Мастер-класс "История жива, пока мы помним о ней"
план-конспект занятия по истории (9 класс)
Ровно 75 лет назад бесстрашные воины и мирные граждане из каждой точки на карте Советского Союза ценой собственной жизни сложили долгожданное слово – ПОБЕДА. Мы вместе являемся наследниками той великой Победы. И наша задача - с гордостью и уважением пронести воспоминания о Великой Отечественной войне сквозьгода, из поколения в поколение, чтобы каждый русский человек знал и чтил память о людях, боровшихся за мирное небо над нами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "История жива, пока мы помним о ней" | 59.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ХСОШ № 1» имени Д.А.Ашхамафа
Мастер - класс
«История жива, пока мы помним о ней».
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Тазова Фатима Батырбиевна
Хакуринохабль
2020
Мастер - класс
«История жива, пока мы помним о ней».
(На протяжении всего мастер – класса звучит симфония
Д.Шостаковича «6 соната»)
1.Организационный момент:
-Всем добрый день! Сегодня мы собрались не просто так. В 2020 году русский народ отметит особенную дату. Попробуйте догадаться, чему она посвящена. Перед вами картинки с ребусами, вам необходимо их разгадать. Ответы на ребусы будут являться подсказкой. Проверим, что у вас получилось. Как вы думаете, какой день в году считается особенной датой?
- 9 мая.
-Вы правы. Речь пойдет о Дне Победы в Великой Отечественной войне, который отмечается ежегодно в нашей стране 9 мая. Может быть, кто-то знает, почему эта война так называется? Весь народ, от мала до велика, встал на защиту своего Отечества, своей Родины. Шли трудные бои, много людей погибло, но враг в Москву не прошел.
- Я хочу представить вам девиз работы: Он выражен в стихотворных строках:
За годом год стучит в окно…
Была война давным-давно,
Давным-давно в запас ушли солдаты.
Но быль о ней всегда нужна,
О том, какой была война
Когда-то…
II .Ход мастер-класса.
-Ровно 75 лет назад бесстрашные воины и мирные граждане из каждой точки на карте Советского Союза ценой собственной жизни сложили долгожданное слово – ПОБЕДА. Мы вместе являемся наследниками той великой Победы. И наша задача - с гордостью и уважением пронести воспоминания о Великой Отечественной войне сквозь года, из поколения в поколение, чтобы каждый русский человек знал и чтил память о людях, боровшихся за мирное небо над нами. Чтобы выполнить эту задачу, нужно самим знать историю того времени.
-Я принесла с собой вещь, которая поможет нам сохранить воспоминания. Угадайте, что это такое?
Он в архиве семьи есть,
Фотографий в нём не счесть,
Берём в руки и листаем,
Смотрим фото, вспоминаем,
Каждый снимок дорог в нём,
Это наш- … (Фотоальбом.)
-Пока в альбоме нет фотографий, так как у нас нет воспоминаний. Но в течение нашей работы «хранитель истории» обязательно пополнится.
Итак, начнем наше путешествие в далекий 1941-й год…
(Фото с выпускного вечера 1941 г. добавляется в альбом).
(Звучит песня «Священная война»
- 22 июня 1941 года ранним утром мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Напали будто грабители, будто разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей убить или сделать своими слугами и рабами. Начиналась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
-Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «война»? Подберите к этому слову эпитеты.
-Война никогда не будет теплым, светлым словом, как слово «мир».
-Сегодня мы вспомним некоторые битвы, которые шаг за шагом приближали наш народ к победе. Первыми встретили противника пограничники Белорусской крепости. А в каком городе находилась эта крепость, мы узнаем, решив задачу.
Задание 1.
Перед вами слово «Ястреб». Каждой букве соответствует определенная цифра. Расставьте цифры в порядке возрастания и скажите название города.(Брест)
-22 июня 1941 года в 4 часа утра по Брестской крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь. Были уничтожены склады, поврежден водопровод, прервана связь. Очень быстро крепость была окружена, однако, пограничники решили не сдаваться врагу. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних её защитников. Пограничники сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Навеки останется в народной памяти подвиг защитников Брестской крепости.
(Фото Брестской крепости добавляется в фотоальбом)
-Есть еще две великие битвы в истории ВОВ. Они происходили в двух далеких друг от друга городах. Они носят звания городов-героев за отвагу местных жителей. Сейчас мы попробуем узнать, о каких населенных пунктах идет речь. Перед вами части картинки. Ваша задача - собрать из фрагментов памятные места городов-героев.Сейчас мы знаем его как Санкт- Петербург.
-В сентябре 1941 года Ленинград, город который нам известен как Санкт-Петербург, был окружен противником со всех четырех сторон. Не сумев захватить город в бою, немцы решили убить людей голодом. К голоду привыкнуть невозможно, но они жили. Людям выдавали маленький кусочек хлеба и больше ничего. Ленинград не сдался! Те, кто выдержал блокаду, видел немцев только пленными.
(Фото блокады Ленинграда добавляется в фотоальбом)
-Летом 1942 года немецкие войска двинулись к реке Волга. Там находился большой город Сталинград. В наше время этот город носит название Волгоград. За рекой Волгой находились главные резервы нашей армии. Попади они в руки фашистов – и лишилась бы она и танков, и самолётов, и снарядов. Фашистским войскам удалось прорваться в город. Шли ожесточённые бои за каждый дом, за каждую улицу. Но нашим солдатам удалось остановить фашистов. К началу зимних холодов 1942 года огромное количество фашистов было окружено и попало в плен.
(Фото Сталинградской битвы добавляется в фотоальбом)
-Название нашего города тоже есть в истории ВОВ. В годы войны Ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию. Он снабжал Сталинградский и Воронежский фронты. Наши враги тоже понимали, насколько важна Ртищевская железная дорога. Они планировали ее уничтожить, но ничего не вышло. С помощью специальной системы, наш город для врагов с неба оставался незамеченным, поэтому мы потерпели незначительные потери
(Фото железнодорожного узла добавляется в альбом).
- Вот так и днем, и ночью солдаты сражались за свою Родину, за то, чтобы не досталась русская земля врагам. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. А с фронта долетали долгожданные весточки, письма с особенным названием. Так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. Получался треугольник.
(Фото письма – треугольника добавляется в альбом)
- Как мы уже поняли, в период войны продовольствие и снаряды перевозили на машинах или по железной дороге. Также передавалась и почта. Но, если сообщение было срочным, использовалось изобретение Морзе. Единственный недостаток: он мог передать только два типа сигнала – точку или тире, которые рисовало на бумажной ленте специальное перышко.
Задание 2.
Перед вами та самая Азбука Морзе. Расшифруйте написанное сообщение («Вечный огонь»).
-Вечный огонь! Он горит зимой и летом, днем и ночью, символизируя долгую, вечную память о подвиге защитников Родины. В День Победы - 9 мая к нему приносят цветы, приходят, чтобы постоять, помолчать, поклониться памяти героев...
(Фото Вечного огня добавляется в альбом).
- Давайте почтим память тех, кто отдал свою жизнь за будущее, в котором нет войны, минутой молчания.
(Звучит метроном .Минута молчания)
III.Подведение итогов.
- У нас получилось заполнить воспоминаниями альбом. Но это только часть истории. 4 года. 1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941года. Каждый день сражались и отдавали свои жизни за Родину смелые солдаты, бесстрашные женщины и даже маленькие, но отважные дети. В альбоме Великой Отечественной Войны фотографий не счесть, только портретов погибших и пропавших без вести солдат – более 26 миллионов (видеофрагмент).
- Память об этих людях должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы, но и в наших сердцах. Мы должны помнить подвиг солдат, воевавших за мир в нашей стране.
- Я предлагаю написать письмо ветеранам, тем, кого мы будем благодарить всегда за свою мирную жизнь. Но сделаем это по-военному, с помощью письма - треугольника. Подумайте, что бы вы хотели сказать людям военных лет.
(Дети оформляют письмо ветеранам ВОВ и складывают в форме треугольника)
- Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города!
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
И пусть мирно проходят года!
Пусть не будет войны никогда!
-Спасибо Вам за работу ! Наш мастер – класс окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Они живы, пока их помнят"
материал для проведения урока Мужества, посвященного войне в Афганистане...
Они живы пока мы помним!
социальный проект...
Внеклассное мероприятие "Пока мы помним, мы - живем"
Внеклассное мероприятие посвящено выводу советских войск из Афганистана. Направлено на воспитание гражданственности, патриотизма, чувства долга , любви к Родине....
"Они живы, пока мы их помним"
Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню Победы...
Сочинение «Они живы, пока о них помнят…»
В сочинение представлен материал о человеке, который молодым парнем после срочной службы попал на фронт....
Викторина "Герои живы, пока мы помним о них..."
Для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII видаНа всех участках огромного фронта от Баренцева до Черного моря воевали уроженцы Татарии.За годы войны 174 тысячи из них были...
Классный час «Вы живы, пока мы помним…»
Классный час «Вы живы, пока мы помним…» является воспитательным мероприятием, направленным на формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения и почитания народа, пе...