Конспект урока. Нашествие с Востока ( история, 6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс)
Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня … Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 103 КБ |
Приложение 1 | 14.32 КБ |
Приложение 2 | 11.72 КБ |
Приложение 3 | 11.04 КБ |
Приложение 4 | 11.65 КБ |
Самостоятельная работа | 11.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Агибаловская СОШ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Нашествие с Востока
(конспект урока по истории, 6 класс)
Зуева Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
Оглавление
Нашествие с Востока
- ознакомление с началом вторжения монголами на Русь, с причинами и последствиями монголо-татарского нашествия
Личностные [1]
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине
Метапредметные[2]
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся
- Продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи
- Развитие приемов работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы самостоятельно
Предметные[3]
- Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы
- Развивать интерес к предмету
Оборудование: проектор, экран, презентация, карта
Основные события урока:
1237-1240 - завоевание монголами Руси
1237 - завоевание Рязанской земли
февраль 1238 - разгром Владимирского княжества
март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород
март 1238 - оборона г. Козельска
1239–1242 - второй поход Батыя на Русь
1240 - завоевание г. Киева
весна 1241 г. - поход Батыя в Европу
Выдающиеся личности:
- Чингисхан
- Евпатий Коловрат
- московский боярин Филипп Нянько
- Пётр Ослядюкович
- киевский воевода Дмитрий
- Дата (в тетрадь)
- Цель урока
Тестирование по теме: «Главные политические центры Руси» /приложение 1/
3. Сообщение темы и целей урока
-Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня …
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
- Какова тема нашего урока?
- Чтобы вы хотели узнать на уроке?
План урока: (Слайд 3)
1. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.
2. Вторжение в Рязанскую землю.
3. Разгром Владимирского княжества.
4. Поход на Новгород.
Нашествие на Юго-Восточную Русь и Центральную Европу.
-Ребята, что вам известно о монголо-татарском нашествии?
-Ребята, а что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
Изучение нового материала
1. Создание держава Чингисхана.
(сл.4)
- В центре Азии с древнейших времён жили монгольские племена.
Пока русские князья в начале XIII в. вели междоусобные войны далеко на востоке, на просторах степей Центральной Азии и Южной Сибири, сгущались грозовые тучи. Один из энергичных и удачливых военных предводителей кочевых монгольских племен Темучин одолел своих соперников и был избран великим ханом — Чингисханом. Он собрал огромное войско и двинул его на завоевание соседних стран.
(сл.5)
Энергичный и беспощадный властелин Темучин принял имя Чингисхана – Небесного хана сумел подчинить себе монгольские племена и соседние тюркские.
В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства.
(сл.6)
Создав мощную армию, Чингисхан стал завоёвывать соседние государства и народы. В короткое время он подчинил Северный Китай, Среднюю Азию, Персию, Кавказ.
(сл.7)
Армия Чингисхана имела четкую организацию и железную дисциплину.
Особенности монгольского войска:
- Жёсткая дисциплина
- Строгая подчинённость.
- Коллективная ответственность в бою.
- Тактика ложного отступления.
- Заманивание врага под удар главных сил.
- Использование осадной техники.
Лёгкая конница:
Кожаные доспехи, кривая сабля, боевой топор, аркан, копьё, 2 лука.
Тяжёлая конница:
Кони защищены доспехами, всадники облачены в кольчугу, имеют железный шлем. Вооружение усилено длинным копьём, прямым мечом.
- Каждый участник похода имел право на военную добычу. Они угоняли в плен мирных жителей, захватывали имущество побежденных.
(сл.8)
Битва на Калке. Завоевания Чингисхана сопровождались беспримерной жестокостью. Передовые отряды завоевателей вышли в 1223 г. к Дону. Здесь они столкнулись с половцами.
(сл.9)
Половецкие предводители бросились за помощью в Киев, уговаривая русских князей совместно выступить против непрошеных гостей. В Киеве рассудили, что лучше встретить пришельцев подальше от родной земли, и приняли предложение половцев. В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Монголо-татары, узнав о сборах, отправили своих послов с такими словами: «Слыхали мы, что вы идёте против нас, послушавши половцев, а мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сёл ваших; не на вас пришли, но пришли по воле Божией на холопов и конюхов своих половцев. Вы возьмите с нами мир; коли побегут к вам, — гоните от себя и забирайте их имение; мы слышали, что и вам они наделали много зла; мы их и за это бьём»
(сл.10)
- Первые стычки с врагом породили у русских впечатление о быстрой и легкой победе. Однако татары заманили русско-половецкие полки на неудобную местность у реки Калки и здесь преподали им предметный урок. Сделать это было не столь трудно, так как в русском войске не было согласия и единства. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими. Стремительная атака татарской конницы смяла передовые отряды половцев и русских. Те в замешательстве стали отступать, не получая помощи.
(сл.11)
Попытки некоторых отрядов устоять на избранных позициях привели к разгрому. Осажденные в укрепленных лагерях князья в конце концов сдались при условии сохранения жизни. Но тут же рядовые воины были перебиты, а князья преданы мучительной казни. Связанных, их бросили наземь, сверху положили доски, на них уселись пировать татарские полководцы. Немного времени прошло, и несчастные были задавлены.
- Весть о битве на Калке вызвала в русских землях великую печаль, породила недобрые предчувствия. Но татары, нежданно появившись, столь же внезапно исчезли в восточных степях.
- Как вы думаете, почему же русские проиграли это сражение? (Несогласованность действий русских князей, отсутствие единого командования, незнание монгольской тактики ведения боя, недооценка противника)
-В чем была сила монгольского войска? (В организации и дисциплине)
2. Вторжение в Рязанскую землю.
(сл.12)
Битва на Калке сделала Русь врагом монголов. Совет монгольских ханов – сыновей и внуков Чингисхана принял решение наказать Русь. В 1237году на Русь отправилось монгольское войско во главе с ханом Батыем. Монголы воспользовались политической раздробленностью Руси и разгромили несколько русских княжеств по очереди. Князья не приходили на помощь друг другу. Каждый думал, что монголы разгромят соседей, а его княжество не тронут.
К моменту наступления на Русь монгольская армия насчитывала до 75 тысяч человек. Ни одно русское княжество не имело такого количества воинов.
Первый удар был нанесён Рязанскому княжеству.
(сл.13)
Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”. Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором. Приняв подарки, Батый потребовал отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей, а лично для себя – красавицу Евпраксию, жену Фёдора.
(сл.14)
Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни.
- Рязань 6 дней отражала непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами. Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей. Погиб и рязанский князь со своей семьёй.
(сл.15)
Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат /приложение 2/.
Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу. Нанося монголам большой урон.
3. Разгром Владимирского княжества.
(сл.16)
Расправившись с Рязанским княжеством, Батый двинулся на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно защищавшаяся Коломна. Затем монголы подошли в Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой, 5 дней мужественно защищали Москву. Но город был взят, разграблен и сожжён, а все её жители беспощадно перебиты « от старца и до сущего младенца»
3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. При штурме города монголы использовали пороки и камнемётные машины. Великий владимирский князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско, а оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович.
(сл.17)
7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли, убивали и уводили в плен. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь Юрий приготовился к схватке с монгольскими воинами, но недооценил противника. В марте 1238 года монголы напали на русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь Юрий.
Работа по учебнику
4. Поход на Новгород -прочитаем об этом на стр. 108 – 111.
После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок.
Сообщение об обороне г. Торжка /приложение 3/
К концу марта монголы-татары подошли к небольшой крепости Козельск /приложение 4/.
Сообщение о защите Козельска
После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.
Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.
Самостоятельная работа
Работа с документом стр. 112 – 113 учебника[4]
Подведение итога урока
-Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?
-Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
- вопросы на стр. 121
Рефлексия.
- Достигли ли вы поставленных в начале урока целей?
- Что для вас было интересным?
- Что показалось сложным?
(сл.18)
п.12, записи, вопросы, подготовить сообщение об Александре Невском.
1.Учебник 6 кл. «История России с древнейших времён до конца ХVI века» (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной). – 2011г.
2. Н.Ю. Колесниченко.История России с древнейших времён до конца ХVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2005г.
3. Красильников П.Н. Тесты и задания по истории России IX – XVIв.в. 6 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Школьная Пресса, 2004г.
4. ФГОС [Электронныйресурс].URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Зуева Е.Н., учитель истории и обществознания
[1] Федеральный образовательный стандарт с5
[2] Федеральный образовательный стандарт с7
[3] Федеральный образовательный стандарт с22
[4] Учебник 6 кл. «История России с древнейших времён до конца ХVI века» (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной). – 2016г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тестирование по теме: « Главные политические центры Руси»
1. В каком веке началось проникновение ильменских словян, кривичей и витячей в Северо – Восточные земли Руси?
А) с 9 века
Б) с 10 века
В) с 11 века
2. В чём заключалась особенность освоения северо-восточной земли?
А) были освоены племенами
Б) осваивались по инициативе уже существовавшей княжеской власти
В) особенностей не наблюдалось
3. Какой город был основан Владимиром Мономахом?
А) Ярославль
Б) Владимир – на - Клязьме
В) Великий Новгород
4. Юрий Долгорукий получил своё прозвище благодаря тому, что…
А) имел длинные руки
Б) любил присваивать плоды чужого труда
В) стремился присоединить к своему княжеству другие земли
5. Годом основания Москвы считается:
А) 1100 г.
Б) 1139 г.
В) 1147 г.
6. Юрий Долгорукий был одновременно:
А) киевским и суздальским князем
Б) киевским и ростовским князем
В) смоленским и черниговским князем
7. Андрей Боголюбский был Юрию Долгорукому:
А) сыном
Б) братом
В) внуком
8. Годы правления Андрея Боголюбского:
А) 1157 – 1174 гг.
Б) 1148 – 1162 гг.
В) 1121 – 11543 гг.
9. Главной задачей своего правления Андрей Боголюбский считал:
А) укрепление границ своего княжества
Б) укрепление и возвышение Владимиро-Суздальской земли
В) усиление своего влияния в других княжествах
10. Всеволод « Большое гнездо» получил такое прозвище, потому что
А) построил себе большой дом, в котором жили все его дети с семьями
Б) у него было много детей
В) он всем своим детям раздавал земли
11. Какой из ниже перечисленных князей первым присвоил себе титул
« Великий князь Владимирский»?
А) Юрий Долгорукий
Б) Всеволод Юрьевич
В) Андрей Юрьевич
12. В XII веке в Новгороде сложилась форма правления, которая называлась:
А) республикой
Б) монархией
В) империей
13. Кому из ниже перечисленных принадлежало право собирать налоги, ведать торговым судом и возглавлять в походах городское ополчение?
А) посаднику
Б) тысяцкому
В) владыке
14. Важное значение для Галицко-Вольнского княжества имели:
А) рыбные промыслы
Б) пушные промыслы
В) промысел по добычи соли
15. В каком году произошло объединение Галицкого и Волынского княжества?
А) в 1199 г.
Б) в 1212 г.
В) в 1225 г.
Критерии оценки:
Менее 7 – «2»
От 7 до 10 – «3»
От 11 до 14 – «4»
15 – «5»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
А | Б | Б | В | В | А | А | А | Б | Б | Б | А | Б | В | А |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Евпатий Коловрат
Во время кровавого набега Батыя рязанскому богатырю Евпатию Коловрату не случилось быть в родном городе. Вернувшись домой и найдя пепелище да трупы, богатырь собрал дружину почти в две тысячи человек и кинулся догонять монгольские полчища. Настиг он их уже в Суздальской земле, вклинился во вражьи ряды и ну рубить Батыевых воинов направо и налево.
Сам Евпатий был исполинского роста. Не всякий конь его выдерживал — иной приседал под тяжестью могучего всадника. Этот рязанский богатырь обладал неимоверной силой. Меч, которым он легко управлялся одной рукой, другие ратники и обеими удержать не могли. Одним ударом он рассекал монголов от головы до седла, и их тела распадались на две половины.
Много чужеземцев сокрушил Коловрат, и дружина его сражалась храбро и яростно. Но что могла сделать горстка смельчаков с неисчислимой Батыевой ратью? После нескольких ранений ослабел богатырь Евпатий, но, истекая кровью, все равно продолжал биться, пока не упал с коня бездыханным.
И велел, будто бы Батый отпустить всех, кто остался в живых, а тело Коловрата отдать его дружине, ибо и сам считал, такой герой достоин быть похороненным с честью и славой.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Сообщение об обороне г. Торжка
Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира и Рязани, снабжавших Новгород хлебом. В Торжке всегда имелись запасы зерна. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевший за зиму запас кормов.
Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение двух недель отбивали атаки врага.
Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Сообщение о защите Козельска
В марте 1238 года военачальник хана Батыя Гуюкхан уверенно привел свои отряды к Козельску, твердо рассчитывая встать там на отдых. Но не тут-то было! Этот маленький город вовсе не собирался сдаваться и покорно впускать захватчиков. Под его стенами завязались упорные бои. На головы монголов летели камни и тяжелые поленья, лилась горячая смола. Козельцы ухитрились повредить даже грозные стенобитные машины врага.
Сорок девять дней продолжалась битва за Козельск. Воинам Батыя через сделанный ими пролом в стене удалось ворваться в город, но там сражение разгорелось с новой силой. Лишь когда все защитники, которые еще могли держать оружие, пали, Козельск оказался в руках врага. Русских пленных не оказалось. Козельцы погибали, но не сдавались.
По приказу Батыя, который не знал, на ком выместить свою злобу мертвым русским отрубили головы и сложили из них высокую пирамиду. А сам Козельск он назвал «злым городом» и приказал его сровнять с землёй.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа:
Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
1. - В каком году Батый совершил второй поход на Русь?
2. - В каком году воины Батыя двинулись в Центральную Европу?
3. - Какие города Южной Руси были сожжены?
4. - Что стало с Киевом?
5. - Какие западные страны были разорены Батыем?
6. - В каком году воины Батыя вернулись на Нижнюю Волгу?
ОТВЕТЫ
Самостоятельная работа
Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
1. 1239 году
2. В 1241 году
3. Переяславль-Южный, Чернигов и др.
4. Монголы овладели им
5. Галицкая Русь, Венгрия, Польша, Чехия
6. В 1241 году
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)
Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока
Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монгол...
Конспект урока "Нашествие персидских войск на Элладу"
Цели урока:- Образовательные:v Обобщить, систематизировать, закрепить знания по предыдущей теме – «Марафонская битва»v Завершить формирование у учащихся представления о ходе, причинах и итоге греко-пе...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока
Технологическая карта урока истории 6 класс с использованием ЭОРНашествие с Востока...
Разработка итогового урока по разделу "Древний Восток" (История 5 класс) в форме командного конкурса - игры "Путешествие вглубь веков"
Игровая форма проведения обобщающих уроков в 5-7 классах активно применяется автором, так как с большим интересом воспринимается учащимися, позволяет привлечь всех учащихся класса к активному участию....