Игра "Умники и умницы" для учащихся 5-х классов
методическая разработка по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Умники и умницы
«Санкт-Петербург: в поисках Древнего мира»
Историческая игра для учащихся 5 классов
Контрольно-обобщающая, предметная игра по истории и культуре Санкт-Петербурга. Рассчитана на учащихся 5 классов (11-12 лет).
Содержательные линии игры опираются на концептуальные идеи программы «Город - музей» Л.К. Ермолаевой и тематические линии рабочей программы по всеобщей истории, что позволяет перейти от освоения исторических фактов к практике освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
При разработке исторической игры «Санкт-Петербург: в поисках Древнего мира» также использовались:
- Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова, Н.В. Казакова, М.А. Левашко, О.Ю. Маврина. 5 класс. «Санкт-Петербург - город-музей. Краеведение. Часть 1 в 2-х книгах» - СПб: СМИО Пресс, - 2016
- Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 1,2, - СПб.: СМИО Пресс,- 2012
Краеведческое направление исторической игры «Санкт-Петербург: в поисках Древнего мира» рассматривается здесь как одно из обязательных условий личностного роста ребенка в обретении им ценностных ориентиров и адаптации в социокультурном пространстве.
История и культура Санкт-Петербурга – один из важнейших компонентов гуманитарного образования, который дает возможность ученику осмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в городе – мегаполисе: узнать специфику организации предметно – пространственной среды города, научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни.
В названии игрового занятия заключается и его главная идея: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях ДРУГИХ времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга. Поэтому так важно способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками Петербурга не только как части отечественного, но и всемирного культурного наследия.
Главными целями игры являются: 1) создать условия для ценностно-смыслового восприятия культурного наследия Санкт- Петербурга путем приобретения практического опыта и личностных знаний, влияющих на сознание и поведение обучающихся 2) формирование эмоционально-ценностного восприятия школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец 3) формирование прочных знаний учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга
Задачами игры становятся: 1) закрепить и расширить знания учащихся о наследии Древнего мира в контексте истории и культуры Санкт-Петербурга 2) развивать общеучебные умения и навыки учащихся 3) развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, решая практические задачи 4) развивать умения участвовать в интеллектуальных конкурсах, состязаниях 5) формировать толерантное отношение к соперникам 6) развивать умения и навыки публичного выступления 7) развивать историческое мышление, внимание, память, речь учащихся 8) развивать коммуникативные качества учащихся, готовность к дискуссиям, беседам на исторические темы
Для проведения игры необходимы: мультимедийный проектор или интерактивная доска, позволяющие проецировать на экран игровой визуальный ряд; различные источники информации (потребуются умникам для ответов на вопросы последнего этапа): путеводители по Санкт-Петербургу, справочники, карты города различных периодов, ноутбук с выходом в интернет.
Ведущим игры является учитель или учащийся старших классов. У ведущего есть помощник, главной задачей которого является награждение участников игры орденами «умников» за правильные ответы. Жюри (Ареопаг) состоит из 4-х старшеклассников.
Игра проводится в назначенный срок и длится не более двух академических часов. Игровая среда предполагает использование помещения актового зала. Сразу после завершения игры объявляются ее результаты и происходит награждение победителей.
I. Организационный этап.
Перед игрой 3-4 старшеклассника совместно с учителем готовят: а) ордена «умников» - в зависимости от количества вопросов б) дорожки трех цветов с клетками-квадратами (красная дорожка состоит из двух квадратов; желтая - из трех; зеленая - из четырех) в) вопросы и задания для игры, визуальный ряд игры г) чистые листы для трех «умников» (понадобятся для этапа розыгрыша дорожек) д) чистые листы для работы жюри (Ареопага)
В начале игры необходимо выбрать трех умников. Для этого проводится отборочный тур - в форме викторины из 20 вопросов. Учащемуся, который правильно отвечает на вопрос, вручается орден. Три владельца наибольшего количества орденов разыгрывают дорожки.
II. Вопросы отборочного тура:
- Всем известно, что обелиски - это архитектурные памятники в виде пирамидальных колонн. Откуда к нам пришла традиция устанавливать обелиски? И в честь чего их устанавливают? (В Древнем Египте - «лучи солнца», к нам - из Древнего Рима, в честь воинских побед)
- 9 мая 2020 года мы будем праздновать 75 лет победы в Великой Отечественной войне. А есть ли в нашем городе обелиски, посвященные этой победе? (На пл. Восстания «Городу-герою Ленинграду», на площади Победы «Героическим защитникам Ленинграда»)
- В нашем городе есть обелиск Румянцева победам. Посвящен он победам П. А. Румянцева середины XVIII века. Возведен обелиск в 1799 году по проекту архитектора В. Бренны. Где можно увидеть этот обелиск? (В сквере у Академии Художеств, возле Сухопутного Шляхетного корпуса, где учился Румянцев)
- Назовите фамилию петербургского ученого, который прочитал «Книгу мертвых» - папирус, хранящийся в Эрмитаже - и сумел восстановить в нем пропуски (Б.А. Тураев)
- Историю и культуру Древнего Востока в Петербурге изучают в Российской Национальной библиотеке, в институте востоковедения… Назовите еще одно место (Восточный факультет СПбГУ)
- «Отзвуком» Вавилона в Петербурге можно назвать висячий сад Малого Эрмитажа. По приказу какого императора (императрицы) было создано это удивительное сооружение - висячий час? (По приказу Екатерины II)
- Есть в нашем городе старинная усадьба. Ее построили в конце XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Здесь располагалась дача канцлера Александра Андреевича Кушелева-Безбородко. Что является украшением этой старинной усадьбы? (Ограда из 29 львов)
- Слово «педагог» появилось в Древней Греции. А есть ли в нашем городе памятник знаменитому русскому педагогу? Кому он посвящен и где находится? (К.Д. Ушинскому, перед РГПУ им.Герцена)
- Назовите слово, в переводе с древнегреческого означающее «искусство проектировать и строить здания» (Архитектура)
- Что является лишним в ряду и что объединяет оставшиеся слова: симметрия, пропорциональность, скульптура, раскрывающая назначение здания, двухцветная окраска здания, строгость, наличие причудливого декоративного убранства, торжественность (Наличие причудливого декоративного убранства, остальное - признаки стиля классицизм)
- Всем известно, что Эрмитаж - это комплекс зданий. В каком здании Эрмитажа хранятся подлинные античные памятники и что украшает это здание? (В здании Нового Эрмитажа, украшают его 10 фигур атлантов)
- О чем идет речь? Этот дом уникален: в огромном Петербурге нет больше ни одного здания похожего на него по облику. Здесь можно увидеть бога Ра, богиню Хатхор, цветы лотоса и многое другое… (Дом на Захарьевской улице, его скульптурное убранство)
- Всем известно, что для скульпторов, работающих в классическом стиле, образцом для подражания является именно древнегреческая скульптура. Чего сумели добиться древнегреческие мастера, что их работы являются образцом для подражания? (Определили идеальные пропорции человеческого тела, разработали каноны изображения человека)
- Всем известно, что подлинные древнеегипетские памятники в Петербурге хранятся в Зимнем дворце (комплекса Эрмитаж). А кто является архитектором этого здания и для кого был построен дворец? (Архитектор Ф.Б. Растрелли, для Елизаветы Петровны)
- Объясните - в чем разница между двумя понятиями «экспонат» и «музейный предмет»? (Экспонат - выставленный напоказ, музейный предмет - в фондохранилищах)
- Кого изображают сфинксы на Университетской набережной? (Фараона Аменхотепа III)
- Назовите три архитектурных ордера (Дорический, ионический, коринфский)
- Перечислите минимум пять архитектурных элементов здания (Портик, фронтон, антаблемент, колонна (капитель, ствол, база, канеелюры), цоколь, фасад)
- Где в Петербурге можно увидеть скульптурное изображение самого маленького сфинкса? (На шлеме богини Афины на здании РНБ)
- Где в Петербурге можно увидеть скульптурное изображение самого маленького льва? (На Исаакиевской соборе рядом с изображением апостола Марка)
III. Представление жюри - Ареопага, выбор Агонистов и Теоретиков.
Агонисты получают задание для розыгрыша дорожек
После того, как определились три «умника», ведущий представляет жюри - Ареопаг. Им могут являться 4 старшеклассника, помогавшие учителю в создании игры, приглашенные родители и др. Ведущий также представляет трех победивших «умников», которые теперь становятся агонистами. Остальные участвующие в игре учащиеся по-прежнему являются теоретиками и могут продолжить зарабатывать ордена.
Агонисты получают предварительное задание для розыгрыша дорожек: «Литовский артист Юозас Будрайтис однажды сказал, что в Петербурге живут особые люди, более вежливые и интеллигентные. Согласны ли вы с его мнением? И какой он, настоящий петербуржец?
IV. Вопросы теоретикам пока готовятся агонисты:
- Какие сфинксы являются самыми большими в Санкт-Петербурге? И в чем их особенность? (Сфинксы на Египетском мосту, женские лица)
- Назовите, пожалуйста, три экспоната, которые можно увидеть в экспозиции Египетского зала Эрмитажа (Статуэтки-ушебти, жуки-скарабеи, статуя богини Сохмет, Книга Мертвых, папирусы, мумии, саркофаги)
- Объясните, пожалуйста, чем отличается «подлинный» памятник от «стилизованного» (Стилизованный - произведение, выполненное на основе подражания существующим стилям, подлинный - уникальное произведение, созданное руками мастера)
- Назовите архитектора, который работал в стиле классицизм и создал в Петербурге здание Александринского театра, здание Главного Штаба, здание сената и Синода, Михайловский дворец и др. (Карл Иванович Росси)
- Как связаны архитектор К.А. Тон и сфинксы перед Академией Художеств? (К.А. Тон создал пристань перед Академией Художеств, целый ансамбль, в который входят и сами сфинксы)
- Мы знаем, что среди античных экспонатов Эрмитажа есть большое количество гемм - резных камней. В древности они служили амулетами, личными печатями, украшениями. А на какие два вида можно разделить все геммы? (Камеи - выпуклые изображения, инталии - вдавленные изображения)
- Скульптуры для Львиного и Банковского мостов создал один и тот же скульптор - Павел Петрович Соколов. А какие еще скульптуры, связанные с историей Древнего Египта, он создал в нашем городе? (Сфинксов на Египетском мосту)
- Перечислите, пожалуйста, символы царской власти, которые можно увидеть на скульптурах сфинксов на Египетском мосту (Уре - священная змея, клафт - платок, двойная корона)
- Назовите фамилию петербургского ученого - востоковеда, который сумел расшифровать иероглифы на подножии сфинксов на Университетской набережной? (В.В. Струве. Надпись: «Царь великий памятниками, владыка чудес, искусный сердцем, премудрый, подобно богу Тоту», «Золотой Гор, победитель ливийцев, покоритель азиатов, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель, избранник Ра Аменхотеп, повелитель Фив»)
- О чем идет речь в стихотворении?
Четыре чудища одной
Удержаны заботой,
И восемь крыл во мгле сырой
Сверкают позолотой…
(Грифоны, Банковский мост)
V. Представление агонистами своих ответов. Выбор дорожек агонистами
После выступлений «умников» Ареопаг определяет места, участники выбирают дорожки. Особенности дорожек: на красной - игрок не должен ошибаться, ему задают всего два вопроса; на желтой - игрок должен верно ответить на два из трех предложенных вопросов, на этой дорожке игрок имеет право на одну ошибку; на зеленой дорожке - игрок должен правильно ответить на два из четырех предложенных вопросов, ошибиться можно два раза.
Если агонист в ходе игры не отвечает на заданный вопрос - вопрос отсылается теоретикам. Тот игрок, который ошибся на дорожке больше положенного количества раз - присоединяется к теоретикам. Игрок, прошедший дорожку быстрее остальных участников, становится победителем.
VI. Задания участникам
(на подготовку к ответу по каждому вопросу дается 1 минута)
I. Первые вопросы «умникам» направлены на выявление эмоционально-ценностного восприятия города. Отрывки из стихотворений также отображаются на экране проектора.
1. Николай Агнивцев написал:
Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесенный словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Сиденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Как вы думаете, можно ли Петербург назвать самым «странным» городом из всех российских городов? Свой ответ аргументируйте
2. Николай Агнивцев писал:
Скажите мне, что может быть
Прекрасней Невской перспективы,
Когда огней вечерних нить
Начнет размеренно чертить
В тумане красные извивы?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасней Невской перспективы?..
Николай Агнивцев в своем стихотворении восхваляет Невский проспект. А чем бы вы восхитились, если бы были поэтом? Какому уголку города, а, может быть, явлению было бы посвящено ваше стихотворение?
3. Анна Ахматова писала:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невской помню водой.
В душистой тени между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
А лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
Анна Ахматова мечтала вернуться в любимый ею Летний сад. А у вас есть любимый уголок в нашем городе? И почему он вами любим?
II. Вопросы на выявление уровня освоения знаний. На экране проектора необходимый визуальный ряд.
- Здание Биржи называют Российским Парфеноном. Как вы считаете - напоминает ли этот уникальный петербургский памятник о традициях древнегреческих зодчих?
- Очень часто триумфальные арки и колонны в Петербурге называют «отголосками» наследия античного мира. Согласны ли вы с этим утверждением? Какие триумфальные арки и колонны нашего города вы знаете?
- Можете ли вы назвать сказочные, мифические существа (кроме сфинксов)? И где в нашем городе можно их «встретить»? Приведите два примера.
III. Вопросы, направленные на выявление уровня сформированности умений, необходимых для ориентации в культурном пространстве города. На столе жюри лежат различные источники информации - путеводители, справочники, карты, ноутбук с выходом в интернет. «Умники» могут воспользоваться любым из источников, отвечая на следующие вопросы:
- Представьте, что вы находитесь на Дворцовой площади. Какие достопримечательности вы можете увидеть, находясь там?Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации, чтобы ответить на этот вопрос.
- Представьте, что друг или подруга предложили вам сходить в Эрмитаж. Каким образом вы будете добираться до этого места, не имея возможности поехать на личном автомобиле или заказать такси? (от станции метро Гражданский проспект) Чтобы ответить на этот вопрос - воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации
- Представьте, что к вам в гости приехали друзья из другого города. После проведенной вами экскурсии по центру города у них остались вопросы… Воспользуйтесь своими знаниями или предложенными вам источниками информации и ответьте: Почему реки Мойка и Фонтанка так называются?
VII. Подведение итогов игры. Награждение победителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.
Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....
Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».
Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....