Курай.
проект по истории (5 класс)

Курай изготавливается из стебля зонтичного растения. Курай имеет древне- тюркское происхождение и образовано слиянием слов " кура" -стебель растений и "най" - тростник. Представляем работу исследовательского кружка в школе ученика 5класса Ахмедьянова Аслана под руководством учителя истории Мухамедьянова Талгата Аксановича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuray_issled_rabota.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:


Тема исследовательской работы:

«Курай – символ Башкортостана».










Выполнил: Ахмедьянов Азамат

ученик 5 класса, МБОУ «Аллабердинская СОШ»  с Аллабердино

Научный руководитель:
Мухамедьянов Талгат Аксанович –учитель истории

МБОУ «Аллабердинская СОШ» с.Аллабердино


Аллабердино 2019 г.




ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение.

1. Цель и задачи исследования
2. Объект, предмет и гипотеза исследования

3. Методы исследования.

2.Основная часть.

1. Почему я выбрал эту тему?
2. Общая характеристика башкирского инструмента -курая.
3.Беседа с учителем по кураю,о происхождении этого инструмента.

4.Посещение в РДК кружка
5. Анкетирование учеников начальных классов.
6. Результаты исследования.

3.Заключение.

Литература





















1.Введение.

Ежедневно, приходя в школу, я вижув фойе школы герб и флаг республики – Башкортостан.

На них изображено соцветие курая, состоящее из семи лепестков.

У башкир также издавна известен музыкальный инструмент – курай, который считается одним из символов башкирского народа.

Что же связывает оба этих понятия? И почему скромному растению отдали такое предпочтение среди других?

Эти и другие вопросы и послужили выбору темы моей исследовательской работы: «Курай – символ Башкортостана».

Цель исследовательской работы: выяснить актуальность башкирского национального инструмента -курая в жизни современного ученика.
изучить историю возникновения курая и его роль в культурной жизни башкирского народа.

Задачи:

-собрать информацию и познакомить одноклассников с особенностями национального инструмента;
-развивать умение увидеть красоту мелодии национального инструмента;
- изучить литературу по данному вопросу;

- побеседовать со взрослыми о происхождении и значении курая;

- лучше узнать историю и культуру своего народа.

-сделать выводы.

Гипотеза: изучив историю возникновения и значение курая, я буду лучше знать культуру и обычаи своего народа.

Объект: курай – музыкальный инструмент.

Предмет исследования: история возникновения и значение курая .

Результат работы: создание альбома «Курай».


2.В краткой энциклопедии Башкортостана приводятся такие сведения: «КУРАЙ– башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты».

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения  (Реброплодник уральский), произрастающего в хвойных и берёзово-осиновых лесах, на лесных вырубках, в оврагах и около болот. Стебель растения прямой, бороздчатый, внутри полый (пустой). Взрослое растение достигает высоты до двух метров.

Этимология названия «КУРАЙ» до конца не выяснена. Возможно, это слово имеет древнетюрское происхождение и образовано слиянием слов «кура» - стебель крупных зонтичных растений и «най» - тростник, флейта.

Курай изготавливают путём обхвата стебля руками поочерёдно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Курай имеет 4 игровых отверстия на лицевой

стороне и одно на тыльной. Отверстия вырезаются, начиная снизу: первое – на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 2 пальцев, последнее пятое – на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвёртого отверстия.

 Инструменты типа продольной открытой флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов подобного типа. Так, например, открытая флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан), относящегося к11 веку до н.э. В кургане Бишунгаровского могильника (Башкортостан) найдена костяная флейта с одиннадцатью отверстиями, датируемая 4 – 11 вв. до н.э. А в музее Филадельфийского университета хранится серебряная шумерская флейта, датированная примерно 2600 годом до н.э., с тем же  количеством и расположением отверстий, что и на курае.

Мой учитель музыкальной школы Кулуев Руслан Нафикович  сказал:

Скорее всего, исторические корни курая необходимо искать в истории скотоводческих племён-кочевников в ходе «Великого переселения народов» на запад, где подобные музыкальные инструменты были изначально инструментами пастухов.

Кем был он, срезавший впервые стебель курай-травы? Чабан ли, ушедший с лошадьми далеко в горы, или умудрённый сэсэн-сказитель, услышавший в полой тростинке задушевный посвист влетевшего в горловину ветра, доподлинно не известно.

Существует легенда о происхождении музыкального инструмента –курай, согласно которой, как злой хан, у которого на голове рос рог, призывал к себе молодых людей для стрижки волос. И те, узнавая тайну хана, карались смертью. Один из них спасся, бежал, и на горе услышал звуки, издаваемые травяным растением – кураем. Юноша срезал стебель растения, сделал в нём отверстия и заиграл мелодию, которая поведала всем о злой тайне хана.

Также курай упоминается в древних башкирских эпосах: «Акбузат», «Кара-Юрга».

Ясно одно: башкирам с кураем повезло – сама природа подарила им величайшее своё творение – самобытную флейту.

Истории неизвестно, кто был первым кураистом земли башкирской, но уже в древнем устном народном творчестве весьма часто упоминается курай, называются имена сэсэнов-сказителей, которые были искусными кураистами. Одним из них назван в 18 веке кураист Буранбай Кутдусов. Любимыми кураистами башкирского народа в 20-м веке признаны: Ишмулла Дильмухаметов, Азат Аюткулов, Ишморат Ильбаков.

 «Журавлиная песнь» -эта мелодия исполняется только на курае, так как только на этом инструменте можно издать звук, подобный крику журавлей.

Роль и место данного инструмента в этнической культуре башкир огромны: курай является не только важным, а порой и главным элементом культуры – он превратился в один из символов башкирского народа, выполняя почти такие же функции, как гимн, флаг, герб. Не случайно его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского края. Корона с изображением семи лепестков-тычинок, обрамлённых золотым кругом, легла в основу Государственного флага Башкортостана, символизируя «Древо жизни». Семицветье курая означает единение многих народов. А если учесть, что Башкортостан – многонациональная республика, то такая эмблема становится символом дружной, единой, равноправной семьи народов.

Я  посещаю музыкальную школу по классу »Курай ». Мне нравится исполнять мелодии на этих музыкальных инструментах. Я выступаю в школе, в СДК на праздниках. Мой кумир- Роберт Юлдашев. Я хочу научиться играть как он и выступить на конкурсе кураистов. Это моя мечта.

Опрос сверстников, что они знают о курае.

Учащимся 2-4 классов были предложены анкеты с вопросами, которые должны были определить уровень знаний о башкирском национальном инструменте -курае.

1. «Что изображено на флаге и гербе Башкортостана?»

2.»Что входит в 7 чудес Башкортостана?»

3.» Нравятся ли мелодии, исполняемые на курае?»

4.»Хотели бы сами научиться игре на курае?»

5.»Хотели бы вы в свободное время заниматься разучиванием мелодий на инструменте или компьютерными играми?»

Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод, что мои сверстники знают, что изображено на флаге и гербе Башкортостана, но не все ребята знают об историческом прошлом курая, что курай входит в 7 чудес Башкортостана. Многие одноклассники хотят научиться игре на курае, но предпочтение отдают компьютерным играм.

3.Заключение

В своем исследовании я узнал об историческом прошлом курая.

Курай – очень древний музыкальный инструмент, оказавший сильное воздействие на культурное наследие башкирского народа. Его символическое изображение – неотъемлемая часть башкирской символики. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и трудовых будней башкир, обогащая и передавая из поколения в поколение его самобытное и уникальное звучание, внося свой бесценный вклад в культурное развитие всей страны.

С помощью анкетирования определил, что не все мои сверстники хорошо знают этот музыкальный инструмент. Чтобы восполнить недостаток в знаниях своих сверстников, мы решили провести классный час на тему: «Курай- символ Башкортостана», оформить стенд.

Подготовка исследования развивал мои информационные и познавательные навыки, я научился работать со статьями из газет, искать информацию в интернете.

А сейчас я сыграю мелодию на курае, а вы попробуйте отгадать, как она называется.

Каждый человек гордится своей великой страной, своей республикой и своей малой Родиной. Знать прошлое и настоящее своей Родины, её символы – это обязанность каждого человека.

Мой курай , я буду играть на курае.


Список литературы:

1.Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. С-П., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!» (Классный час, с использованием здоровьесберегающих технологий).

Классный час «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредной привычки. В ходе классного часа учащи...

курить или не курить-решай сам!

классный час для среднего возраста воспитанников детских домов...

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждени...

Диспут «Курить или не курить – личное дело каждого?»

Диспут проводился в 10 классе по результатам анкетирования. Данные анкет были представлены в виде презентации....

Классный час "Курить или не курить"

Классный час "курить или не курить" содержит анкету "Предрасположенность к курению"...

Курить или не курить?

Стихотворение посвящено одной из проблем человечества. Стоит ли ........

Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".

Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...