг) состоит из 4-х старшеклассников.

        Игра проводится в назначенный срок и длится не более двух академических часов.  Игровая среда предполагает использование помещения актового зала. Сразу после завершения игры объявляются ее результаты и происходит награждение победителей.

I. Организационный этап.

        Перед игрой 3-4 старшеклассника совместно с учителем готовят: а) ордена «умников» - в зависимости от количества вопросов б) дорожки трех цветов с клетками-квадратами (красная дорожка состоит из двух квадратов; желтая - из трех; зеленая - из четырех) в) вопросы и задания для игры, визуальный ряд игры г) чистые листы для трех «умников» (понадобятся для этапа розыгрыша дорожек) д) чистые листы для работы жюри (Ареопага)

        В начале игры необходимо выбрать трех умников. Для этого проводится отборочный тур - в форме викторины из 20 вопросов. Учащемуся, который правильно отвечает на вопрос, вручается орден. Три владельца наибольшего количества орденов разыгрывают дорожки.

        II. Вопросы отборочного тура:

  1. Всем известно, что обелиски - это архитектурные памятники в виде пирамидальных колонн. Откуда к нам пришла традиция устанавливать обелиски? И в честь чего их устанавливают? (В Древнем Египте - «лучи солнца», к нам - из Древнего Рима, в честь воинских побед)
  2. 9 мая 2020 года мы будем праздновать 75 лет победы в Великой Отечественной войне. А есть ли в нашем городе обелиски, посвященные этой победе? (На пл. Восстания «Городу-герою Ленинграду», на площади Победы «Героическим защитникам Ленинграда»)
  3. В нашем городе есть обелиск Румянцева победам. Посвящен он победам П. А. Румянцева середины XVIII века. Возведен обелиск в 1799 году по проекту архитектора В. Бренны. Где можно увидеть этот обелиск? (В сквере у Академии Художеств, возле Сухопутного Шляхетного корпуса, где учился Румянцев)
  4. Назовите фамилию петербургского ученого, который прочитал «Книгу мертвых» - папирус, хранящийся в Эрмитаже - и сумел восстановить в нем пропуски (Б.А. Тураев)
  5. Историю и культуру Древнего Востока в Петербурге изучают в Российской Национальной библиотеке, в институте востоковедения… Назовите еще одно место (Восточный факультет СПбГУ)
  6. «Отзвуком» Вавилона в Петербурге можно назвать висячий сад Малого Эрмитажа. По приказу какого императора (императрицы) было создано это удивительное сооружение - висячий час? (По приказу Екатерины II)
  7. Есть в нашем городе старинная усадьба. Ее построили в конце XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Здесь располагалась дача канцлера Александра Андреевича Кушелева-Безбородко. Что является украшением этой старинной усадьбы? (Ограда из 29 львов)
  8. Слово «педагог» появилось в Древней Греции. А есть ли в нашем городе памятник знаменитому русскому педагогу? Кому он посвящен и где находится? (К.Д. Ушинскому, перед РГПУ им.Герцена)
  9. Назовите слово, в переводе с древнегреческого означающее «искусство проектировать и строить здания» (Архитектура)
  10. Что является лишним в ряду и что объединяет оставшиеся слова: симметрия, пропорциональность, скульптура, раскрывающая назначение здания, двухцветная окраска здания, строгость, наличие причудливого декоративного убранства, торжественность (Наличие причудливого декоративного убранства, остальное - признаки стиля классицизм)
  11. Всем известно, что Эрмитаж - это комплекс зданий. В каком здании Эрмитажа хранятся подлинные античные памятники и что украшает это здание? (В здании Нового Эрмитажа, украшают его 10 фигур атлантов)
  12. О чем идет речь? Этот дом уникален: в огромном Петербурге нет больше ни одного здания похожего на него по облику. Здесь можно увидеть бога Ра, богиню Хатхор, цветы лотоса и многое другое… (Дом на Захарьевской улице, его скульптурное убранство)
  13. Всем известно, что для скульпторов, работающих в классическом стиле, образцом для подражания является именно древнегреческая скульптура. Чего сумели добиться древнегреческие мастера, что их работы являются образцом для подражания? (Определили идеальные пропорции человеческого тела, разработали каноны изображения человека)
  14. Всем известно, что подлинные древнеегипетские памятники в Петербурге хранятся в Зимнем дворце (комплекса Эрмитаж). А кто является архитектором этого здания и для кого был построен дворец? (Архитектор Ф.Б. Растрелли, для Елизаветы Петровны)
  15. Объясните - в чем разница между двумя понятиями «экспонат» и  «музейный предмет»? (Экспонат - выставленный напоказ, музейный предмет - в фондохранилищах)
  16. Кого изображают сфинксы на Университетской набережной? (Фараона Аменхотепа III)
  17. Назовите три архитектурных ордера (Дорический, ионический, коринфский)
  18. Перечислите минимум пять архитектурных элементов здания (Портик, фронтон, антаблемент, колонна (капитель, ствол, база, канеелюры), цоколь, фасад)
  19. Где в Петербурге можно увидеть скульптурное изображение самого маленького сфинкса? (На шлеме богини Афины на здании РНБ)
  20. Где в Петербурге можно увидеть скульптурное изображение самого маленького льва? (На Исаакиевской соборе рядом с изображением апостола Марка)

III. Представление жюри - Ареопага, выбор Агонистов и Теоретиков.

Агонисты получают задание для розыгрыша дорожек

        После того, как определились три «умника», ведущий представляет жюри - Ареопаг. Им могут являться 4 старшеклассника, помогавшие учителю в создании игры, приглашенные родители и др. Ведущий также представляет трех победивших «умников», которые теперь становятся агонистами. Остальные участвующие в игре учащиеся по-прежнему являются теоретиками и могут продолжить зарабатывать ордена.

        Агонисты получают предварительное задание для розыгрыша дорожек: «Литовский артист Юозас Будрайтис однажды сказал, что в Петербурге живут особые люди, более вежливые и интеллигентные. Согласны ли вы с его мнением? И какой он, настоящий петербуржец?

IV. Вопросы теоретикам пока готовятся агонисты:

  1. Какие сфинксы являются самыми большими в Санкт-Петербурге? И в чем их особенность? (Сфинксы на Египетском мосту, женские лица)
  1. Назовите, пожалуйста, три экспоната, которые можно увидеть в экспозиции Египетского зала Эрмитажа (Статуэтки-ушебти, жуки-скарабеи, статуя богини Сохмет, Книга Мертвых, папирусы, мумии, саркофаги)
  2. Объясните, пожалуйста, чем отличается «подлинный» памятник от «стилизованного» (Стилизованный - произведение, выполненное на основе подражания существующим стилям, подлинный - уникальное произведение, созданное руками мастера)
  3. Назовите архитектора, который работал в стиле классицизм и создал в Петербурге здание Александринского театра, здание Главного Штаба, здание сената и Синода, Михайловский дворец и др. (Карл Иванович Росси)
  4. Как связаны архитектор К.А. Тон и сфинксы перед Академией Художеств? (К.А. Тон создал пристань перед Академией Художеств, целый ансамбль, в который входят и сами сфинксы)
  5. Мы знаем, что среди античных экспонатов Эрмитажа есть большое количество гемм - резных камней. В древности они служили амулетами, личными печатями, украшениями. А на какие два вида можно разделить все геммы? (Камеи - выпуклые изображения, инталии - вдавленные изображения)
  6. Скульптуры для Львиного и Банковского мостов создал один и тот же скульптор - Павел Петрович Соколов. А какие еще скульптуры, связанные с историей Древнего Египта, он создал в нашем городе? (Сфинксов на Египетском мосту)
  7. Перечислите, пожалуйста, символы царской власти, которые можно увидеть на скульптурах сфинксов на Египетском мосту (Уре - священная змея, клафт - платок, двойная корона)
  8. Назовите фамилию петербургского ученого - востоковеда, который сумел расшифровать иероглифы на подножии сфинксов на Университетской набережной? (В.В. Струве. Надпись: «Царь великий памятниками, владыка чудес, искусный сердцем, премудрый, подобно богу Тоту», «Золотой Гор, победитель ливийцев, покоритель азиатов, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель, избранник Ра Аменхотеп, повелитель Фив»)
  9. О чем идет речь в стихотворении?

        Четыре чудища одной

        Удержаны заботой,

        И восемь крыл во мгле сырой

        Сверкают позолотой…

(Грифоны, Банковский мост)

V. Представление агонистами своих ответов. Выбор дорожек агонистами

        После выступлений «умников» Ареопаг определяет места, участники выбирают дорожки. Особенности дорожек: на красной - игрок не должен ошибаться, ему задают всего два вопроса; на желтой - игрок должен верно ответить на два из трех предложенных вопросов, на этой дорожке игрок имеет право на одну ошибку; на зеленой дорожке - игрок должен правильно ответить на два из четырех предложенных вопросов, ошибиться можно два раза.

        Если агонист в ходе игры не отвечает на заданный вопрос - вопрос отсылается теоретикам. Тот игрок, который ошибся на дорожке больше положенного количества раз - присоединяется к теоретикам. Игрок, прошедший дорожку быстрее остальных участников, становится победителем.

VI. Задания участникам

 (на подготовку к ответу по каждому вопросу дается 1 минута)

I. Первые вопросы «умникам» направлены на выявление эмоционально-ценностного восприятия города. Отрывки из стихотворений также отображаются на экране проектора.        

1. Николай Агнивцев написал:

        Санкт-Петербург - гранитный город,

        Взнесенный словом над Невой,

        Где небосвод давно распорот

        Адмиралтейскою иглой!

        Как явь, вплелись в твои туманы

        Сиденья двухсотлетних снов,

        О, самый призрачный и странный

        Из всех российских городов!

Как вы думаете, можно ли Петербург назвать самым «странным» городом из всех российских городов? Свой ответ аргументируйте

2. Николай Агнивцев писал:

        Скажите мне, что может быть

        Прекрасней Невской перспективы,

        Когда огней вечерних нить

        Начнет размеренно чертить

        В тумане красные извивы?!

        Скажите мне, что может быть

        Прекрасней Невской перспективы?..

Николай Агнивцев в своем стихотворении восхваляет Невский проспект. А чем бы вы восхитились, если бы были поэтом? Какому уголку города, а, может быть, явлению было бы посвящено ваше стихотворение?

3. Анна Ахматова писала:

        Я к розам хочу, в тот единственный сад,

        Где лучшая в мире стоит из оград,

        Где статуи помнят меня молодой,

        А я их под невской помню водой.

        В душистой тени между царственных лип

        Мне мачт корабельных мерещится скрип.

        А лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

        Любуясь красой своего двойника.

Анна Ахматова мечтала вернуться в любимый ею Летний сад. А у вас есть любимый уголок в нашем городе? И почему он вами любим?

II. Вопросы на выявление уровня освоения знаний. На экране проектора необходимый визуальный ряд.

  1. Здание Биржи называют Российским Парфеноном. Как вы считаете - напоминает ли этот уникальный петербургский памятник о традициях древнегреческих зодчих?
  1. Очень часто триумфальные арки и колонны в Петербурге называют «отголосками» наследия античного мира. Согласны ли вы с этим утверждением? Какие триумфальные арки и колонны нашего города вы знаете?
  2. Можете ли вы назвать сказочные, мифические существа (кроме сфинксов)? И где  в нашем городе можно их «встретить»? Приведите два примера.

III. Вопросы, направленные на выявление уровня сформированности умений, необходимых для ориентации в культурном пространстве города. На столе жюри лежат различные источники информации - путеводители, справочники, карты, ноутбук с выходом в интернет. «Умники» могут воспользоваться любым из источников, отвечая на следующие вопросы:

  1. Представьте, что вы находитесь на Дворцовой площади. Какие достопримечательности вы можете увидеть, находясь там?Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации, чтобы ответить на этот вопрос.
  1. Представьте, что друг или подруга предложили вам сходить в Эрмитаж. Каким образом вы будете добираться до этого места, не имея возможности поехать на личном автомобиле или заказать такси? (от станции метро Гражданский проспект) Чтобы ответить на этот вопрос - воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации
  2. Представьте, что к вам в гости приехали друзья из другого города. После проведенной вами экскурсии по центру города у них остались вопросы… Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и ответьте: Почему реки Мойка и Фонтанка так называются?

VII. Подведение итогов игры. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....