Статья "Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания".
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программные документы об основных направлениях модернизации образования последних лет, акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать процессам социализации личности, обеспечения возможности продолжать обучение, подготовке высокообразованных людей и квалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. А модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям и навыкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_ikt_v_protsesse_obucheniya_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания.
Донскова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 6 г. Буденновска
Программные документы об основных направлениях модернизации образования последних лет, акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать процессам социализации личности, обеспечения возможности продолжать обучение, подготовке высокообразованных людей и квалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. А модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям и навыкам.
Государственный образовательный стандарт выделяет историю, как стержень гуманитарных, обществоведческих курсов. История обеспечивает всей системе школьного образования необходимый гуманитарный и исторический аспекты, позволяет раскрыть связь разных областей знаний с человеком, их значение для личности и общества. Обратившись к опыту Я. М. Неверова, который стремился к совершенствованию воспитания, и делал это в духе народности, мы видим, что средствами для реализации идеи народности он также считал труд, историю и устное народное творчество*.
Формирование у школьников ключевых компетентностей – также одна из задач, поставленных перед педагогами в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (принята Приказом Министерства образования России от 23.07.2002г. № 2866). Ключевые компетентности - «результат образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия»**[1] и выделяют три ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационную и коммуникативную компетентности.
Принципиальным отличием компетентностей от традиционных знаний является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Деятельность всегда субъектна, и именно поэтому она вступает в противоречие с традиционным способом работы на уроке: восприятие и воспроизведение данной учителем информации без учета индивидуальных возможностей учащихся.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Также позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Важным условием использования информационных технологий является также психологическая и профессиональная подготовка учителя. Я. М. Неверов также в своих трудах уделял внимание путям и средствам рациональной постановки обучения в школе, для которой огромное значение имеет система подготовки учительских кадров, совершенствование программно-методической работы учителя в школе. Ведь нет гарантии одинакового продвижения всех учащихся в процессе учения, так как развитие ребенка обусловлено не столько внешними обстоятельствами, сколько его внутренним потенциалом. Отсюда становится необходимым к изменение в организации учебного процесса – учебно-методического, технологического обеспечения, форм и методов работы с учениками, а, следовательно, к необходимости определения системы дидактических принципов, отражающих специфику данного обучения и его реализацию.
На уроках истории задания должны быть ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Достижение этого немыслимо без изучения документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в их основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
Возможность использования ИКТ и Интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной работе стимулирует учащихся и учителя к проектному методу работы. Поисково-исследовательская работа школьников с использованием ИКТ и Интернет-технологий, дает положительную мотивацию при изучении предметов всех школьных циклов. Главное преимущество применения информационных технологий – это возможность от заучивания учебного материала перейти к его пониманию.
Мультимедиа курсы по истории имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебниками и учебными пособиями:
1. Они дают возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к индивидуальным особенностям учащихся. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими разноуровневую подготовку.
2. Гипертекстовая организация мультимедиа курсов позволяет организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности. Модульная организация мультимедийных курсов основана на представлении о различных уровнях усвоения учебного материала детьми:
1-й уровень – иллюстративно-описательный,
2-й – репродуктивный,
3-й – творческий.
Модульная организация мультимедиа курсов позволяет компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.
3. Использование при создании мультимедиа курса различных технических возможностей позволяет учесть индивидуальные особенности детского восприятия. Большая часть школьников имеет визуальное восприятие в сравнении с аудиальным. Именно поэтому зачастую прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение в мультимедиа курс статической и динамической графики, иллюстраций, карт дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
4. Мультимедиа курсы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, так как основаны на интерактивности.
5. Встроенные в мультимедиа курсы, тестирующие программы разного уровня усиливают контролирующие функции учебного курса, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратную связь. Более того, игровые компоненты, включенные в мультимедиа курс, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала.
При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
Использование ИКТ позволяет разнообразить формы подачи информации. Для демонстраций репродукций, схем, можно готовить слайды в программе Power Point, в которых использовать различные анимационные эффекты. Материал сопровождается пояснительным текстом, голосом диктора. Материал для показа набирается из разных источников – это тексты, репродукции картин, видеофильмы, анимационные карты, заимствованные с дисков «Энциклопедия истории России» ) (“Интерактивный мир”), “Большая энциклопедия” («Кирилл и Мефодий»), «Шедевры русской живописи» («Кирилл и Мефодий»).Компьютеры используются также для тестирования учащихся. Дети работают с программой и учебником. Школьники сразу видят результат своей работы, могут его улучшить, повторив работу с тестом. Ученики сами добывают нужную информацию, самостоятельно изучая презентации (см. приложение).
Использование инновационных технологий значительно повышает интерес у школьников к изучению истории. Активизируется внимание учащихся. Правильно выбранные педагогические технологии должны подтверждать результаты работы.
Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:
- Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
- Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
- Объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
- Наличие у учащихся познавательного интереса;
- Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Формируется новая информационная культура российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания людей в XXI веке.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель,
а тем, что они взяли в процессе обучения.
[1]* Хатаев И. Е «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я.М.Неверова (1810-1893 гг.» Автореферат. Владикавказ 2002
** Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – С. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления школьников на основе интерактивного обучения в процессе преподавания истории и обществознания
Работа по теме самообразования....
Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания
Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...
Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.
Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории Акатьевой В.И....
Презентация к выступлению "Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию"
Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории Акатьевой В.И....
Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»
Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...
Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».
1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...